Характеризуя специфику коллективных отношений,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

указывают на следующие характерные для коллектива признаки:

коллективистское самоопределение — сознательный выбор чле­ном коллектива своей позиции в противовес выбору, мотивом которого является конформизм или нонконформизм — подчи­нение (неподчинение) мнению большинства вне зависимости от его объективности, справедливости;

коллективистская идентификация — процесс неосознаваемого отождествления себя с коллективом, его целей и ценностей со своими;

характер мотивации межличностных выборов в процессе обще­ния и взаимодействия — подлинно коллективистские отноше­ния строятся не только на эмоциональной, но и на ценност-но-ориентационной основе;

высокая референтность межличностных отношений членов кол­лектива — избирательное отношение к партнерам по коллек­тивному взаимодействию, основанное на признании их авто­ритета, значимости их позиции, мнений;

сплоченность коллектива и взаимная ответственность его членов.

♦ ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

К СЛОВУ!

КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio — понимание, система) — система взгля­дов, то или иное понимание явле­ний, процессов, руководящая идея для их трактовки и освещения; веду­щий замысел деятельности.

Проблема детского (ученического) коллектива и коллективно­го воспитания сохраняет свою актуальность уже в течение столе­тия — одним из результатов ее исследования является разработка целого ряда педагогических концепций, раскрывающих функции, закономерности, принципы создания и деятельности детских воспитательных сообществ, их структуру, систему управления и

187


     
 


самоуправления Выдающуюся роль в развитии учения о коллекти­ве сыграл А.С.Макаренко: его теоретическое наследие и практи­ческий опыт сегодня изучается и используется во многих странах.


♦ А.С. МАКАРЕНКО:



ОСНОВЫ ТЕОРИИ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

МАКАРЕНКО АНТОН СЕМЕНОВИЧ (1888-1939), педагог и писатель. Осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания де­тей-правонарушителей в трудовой колонии им. М. Горького (1920—1928 гг.) и детской ком­муне им. Ф.Э.Дзержинского (1927—1935 гг.). Основные произведения, раскрывающие его взгляды на тео­рию и методику воспитания в коллективе: «Педагогическая по­эма» (1935), «Флаги на башнях» (1938), «Марш 30 года» (1932).

Важная заслуга А. С. Макаренко состоит в разработке таких за­конов и принципов организации жизнедеятельности коллектива и коллективного воспитания, как:

□ ЗАКОН ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ - педагог воздей
ствует на личность через коллектив, поскольку коллектив несет
ответственность за каждого своего члена, а каждый человек от­
ветствен перед своим коллективом. Один из важных факторов
реализации этого закона — общественное мнение, которое может
служить и действенным орудием (инструментом воздействия) и
губительным оружием (инструментом устрашения, подавления,
насилия).

ЗАКОН РАЗВИТИЯ (ДВИЖЕНИЯ) КОЛЛЕКТИВА - «Формы бытия свободного человеческого коллектива — движение вперед, форма смерти — остановка»14; коллектив, достигший определен­ной цели и остановившийся в своем развитии, лишен будущего.

ПРИНЦИП ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЛИНИЙ - суть этого прин­ципа, по словам А.С. Макаренко, состоит «в организации новых перспектив (развития коллектива и коллективной деятельности. — B . C .), в использовании уже имеющихся, в постепенной подготов­ке более ценных». Педагог должен уметь увлечь весь коллектив и

14 Макаренко А.С. Педагогическая поэма // АС. Макаренко. Пел. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 3. С. 267.

188


каждого из его членов определенной целью (перспективой), осу­ществление которой потребует приложения усилий, труда, но вместе с тем принесет удовлетворение, радость достижения, а ис­тинным стимулом человеческой жизни является именно «завт­рашняя радость»15.

□ ПРИНЦИП ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ -

отбор содержания жизни, деятельности и общения коллектива должен непременно быть обусловлен целями и задачами воспита­ния.

□ ПРИНЦИП АКТИВНОЙ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ -

А.С.Макаренко настаивает на том, что к достижению цели и пер­спектив развития «мы должны стремиться в прямом и энергич­ном действии. В воспитательной работе требуется решительная и активная энергия устремления к цели...»16.

□ ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ -

«Человек не воспитывается по частям, он создается синтетичес­ки... — писал А.С. Макаренко. — Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным и отрицательным, решаю­щим моментом является не прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных»17.

а А ТАКЖЕ УЖЕ ЗНАКОМЫЙ ВАМ ПРИНЦИП ОТВЕТСТ­ВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ, РЯД ПОЛОЖЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ТОНА И СТИЛЯ ОТНО­ШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ, ЭСТЕТИКОЙ ВОСПИТАНИЯ...

♦ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА

(по А.С. Макаренко)

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти определен­ный путь качественных преобразований.

А.С. Макаренко выделяет на этом пути несколько этапов (ста­дий) развития коллектива, рассматривая в качестве критериев развития, во-первых, источник выдвижения требований и ини­циативы в постановке целей, задач, перспектив деятельности; во-вторых, отношение коллектива к предъявляемым педагогичес­ ким требованиям.

15 Макаренко А.С. Педагогическая поэма // А.С. Макаренко. Пел. соч.: В 8 т.
М., 1984. Т. 3. С. 397.

16 Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания (тезисы) //
А.С. Макаренко. Псд. Соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 4. С. 120-121.

17 Там же. С. 119.

189



Ш Б БАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

П

ЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ - способ воздейсг>'ия на сознание воспитанников (коллектива) с целью стим\:,и" рования или торможения отдельных видов их активности. Тр^0' вание должно быть целесообразным, определенным, понятие1' посильным.

В концепции коллективного воспитания А.С. Макаренко

есть ряд положений,

которые объяснимы с позиций 30-х годов,

но не вполне приемлемы сегодня.

И это естественно — tempora mutantur!

А поиск продолжается...


♦ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ













Дата: 2018-12-28, просмотров: 290.