Проблема единства пола-гендера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Долгое время для ребенка такой «пограничной зоной», недоступной его пониманию является все, что связанно с «тайной» его появления на свет. Сначала подобный интерес не возникает в силу детского эгоцентризма. Однако потом всеобщий принцип причинности ребенок начинает распространять и на собственное Я. Почему я появился на свет? Как это произошло? И вообще, как появляются дети? Понятно, что объяснение, исходящее или от взрослых, или сформулированное самим ребенком будет иметь мифическую окраску в силу образности интерпретации. Мифологемы взрослых (начиная от пресловутого аиста и кончая покупкой в магазине) поражают своей примитивной однообразностью и нищетой смысла, что, конечно же, не может удовлетворить познавательный интерес ребенка. Первый аспект этого интереса касается проблемы причинности и преодоления неизбежно возникающего регресса в бесконечность. Например, «до четырех лет Машеньке внушали, что Детей покупают в магазине. Но в четыре года посыпались вопросы: в каком магазине? где? как? и т.д.».55 или «когда Кате было четыре года, относительно себя она безоговорочно приняла версию о покупке в магазине. Но уже в пять лет Катя выразила недоумение: "А откуда звери берут детей? Ведь у них же нет магазинов"».56 Мифологемы взрослых легко развенчиваются ребенком: «"Папа, Откуда я взялся?" "Тебя купили на рынке". "Да, но прежде чем

56 Чуковский К.И. От двух до пяти... С. 175. 57Там же. С. 177.


продавать, меня должен же был кто-то сделать!"»57 В качестве итога этого неудовлетворенного интереса, даже когда ребенку сообщается подлинная причина его появления на свет, неизбежен метафизический вопрос о первопричине: «Как сделался первый человек? Ведь его родить-то было некому!»58

Второй аспект детского интереса в этой «пограничной зоне» касается половых и тендерных соотношений характеристик родителей с индивидуальностью ребенка: «Папа, а когда ты был маленький, ты был мальчик или девочка?»59 или «Деток мамы родят, а взрослых людей кто?» 60 Ребенок последовательно и настойчиво осуществляет «диалектическое снятие» и критику переходных «рабочих гипотез», выдвигаемых взрослыми в качестве ответов на его вопросы: «Машеньке объяснили, что детей не покупают, а рожают. Например, мама родила Машеньку, а баба Марина - маму и т.д. "А дедушка Коля кого родил? Тети родят девочек, а дяди мальчиков?" - и была возмущена, узнав, что дяди не родят. Далее посыпалось: "Почему Сережа родился у тети Гали, а не у тебя? Не захотел быть в твоем животике? Почему? А почему Людочка родилась позже меня и теперь она меньше меня? Почему она не захотела родиться вместе со мной?"»61 Философствующий ребенок, размышляя об этом аспекте, выстраивает специфические мифические в своей основе «теории» соотношения Я и Другого, «теории» обусловленности пола и тендера. «Мама, кто меня выродил? Ты? Я так и знала. Если бы папа, я была бы с усами».62 «"А маленькие дети как родятся?" - спросил отец, испытуя ребенка. "У мамы в животе! Вот мама съест телятину, у нее и родится маленький ребеночек". "А если я съем телятину, у меня родится или нет?" "У тебя тоже родится. У мамы дочка, у тебя сынок"».6 Причем, фактор рождения может иметь и обратный вектор - от ребенка к родителям, например, ребенок, играя с куклой, приговаривает: «...Наконец-то у девочки народилися папа и мама, и она им очень обрадовалась».64 По сути, «обыгрывание» подобных проблем есть яркий показатель

57 Чуковский К.И. От двух до пяти... С. 180.

58 Там же. С. 176.

59 Там же. С. 156,

60 Там же. С. 181.

61 Там же. С. 175.

62 Там же. С. 176.

63 Там же. С. 179.

64 Там же. С. 182.

