Первые воспитательные коллективы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

социалистического общества :

проблемы и противоречия 28

В развитии теории и практики воспитания в 20-30-е годы большую роль сыграл опыт воспитательных учреждений СТ. Шацкого, А.С. Мака­ренко, Большевской, Одесской и некоторых других коммун, опытно-показательных учреждений Наркомпроса РСФСР. Опыт этот был носи­телем как общих идей, разделявшихся в то время передовыми советс­кими педагогами, так и индивидуальных воззрений его организаторов. Одни идеи прочно вошли в советскую педагогику, другие, как показа­ло время, были ошибочными и от них впоследствии пришлось отка­заться. К некоторым же, забытым в силу тех или иных причин, мы возвращались на основе анализа современного опыта, как бы откры­вая их заново.

Общее в опыте учреждений тех лет, весьма разных по количеству и составу входящих в них детей, специфике окружающей их социаль­но-экономической среды, материальным условиям, объясняется общно-

27 Иванов И.П. Коллективное творческое дело // Учительская га чета. 1987.
15 сент.

28 Авторами использованы материалы Р.Б. Вендровской.

201


стью исходных педагогических позиций в работе с детьми, которы были характерны для учителей-гуманистов тех лет. Это общее каса лось содержания деятельности детей, методов работы педагогов ними, функций самоуправления, характера взаимоотношений детей взрослых, характера взаимоотношений самих детей.

Так, общим для всех учреждений было стремление включить всех детей в разнообразную деятельность по самообслуживанию: по приве­дению в порядок жилищ, учебных помещений, окружающей территории Труд по самообслуживанию был непременным компонентом совместной деятельности детей не только в силу необходимости, вызванной услови­ями времени. Самообслуживание было одним из важнейших принципов организации жизни детей, их коллективов. Правда, и удельный вес тру­да по самообслуживанию в общей совместной деятельности детей, и содержание, и организационные формы его были различными.

Если у А.С. Макаренко труд по самообслуживанию использовался настолько широко, что даже сливался с трудом производительным, то у В.Н. Сороки-Росинского он не выходил за рамки бытового труда. У А.С. Макаренко организовывалась работа сводных отрядов; у СМ. Ри-веса в коммуне функции самообслуживания взяла на себя группа стар­ших, физически наиболее сильных ребят, которые с гордостью называли себя «кружком чернорабочих» и выполняли самые тяжелые трудовые обязанности в коллективе. Однако при всей разнице содержания и орга­низационных форм труда по самообслуживанию педагоги неизменно при­ходили к выводу, что чрезмерное увлечение этим имеет отрицательные последствия для детей; они замыкаются в себе, усиливаются ссоры и дрязги, преодолеть которые можно, только включая их в более широкие общественные отношения, в общественно полезный труд, выходящий за рамки школы. Такой труд ставит детский коллектив в положение сорев­нующегося с другим, помогающего другим, берущего на себя ответствен­ность за состояние дел более широкого социального целого. Не случайно А.С. Макаренко в свое время потребовался переезд в Куряж, СМ. Ри-весу — выезд в Люстдорф, СТ. Шацкому — самые широкие трудовые связи с окружающей социальной средой. Выход за рамки своих коллек­тивов в каждом из этих случаев вызывал усиление их сплоченности, способствовал формированию чувства «мы — коллектив».

Сколь ни велико было в те годы увлечение трудом как основой сплочения детского коллектива, многие педагоги считали, что труд без идущего рядом образования и воспитания становится малопривлека­тельным в глазах ребят, превращается в нейтральный для воспитания процесс. Не случайно в структуре деятельности колонистов и коммуна­ров А.С. Макаренко, воспитанников В.Н. Сороки-Росинского, коммунаров СМ. Ривеса, школьников З.Н. Гинзбург мы встречаем игру, театрализо­ванные представления, занятия любимым делом, общественно-полити­ческую деятельность среди населения, воспитательную деятельность среди малышей. Разнообразные виды деятельности обогащали духовную жизнь детей, делали ее увлекательной, яркой, красочной. При этом они не вытесняли труд, а, переплетаясь с ним, превращали его из необхо­димости в заботу и радость.

