И КОЕ-ЧТО О СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По поводу того, чем родителям следует руководствоваться в процессе семейного воспитания, в течение многих столетий ве­дется полемика, в ходе которой сталкиваются сторонники трех основных подходов:

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ПОДХОД, - провозглашающий абсолютную свободу ребенка в выборе ценностных ориентации, поступков, действий.

АВТОРИТАРНЫЙ ПОДХОД, - основанный на подавлении самостоятельности, любой инициати­вы ребенка, требовании послушания, жесткой дисциплины, применении запретов и наказаний в качестве основных способов воздействия.

ш

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД, - предпола­гающий единство прав и обязанностей ребенка, выражающий оптимистический взгляд на его воз­можности и перспективы, стимулирующий его самостоятельность, активность, целеустремлен­ность.

Кто прав? И вообще, можно ли определить как бесспорно вер­ный или, напротив, бесспорно ошибочный любой из этих под­ходов?

♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

«Конвенция о правах ребенка», принятая Организацией Объединенных Наций в 1989 году, и признающая, что «ребенку для полною и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания»14, декларирует необходимость


 


" См.: Буянов МИ. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М., 1988. С. 5-6.

164


14 Конвенция о правах ребенка. Принята 44-й сессией Генеральной ассамб­леи ООН (1989) // Международная защита прав и свобод человека: Сборник до­кументов. М.. 1990. С. 389.

165


         
   


♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:


защиты детей «от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения» (ст. 19)15. В этой норме международ­ного права содержится прямое указание на недопустимость про­явления авторитаризма — диктата — насилия (авторитарный подход) по отношению к ребенку; подчеркивается необходимость заботы и бережного, внимательного отношения к нему, что не может быть в полной мере обеспечено при осуществлении либе­рального подхода, ориентированного на невмешательство.

Так можно было бы оценить представленные выше подходы к семейному воспитанию, исходя из правового аспекта проблемы. А если проанализировать суть авторитарного и либерального под­ходов к воспитанию даже не с позиций науки, убедительно дока­завшей необходимость активной роли педагога (родителей) в вос­питании, а с точки зрения здравого смысла, то очевидно, что плоды, полученные в результате реализации названных подходов, будут чаще всего горькими.

Так, авторитарный стиль семейного воспитания, основанный, как правило, на диктате, порождает у растущего человека склон­ность к приспособленчеству или, напротив, авторитаризм, дик­тат, агрессивность во взаимоотношениях вне семьи, особенно с теми, кто слабее. Насилие порождает насилие — это аксиома!

В случае применения либерального подхода ребенок
г^  освобождается от влияния семьи, что чаще всего приво-
VF  дит к выходу его из круга семейных интересов, семейно­
му го взаимодействия и общения, следовательно, к утрате
W " возможности естественным путем осваивать житейский
^М      и социальный опыт старших.

*       Впрочем, изучение способов и правил воспитатель-

ной деятельности не входит в задачи курса общей педагогики, если мы и затронули эту проблему, то лишь с целью показать, во-первых, что семейное сообщество, будучи одним из важней­ших факторов социализации личности, может оказывать на нее самое противоречивое влияние; во-вторых, что знание особенно­стей осуществления семейного воспитания позволит педагогу в определенной мере скорректировать влияние семьи и построить свою деятельность с учетом его характера. Но для этого...

15 Конвенция о правах ребенка. Принята 44-й сессией Генеральной ассамб­леи ООН (1989) // Международная защита прав и свобод человека: Сборник до­кументов. М, 1990. С. 395.

166


 

^

Q применять адекватные методы изучения и ана­лиза воспитательного потенциала семьи;

□ прогнозировать возможные результаты форми­рования личности ребенка в условиях конкрет­ной семьи в конкретных обстоятельствах ее развития и развития общества;

□ планировать воспитательную деятельность с учетом характера формирующего влияния семьи и возможности его корректи­ровки;

Q устанавливать правильные (педагогически целесообразные, тактичные, основанные на общих интересах) взаимоотноше­ния с семьей, обеспечивать конструктивное взаимодействие с родителями и другими старшими членами семейного сообще­ства, использовать его социально-нравственный и культурный потенциал в решении педагогических задач;

□ оказывать помощь родителям в развитии педагогической куль­
туры, в решении практических проблем, связанных с воспита­
нием детей в семье.

