Взаимодействий и взаимоотношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

*#

 

 

 

 

           

■ Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социа­лизацией, хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение части к целому.

□ социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организован­ных воздействий всей совокупности фак­торов общественного бытия;

U воспитание большинством иссле­дователей рассматривается как один из факторов развития человека, представ­ляющий собой систему целенаправленных формирующих влия­ний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в раз­личных сферах социального бытия.

209


Воспитание как общественное явление, как процесс взаимо­действия поколений, обеспечивающий передачу социального опыта, накопленных знаний, традиций, нравственных норм и ценностей, является объектом и предметом исследования многих наук.




Педагогика аккумулирует, анализирует и обобщает данные, полученные в результате научных исследований, на этой основе разрабатывает и обеспечивает реализацию теории и методики воспитания.

ИТАК, ВОСПИТАНИЕ — ЭТО.

Рассматривая воспитание в широком педагогическом смысле, т.е. как педагогическое явление, мы определили его как процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимо­ действие воспитателей и воспитуемых.

Предлагаемая дефиниция, разумеется, не бесспорна, но ее можно было бы признать достаточно универсальной. Попытаем­ся обосновать это утверждение.


 

1. Воспитание — это процесс... Этот тезис общепризнан.

2. Воспитание — это процесс целенаправленного^.. С тем, что рассматриваемый процесс можно только тогда назвать воспитани­ем, когда он направлен на достижение определенной цели, тоже, кажется, не спорят.

3. Воспитание — это процесс целенаправленного формирования личности...

Здесь уже возникают противоречия, поскольку в последние годы все настойчивее звучат призывы отказаться от попыток формирования личности и ориентироваться:

а) на упорядочивание всего спектра влияний на личность и
создание условий для ускорения процессов социализации в це­
лях развития человека2;

б) на организацию воспитательных отношений3;

в) на создание педагогических («отношенческих воспитатель­
ных») ситуаций4;

г) на «целенаправленное управление процессом развития
личности» в рамках воспитательных систем5.

Обнаруживающееся в настоящее время нежелание многих ав­торов использовать понятие формирование личности обусловлено негативными ассоциациями с понятием воздействие, которое сто­ронниками радикальных изменений в педагогике отождествляет­ся с понуждением, принуждением, понятиями, противоречащими, по их мнению, принципам гуманизма и демократизации в воспи­тании. На наш взгляд, это отождествление вряд ли правомерно, так как понятие формирование амбивалентно по своему смыслово­му значению, т.е. отражает две органически взаимосвязанные стороны одного процесса: внешнюю деятельность (активность) воспитателей (по созданию, управлению, организации, координации и т.д.) и внутреннюю деятельность (активность) воспитанника; педагогическое воздействие и реакцию воспитанника.

Возвращаясь к тезису о том, что воспитание есть формирование личности, заметим, — словесная эквилибристика не меняет сути дела — управление процессом воспитания, создание условий для его осуществления, организация воспитательных отношений в конечном счете направлены на обеспечение формирования личности.

2 Педагогика / В.А. Сластснин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.
М., 1997. С. 129.

3 Безрукова B . C . Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.
С. 7.

4 Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1992. С. 17.

5 Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспита­
ние... Воспитание! М., 1996. С. 12.


 


210
















211


4. Воспитание — процесс целенаправленного формирования лич ности в условиях специально организованной воспитательной сисгпе мы...

Сегодня практически общепризнан тезис о том, что целенап­равленное формирование личности может быть эффективным только в рамках воспитательной системы. Вот что в этой связи пишут из­вестные педагоги В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Сели­ванова: «Это понятие («воспитательная система». — B . C .) в насто­ящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. Причин этому несколько. Одна из них зак­лючается в том, что ставка значительной части практиков на «чу­додейственное средство», на «волшебную палочку», будь то «опор­ные сигналы», «коммунарская методика», «дидактический театр», «педагогика сотрудничества», постепенно терпит поражение, как это уже было с «липецким уплотненным опросом», с «парным методом» и другими панацеями от всех педагогических зол. Не случайно А.С. Макаренко еще на заре новой школы критиковал логику уединенного средства в организации учебно-воспитатель­ного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы заман­чивыми они ни казались, а система (курсив мой. — B . C .) являет­ся ключевым понятием в педагогике будущего»6.

