Как развивать общеучебные умения на уроках
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как развивать общеучебные умения на уроках

Каждый школьный предмет имеет свои наиболее характерные для него возможности в формировании умений учебного труда. Формирование культуры мышления всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Еще Т.А. Эдисон говорил, что основная задача цивилизации - научить человека мыслить. Важной основой частью способности мыслить является логическая грамотность, то есть некоторый минимум логических знаний и умений, необходимых в любой интеллектуальной деятельности. К обще-логическим умениям относятся: 1) умения, связанные с определением понятий; 2) умения, связанные с классификацией понятий; 3) умения, связанные с выполнением умозаключений и доказательств.

Как учить классификации?

Классификация имеет огромное значение для теоретической и практической деятельности людей. Она облегчает процесс изучения предметов и явлений окружающего мира. В результате такой работы школьники должны научиться группировать объекты по заданному признаку, выделять признак, общий для данных объектов, подбирать объекты, обладающие данным признаком, самостоятельно находить признак, по которому можно выполнить разбиение.

Как обучать доказательству

При обучении всем школьным предметам от учащихся требуется проведение различного рода доказательств каких-то предложений. Учащиеся часто не понимают, зачем нужно доказательство, не чувствуют в нем потребности, логическая сущность доказательства часто от них ускользает.

Очень важным общелогическим умением является умение доказывать ложность каких-либо утверждений. Самый употребительный способ опровержения - способ контрпримера. Подходящие для этой цели упражнения встречаются при изучении многих вопросов.

Как организовать работу с учебником при изучении нового материала

Если ученики научатся самостоятельно изучать новый материал, пользуясь учебником, или какими-то специально подобранными книгами или пособиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения знаниями. Знания, которые ученик освоил сам, значительно прочнее тех, которые он получил после объяснения учителя.

Работу по формированию умения самостоятельно изучать материал нужно начинать на уроке. Можно предложить классу изучить тот или иной материал по учебнику. Для проведения такой работы учитель должен быть уверен, что каждый ученик готов к ней, каждый ученик должен знать, что конкретно он должен знать и уметь после проведения этой работы. Системой предварительных знаний, устных и письменных упражнений учитель должен подготовить учащихся к самостоятельности в этой работе. Специальные вопросы и задачи, ориентирующие учащихся и ведущие к конечной цели, должны быть у учащихся перед глазами. Каждая самостоятельная работа по изучению нового материала должна завершаться проверкой понимания изученного и закреплением.

В процессе решения задач происходит формирование таких умений как умение планировать свою деятельность, мотивировать каждый шаг, внимательно воспринимать информацию, логически осмысливать условие и результат, рационально запоминать (записывать) результат своих действий, осуществлять самоконтроль.

Составление заметок

Большинство специалистов рекомендует делать записи на карточках. Преимущество карточек в том, что каждая справка регистрируется отдельно и без труда может быть найдена. Карточки легко разложить на столе, сгруппировать, перегруппировать; они легко обозримы, их быстро можно сравнивать и классифицировать. Тщательное соблюдение следующих правил избавит от значительных затруднений:
1. Пользуйтесь карточками одинакового размера и пишите только на одной стороне.
2. На каждой карточке делайте только одну запись.
3. Сделайте больше записей, чем вам понадобится для подготовки.
4. Четко, при помощи кавычек, указывайте, является ли приводимая ссылка непосредственной цитатой.

Если это книга, необходимо привести полное имя автора, название книги, год издания, страницу (или страницы), с которой(ых) взят материал. Если это журнал, необходимы имя автора, название статьи, название журнала, дата выпуска, страница. Если речь идет о передаче по радио или телевидению, укажите имя выступавшего, название сообщения, вещательную компанию, если возможно, организацию, которая заказала программу. Не ссылайтесь на издателя или само издание (например, Большой энциклопедический словарь) как на автора. В большинстве энциклопедий указаны инициалы авторов в конце каждой статьи, и в начале тома приведены имена сотрудников.





Правила ведения дискуссий

· Не допускается логическое доказательство заменять ссылкой на авторитетное мнение.

· В процессе дискуссии необходимо четко очертить круг обсуждаемых вопросов, перечень и последовательность решаемых проблем.

· Хорошими стимулами процесса дискуссии являются реплики: "это интересная мысль", "давайте коллективно подумаем", "так ли я вас понял?".