♦ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО

ОСМЫСЛЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

1. Академик, доктор психологических наук А.В. Петровский, утверждая, что характер взаимоотношений взрослых и детей име­ет чрезвычайно важное значение для формирования личности ре­бенка, выделил пять основных стилей или, как он их называет, — «тактик семейного воспитания»16:

■ ДИКТАТ

■ ОПЕКА

■ КОНФРОНТАЦИЯ

■ МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ

■ СОТРУДНИЧЕСТВО

16 См.: Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981. С. 39-42.


167


Предлагаем вам сформулировать определения для каждой из вышеназванных тактик и дать нравственно-психологическую оценку соответствующему стилю (типу, тактике) взаимоотноше­ний взрослых и детей в семье.


     
 


К СЛОВУ!

толковый

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

НЕ ЗАБУДЬТЕ ВНЕСТИ ЭТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Ш Б БАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

При анализе тактик воспитания предлагаем вам опираться на те варианты, которые охарактеризовал известный детский психиатр М.И. Буянов, рассказывая о крайностях (дефектах) воспитания.

Воспитание по типу Золушки, когда родители относятся к свое­му ребенку чрезмерно придирчиво, враждебно или равнодушно, предъявляя к нему повышенные требования, но не одаряя тепло­той и лаской. Дети в таких семьях вырастают, как правило, нере­шительными, боязливыми, неспособными постоять за себя, ухо­дящими в мир иллюзий — несбыточных надежд на «сказочного» принца, который избавит их от сложностей жизни.

Воспитание по типу кумира семьи — выполняются все требова­ния детей, которые нередко становятся капризными, упрямыми, не признающими запретов и авторитетов. Эгоизм, необязатель­ность, потребительское отношение к окружающим — все это мо­жет быть порождено таким стилем отношений в семье.

Гиперопека — вид воспитания, которое сводится к лишению ребенка самостоятельности, инициативы.

Гипоопека — ребенок предоставлен сам себе, его никто не кон­тролирует, никто не пытается помочь ему в нелегком процессе личностного развития.

Воспитание по типу кронпринца — обнаруживается чаще всего в зажиточных семьях, где родители, занятые преимущественно собой, своей карьерой, не уделяют детям должного внимания...17

2. Сопоставьте стили воспитания, предложенные А.В. Петров­ским и М.И. Буяновым. Можно ли на основании знакомства с двумя названными подходами к классификации стилей внутрисе­мейных отношений взрослых и детей сформулировать общую ти­пологию? Попытайтесь сделать это.

3. Прочитайте фрагменты работ о проблемах семейного воспи­тания, представленные в разделе «Проблемно-аналитический ма­териал», и сформулируйте свое педагогическое «кредо», в кото­ром в форме аксиом охарактеризуйте роль семьи в формировании личности и требования к организации семейного воспитания.

17 См.: Буянов М.И, Беседы о детской психиатрии. М., 1986. С. 171-172. 168


КРЕДО (от лат. credo — верю, верую) — убеждения, взгляды, основы мировоззрения.

4. «...Фокусы в семейном воспитании должны быть решитель­но отброшены, — пишет в «Книге для родителей» А.С. Макарен­ко. — Рост и воспитание детей — это большое серьезное и страшно ответственное дело, и это дело, конечно, трудное. Отде­латься здесь легким трюком нельзя». Что и почему А.С. Макарен­ко называл «фокусами» и «трюками»? Ответить на этот вопрос вам поможет одна из самых интересных работ по проблемам се­мейного воспитания «Книга для родителей» А.С. Макаренко. Не только как будущим педагогам, но и как сегодняшним и завтраш­ним мамам и папам вам просто совершенно необходимо ее про­читать. Благо, что и написана она прекрасным языком, посколь­ку задумывалась автором как художественно-публицистическое произведение.