Могут возразить, что эта часть определения понятия «воспи­тание» («...<? условиях специально организованной воспитательной системы...») исключает семью из числа институтов воспитания. С этим возражением трудно согласиться, поскольку семья, целе­направленно осуществляющая воспитание детей, вполне может быть определена как «воспитательная система», имеющая соот­ветствующие структуру и признаки.

5. Воспитание — процесс целенаправленного формирования лич­ности в условиях специально организованной системы, обеспечиваю­ щей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Завершающая часть определения тоже, на наш взгляд, не долж­на вызывать больших сомнений. Под словом «взаимодействие» по­нимаются деятельность, обеспечивающая формирование личности в процессе реализации общих целей, и общение.

Таким образом, на основе анализа предлагаемой дефиниции понятия «воспитание» мы попытались определить его сущность.

6 Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Boci ние... Воспитание! М. 1996. С. 11.


♦ ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ВОСПИТАНИЯ

Как любой процесс, воспитание развивается-------- ЩтУ—->

результате действия совокупности внешних и ^Ч/Л "Ьч

„утренних, объективных и субъективных про- / и \ j \
хиворечий.

ь» /^>И   Объективные внешние противоречия,

/ S       обусловленные социальными процессами и явлениями:

О противоречия, порожденные глобальными политическими, экономическими, экологическими, демографическими, информа­ционными процессами и катаклизмами, происходящими в мире и в стране;

О противоречия между универсальными ожиданиями обще­ства в отношении подрастающего поколения и собственными, субъективными потребностями детей и молодежи, отражающими социокультурную, возрастную и индивидуальную ситуацию раз­вития;

О противоречия отцов и детей, которые традиционно обнару­живаются в различном опыте поколений, а отсюда и в разнице мировоззренческих позиций, нравственно-эстетических ценнос­тей; эти противоречия существовали всегда, но в настоящее вре­мя они резко актуализировались в связи с радикальной ломкой социально-экономических отношений, идеологии, морали, а так­же в результате пропаганды нравственных идеалов, образцов жиз­ни, моделей поведения, чуждых значительной части представите­лей старшего поколения, и, наоборот, охотно воспринимаемых молодыми;

О противоречия отцов и детей, отражающие новый уклад се­мейной жизни и родственных отношений: нуклеаризация семьи и, как следствие, ограниченность межпоколенного общения и взаимодействия; усиливающееся стремление молодежи к матери­альной и духовной независимости, относительная социально-эмоциональная закрытость; утрата взрослыми роли основного ис­точника и интерпретатора информации;

О противоречия между возрастающими требованиями к обра­зованию, обусловленными темпами и перспективами социально-экономического развития, с одной стороны, а с другой — дефи­цитом средств, направляемых обществом на развитие системы °бразования и воспитания, определенной инертностью педагоги-еск°й науки и образовательной практики.


 


212


213


Объективные внутренние противоречия,

отражающие диалектику самого педагогического процесса:

О противоречие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни7;

О противоречие между индивидуальным творческим процес­сом становления личности и массово-репродуктивным характе­ром организации педагогического процесса;

О противоречия между внешними требованиями и внутренни­ми стремлениями и возможностями детей (вспомните Л.Н. Тол­стого:

«Воспитание есть принудительное, насильственное воз­действие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим...»8);

О противоречия, отражающие разницу в целях и мотивах де­ятельности: деятельность заданная, инициированная педагогом, не всегда отвечает ожиданиям растущего человека;

О противоречия, порожденные несоответствием реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляют общество, школа, родители;

О противоречия, обусловленные тем, что потребности и цели школьников только частично совпадают с ожиданиями и целя­ми педагогов. Например, в значительной части определений цели и задач школы на первый план ставится «подготовка к жизни», тогда как дети вовсе не собираются готовиться к жиз­ни — они живут, живут насыщенно, напряженно... Вчитайтесь в Корчака:

«Чем... сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем завт­ра? Если речь идет о труде, сегодня — труднее.

