Просим Вас принять участие в исследовании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

по проблемам молодежи. Ваши искренние ответы очень помогут нам. Читайте, пожалуйста, каждый вопрос анкеты и в кружок обводите цифровой код варианта ответа, совпадающего с Вашим мнением, и по необходимости допишите свой вариант.

Заранее благодарим Вас!

В контактной части анкеты задаются один или два вопроса, не вызывающих затруднений в ответе и преследующих цель побудить исследуемого к началу работы с анкетой.

Основная часть анкеты посвящена вопросам, которые позволяют достичь цели и задач исследования и проверить его гипотезы. Вопро- сы в основной части должны быть построены в соответствии с тема- тическими блоками.

Паспорт респондента в анкете содержит социально- демографические характеристики исследуемого (пол, возраст, соци- альное положение, образование, доходы, состав семьи и т.д.), кото- рые являются дополнительным фактором, объясняющим изучаемую проблему.

Окончательная благодарность – это не только дань вежливости, но и стимул для участия респондента в последующих исследованиях.

Основные требования к анкете как научному инструменту: лаконичность; корректность; вежливость; эстетичность; отсутствие непонятных для респондента терминов; ориентированность на воз- раст, интеллект, образование респондента; ориентированность при построении анкеты на методологию исследования.



Интервьюирование

К опросным методам исследования относится интервьюирова- ние. Это метод социально-психологического взаимодействия иссле- дователя и респондента, организованный на непосредственной их бе- седе с целью получения необходимой для исследования информации. По характеру и структуре интервью делятся на два вида: структури- рованное (формализованное) и неструктурированное (неформализо- ванное). В свою очередь, неформализованное интервью делится на: глубинное, нарративное, клиническое и другие виды.

Глубинное интервью как метод исследования представляет собой непринужденную беседу двух людей, в которой один из участников – интервьюер – помнит, что в данной ситуации он выступает как про- фессиональный исследователь, имитирующий роль равноправного собеседника [60].

Глубинное интервью относят к качественным методам исследо- вания, и по форме оно может быть неструктурированным, т.е. прово- диться в виде свободной беседы, или полуструктурированным, т.е. содержащим конкретные вопросы, которые задаются не обязательно в какой-то логической последовательности. Глубинное интервью, как правило, длится 1,5-2 часа.

Нарративное интервью (narrative – рассказ, повествование) представляет собой свободное повествование исследуемого о своей жизни. Роль интервьюера заключается в вежливом слушании и сти- муляции. Например, предварительное «погружение» исследуемого в проблемы личного, субъективного характера, необходимое для осо- знания им важности своего индивидуального опыта для исследуемых целей.

Структурированное (формализованное) интервью проводится на основе логически выстроенных вопросов и вариантов ответов на


них. Этим оно похоже на анкетирование, но, в отличие от анкетиро- вания, бланк интервью заполняет не респондент, а исследователь.

Процедура подготовки и проведения формализованного интер- вью заключается в следующем:

– исследователь в соответствии с целями и задачами исследо- вания скрупулезно продумывает вопросы и помещает их в бланк ин- тервью; варианты ответов размещаются в карточках под номерами, соответствующими номеру вопроса; карточки по очереди даются ин- тервьюируемому после очередного заданного вопроса;

– исследователь предварительно договаривается с респондентом о месте и времени беседы, благодарит о любезном согласии на ин- тервью;

– для непосредственной беседы интервьюер готовит матрицу, в которую будет заносить ответы интервьюируемого респондента. С разрешения респондента можно прибегать к техническим сред- ствам регистрации получаемой в ходе интервью информации (дикто- фон, видеозапись).

Преимущества метода интервью перед другими опросными ме- тодами (анкетированием, тестированием) заключаются в следующем:

1) при интервьюировании появляется возможность учесть уро- вень культуры, образования, степень компетентности исследуемого и при необходимости можно разъяснять ему значение отдельных слов, по-иному задать вопрос и т.д.;

2) этот метод дает возможность следить за реакцией интервью- ируемого, его отношением к проблеме, к поставленным вопросам. Интервьюер может прибегнуть к методам «сглаживания углов», если какой-то вопрос вызвал негативную реакцию;

3) опытный исследователь может видеть, искренне ли отвечает интервьюируемый, поэтому этот метод считается наиболее точным методом сбора информации. Макс Вебер назвал его «королевским».