202


В результате в коллективах создавалась эмоционально приподнятая атмосфер3 радостной коллективной жизни, способствующая всесторон­нему развитию личности каждого из детей.

Педагоги использовали принцип самоуправления в организации ра­боты с детьми. Совместно с ребятами обсуждали предстоящие дела, планировали деятельность по их реализации, привлекали ребят к руко­водству этой деятельностью, к анализу и подведению итогов. Педагоги стремились к тому, чтобы дети были хозяевами в своих коллективах, и поэтому предоставляли им максимум инициативы в организации своей жизни. Это стремление превратить детей в хозяев своего коллектива порой было настолько велико, что ребятам в ряде случаев предостав­лялась чрезмерная свобода в решении коллективных дел. Такая свобо­да, которой они еще не умели пользоваться.

Наряду с общими принципами, на базе которых строилась воспита­тельная работа в образцово-показательных учреждениях того времени, каждое из них имело свое лицо, свою специфику, отражающую не только своеобразие окружающих учреждение условий и состав воспи­танников, но и педагогический почерк их руководителей. Это были ав­торские школы, и коллектив каждой из них имел собственное индивиду­альное лицо.

Так, если основой жизни детского коллектива у А.С. Макаренко был труд, для школы имени Ф.М. Достоевского было характерно, что основ­ным видом деятельности, сплачивающей детей в единый коллектив, жи­вущий богатой и содержательной духовной жизнью, было учение, учеб­ный труд. Сфера физического труда в силу специфических условий здесь была сравнительно узкой.

В.Н. Сорока-Росинский сумел заставить забыть чувство голода и хо­лода у полуголодных, полураздетых детей, превратить учение в почти сказочно-увлекательный процесс, создав в коллективе атмосферу жаж­ды познаний, атмосферу коллективного творческого поиска в неведо­мой или почти неведомой им ранее стране знаний. «Нас лечили тру­дом, — вспоминал ее воспитанник Л.Пантелеев, — но трудом не физи­ческим, не переплетным делом, не чемоданами и табуретками, а тем, что называется культурой. Зимой десять уроков в день, летом, кажется, шесть или семь. И никакого протеста — ни тогда, ни теперь, в памяти. Мы с наслаждением впитывали в себя культуру».

Чтобы создать необходимую атмосферу, педагоги Шкиды использова­ли многое: творчески применяли исследовательский метод и индивиду­альный подход в работе с детьми, связывали обучение с актуальными проблемами окружающей жизни, бурно врывающейся в школу, стремясь к тому, чтобы в сознании детей знание не оставалось мертвым, изобре­ли и воплотили в жизнь лозунг: «Всякое знание превратим в деяние», ввели систему «учетов» — публичных демонстраций учебных успехов Детей, ввели в обиход пять разрядов, характеризующих различные уров-ни Дисциплинированности детей (у А.С. Макаренко их было два — коло­нисты и воспитанники); всеми способами и небезуспешно старались по­казать ребятам, что только знания помогут им «выйти в люди».

203


Особенно большое значение для создания приподнятой, оптимисти­ческой атмосферы в школьном коллективе, позволяющей преодолевать самые различные трудности (тяжелое материальное положение, труд­ные характеры у детей, их отрицательный социальный опыт в про­шлом), имела игра, то игровое начало, которое вносилось во все обла­сти жизни школы, в учение в первую очередь.

Шкида играла вдохновенно, взахлеб. Весь процесс обучения (уроки, домашние задания, «отчеты»), трудовые задания и поручения, вне­классные занятия были пронизаны игрой, проводились в виде инсцени­ровок, включали бесчисленное множество игровых ситуаций.

Игровые ситуации нередко возникали и стихийно. Тогда педагоги включались в игру детей и, опираясь на ее правила, поворачивали в нужную сторону.

