Семейные отношения и их воспитательное значение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(1898 г.)

Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая закладывается намеренно или ненамеренно. Семья может жить дружно, относиться дружелюбно и к чужим людям, но может и ссорить­ся, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательство не только к посторонним, но и к своим близким. Семья может жить духовными интересами, любить чтение, музыку картины или целиком уйти в дряз­ги, хозяйственную сутолоку, заботы о копейке. В семье может быть и порядок, и бестолочь. Жизнь, та или иная, семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, ук­репляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы ды­шим, укрепляет или отравляет наш физический организм22.

2,1 Макаренко АС. Книга для родителей // А.С. Макаренко. Нед. соч.: В 8 т. М, 1985. Т. 5. С. 13-14.

21 Там же. С. 18.

23 Острогорскыи АН. Семейные отношения и их воспитательное значение // All. Острогорский. Избр. пед. соч. М., 1985. С. 274.

173


Казалось бы, из всех союзов общественных семейному всего легче принять характер союза, от которого члены его только выигрывают. Он составляется добровольно, по свободному выбору, скрепляется общнос­тью интересов, вкусов, потребностей. Развращающему столь многих принципу «борьбы за существование» здесь не должно бы быть места. Мужу не должно бы быть тесно от соседства жены, и наоборот. Жизнь в известной мере можно устроить по своему вкусу и в ней находить отдых от забот, обид, неудач общественной жизни. (...) К сожалению, идеальные семьи встречаются редко. ...Каждый раз, когда мы, родители, сдерживаем в себе какое-нибудь дурное побуждение ради детей , мы исполняем только свою обязан­ность. Дети, наверное, заметят, хотя в детстве, может быть, и не фор­мулируют ясно, эту работу родителей над собой, оценят ее и привык­нут — сперва из подражания, потом по убеждению — управлять со­бой, сдерживать себя в дурном, а это одно из крупных приобретений воспитания23.

Склад семейной жизни... значительно изменился... Многим это дает повод утверждать, что прежняя жизнь была лучше, но не в этом дело. Напомнили мы о прежнем складе семейной жизни единственно для того, чтобы отметить, что дети прежде больше пользовались обществом своих родителей, что семейный круг жил теснее, одной общей жизнью. Изменились условия общественной жизни, изменилась и жизнь семей­ная. Прокормить и поднять на ноги семью стало труднее, поневоле приходится работать больше, посвящать работе часть времени, которое наши предки отдавали семье. Естественно, что усталые, а иной раз разбитые отцы ворочаются в семью для отдыха, приходят раздражен­ные и вовсе не склонные поблагодушествовать с ребятами. Созрела общественная деятельность, и кроме труда из-за куска хлеба многие из нас несут массу труда общественного, дарового. Жизнь стала хло­потливее, нервнее, напряженнее. Опять-таки, естественно, хочется раз­влечься... С другой стороны, тревожит и будущее детей. Надо дать об­разование, хорошенько подготовить ребенка к экзамену, потому что приемные экзамены стали труднее (мест не хватает, отказывают и удовлетворительно подготовленным); об учебных занятиях надо начи­нать думать раньше и готовить со специалистом, который знал бы, что требуют на экзаменах в таком-то заведении. Отдали детей в школу — новые усложнения в семейной жизни.

...Надо признать, что жизнь сильно изменилась и в результате об­щение родителей с детьми стало меньше, оно осталось возможно глав­ным образом в ранние годы детства, а позже, лет уже с 10-12, дети подвергаются обильным внешним, внесемейным влияниям, и очень важный период перехода их в юношеский возраст часто ускользает от внимания и наблюдения родителей24.