5. Прочитайте «Книгу для родителей» А.С. Макаренко и «Ро­дительскую педагогику» В.А. Сухомлинского и составьте свод правил семейного воспитания по каждой из них. Сравните полу­ченные результаты с вашими собственными представлениями о семейном воспитании. В какой мере они совпадают? Обнаружили ли вы нечто такое, о чем ранее не задумывались?

 

6. Н.В. Шелгунов писал: «Навязывая детям свои тенденции, свои предвзятые идеи и убеждения, мы создаем из них рабов, а не свободных людей; мы только меняем ливреи рабства, но не творим людей, которые должны думать и действовать по-своему и сами должны создавать свои обстоятельства»18. Согласны ли вы с автором этих строк? Какой из уже известных вам подходов (стилей, тактик) семейного воспитания можно было бы обосно­вывать, используя в качестве аргумента мысль Н.В. Шелгунова? Кстати, а может ли служить аргументом ссылка на высказывание классика?

7. Вы познакомились в тексте с фактами, свидетельствующи­ми о сложном положении семьи и проблемах семейного воспи­тания. Попытайтесь определить задачи школы и педагогов, обусловленные этими проблемами.

18 Шелгунов Н.В. Письма о воспитании // Умом и сердцем: Мысли о воспи­тании. 4-е изд., доп. М., 1986. С. 206.

169


Это задание целесообразно выполнять в форме обсуждения за «круглым столом» в составе академической группы на семинарс­ком или практическом занятии.

Кстати, обратите внимание на то, как ровно сто лет назад (1898 г.) оценивал положение семьи и проблемы семейного вос­питания А.Н. Острогорский (см. в разделе «Проблемно-аналити­ческий материал» фрагмент работы «Семейные отношения и их воспитательное значение», начинающийся со слов «Склад семей­ной жизни ... значительно изменился»).

8. Составление программы проведения «круглого стола» — еще одно задание, при выполнении которого вы начнете учиться пла­нировать организацию занятий полемического характера, будете закреплять у себя умения и навыки ведения полемики, дискус­сии, диспута.

К СЛОВУ!

МАЛЫЙ

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ
СЛОВАРЬ                  ]

=> ПОЛЕМИКА (от греч. polemikos — воинственный, враждебный) — ост­рый спор при обсуждении, выясне­нии каких-либо проблем, вопросов. Производные понятия: полемист, по­лемический.

9. Вас пригласили воспитателем в дом Наташи Ростовой. Сле­дует полагать, что прежде всего вы, опираясь на уже приобретен­ные знания в области психологии и общей педагогики, постарае­тесь изучить семью Ростовых. Опишите, какие методы психоло­гического и педагогического исследования вы могли бы исполь­зовать при решении этой задачи, разработайте программу изуче­ния семьи и охарактеризуйте ее по схеме: тип семьи (по структу­ре, составу, характеру взаимоотношений); какие функции она выполняет и как; степень влияния на развитие Наташи Ростовой тех особенностей, которые присущи этой семье, подхода к воспи­танию и сложившегося стиля взаимоотношений с детьми. Опре­делите задачи, стратегию и тактику своего педагогического пове­дения и воспитательной деятельности с учетом, во-первых, спе­цифики формирующего влияния данной семьи, во-вторых, того, что воспитывать вам поручили сына и дочь графа Ростова.

10. Для сравнения проанализируйте семью Прокла и Дарьи, персонажей поэмы Н.А. Некрасова «Мороз—Красный нос»; опи­шите особенности воспитания детей в этой крестьянской семье, определите, какие из этих особенностей можно было бы обнару­жить в современной сельской семье.

170


 

11. Вы приступили к работе в качестве классного руководителя и начали знакомиться с семьей. Опишите программу, методику и возможные результаты своего исследования (по представленной выше схеме).

12. В российских школах совместно обучаются дети разных национальностей, безусловно, необходимо учитывать специфику формирующего влияния их семей. Попробуйте описать наиболее рельефные особенности воспитания мальчиков и девочек в ев­рейской, немецкой, русской, татарской семьях, сохранивших свой национальный уклад, традиции, обычаи и проживающих в городской и сельской местности. И это задание целесообразно выполнить совместно в группе на семинарском или практичес­ком занятии.

13. Что бы вы предложили включить в план лектория для ро­дителей учащихся первого и седьмого класса?