· Выслушайте все аргументы и контраргументы.

· Не спешите обобщать, делать выводы.

· Опровергая, не переходите на личностное обвинение и тем более "не вешайте ярлыков".

· Помните, в дискуссии побеждает более хладнокровный спорщик силой своих аргументов, а не эмоций.

· Аргументируя, опирайтесь на законы логики.

· Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна опираться на одно и то же определенное по объему содержание.

· Истинность тезиса может быть косвенно доказана путем опровержения противоположного.

· Если одно суждение что-то утверждает, то другое отрицает все остальное, т.е. третьего суждения не дано.

· Всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана практикой.

Правила ведения спора

1. Не бойтесь усомниться в правоте собственной точки зрения. "Усомниться в самом себе - высокое искусство и сила" (Фейербах).

2. Чтобы понять своего оппонента, нужно хотя бы временно мысленно встать на его сторону, проанализировать проблему и способы ее решения с его точки зрения, т.е. применить так называемый "принцип сочувствия".

3. Беседуя, обсуждая, споря, ищите истину, а не навязывайте свою точку зрения и тем более не поучайте.

4. Споря, избегайте монолога, следите за аргументами оппонента, т.е. того, с кем спорите и ради чего спорите.

5. Споря, правильно поставьте цель, четко определите предмет спора, уточните смысл ведущих понятий, которыми оперирует оппонент, следите за доказательностью суждений.

6. Учитесь правильно задавать вопрос своему оппоненту, чтобы его ответ высветил его слабые стороны.

7. Споря, опирайтесь на факты. Факты - упрямая вещь.

8. Избегайте слов "я убежден", "как считает большинство".

9. Если есть необходимость, то разбейте обсуждаемую проблему на подпроблемы, на ряд взаимосвязанных вопросов.

10. Ведите спор не ради спора, а как средство для достижения истины.

В процессе дискуссии, спора нелишне также помнить:

· Чем человек менее компетентен и образован, тем чаще он бывает зачинщиком спора.

· Спорщик, чаще всего, доказывая свой тезис, в процессе спора скатывается на позицию, не соответствующую первоначальной.

· В стремлении "загрызть" друг друга, некорректные спорщики часто переходят границы дозволенного и переходят от аргументации к навешиванию ярлыков и оскорблениям.

· Лучший прием против спорщика: дать ему основательно выговориться.

· Замечено также, что в споре выигрывает часто не тот, кто более аргументировано отстаивает свою позицию, а кто наделен чувством юмора.

· В процессе спора нелишне обратить внимание не только на то, что вас разъединяет, но и на то, что вас объединяет.

Построение доказательств

При подготовке к спору, полемике или дебатам участники должны ответить на следующие вопросы:

· почему мы соглашаемся с темой?

· какие сильные доводы мы можем привести в поддержку (отрицание) темы?

· какие основные проблемы содержит тема, и какие примеры можно привести?

· какие вопросы возникают в связи с этой темой?

· каковы могут быть опровергающие аргументы?

Отвечая на эти вопросы, участники полемики начинают продвигаться в сторону создания четкого и стратегически выверенного сюжета доказательств. Термин "сюжет доказательств" означает блок доказательств. В повседневной жизни мы постоянно используем сюжет доказательства, даже не подозревая об этом. Например, убеждая родителей отпустить нас погулять, мы обосновываем необходимость принятия такого решения тем, что прогулка в нашем понимании - это отдых и общение с друзьями, выдвигаем причины, по которым нас необходимо отпустить туда. Таких причин может быть несколько, и их необходимо обосновывать и доказывать с помощью всевозможных положительных примеров и убедительных фактов, а в заключение мы демонстрируем родителям, что положительное решение вопроса - это единственный верный путь мирного разрешения проблемы.

8. Методические рекомендации для учащихся по работе над сочинением

Сочинение - это самостоятельная работа, представляющая собой изложение своих мыслей на заданную тему, а процесс письма - это создание, изобретение, творение. Уже в начальной школе необходимо показать детям структуру работы над сочинением, а по возможности, и над изложением.

Условия, выполнение которых способствует успешному написанию сочинения:

· правильно понять тему;

· уловить основное содержание;

· составить рабочий план "для себя";

· определить основную мысль.