Весьма характерной для Одесской школы-коммуны была воплощен­ная в жизнь идея ее руководителя СМ. Ривеса и М.М. Шульмана — организация детской радости. Большие гуманисты, беспредельно любив­шие детей, эти педагоги всю свою инициативу и творчество отдали тому, чтобы сделать одухотворенной и красочной жизнь коллектива. Они изобретали приемы, помогающие тяжелый бытовой труд сделать привлекательным для детей; проводили праздничные шествия, ставили фантастические сказки-феерии, в которых участвовали все дети; стре­мились вносить дух творчества и соревнования в многогранную жизнь коллектива; будили, подхватывали и поощряли всякую полезную иници­ативу детей, направленную на совершенствование их жизни. С помо­щью самых разнообразных приемов они культивировали атмосферу доброжелательности, взаимного уважения в детской среде. (Интересная деталь: в коллективе было Знамя надежды, вручавшееся по итогам со­ревнования первичным коллективам — патрулям, которые пока что не смогли, хотя и пытались, добиться успеха в решении задач, стоявших перед коллективом школы).

В коллективах названных воспитательных учреждений по-разному понимался и воплощался в жизнь принцип детского самоуправления.

Так, в Одесской школе-коммуне все вопросы организации своей жизни, быта и деятельности решали сами дети. Взрослые, считавшие себя членами коллектива, равными в правах с детьми, высказывали лишь свое мнение относительно тех или иных ситуаций в жизни кол­лектива, требующих решения. Здесь даже организационная структура детского коллектива, обычно задаваемая взрослыми, складывалась в значительной степени стихийно. Сначала из общей массы выкристалли­зовались кружки — группы детей, бравшие на себя те или иные функ­ции в коллективе (коммунистический кружок, боровшийся за принципы коллективной жизни, кружок чернорабочих, взявший на себя уборку по­мещений и территорий, и т.д.). Затем дети пришли к мысли (не без помощи педагогов, разумеется), что ряд функций в коллективе должны выполнять все. В итоге образовались так называемые патрули, в своей совокупности образующие легион (прообразы первичных и общешколь­ных коллективов).

Наряду с этим дети, опять-таки по собственной инициативе и с одобрения взрослых, образовали столовые-коммуны. (Дети, сидевшие за

204


одним столом и объединявшие себя коммуной, ликвидировали порции: каждый ел сколько хотел, учитывая скудные возможности тех лет и потребности товарищей.)

В этом множестве первичных объединений, образовавших коллектив учреждения, особую роль играл коммунистический кружок, в состав ко­торого вошли наиболее грамотные и политически развитые ребята. Они занимались пропагандой политических знаний, активно обсуждали со­бытия, происходившие в коллективе, влияя на формирование обще­ственного мнения.

Кружок был серьезной опорой педагогов в воспитательной работе с детьми. Однако и он требовал твердого педагогического руководства, а не только осторожных советов со стороны педагогов, считавших прин­ципиально неправильным что бы то ни было навязывать детям.

Переоценивая возможности детей в организации собственной жиз­ни, руководители Одесской школы-коммуны испытывали порой горькие разочарования, но вновь и вновь искали такие формы работы, которые позволяли бы обходиться без авторитарных требований педагогов, мак­симально используя детскую инициативу. Здесь, как и в опыте ряда других педагогов тех лет, в значительной степени сказалось влияние идей свободного воспитания.

Иначе складывался характер взаимоотношений педагогов и детей в школе имени А.Н. Радищева. Здесь задача воспитания инициативы у де­тей рассматривалась как наиболее важная и трудная. При этом педаго­ги не просто предоставляли ребятам возможность проявить инициативу, а учили их быть инициативными. Не навязывая детям своих идей и мнений, они вместе с тем и не ждали, когда эти идеи и мнения по­явятся в детской среде, а незаметно в процессе общения с детьми и совместной деятельности с ними силой личного и коллективного приме­ра старших подводили к этим идеям и мнениям, побуждали к желаемо­му поведению. Педагогический совет школы уделял особое внимание выработке единого подхода к детям, единой линии поведения.

Мы коснулись опыта лишь некоторых воспитательных учреждений 20-х годов, не ставя задачи давать лишь сколь-нибудь полную его ха­рактеристику, так как стремились лишь подчеркнуть существовавшую в те годы вариативность, различные подходы к решению актуальных про­блем коллективного воспитания. Из многих родившихся в те времена вариантов всеобщее признание и дальнейшее развитие в последующие годы получил проверенный на практике учреждений (колонии имени М. Горького и коммуне Ф.Э. Дзержинского) вариант АС. Макаренко. Вместе с тем в современных условиях творческого поиска новых вари­антов воспитательных систем опыт работы образцово-показательных уч­реждений 20-30-х годов вновь и вновь привлекает внимание педагогов, ибо он является настоящей сокровищницей интересных форм, методов, отдельных приемов воспитания, способных обогатить и современный педагогический инструментарий29.

