Интерсубъективность реальности повседневности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реальность повседневной жизни представляется как интерсубъективный мир.6 Именно благодаря интерсубъективностй

67 Чуковский К.И. От двух до пяти... С. 185.

68 Там же. С. 186.

69 В определении понятия интерсубъективности ценным для нас является следующее
методологическое замечание А.П. Огурцова: «Когда говорят об интерсубъективности,
говорят об опыте различных субъектов, находящихся в ситуации общения, взаимной
коммуникации.
И вырвать интерсубъективность из контекста взаимоинтенциональной


повседневная жизнь резко отличается от других реальностей. Например, ребенок один в мире снов, фантазий, но он знает, что мир повседневной жизни столь же реален для других, как и для него, ведь в повседневной жизни он не может существовать без постоянного взаимодействия и общения с другими людьми. «Я знаю, что моя естественная установка по отношению к этому миру соответствует естественной установке других людей, что они тоже понимают объективации, с помощью которых этот мир упорядочен, и в свою очередь также организуют этот мир вокруг "здесь-и-сейчас", их бытия, и имеют свои проекты действий в нем».70 Конечно, ребенок знает также и то, что у других людей есть своя перспектива на общий мир, не тождественная его собственной. Его «здесь» - это их «там». Его «сейчас», зачастую, совсем не совпадает с их представлениями. Его проекты не только отличаются, но могут даже противоречить их проектам. В то же время ребенок знает, что живет с ними в общем мире. Но важнее всего то, что он знает, что существует постоянное соответствие между его значениями и их значениями в этом мире, что у него и у них есть общее понимание этой реальности. «Естественная установка именно поэтому и является установкой повседневного сознания, что связана с миром, общим для многих лю­дей. Повседневное знание - это знание, которое я разделяю с другими людьми в привычной самоочевидной обыденности повседневной жизни».71 Но, тем не менее, повседневное знание, к которому приобщился ребенок, не дает ему успокоения в интеллектуальном поиске. Естественная установка преодолевается наивным философствованием, которое ставит под вопрос «аксиомы» и мифологемы повседневного знания.

Реальность повседневной жизни в качестве реальности имеет само собой разумеющийся характер. Она существует как самоочевидная и непреодолимая фактичность. Ребенок знает, что она реальна. Но у него могут возникнуть сомнения в ее реальности. Конечно, он, большей частью, воздерживается от них, поскольку привыкает жить повседневной жизнью согласно заведенному порядку. Такое воздержание от сомнений настолько устойчиво, что,

соотнесенности субъектов опыта, из ситуации диалога, коммуникации, общения - это значает подменить интерсубъективность объективностью, понятой сугубо натуралистически» (Огурцов А.П. Интерсубъективность как поле философских

исследований // Личность. Культура. Общество. 2007. № 1. С. 60).

70Ьергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности... С. 44. 71Там же.


для того чтобы отказаться от него, как ему того хотелось бы, он совершает резкий скачок. В этом контексте наивное философствование выступает для него не только как познавательный поиск, интеллектуальная игра, но и как акция, протест, действие. Мир повседневной жизни декларирует себя, и если ребенок хочет «бросить вызов» этой декларации, то прилагает немало усилий. Однако не все аспекты этой реальности в равной степени непроблематичны. Повседневная жизнь разделена на сектора, одни из которых воспринимаются привычно, а в других ребенок сталкивается с проблемами того или иного рода. Но даже непроблематичные сектора повседневной реальности являются таковыми лишь до тех пор, пока нет свидетельств об обратном, т.е. до тех пор, пока с возникновением проблемы не прерывается их последовательное функционирование. «Когда это происходит, реальность повседневной жизни стремится интегрировать проблематичный сектор в тот, который уже непроблематичен. Повседневное знание содержит мно­жество рекомендаций по поводу того, как это следует делать».72 Это понятно на приведенных выше примерах. Таким образом, повседневное знание обладает в отношении наивного философствования довлеющим значением.






Дата: 2018-12-21, просмотров: 252.