А когда наконец это завтра настало, мы ждем новое завтра. Ибо в принципе наш взгляд на ребенка — что его как бы еще нет, он только еще будет, не знает, а только еще будет знать, еще не мо­жет, а только еще когда-то сможет...

Половина человечества как бы еще не существует. Жизнь ее — шутка, стремления — наивны, чувства мимолетны, взгляды — смешны. Да, дети отличаются от взрослых; в жизни ребенка чего-то недостает, а чего-то больше, чем в жизни взрослого, но эта их отличающаяся от нашей жизнь — действительность, а не фантазия»9.

7 Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.
М, 1997. С. 166.

8 Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Л.Н. Толстой. Педагогические
сочинения. М., 1989. С. 208-209.

9 Корчак Я. Как любить ребенка // Я. Корчак. Педагогическое наследие. М-.
1991. С. 23.


о противоречие между возникающими у личности новыми тоебностями и возможностями их удовлетворения; О противоречие между новыми явлениями природы и обще-твенной жизни, с которыми встречается ребенок, и недостат­ком опыта, знаний для их понимания.

Субъективные противоречия, н^^ ^м
порожденные несовершенством самого процесса        / \

воспитания, сложившейся системой воспитательных и межлич­ ностных отношений:

О противоречие между целостностью личности и функцио­нальным подходом к ее формированию, многопредметностью и многоцелевым характером учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования;

О противоречие между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения10;

О противоречие между бурным ростом знаний и ограничен­ностью возможностей педагогов и образовательных учреждений в их переработке и передаче;

О противоречие между формальным признанием определяю­щего значения деятельности в развитии личности и фактичес­ким преимущественно словесным характером воспитания.

♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

О истоки внешних и внутренних, объ­ективных и субъективных противоречий;

О причины и следствия педагогичес­ких ошибок, которые могут спровоциро­вать противоречия.

♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

О анализировать и объективно оценивать внутренние и внешние условия, в которых протекает воспитательный процесс;

О находить пути и способы разрешения и устранения противоречий.













М .

Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. 1997. С. 167.


 


214


215




♦ ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ

ВОСПИТАНИЯ

К СЛОВУ!

ТОЛКОВЫЙ

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ - объек­тивно существующая, повторяюща­яся, существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого-либо процесса.

ПРИНЦИП (от лат. principium — основа, начало) — 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятель­ности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, опре-

деляющие нормы поведения...11

Проблема закономерностей и принципов воспитания — одна из ключевых проблем педагогики. Выявить закономерные, повто­ряющиеся связи в процессе воспитания, определить на их основе нормы, регламентирующие структуру, содержание, методику и технологию организации и осуществления воспитания — значит обеспечить возможность достижения желаемого результата в пе­дагогической деятельности.

При рассмотрении проблемы закономерностей и принципов воспитания необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1. Закономерные связи существуют объективно, однако для педагога они становятся данностью, фактом, учитываемым в его научной и практической деятельности, только тогда, когда эти связи выявлены, многократно проверены, подтверждены и объяснены. Многие закономерные связи наука (философия, со­циология, психология, педагогика и т.д.) уже обнаружила и ин­терпретировала, многое нам еще неизвестно.

2. Открытие и обоснование закономерностей начинается, как правило, с выявления противоречий. Следовательно, установле­ние противоречия в воспитании можно рассматривать как пред­посылку для поиска и изучения закономерностей.