Чтобы помочь детям при написании сочинения рекомендуется выделить ряд этапов, которые как памятка, могут быть оформлены в уголке "Учись учится".

Этапы работы над сочинением:

Выбор темы и её осмысление.

"Прежде чем начать писать сочинение, задайте себе несколько вопросов:
а) хорошо ли ты помнишь текст?
б) сможешь ли воспользоваться литературными понятиями, словами, выражениями?
в) понятен ли тебе смысл темы?
г) понятны ли тебе поступки героев и взаимоотношений между ними?
д) понятна ли позиция автора, художественное своеобразие произведения?"

2. Главная мысль ограничивает материал, помогает автору сосредоточиться в том круге знаний, который в наибольшей степени содействует раскрытию темы, не позволяет выходить за её пределы, требуя от пишущего прямого ответа на поставленную проблему.
"Вы делите главную мысль в своем сочинении и постарайтесь сформулировать её одной фразой. Это будет тезис, который вы будете доказывать при написании сочинения. Он же будет звучать как вывод в конце вашей работы"

3. Составление плана. План - это важный и необходимый этап, отражающий творчество пишущего.
"Сочинения лучше начинать со вступления. Далее следует основная часть, которая может делиться по пункты и подпункты. Завершается сочинение выводом, в котором подчеркивается основная мысль сказанного во всем тексте".

4. Работа с черновиком.
"Этапы редактирования:
- проверьте, совпадает ли ваше сочинение с планом (нет ли в нем логических ошибок, удалось ли доказать главную мысль, нет ли отходов от заданной темы),
- восстановите внутренние связи текста (плавные переходы от одной части к другой),
- внесите нужные корректировки (избавьтесь от повторов, допишите, если вспомнился необходимый материал или важные мысли, и наоборот, вычеркните "лишние", необоснованные мысли)".

5. Проверка сочинения. Переписывание набело. "Прежде чем переписывать сочинение набело, прочитайте его вслух. Если есть кто-то, кто бы мог вас послушать, лучше прочитайте другому человеку, для того, чтобы увидеть, правильно Лион понял вас замысел сочинения. Проверьте сложные слова по словарю. Правильно расставьте знаки препинания. Во время переписывания сочинения сосредоточьтесь, сконцентрируйтесь. Пишите красиво и аккуратно".

Типы сочинений:


1. Сочинение-характеристика литературного героя.
2. Сравнительная характеристика литературных героев; автор и его герой.
3. Групповая характеристика.
4. Обобщающая характеристика.
5. Сочинение на свободную тему.

















Вопросы для размышления и ответа

1.1. Причины своих неудач я вижу в том, что недостаточно правильно оцениваю свои способности и возможности
(1 -очень часто, 2 - часто, 3 - редко).

1.2. Я испытываю потребность, используя тестовые и другие методики, более глубоко познать себя, свои творческие, профессиональные способности, а также другие личностные качества
(1 - очень редко, 2 - периодически, 3 - довольно часто).

1.3. Я полагаю, что неплохо разбираюсь в людях, не хуже тех, кто имеет психологическое образование
(1 - думаю, что нет, 2 - когда как, 3 - да).

1.4. Мое поведение и мои поступки часто бывают непредсказуемыми даже для самого себя
(1 - да, 2 - когда как, 3 - нет).

2.1. Я знаю, чего я хочу и как этого можно добиться в ближайшие два-три года
(1 - мои планы и желания часто меняются, 2 - мои планы и желания вряд ли изменятся кардинальным образом, 3 - я точно знаю, что я хочу и как этого достичь).

2.2. Мои друзья считают меня человеком целеустремленным
(1 - нет, 2 - кто как, 3 - да).

2.3. Для меня характерны настойчивость и упорство в достижении цели
(1 - скорее, нет, 2 - когда как, 3 - да).

2.4. Мои суждения и мнения часто не совпадают с мнением коллектива
(1 - редко, 2 - периодически, 3 - часто).

3.1. Для меня характерны усидчивость и высокая работоспособность
(1 - скорее, нет, 2 - когда как, 3 - да).

3.2. Я тщательно планирую свои дела на день, неделю, месяц, год вперед
(1 - нет, 2 - когда как, 3 - да).

3.3. Друзья считают меня человеком достаточно ответственным
(1 - скорее, нет, 2 - кто как, 3 - да).