Нормальная семья представляется нам союзом, в котором, при всей индивидуальности ее членов, царят дружественные отношения, взаимная поддержка и помощь, неразделимость радостей и горестей, — словом, совместный труд с целью сделать жизнь и лучше, и легче. Дети в семье не первые и не последние, а равноправные члены ее. Но появление их в семье составляет событие, с которого начинается новая полоса жизни. Если бездетные муж и жена имеют право искать своего личного счастья в той мере, в какой оно доступно людям, то дети вносят в их жизнь альтруистический элемент, который суживает рамки эгоистического счастья, открывая горизонты в других направле­ниях. Дети порождают много забот, огорчений, лишений, но зато дарят и много радостей, не доступных бездетным супругам25.

Н . В . Шелгунов (1824-1891), педагог - публицист



Воспитательные влияния

(Выдержки из статьи) (1873-1874 гг.)

Вопрос о том, лучше ли совершается воспитание человека в семье или вне ее, вовсе еще не разрешен. Моралисты свои идеальные тре­бования прилагают к идеальной семье, но укажите такую в действи­тельности! Все усилия прогрессивной мысли в последнее время на­правлены именно к тому, чтобы создать нормальную семью. А могут ли ненормальные отношения создать нормальные последствия; может ли быть воспитано человечество в требованиях моралистов, если, прежде всего, именно недостает требуемой ими семьи? (...)

В защиту семьи мы могли бы сказать, что под руководством насто­ящей матери она могла бы влиять на формирование добрых и велико­душных чувств. Семья чужда черствой одноформенности, казарменного быта воспитательных заведений и не знает фабричной дисциплины школы. В семье ребенок имеет возможность сохранить наибольшую свободу чувств и действий; он живет среди самых разнообразных впе­чатлений как внутренней, домашней жизни, так и тех, которые являют­ся в нее извне вследствие сообщения с внешним миром. Но вот тут-то именно и поворотная точка взаимодействия общества и семьи.

Мы не можем выделить семью из окружающей ее жизни. Элементы внешнего мира, с которыми она входит в общение, должны в ней отра­жаться и иметь в ней свои корни... Все отношения, все разговоры, все нравственные принципы внешней жизни входят неизбежно в основу жизни семьи, и практика внутренних отношений несет на себе неиз­бежно клеймо отношений внешних26.


 


23 Острогорский АН. Семейные отношения и их воспитательное значение //
А.Н. Острогорский. Избр. пед. соч. М, 1985. С. 276.

24 Там же. С. 277-278.

174


25 Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение ,//
А.Н. Острогорский. Избр. пед. соч. М, 1985. С. 299.

26 Шелгунов Н.В. Воспитательные влияния // Антология педагогической
мысли России второй половины XIX — начала XX в. М., 1990. С. 206-207.

175


         
 


♦ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

О Афанасьева Т.М. Семья. М: Просвещение, 1985. О Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М: Педаго­гика, 1983.

О Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991. О Гребенников И.В. Школа и семья. М.: Просвещение, 1985. О Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. М.: Знание, 1986. О Диалоги о воспитании: Книга для родителей. М.: Педагогика, 1985. О Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребенка. Книга для родителей. М.: Прогресс, 1986.

О Ковалев А. Г. Психология семейного воспитания. Минск: Народная асвета, 1980.

О Ковалев СВ. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988.

О Конвенция о правах ребенка. Принята 44-й сессией Генеральной ассамблеи ООН (1989). В кн.: Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 388-409.

О Макаренко А.С. Книга для родителей / Пед. соч.: В 8 т. Т. 5. М.: Пе­дагогика, 1985.

О Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей / Пед. соч.: В 8 т. Т. 4.

М.: Педагогика, 1984. С. 59-116. О Сухомлинский В.А. Родительская педагогика / Избр. пед. соч.: В 3 т.

Т. 3. М.: Педагогика, 1981. С. 305-420. О Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. О Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. 2-е изд., испр.

М.: Просвещение, 1985.


Тема 7                                           ^

КОЛЛЕКТИВ KRK ФПКТОР                 \3 (









Дата: 2018-12-28, просмотров: 340.