3. В педагогике не сложилось единства мнений в определении принципов воспитания: в научно-педагогической литературе, в том числе в учебных пособиях, можно найти самые разнообраз­ные по содержанию и формулировке «наборы» руководящих ука


 







Заний,

именуемых принципами. Нередко в качестве принципа,

руководящего указания, нормативного требования, которое я'олЖеН выполнять педагог, выдвигается то, что является внутрен­ним убеждением автора. Между тем, принципом, с точки зрения педагогики, можно считать только тот вывод (указание, требование т.Д-)' который основан на выявленной, подтвержденной и объяс­ненной закономерности.

4. Существуют общие закономерности и принципы, присущие воспитанию в целом, а также частные закономерности и принци­пы, отражающие особенности функционирования конкретного (педагогического, учебно-воспитательного, учебного) процесса.

5. Принципы, как уже отмечалось, — это обобщенные требо­вания к организации и осуществлению процесса воспитания. Вместе с тем в своей деятельности педагог руководствуется не только принципами, но и правилами — более конкретными предписаниями, основывающимися на опыте и результатах науч­но-педагогических исследований.

Здесь мы рассмотрим общие закономерности и принципы вос­питания, а с закономерностями и принципами организации и осуществления педагогического процесса, функционирования воспитательных систем вы познакомитесь при изучении соответ­ствующих курсов педагогики.


 


11 Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 490. 216


12 Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М, 1996. С. 385.


217




218


♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ЧТО:

О принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику;

О принципы воспитания требуют комплекс­ного использования — не поочередно, не поэтапно, не изолировано, а одновремен­но и фронтально следует их применять;

О принципы воспитания не бывают главны­ми и второстепенными — они все важны;

О принципы воспитания — это не рецепты и не правила, они не заменят знаний, опыта, мастерства педагога14.

13 Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1992. С. 100.

14 Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 466.

21





♦ СТРУКТУРА ВОСПИТАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ

Будучи одним из важнейших факторов развития человека его социализации, воспитание, рассматриваемое в широком пед ' гогическом смысле, само является процессом многофакторным многоцелевым, о чем свидетельствует представленный рисунок "


 













Ы ,

Если прокомментировать схему крупными штрихами, то это могло бы выглядеть так: воспитание осуществляется в рамках опре­деленных систем, выступающих в качестве его факторов (семья, уч пеждения общественного образования, учреждения культуры здравоохранения и т.п., детские общественные объединения); д-ли воспитания (формирование знаний, способов учения, отно­шений, опыта деятельности и общения) реализуются в процессе обучения и во внеучебной деятельности; самовоспитание при этом является условием и результатом достижения целей.

Воспитание — это целенаправленный процесс формирования личности; как любой процесс оно обладает внутренней логикой, которую можно представить в виде последовательно реализуе­мых функций.


♦ РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО МЕСТО Б СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Вопрос о роли и месте воспитания в системе факторов, Де_ терминирующих развитие человека, остается спорным в течение многих столетий:

О одни философы и педагоги утверждали, что возможности воспитания беспредельны;

Воспитание может все15.

Клод Адриан Гельвеций

------------------             М ИД

О другие настаивали на том, что, во-первых, воспитание подчиняется законам развития, а потому не может изменить его естественный ход, а во-вторых, воспитание — это насилие над личностью, а насилие не может быть созидательным;

От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах16.

Франсуа Вольтер

О третьи рассматривали воспитание как один из ряда в рав­ной степени важных факторов формирования личности.

Человек развивается сам под бессознатель­ным влиянием людей и всего существующего, и человек развивается под сознательным влия­нием других людей17.