Однако у этого метода есть и свои недостатки. Интервьюирование – трудоемкий процесс, требующий профес-

сиональных умений и коммуникативных качеств исследователя. В отличие от анкетирования этим методом можно получить инфор- мацию от небольшого числа людей. В день интервьюер может оп- росить не более восьми человек, в противном случае наступает эф- фект избирательного слушания.

 



Тестирование

Тестирование, также как анкетирование и интервьюирование, относится к опросным методам.

Понятие «тест» происходит от англ. «test», что означает «проба, испытание, исследование». Тест – это стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психофизиоло- гические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого [11]. Термин «тест» в научный оборот ввел аме- риканский психолог Дж. Кеттел в 1890 г. Он предложил серию из пя- тидесяти тестов для определения отдельных психофизиологических характеристик личности.

Французский психолог А. Бине применил принципы тестологи- ческих исследований к высшим психическим функциям человека. В 1891 г. в его серию тестов вошли задания на испытание памяти, вни- мания, типа представления, эстетических и этических качеств и др.

В 1911 г. немецкий психолог В. Штерн ввел в метод тестирова- ния коэффициент интеллектуальности.

Теоретические основы данного метода были разработаны анг- лийским психологом Ф. Гальтоном, который определял тестирование как серию одинаковых испытаний большого числа индивидов с по- следующей статистической обработкой результатов на основе выде- ления эталонов оценки.


В начале XX в. начинают разграничиваться психологические, педагогические, социологические и др. направления в разработке те- стов.

Первый стандартизированный педагогический тест был состав- лен американским психологом Э. Торндайком. В СССР в 1926 г. была опубликована первая серия тестов для школ.

С целью изучения человека как целостной структуры появля- лись психологические, социологические, культурологические, эт- нографические и другие теории личности, которые являлись основой для построения тестов. Их продолжали составлять и научно обосно- вывать как западные, так и отечественные ученые. Разрабатывались критерии оценки научности теста, шкалы измерений и правила ин- терпретации результатов.

И все же многие ученые осторожно относятся к тестам как ме- тодам исследования, считая, что с помощью тестов можно раскрыть лишь поверхностный слой проявления психических и социальных свойств личности. Поэтому, наряду с тестами, в исследовании необ- ходимо использовать и другие методики.

Кроме того, считается, что в практике проведения исследований лучше пользоваться проверенными и адаптированными наукой те- стами. Следует также помнить, что для использования тестов необхо- димы профессиональные знания и умения.

Примеры тестов приведены в приложениях данного пособия.

К часто используемым эмпирическим методам относится наблюдение.

Наблюдение как метод научного исследования используется при изучении малых групп, социально-психологического климата в кол- лективе, способов руководства группами, тех или иных конфликтных ситуаций и т.д.


Под наблюдением понимают метод сбора информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех фактов об объекте исследования. От повседневного наблюдения научное отли- чается тем, что оно проводится на основе ясной цели и иссле- довательских задач, зафиксированных в методологическом разделе программы исследования. Данные наблюдения фиксируются по определенной системе и на основе разработанной матрицы (бланка) наблюдения. В современных условиях используются технические средства регистрации информации.

Выделяются различные виды наблюдения. По такому основа- нию, как регулярность наблюдения делятся на разовое и повторное (систематическое). При повторном наблюдении действия фиксиру- ются регулярно в течение определенного периода времени.

В зависимости от положения наблюдателя наблюдения разли- чаются на включенное и невключенное.

Включенное наблюдение – это наблюдение за определенной общностью, при котором исследователь является одновременно ее членом. Такое включение дает возможность скрытого наблюдения, когда члены общности не осознают, что за ними наблюдают. Метод особенно эффективен при исследовании труднодоступных общностей и возникающих в этих общностях проблем. В педагогике и управле- нии обращаться к такому виду наблюдения можно при проведении деловых, ролевых игр, а также при использовании других социально- психологических методов активного обучения и воспитания.