А для молодоженов? Составьте примерные тематические пла­ны лекториев и кратко изложите аргументы в обоснование из­бранного вами содержания.

Мы надеемся, что выполнение этих заданий поможет вам не только в обретении умений и навыков профессиональной дея­тельности, но и в планировании своей семьи и системы отно­шений в ней. УСПЕХА!

ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (ТЕКСТЫ)

П . Ф . Лесгафт (1837-1909),

педагог , анатом , врач





















Семейная жизнь ребенка

(Выдержки) (1885-1890 гг.)

Во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и по­этому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и остав­ляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании. Цель воспитания — содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производитель­ностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился в жизни руководиться этим идеалом.

171


Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время его семейной жизни: 1) чистота; 2) последователь­ность в отношении слова и дела при обращении с ребенком; 3) отсут­ствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и 4) признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полное признание за ним права личной непри­косновенности19.

А . С . Макаренко (1888-1939), выдающийся педагог , писатель Книга для родителей

(Отрывки) (1937 г.)

«Основной конфликт» — отсутствие времени — наиболее распрост­раненная отговорка родителей-неудачников. Защищенные от ответствен­ности «основным конфликтом», они рисуют в своем воображении цели­тельные разговоры с детьми. Картина благостная: родитель говорит, а ребенок слушает. Говорить речи и поучения собственным детям — за­дача невероятно трудная. Чтобы такая речь произвела полезное воспи­тательное действие, требуется счастливое стечение многих обстоя­тельств. Надо, прежде всего, чтобы вами выбрана была интересная тема, затем необходимо, чтобы ваша речь отличалась изобразительнос­тью, сопровождалась хорошей мимикой; кроме того, нужно, чтобы ре­бенок отличался терпением. (...)

Дорогие родители!

Не подумайте, пожалуйста, что всякая беседа с ребенком не имеет смысла. Мы предостерегаем вас только от чрезмерных надежд на раз­говоры.

Как раз те родители, которые плохо воспитывают своих детей, и вообще те люди, которые отличаются полным отсутствием педагогичес­кого такта, — все они слишком преувеличивают значение педагогичес­ких бесед.

Воспитательную работу они рисуют себе так: воспитатель помещается в некой субъективной точке. На расстоянии трех метров находится точка объективная, в которой укрепляется ребенок. Воспитатель действует го­лосовыми связками, ребенок воспринимает слуховым аппаратом соответ­ствующие волны. Волны через барабанную перепонку проникают в душу ребенка и в ней укладываются в виде особой педагогической соли.

Иногда эта позиция прямого противостояния субъекта и объекта не­сколько разнообразится, но расстояние в три метра остается прежним. Ребенок как будто на привязи, кружит вокруг воспитателя и все время подвергается либо действию голосовых связок, либо другим видам не­посредственного влияния. Иногда ребенок срывается с привязи...

...Человек не может быть воспитан непосредственным влиянием од­ной личности, какими бы качествами эта личность ни обладала. Воспи-

19 Лесгафт П.Ф Семейная жизнь ребенка // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. М., 1990. С. 295.

172


тание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, перепле­тается с другими отношениями, усложняется физическим и нравствен­ным ростом самого ребенка.

Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им — зада­ча воспитателя.

Бессмысленна и безнадежна попытка некоторых родителей извлечь ребенка из-под влияния жизни и подменить социальное воспитание ин­дивидуальной домашней дрессировкой. Все равно это окончится неуда­чей: либо ребенок вырвется из домашнего застенка, либо вы воспитае­те урода20.

...Фокусы в семейном воспитании должны быть решительно отброше­ны. Рост и воспитание детей — это большое серьезное и страшно от­ветственное дело, и это дело, конечно, трудное. Отделаться здесь лег­ким трюком нельзя. Если вы родили ребенка — это значит: на много лет вперед отдали ему все напряжение вашей мысли, все ваше внима­ние и всю вашу волю. Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще и организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего само­чувствия как личности не может существовать и воспитатель21.

А . Н . Острогорский (1840-1917),

педагог , писатель , редактор журнала

«Педагогический сборник»



Дата: 2018-12-28, просмотров: 559.