________ ____________________ Лев Толстой

Мы процитировали здесь классиков в силу особой колорит­ности и недвусмысленности их высказываний

А вот как определены роль и место воспитания в системе факторов развития человека в учебных пособиях по педагогике и психологии (в большинстве учебников по психологии эта про­блема не рассматривается):

15Цит по: Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 104. |6Цит. по: Подласый И.П. Педагогика. М, 1996. С. 104. 17 Толстой Л.Н. О задачах педагогии // Л.Н. Толстой. Пед. соч. М., 1989.

222


Воспитание призвано «развернуть все положитель-е задатки в ребенке, заглушить отрицательные, раз­инь наилучшим образом разносторонние способности парования детей, устранить и изжить имеющиеся не­достатки в их развитии»18.

Воспитание обладает огромной силой воздействия на «азвитие человека и способно активно воздействовать «а влияния, оказываемые наследственностью и сре­дой19 (Курсив мой. — B . C .).

...В условиях социализма роль и возможности воспи­тания чрезвычайно возрастают и оно способно оказать заметное воздействие на влияние других факторов, иг­рающих роль в развитии человека и формировании его личности20 (Курсив мой. — B . C .).

Действенность воспитания зависит от того, в каком сочетании оно находится с другими социальными влия­ниями на детей21.

...Воспитание выступает как ведущий, исключитель­но глубокий и действенный фактор формирования лич­ности, как организованное, направленное развитие22.

ш

«...Факторы развития и формирования личности не проявляются изолированно, а действуют всегда в комп­лексе, в системе...», — при этом, отмечают авторы, в разных обстоятельствах развития различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние23.

Воспитание — это очень важный фактор, оказыва­ющий большое влияние на развитие и формирование личности человека. Однако сила его воздействия зави­сит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наследственности бывает неодинаковым24.

Ведущая роль в формировании личности принадле­жит целенаправленным воздействиям на нее — воспи­танию. Воспитание направляет и организует развитие

п Есипов Б.П., Гончаров Н.К. Педагогика. М, 1950. С. 93. ^Ильина ТА. Педагогика. М., 1968. С. 41. ^Ильина ТА. Педагогика. М.. 1984. С. 50.

Педагогика школы / Под ред. И.Т.Огородникова. М, 1978. С. 126. w Педагогика / СП. Баранов, Л.Р. Болотина, Т.В. Воликова, В.А. Сластенин. М-> 1981. С. 34.

Педагогика / СП. Баранов, Л.Р. Болотина, Т.В. Воликова, В.А. Сласте­нин 2-е изд., доп. М„ 1986. С. 58-59.

Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М, 1983. С. 43.

223


личности в соответствии с целями, заданными обществом Пи, этом воспитание не только определенным образом организует упорядочивает жизнь и деятельность ребенка, но и создает в со­ответствии с существующими педагогическими принципами спе­циальную социальную среду или ситуацию развития...»25.

Развитие каждого своего представителя человече­ство обеспечивает через воспитание26.

Ш

Воспитание — главная сила, способная дать обще­ству полноценную личность. (...) Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя27.

, Там, где есть воспитание, учитываются движущие /_^ ,' _\ силы развития, возрастные и индивидуальные особен-"^^^ ности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются един­ство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию28.

...Воспитание выступает в качестве того важнейше­го средства, с помощью которого реализуется соци-■ альная программа развития личности, ее задатков и способностей29.

Воспитательный процесс совершается под влияни­ем внешних и внутренних условий. Эти условия — предпосылки воспитания30.

Определяя воспитание как самый главный фактор, влияющий на развитие личности, можно... впасть в ошибочное представление о его всемогуществе. Наш опыт воспитания как раз говорит об обратном. Насилие, сопро­вождаемое угрозами и страхом наказания за непослушание, смо-

25 Общая психология / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинчснко

и др.; Под ред. А.В. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. М, 1986. С. 229

2<> Безрукова ВС. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996. С. 7.

27 Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 103.

28 Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.
М., 1997. С. 227.

224

24 Харламов И.Ф. Педагогика. 3-е изд, перераб. и доп. М., 1997. С. 72. 10 Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной моногра­фии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М., 1996. С. 18.