2'' Караковский В.А., Новикова ЛИ., Селиванова П.Л. Воспитание? Воспита­ние... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.. 1996. С. 77-82.

205



♦ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

О Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983.

О Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. М.: Просвещение, 1984.

О Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987.

О Донцов А. И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования): Учеб. пособие. М.: МГУ, 1984.

О Иванов И. П. Воспитывать коллективистов. М.: Педагогика, 1982.

О Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Вос­питание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитатель­ных систем. М.: Новая школа, 1996.

О Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. М.: Просвеще­ние, 1987.

О Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1992.

О Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1981.

О Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педа­гогика, 1988.

О Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности: Сб. / Сост. В.В. Кумарин. М.: Педагогика, 1972.

О Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // А.С. Макаренко. Пед. соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 1. С. 267-329.

О Макаренко А.С. Педагогическая поэма //А.С. Макаренко. Пед. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 3.

О Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания (лек­ции) // Пед. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 4. С. 123-203.

О Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М.: Знание, 1983.

О Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1978.

О Общая психология: Учеб. Пособие / А.В. Петровский, А.В. Брушлин-ский, В.П. Зинченко и др. Гл. 6. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просве­щение, 1986.

О Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е. Н. Шия-нов. М.: Школа-Пресс, 1997.

О Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиз­дат, 1982.

О Подласый И.Л. Педагогика. М.: Просвещение: Гуманитарно-изда-


тельский центр ВЛАДОС, 1996.

О Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарскои методики. М.: Знание, 1990.

О Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского М.: Педагогика, 1979.

О Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1987.

О Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антрополо­гии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие. М.: Школа-Пресс, 1995.

О Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвеще­ние, 1981.

О Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьни­ков. М.: Просвещение, 1980.

О Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 1997.

О Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. посо­бие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной пси­хологии. М.: ВЛАДОС, 1995.


206




♦ СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО РОЛЬ Б ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ














Тема 8

ВОСПИТАНИЕ

КПК ФАКТОР

СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ

• вы определите сущность феномена воспитания;

• выясните,

каковы движущие силы

процесса воспитания,

узнаете о его важнейших закономерностях

и принципах;

• познакомитесь со структурой и логикой

процесса воспитания,

уточните его роль и место в ряду факторов

развития человека и

социализации личности;

• продолжите работу над

вашим кратким педагогическим словарем.

«Искусство воспитания имеет ту особен-

HOC!

гь, что почти всем оно кажется делом

знак

V

легк

им

и тем понятнее и легче кажется

.;омым и понятным, а иным даже делом

оно, тиче

чем менее человек с ним знаком, теоре-ски или практически. Точти все признают, что воспитание тре-

_____ бует

него т.е. навык; но весьма не терпения, врожденной сг специальные знания..»', -чательный труд «Человек гической антропологии»

терпения; некоторые думают, что для нужны врожденные способность и умение, иногие пришли к убеждению, что кроме юсобности и навыка, необходимы еще и - такими словами открывает свой заме-

как предмет воспитания. Опыт педаго-выдающийся российский педагог Кон-нский.

стантин Дмитриевич Ушг

--------------                         питания. Опыт педагогической антропологии //

К.Д. Ушинский. Избр. пед. npoi 208

введения: В 2 т. М: Педагогика, 1974. Т. |. с. 229.

1 Человек как предмет воспн(>ш,т-10. D -, „ »,. п


При изучении первой темы курса общей педагогики мы при­няли определение понятия «воспитание» в следующей формули­ровке:

В

ОСПИТАНИЕ: в широком социальном смысле — совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих пе­редачу из поколения в поколение накопленного социально-куль­турного опыта, нравственных норм и ценностей;

в широком педагогическом значении — процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспи­тателей и воспитуемых;

в узком педагогическом значении — специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.


Социализация — развитие

Человека в результате

Воздействия всех факторов

Социальной среды

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 222.