76


напряженного       интеллектуального        поиска       ребенком

самоидентификации через пол и тендер. Характерным является то, что в детстве тендер почти полностью подменяет собой пол. Например, до 4 лет ребенок считает возможным изменение своего пола, так как принимает его за внешнюю и съемную часть любого человека, вроде одежды.65

Интеллектуальные открытия, которые совершает ребенок, по поводу «пограничной зоны» собственного рождения полностью соответствуют мифическим представлениям его жизненного мира. Если даже сообщить ребенку «правду» о рождении, это нисколько не разрушит его привычные мыслительные схемы и образы. Наоборот, новая информация будет органично ассимилирована, усиливая некогда сформулированную ребенком «теорию». Это свидетельствует о том, что парадигмы знания очень устойчивы и простая информированность в той или иной области при отсутствии глобальной перестройки привычного жизненного мира, никак не влияет на само знание и его структуру. Новая информация либо просто отсеивается как бесполезная, либо дополняет господствующую «теорию» без существенных парадигмальных сдвигов в ней.

Пятилетний Волик, когда мать откровенно сообщила ему подлинные и подробные сведения о происхождении детей, тотчас же стал импровизировать длинную повесть о своей жизни в материнской утробе: «"Там есть перегородка... между спинкой и животиком". "Какая перегородка?" "Такая перегородка - с дверкой. А дверка вот такая маленькая. (Смеется.) Да-да. Я сам видел, когда у тебя в животике был. И комнатка там есть малюсенькая, в ней живет дяденька". "Какой дяденька?" "Я был у него в гостях, пил у него чай. Потом я играл еще в садике. Там и садик есть маленький, и песочек в нем... И колясочка маленькая... Я там с детками играл и катался". "А откуда же детки?" "Это у дяденьки породились... Много-много деток. И все мальчики - девочек там нет. И моссельпромовцы сидят... Трое их... Вот такие малюсенькие". "И ты там жил у них?" "Я приходил к Дяденьке в гости, а когда пришла пора родиться, я с ним попрощался за ручку и вышел у тебя из животика"».66 И далее. «"После каждого

65См.: Ершова Е.М., Мясникова Л.А. Путь к себе: женщина .между полом и тендером. Екатеринбург, 2007. С. 64-65; Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных Установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 66-67.

66Чуковский К.И. От двух до пяти... С. 185.

77


глотка Волик останавливается и как бы прислушивается, что делается у него внутри. Потом весело улыбается и говорит мне: "Уже побежало по лестничке в животик". "Как - по лестничке?" "У меня там лестничка (показывает путь от горла до желудка); все, что я кушаю, бежит потом по лестничке в животик... А потом есть еще лестничка в ручках, в ножках... Везде идет то, что я кушаю..." "Это тебе кто-нибудь рассказал так?" "Нет, это я сам видел". "Где же ты это видел?" "А когда я был у тебя в животике, я видел, какие у тебя лестницы... значит, и у меня такие..."»67

Знания, соответствующие жизненному миру ребенка, отличаются невероятной гибкостью, ассимилируя, например, явно непонятную, а потому «нежизненную» для ребенка информацию о наследственности посредством спонтанно выдвигаемых ребенком «рабочих гипотез»: «Пришли гости, и кто-то спросил про трехлетнюю Валю: "Чьи у Вали глаза?" Ему ответили: "Папины". "А папа, бедный, значит, без глаз остался," - подумала Валя и тут же сочинила такую гипотезу: "Когда я еще не родилась, у папы было много глаз, и большие и маленькие; а когда мама купила меня, папа отдал мне большие глаза, а себе оставил маленькие"».68 Замечательна та легкость, с которой ребенок разрешает подобные интеллектуальные проблемы. Все это - виртуозная импровизация, сродни тем вдохновенным экспромтам, которые он произносит во время игры. Экспромты для него такая же неожиданность, как и для его собеседника. Он, по видимому, не знает заранее, что скажет, но говорит уверенно и твердо, не сомневаясь в правильности своих измышлений. Эти измышления - времянки, «рабочие гипотезы». Через минуту он уже может высказывать прямо противоположные мысли, ибо данная «работа» для него является увлекательной смысловой игрой.




Дата: 2018-12-21, просмотров: 252.