обствует усилению приспосабливания человека к требованиям воспитателя-11.

Введение в текст пособия столь большого количества цитат может быть оправдано желанием предоставить читателю возмож­ность познакомиться с широким спектром мнений по одному из важнейших вопросов антропологии.

Основной вывод,

который можно сделать на основе анализа

учебной педагогической литературы:

большинством авторов роль воспитания определяется

если и не как решающая,

то как ведущая в системе факторов.

А теперь три вопроса-задания читателю:

Как вы оцениваете роль воспитания и его взаимосвязь с дру­гими факторами развития человека?

Обнаруживается ли эволюция во взглядах авторов учебных пособий на рассматриваемый вопрос?

Чем вы могли бы объяснить эволюцию или, напротив, устой­чивость педагогических позиций?

♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

О что такое воспитание в широком соци­альном смысле, широком и узком педа­гогическом значении;

О соотношение содержания понятий «фор­мирование», «социализация» и «воспи­тание»;

О сущность и структуру воспитания как педагогического явления, его функции и логику развития;

^ роль основных институтов воспитания в процессе формирова­ния и социализации личности;

^ место воспитания в совокупности факторов развития человека и формирования его личности.

Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Ч. 1. М.; Во-Р°Неж, 1996. С. 112.

225

6 Обща.


♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ-

/ О определять пределы возможностей воспитания
^ь.       Л       и педагогической деятельности в развитии

чИ| ^£>            личности ребенка;

^НР^^£^ О координировать целенаправленные форми-
^^Л^>^              рующие влияния всех социальных институтов

^*^                  воспитания, обеспечивая максимально полную

реализацию специфического воспитательного потенциала каждо­го из них;

О обеспечивать реализацию функций воспитания в их логичес­кой последовательности в целостном и непрерывном педаго­гическом процессе.

♦ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО

ОСМЫСЛЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

1. Вы познакомились с принципами воспитания, вы знаете уже о том, что существуют правила, выполнение которых обеспе­чивает практическую реализацию педагогических принципов. Предлагаем вам разработать комплекс (свод) правит по осуществ­лению следующих принципов:

О принцип личностно-ориентированного подхода к воспита­нию;

О принцип опоры на положительное в человеке;

О принцип гуманистической направленности воспитания;

О принцип стимулирования активности личности;

О принцип сочетания педагогического руководства деятельно­стью воспитанников с развитием их инициативы и самостоятель­ности ;

О принцип целостного подхода в воспитании;

О принцип ориентированности педагогической деятельности и взаимодействия на формирование в единстве сознания и опыта деятельности;

О принцип сотрудничества, партнерства в воспитании:

О принцип эстетизации детской жизни.

Напоминаем, что по форме и стилю изложения правила долж­ны быть лаконичными, конкретными, корректными; правила должны предписывать: что можно и что недопустимо делать, ка следует поступать, чтобы достичь желаемого результата.


2. Вы знаете, что процесс формирования личности человека
паяется предметом исследования ряда наук. Каждая из наук

формулирует определенные выводы, которые педагогика и педа­гоги учитывают при разработке теории и методики воспитания, при реализации практических педагогических задач.

Теперь представьте себе молодого педагога, который родился « вырос в крупном городе, но по окончании института присту­пил к работе в небольшой сельской школе. Как и следовало ожи­дать, свою педагогическую деятельность он начал с выполнения аналитической функции и, конечно, не ограничился только изуче­нием своих учеников и реальной социально-педагогической ситу­ации их развития. Он погружается в чтение литературы, в кото­рой пытается почерпнуть сведения о специфике воспитания де­тей в соответствующих условиях. Сформулируйте, пожалуйста, для своего коллеги краткие выводы, к которым вы пришли, изу­чая философию, социологию, экономику, право, этнографию, биоло­ гию, медицину и физиологию, психологию и, конечно, педагогику. Для каждого из вас — человека энциклопедических знаний — сделать это, вероятно, не составит особого труда... Но не забывайте, что выводы должны быть: краткими и емкими, конкретными, имею­щими практическое значение именно в заданной ситуации.