Невключенное наблюдение – это наблюдение со стороны, когда наблюдатель не участвует в жизни наблюдаемого объекта и не всту- пает в прямые контакты с ним.

При наблюдении могут возникнуть определенные деликатные, морального плана, проблемы. Поэтому, пользуясь методом наблю-


дения, исследователь должен быть очень корректным и не придавать увиденное или услышанное гласности.

По месту проведения наблюдения различаются на полевые и ла- бораторные.

Полевые наблюдения проводятся в естественных условиях и встречаются наиболее часто.

Лабораторные наблюдения проводятся, как правило, в экспе- риментальной ситуации.

У наблюдения как метода исследования есть свои достоинства и недостатки.

Достоинства:

1) широко организованным наблюдением можно описать по- ведение всех участников;

2) наблюдение осуществляется одновременно с развитием со- бытий.

Недостатки:

1) невозможность повторить исследуемую ситуацию (поскольку социальные ситуации не воспроизводятся);

2) ограниченность социально-педагогических процессов по вре- мени наблюдения;

3) опасность адаптации исследователя к ситуации.

 




Документальные исследования

Среди важных эмпирических методов исследования наука вы- деляет документальные методы исследования, построенные на изу- чении, анализе документов. Изучение документов как метод исследо- вания применяется на всех стадиях исследования. Это использование любой информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, кино-, фотоматериалах, звукозаписи.

Документы делятся на официальные и неофициальные.


К официальным документам относятся правительственные до- кументы, статистика, протоколы, служебные характеристики и т.д.

К неофициальным – личные документы (письма, записки, днев- ники, самохарактеристики, автобиографии и др.).

В зависимости от формы фиксации выделяют четыре вида до- кументов:

· письменные (материалы архивов, прессы, личные доку- менты);

· иконографические (кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, видеоматериалы);

· статистические (цифровая информация);

·фонетические (магнитофонные записи, грампластинки). При работе с документами, важное значение имеет способ (ме-

тод) анализа. Выделяется два основных способа анализа документов: традиционный (качественный) анализ и альтернативный ему форма- лизованный (количественный) анализ. Чаще всего в эмпирических ис- следованиях применяется качественный анализ документов, в основе которого лежат умственные операции, направленные на выяснение логики построения документов, их содержания, на то, с какой целью и кем они созданы и т.д.

Поэтому при анализе документов исследователь должен отве- тить на ряд вопросов:

– Что представляет собой документ (его вид, форма)?

– Каков его контекст?

– Кто его автор?

– Каковы цели создания документа?

– Какова достоверность зафиксированных в нем данных, фак- тическое и оценочное значение документа?

– Какие выводы можно сделать?


Перечисленные операции называются качественным анализом документа.

Альтернативным способом качественному анализу документов является количественный (формализированный) метод, получивший название «контент-анализа».

Контент-анализ – это перевод текстовой информации в коли- чественные показатели. Это означает, что текст является носителем определенной информации, но изучению подлежат явления, события, факты, человеческие отношения, отраженные в тексте.

Процедура контент-анализа начинается с выделения двух видов единиц анализа: смысловых и счета.

К смысловым единицам можно отнести понятие, тему, имена людей, названия, общественные события и т.д. В качестве единицы счета можно выделять частоту упоминания единиц анализа в тексте (количество строк, абзацев в тексте и т.д.).

Например, исследователь поставил цель: изучить, сколько вни- мания уделяется проблемам нравственного воспитания в учебных за- ведениях. В этом случае в качестве документа можно использовать протоколы заседаний педагогических советов. Анализируя повестки заседаний в течение трех лет, можно выделить долю повесток, по- священных нравственному воспитанию и посчитать в процентном со- отношении, какова она в сравнении с другими темами повесток пед- советов, а на этой основе сделать вывод, насколько данная проблема является для педагогов актуальной.

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 223.