Биологическое и социальное — не два параллельных и независимых друг от друга фактора: они воздействуют на человека одновременно и комплексно,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

причем интенсивность и качество их воздействий

бывают разными

и зависит это от многих обстоятельств.

А может ли быть оптимальным соотношение влияний биоло­гического и социального?..

Определенный интерес в этой связи представляет схема, ко­торую предложил Й. Шванцара, — она своеобразно иллюстри­рует взаимоотношения трех факторов развития человека — на­следственности, среды и воспитания5.

5 См.: Шванцара Й. Диагностика психического развития // И.П. Подласый. Педагогика. М, 1996. С. 91.

72

Й. Шванцара считает, что врожденные и унаследованные предрасположения, обозначенные обобщенным термином «на­следственность», развиваются в результате внешних влияний — среды и воспитания. Взаимодействие всех трех факторов может быть, по его мнению, либо оптимальным (равносторонний тре­угольник ABC), либо дисгармоничным:

1) при преимущественном воздействии одного из внешних
факторов (треугольники ABC, и АВС2);

2) при недостаточном их влиянии (треугольник АВС3).
Необходимо отметить, что вариантов расположения вершины С

может быть бесконечное множество — это отражает множествен­ность индивидуальных вариантов развития человека.

♦ Представленная схема — как и вообще любая схема услов­ на. Никто сегодня не может утверждать, что только одинаковое воздействие наследственности, среды и воспитания может обес­печить гармоничное развитие человека.

Но и никто, пожалуй, не может доказать несостоятельность такого утверждения...

Люди ищут ответы на интересующие их вопросы,

предлагают версии...

Удачи вам, люди!

73


74


♦ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИЖУЩИХ СИП,





ОСНОВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ

И ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Развитие человека — сложный, длительный и противоре­чивый процесс, в котором в полной мере реализуются всеобщие законы развития.

1

Закон единства и борьбы противоположностей

определяет противоречия                            \

Как источник и движущую силу человеческого развития.

В философии и педагогике принято различать внутренние н внешние, общие и индивидуальные противоречия.

Внутренние — противоречия,                          ,

порожденные конфликтом противоположных сторон внутри самого человека. Например: противоречие между возрастающими требова­ниями человека к себе, своему организму и тем потенциалом, которым человек располагает («Мне необходимо преодолеть барьер, я не могу этого сделать, я должен тренироваться, я тренируюсь, следовательно, — развиваюсь...).

Внешние — противоречия,

порожденные взаимодействием человека с окружающим миром. Например: внешними требованиями, изменением при­родной и социальной среды, обстоятельств и т.д.

Общие (универсальные) — противоречия,

движущие развитием каждого человека и всех людей. Например: противоречия между возникающими в результате воздействия объективных факторов материальными и духовны­ми потребностями и реальными возможностями их удовлетво­рения.

Индивидуальные — противоречия,                     j

обусловленные ситуацией развития конкретного человека (вспомним афинского оратора Демосфена, устранившего путем приложения огромных волевых и физических усилий

дефект речи).


Закон перехода количественных изменений в качественные,

отражая логику и механизм развития человека,

позволяет сделать вывод, что количественные изменения

в физической, психической и духовной структуре человека,

в характере внешних воздействий

приводят к существенным качественным изменениям

как личности в целом,

так и отдельных ее свойств.


Закон отрицания отрицания,

с точки зрения диалектической логики, характеризует направление процесса развития, единство поступательности и преемственности, возникновения нового и относительной повторяемости старого в развитии. Педагогика опирается на этот закон прежде всего при изучении специфики и механизмов человеческого мышления, развития ценностных ориентации и нравственной сферы личности.

□ Эмпирические и теоретические исследования, начало кото­рым положили еще античные мыслители, позволили ученым ус­тановить ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между особенностями формирующего влияния внешних и внутренних факторов, спецификой организации и осуществления педагогического процесса и результатами развития человека.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 243.