3. Прочитайте внимательно статью Е.В. Бондаревской «Ценно­
стные основания личностно ориентированного воспитания» (раз­
дел «Проблемно-аналитический материал») и выполните следую­
щие задания:

Определите, с какими закономерностями можно было бы со­отнести положения автора, характеризующие «человека культу­ры» и необходимость культуросообразного воспитания.

Напишите краткую (в форме тезисов) рецензию на статью; Укажите, с чем вы согласны, а с чем — нет; аргументируйте свои суждения.

4. «Воспитание есть принудительное насильственное воздей­
ствие одного лица на другое с целью образовать такого человека,
который нам кажется хорошим...

Воспитания как предмета науки нет. Воспитание есть возве­денное в принцип стремление к нравственному деспотизму. Вос­питание есть ...явление, доказывающее неразвитость человечес­ки мысли и потому не могущее быть положенным основанием Разумной человеческой деятельности — науки.

Воспитание есть стремление одного человека сделать другого ^ким же, каков он сам».

8-

227


«Мне не хочется доказывать то, что я раз уже доказывал, и то что слишком легко доказать: что воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, не плодотворно, Не законно и не возможно. Здесь я ограничусь одним вопросом. Пра­ва воспитания не существует. Я не признаю его, не признает, не признавало и не будет признавать его все воспитываемое молодое поколение, всегда и везде возмущающееся против насилия воспи­тания» 32. Это слова Л.Н. Толстого.

щие.

«...Выводы, к которым я пришел о воспитании. Они следую-

ге.

Воспитание представляется ложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что вос­питывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить?»33 И это Л.Н. Толстой.

Первая цитата взята из статьи «Воспитание и образование», в которой Л.Н. Толстой, противопоставляя воспитание образова­нию, утверждает, что воспитание есть насилие, а образование — благо; предметом науки, по его словам, может быть не воспита­ние, но образование.

Постарайтесь ответить на следующие вопросы: О Справедливо ли однозначное и категорическое утверждение «Воспитание есть возведенное в принцип стремление к нрав­ственному деспотизму»? Если вы согласны с этим умозаключени­ем, попытайтесь доказать его истинность, и наоборот...

О Обоснован ли, с точки зрения педагогики и логики, вывод — воспитание не может быть предметом науки, который, как яв­ствует из цитируемого фрагмента статьи, сделан на основании посылки — воспитание есть насилие!

О Какую ошибку (в данном случае — сознательную) допускает автор пособия, предлагая вам на основе фрагмента статьи сделать выводы о педагогической позиции Л.Н. Толстого, о его взглядах на воспитание?

О Как бы вы определили мотивы столь жесткого неприятия воспитания — для ответа на этот и предыдущий вопросы мы на­стоятельно рекомендуем вам прочитать статью Л.Н. Толстого

32 Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Л.Н. Толстой. Пед. со
М., 1989. С. 208-210.                                                                                                9

33 Толстой Л.Н. Мысли о воспитании // Л.Н. Толстой. Пед. соч. М.,
С. 448.

228


олностью. Кстати, это позволит вам ответить и на следующий пр0с, который мы начнем с цитаты:

О «Если существует веками такое ненормальное явление, как насилие в образовании, — воспитание, то причины такого явле­ния должны корениться в человеческой природе. Причины эти я вижу: •••»34 Продолжите мысль автора и прокомментируйте его рассуждения.

