Основные приемы работы с текстом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Определив соответствующие источники информации, учащиеся приступают к непосредственной работе с текстом. Одним из эффективных способов работы является ведение двухчастного дневника.

Двухчастные дневники дают читателям возможность увязать содержание текста со своим личным опытом, удовлетворить свою любознательность. Особенно полезны двухчастные дневники, если необходимо прочесть какой-то большой текст.

Чтобы сделать двухчастный дневник, следует, проведя вертикальную линию, разделить чистую страницу пополам. В левой колонке записывается, какая часть текста произвела наибольшее впечатление. Может быть, она вызвала какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из жизни. Или просто озадачила. Или вызвала в душе резкий протест.

В правой колонке записывается комментарий: что заставило человека записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней? Таким образом, читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать свои пометки в двухчастном дневнике.

Можно использовать составление опорного конспекта. Безусловно, можно пользоваться и традиционными способами работы с текстом. Они перечислены ниже.

Аннотирование - краткое изложение основного смысла книги.

Тезирование дает более полное представление о содержании изучаемого источника. Этот вид работы предусматривает составление по ходу чтения текста отдельных заметок, часто мало связанных по смыслу о наиболее ярких идеях и выводах, содержащихся в источнике и изложенных своими словами. Такие заметки называются тезисами. Объем каждого тезиса - несколько строчек.

Если тезисы связать по смыслу, то получится реферат. Реферирование - это создание краткого связанного изложения основного содержания изучаемой статьи или книги. Иногда составляют реферат не по одной книге, а по теме, тогда реферат обобщает ряд книг, раскрывающих определенную проблему. В реферате, как правило, изложены мысли его составителя по поводу рассматриваемых проблем. Если такие мысли отсутствуют, то реферат превращается в конспект.

Конспектирование - это тоже один из эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного, но при его составлении мнение автора конспекта не вводится в текст записей.

При конспектировании рекомендуется писать разноцветными ручками и карандашами, выделяя цветом разные идеи, события и пр, оставлять широкие поля на странице для добавлений и исправлений, конспектировать в тетрадях с легко вынимаемыми и переставляемыми листами. При необходимости это позволяет "пересортировать" записи в любом порядке. Лучше помочь детям разработать собственную систему сокращений, подобную стенографическим значкам. Сокращения должны быть предельно понятны и не вызывать разночтений даже по прошествии времени. Лучше всего значение сокращений записать в конце рабочей тетради, так как, например, сокращение "след." может быть расшифровано как "следовать", "следствие", "следователь". Сокращение общеупотребительных слов должно записываться в общеупотребительной форме.

Нужно научить детей выделять идеи абзацами, рубриками, отдельные слова писать прописными буквами, подчеркивать слова, фразы, предложения. Все это способствует привлечению внимания к самому главному, особенно подчеркивания. Учите детейформулировать мысли собственными словами. Это поможет лучше понять и запомнить.

Цитирование - один из вариантов конспективного фиксирования содержания прочитанного. Цитата - это точное воспроизведение текста источника. Чтобы выделить цитату в конспекте, ее текст заключают в кавычки, а в сноске (или в конце цитаты в скобках) указывают название издания, из которого извлечен отрывок текста, и страницу, на которой он опубликован.

Составление заметок

Большинство специалистов рекомендует делать записи на карточках. Преимущество карточек в том, что каждая справка регистрируется отдельно и без труда может быть найдена. Карточки легко разложить на столе, сгруппировать, перегруппировать; они легко обозримы, их быстро можно сравнивать и классифицировать. Тщательное соблюдение следующих правил избавит от значительных затруднений:
1. Пользуйтесь карточками одинакового размера и пишите только на одной стороне.
2. На каждой карточке делайте только одну запись.
3. Сделайте больше записей, чем вам понадобится для подготовки.
4. Четко, при помощи кавычек, указывайте, является ли приводимая ссылка непосредственной цитатой.

Если это книга, необходимо привести полное имя автора, название книги, год издания, страницу (или страницы), с которой(ых) взят материал. Если это журнал, необходимы имя автора, название статьи, название журнала, дата выпуска, страница. Если речь идет о передаче по радио или телевидению, укажите имя выступавшего, название сообщения, вещательную компанию, если возможно, организацию, которая заказала программу. Не ссылайтесь на издателя или само издание (например, Большой энциклопедический словарь) как на автора. В большинстве энциклопедий указаны инициалы авторов в конце каждой статьи, и в начале тома приведены имена сотрудников.





Дата: 2019-12-22, просмотров: 244.