Модуль 5. Человек и общество
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 14. Философская антропология

Методические рекомендации:

Изучив предложенную литературу, исторические источники и материалы лекций, определите специфику человеческого бытия, раскройте понятия: человек, индивид, личности. Особое внимание обратите на полемику по вопросу природы человеческой сущности в философии, ознакомьтесь и составьте тезисы статей, раскрывающих суть вопроса. Обратите внимание на современный подход в трактовке антропосоциогенеза и роли труда. Разберитесь в вопросе: человек и человечество – планетарная общность судьбы, представьте различные точки зрения на данную проблему, раскройте понятия биосфера, ноосфера. Изучите подходы к оценке роли личности в истории, типизации личности и их принципы. 

Внимательно прочитайте вводную статью в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе», выполните предлагаемое задание. Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Ответьте на вопросы тестовых заданий. Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии.

Изучив данную тему, студент должен

знать:

- определения: человек, индивид, личность и др.;

- природную сущность человека;

- основные философские концепции человека;

уметь:

- анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах и направлениях философской мысли;

- давать оценки философским и научным течениям, направле­ниям и школам;

- вести диалог, участвовать в полемике, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии.

 

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

  1. Проблема человека в историко-философском контексте. Объективистские (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские (психоаналитические, экзистенциальная) концепции человека.
  2. Проблема «природы человека»: дискуссии в философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Проблема антропосоциогенеза в философии. Роль языка в антропогенезе.
  3. Специфика человеческой деятельности. Творчество и талант. Духовность и бездуховность. Проблема судьбы человека в философии. Проблема жизни, смерти и бессмертия в философии.
  4. Человек и человечество – планетарная общность судьбы. Феномены человеческого бытия: свобода и ответственность, свобода и необходимость, свобода выбора, долг.

5. Концепции личности в философии. Проблема типизации личности. Историческая и выдающаяся личность. Личность в эпохи социальных катастроф. Проблема личности в современном мире.

Основные понятия

Адаптация – (лат. adaptare – приспособлять) – понятие, возникшее в биологии для обозначения приспособления внутреннего и внешнего строения, функций организмов животных и растений к изменяющимся внешним условиям.

Антропософиямистическое учение, обожествляющее человеческую сущность.

Гуманизм – воззрение, признающее ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие.

Деятельность – процесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует как "внешнюю" по отношению к нему, так и собственную природу; способ человеческого бытия.

Социальная адаптация – это взаимодействие личности с социальной группой, в результате которого происходит согласование самооценки с реалиями социальной среды.

Социализация – усвоение индивидом определенной системы норм, правил жизни, которые позволяют ему быть полноправным членом общества.

Творчество – процесс человеческой деятельности, создающей качественно новые материальные и духовные ценности

Человек – живое, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования и развития.

Психическое – символическое бытие в структурах головного мозга доступных человеку фрагментов внешнего мира.

Темы рефератов

1. Человек как космопланетарный феномен.

2. Человек и ноосфера.

3. Проблема духовности личности в философии.

4. Представления о совершенном человеке в различных философских концепциях.

5. Свобода и ответственность личности в философии.

6. Любовь как высшая духовная ценность человеческого бытия.

7. Проблема человека и ее освещение в истории философии.

8. Человек и человечество: планетарная общность судьбы.

9. Природа зла в истории философии.

10. Человек и общество: проблемы взаимодействия.

11. Проблема личности в истории философии.

12. Свобода личности и историческая необходимость.

13. Проблема личности в русской философии.

14. Проблема свободы выбора и смысла жизни в философии персонализма.

15. Философия свободы в творческом наследии Н.А. Бердяева.

Вопросы для самоконтроля:

Раскройте природную сущность человека.

Расскажите о проблеме антропогенеза в философии.

Расскажите о гипотезе антропосоциогенеза Т. де Шардена.

Роль труда в антропогенезе.

Определите сущность и содержание понятий: индивид, личность, индивидуальность.

Раскройте проблему личности в философии.

Расскажите о роли личности в истории.

Определите содержание понятий: жизнь, смерть и бессмертие.

Человек и Вселенная: проблема взаимодействия.

Раскройте проблему Сверхчеловека в философии.

 Расскажите о роли масс, наций, этносов в истории.

Представьте проблему души и судьбы в философии.

 

В курсе для закрепления полученных знаний по теме 14. Философская антропология предусмотрена форма контроля тест (См. Методические указания   к самостоятельной работ е студентов С. 90).

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 184.