Теперь обратимся ко второй цитате, в которой Л.Н.Толстой высказывает бесспорную мысль о том, что воспитание начинается с самовоспитания педагога (воспитателя). Изменилось ли, по ва­шему мнению, отношение к воспитанию? Если на основании приведенного здесь небольшого фрагмента вам будет сложно сде­лать вывод, то ответ на этот вопрос вы найдете в небольшой ста­тье «О воспитании (ответ на письмо В.Ф. Булгакова)»35.

5. «В прошлом старшие оценивали успешность своей воспита­
тельной работы прежде всего по тому, насколько им удалось пе­
редать детям накопленные знания, умения, навыки, ценности.
Детей готовили к жизни в обществе, которое — это молчаливо
предполагалось — в главных своих чертах будет похоже на тот мир,
в котором жили их родители. Ныне положение меняется»36, —
считает известный психолог и социолог И.С. Кон.

О Согласны ли вы с мнением автора о том, что ныне положе­ние меняется?

О Продолжите мысль И.С. Кона; укажите, какие в последнем десятилетии двадцатого века появились новые социально-педаго­гические обстоятельства развития личности и к каким изменени­ям в целях и оценке успешности воспитания они привели? (От­ветить на этот вопрос вам поможет его статья «Социализация и воспитание молодежи» (см. сноску)).

6. Утверждают, что основной причиной отчуждения личности
воспитанника от воспитания и воспитателя является форма­
лизм37.

О Что же лежит в основе педагогического формализма?

О Игнорирование каких закономерностей и принципов воспи­тания приводит к педагогическому формализму и, как следствие, к отчужденности воспитанника от воспитания и воспитателя?

34 Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Л.Н.Толстой. Пед. соч.
М-. 1989. С. 211.

35 Толстой Л.Н. О воспитании //Л.Н.Толстой. Пед. соч. М, 1989. С. 451-457.

36 Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое
Мышление / Под ред. А.В. Петровского. М„ 1989. С. 195.

7 См.: Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педа­гогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. М, 1989. С. 223.

229


О Начнете отвечать на эти вопросы вы, надо полагать, с оцпе деления понятия педагогический формализм. Возможно, что вам и удастся найти это определение в справочниках и словарях — н беда, вы сами уже способны охарактеризовать его. Кстати, не -ia будьте внести это понятие в ваш краткий педагогический словарь

7. Объясните, как вы понимаете суть следующих объектив­ных внутренних: противоречий:

О противоречие между активно-деятельной природой ребенка и

социально-педагогическими условиями его жизни; О противоречия между внешними требованиями и внутренними

стремлениями и возможностями детей; О противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса; О противоречие между целостностью личности и функциональ­ным подходом к ее формированию, многопредметностью и многоцелевым характером учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования; О противоречие между отставанием процесса генерализации зна­ний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения. Первые два из указанных противоречий прокомментируйте на примерах — как вы смотрите на то, чтобы вновь обратиться к из­вестным нам персонажам: Тому Сойеру и Буратино. Впрочем, вы можете выбрать в качестве примера любой другой персонаж или реальное лицо, в том числе и себя...

А вот третье — пятое противоречия объяснить нам поможет скорее всего ваш собственный опыт и опыт становления личнос­ти ваших знакомых.

Вопрос непростой, необходимо основательно разобраться в хитросплетениях педагогической фразеологии, подумать и найти объяснение. Но будет значительно хуже, если при знакомстве с названными противоречиями вы промелькнете текст глазами и... забудете о нем!

6. Найдите или сформулируйте определения понятиям:

О вариативность деятельности;

О воспитательное взаимодействие;

О воспитательное воздействие;

О воспитательные отношения;

О личностно-ориентированное воспитание;

О нравственные ценности;

О нравственный идеал;

2.30


q педагогическое руководство; О репродуктивный характер, способ деятельности; О управление деятельностью; О целостность воспитания.

Внесите эти определения в ваш краткий педагогический сло­варь-

♦ ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ

МАТЕРИАЛ
































Е . В . Бондаревская

Дата: 2018-12-28, просмотров: 319.