Характеристика наблюдения как метода исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

НАБЛЮДЕНИЕ - это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

            В педагогической и психологической литературе описываются следующие виды наблюдений.

 

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ     И проводит сам исследователь,  непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом.                                                                ОПОСРЕДОВАННОЕ используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми = сообщения воспитателя = магнито-кино-видео записи.
ОТКРЫТОЕ /ЯВНОЕ/            наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц =. поведение ребёнка, знающего, что за ним наблюдают, меняется = важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась СКРЫТНОЕ наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении. = использование скрытых камер и т.д.
ВКЛЮЧЕННОЕ/ПРИЧАСТНОЕ/ наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и  анализирует событие «изнутри». Наблюдатель выступает как член  наблюдаемой группы. НЕ ВКЛЮЧЕННОЕ /НЕ ПРИЧАСТНОЕ/ исследователь ведет наблюдение  извне.
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ /сплошное/ Регулярное наблюдение в течение  определенного периода. Фиксируются все проявления деятельности ребёнка.  =  дневники родителей     = дневники педагогов НЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ /выборочное/ наблюдается какой-либо один процесс,  какое либо одно явление. = навыки общения воспитателя с ребёнком = речь ребёнка
ДОЛГОВРЕМЕННОЕ Наблюдение при изучении развития детей в течение нескольких лет КРАТКОВРЕМЕННОЕ Разные варианты: а/ наблюдение деятельности ребёнка в определенное время, в течение одного часа... б/ наблюдение для замера интервалов времени, частотности событий и т.д.
КАУЗАЛЬНОЕ /причинное/ наблюдение отдельных случаев, которые имеют                            интерес. наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нем. = наблюдение за возбудимым ребёнком. ЭПИЗОДИЧЕСКОЕ Фиксируются отдельные факты поведения, например, типичные для данного ребёнка.
ВНЕШНЕЕ /наблюдение со стороны/ Способ сбора данных о другом человеке путем наблюдения за ним со стороны. ВНУТРЕННЕЕ /самонаблюдение/ Переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими ощущениями.

Приведенная выше классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида наблюдения, оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты.

2. Условия проведения наблюдения:

1/ Перед любым наблюдением формулируется цель: какой процесс или явление будет изучаться, например, сформированность культурно-гигиенических навыков.

2/ В зависимости от цели исследования выбирается объект /испытуемый соответствующего пола и возраста/ и ситуации, в которых будет осуществляться наблюдение: /например, в режимных процессах - при приеме пищи, умывании, одевании и раздевании/

3/ При наблюдении необходимо поддерживать естественные условия жизни испытуемых, для этого следует предварительно познакомиться с группой детей, адаптироваться в их среде ними за 2-3 дня, чтобы не быть для них посторонним человеком. Тогда испытуемые ведут себя раскованно и естественно.

4/ С той же целью сохранить естественные условия исследователь не вмешивается в деятельность испытуемого, который не знает, что за ним наблюдают.

5/ Для получения дополнительной информации об испытуемом важно побеседовать с людьми, которые хорошо знают испытуемого, после того, как будет проведено наблюдение и сделана первичная обработка полученного материала.

Нужно помнить, что социальные стереотипы могут повлиять на объективность фиксации и обработки данных. Коли в отношении испытуемого сформировалась положительная установка, то исследователь может не заметить негативных психических проявлений, а если и зафиксирует их, то, скорее всего, объяснит как случайное. И, наоборот, при отрицательной установке исследователь может не заметить положительные стороны, а сконцентрировать внимание на отрицательных психических фактах и при интерпретации данных объяснить их как закономерные и постоянные.

6/ Наблюдение даёт объективные данные, если оно проводится последовательно и систематично, т.е. за испытуемым наблюдают не меньше 2-3 раз в одних и тех же видах деятельности. Это связано с тем, что наблюдаемые факты не отделены, от многих попутных явлении, важно выявить существенное в наблюдаемом, отделить случайность от закономерности.

7/ Нужно заранее разработать и освоить способы фиксации данных. Следует производить "фотографическую запись всех фактов в протоколе, не искажая и не изменяя их.

Обратите внимание на протоколы наблюдений, внимательно прочтите их и проанализируйте. При анализе определите:

 1/ что фиксируется;

2/ как фиксируется, /с.9 Урунтаева/

Протокольная запись дословно фиксирует все высказывания в прямой / не косвенной!/ речи без исправления ошибок, указывается также интонация, сила голоса. В протоколе отмечают высказывания взрослых и сверстников, контактирующих с ребёнком. Кроме речи, направленное к ребёнку, в протоколе отражают действия и эмоции окружающих, вызывающие его реакцию. Таким образом; наблюдения фиксируют целостную ситуацию, в которую включен испытуемый.

Группы проявлений, которые фиксируются в дневнике:

- речь /высказывания - наблюдаемого взрослым, сверстникам/

интонация, сила голоса, словесные реакции

- мимика, пантомимика

- поведение /действия, поступки/

- деятельность

Протоколирование может осуществляться с помощью условных значков, стенографирования, а также может осуществляться магнитофонная запись, фото-, кино-видео регистрация.

3. ОБЩАЯ ПРОЦЕДУРА НАБЛЮДЕНИЯ ВЫГЛЯДИТ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:

№ п/п! Содержание Процедуры
1 Определить задачу и цель наблюдения Для чего с какой целью?
2 Выбрать объект, предмет и ситуацию. продумать план, систему категорий Что наблюдать?
3 Выбрать способ наблюдения - менее влияющий на исследуемый объект - наиболее эффективный Как наблюдать?
4 Выбрать способ регистрации Как вести запись?
5 Полученную информацию обработать и объяснить Каков результат?

 

Особенности методов опроса: понятия о беседе и анкетировании как методах исследования, требования к их проведению, требования к оформлению анкет

Дата: 2018-12-28, просмотров: 230.