3.4. Я стараюсь рационально и с пользой для дела распределить свое время
(1 - мне это не удается, 2 - удается иногда, 3 - чаще всего удается).

4.1. Друзья считают меня человеком решительным и энергичным
(1 - скорее, нет, 2 - кто как, 3 - да).

4.2. Мне нравятся люди деловые и рациональные
(1 - скорее, нет, 2 - когда как, 3 - да).

4.3. Мне кажется, что я человек одержимый
(1 - нет, 2 - такое иногда со мной бывает, 3 - да).

4.4. Мне кажется, все, что я планирую, я в основном выполняю
(1 - чаще всего нет, 2 - когда как, 3 - да).

5.1. Друзья считают меня человеком самостоятельным, независимым
(1 - думаю, что нет, 2 - кто как, 3 - да).

5.2. Многие дела в нашем коллективе делаются по моей инициативе
(1 - очень редко, 2 - иногда, 3 - очень часто).

5.3. Я придерживаюсь точки зрения, что "инициатива наказуема", т.е., если ты что-то предложишь, то тебе же это поручат сделать, поэтому со своими идеями лучше не "высовываться"
(1 - думаю, что это так, 2 - когда как, 3 - нет).

5.4. Мои однокурсники считают меня человеком ответственным и обязательным
(1 - думаю, что нет, 2 - кто как, 3 - да).

6.1. Все, что я делаю, я предпочитаю делать не спеша, аккуратно и качественно
(1 - не всегда, 2 - когда как, 3 - это для меня характерно).

6.2. Друзья считают меня человеком дисциплинированным и точным
(1 - думаю, что нет, 2 - кто как, 3 - да).

6.3. Мне часто не хватает самокритичности
(1 - да, 2 - когда как, 3 - нет).

6.4. Мне не нравится работа, которая требует скрупулезности и точности исполнения
(1 - я согласен с этим утверждением, 2 - когда как, 3 - я способен и на такую работу).

7.1. Мне кажется, что при оценке себя:
1. Я чаще всего недооцениваю своих способностей.
2. Я чаще всего переоцениваю свои способности.
3. Я оцениваю свои способности достаточно правильно и объективно.

7.2. Я часто ловлю себя на том, что я выполняю работу, которая для меня:
1. Не совсем интересна по своему характеру.
2. Доставляет много трудностей.
3. Интересная и творческая.

7.3. Мои педагоги считают, что я учусь:
1. Значительно ниже своих способностей.
2. Несколько ниже своих способностей.
3. В соответствии со своими способностями.

7.4. Я думаю, что в жизни я добился бы значительно больше, если бы:
1. Ставил и решал задачи более сложные.
2. Проявлял больше энергии и силы воли.
3. Не мешало стечение обстоятельств.

8.1. Мои друзья и близкие считают, что я человек с развитым самовнушением:
1. Да.
2. Точно не знаю.
3. Нет.

8.2. В случае конфликта или стрессовой ситуации мне удается отвлечься от неприятностей:
1. Далеко не сразу.
2. Когда как.
3. Сравнительно быстро.

8.3. Мое настроение меняется:
1. Резко и часто.
2. В зависимости от обстоятельств.
3. Нечасто.

8.4. Приступая к новому виду деятельности:
1. Я медленно вхожу в работу.
2. Когда как.
3. Сравнительно быстро.

9.1. Я овладеваю новыми видами деятельности:
1. Сравнительно медленно.
2. Когда как.
3. Сравнительно быстро.

9.2. Выполняя работу, стараюсь:
1. Сделать ее как можно быстрее.
2. Сделать ее как можно качественнее.
3. Ищу возможности, чтобы усовершенствовать способы и методы ее выполнения.

9.3. Что я думаю по проблеме самообразования и саморазвития:
1. Это для меня трудная проблема.
2. Это трудная проблема, но которую можно и я пытаюсь решить.
3. Этой проблеме я постоянно уделяю большое внимание.

9.4. Читая литературу, я предпочитаю:
1. Читать больше художественную литературу.
2. Читаю больше специальной литературы.
3. Стараюсь разнообразить список читаемой литературы.

Если вы ответили на все вопросы теста-анкеты достаточно искренне, то далее следует подсчитать, какое число баллов вы набрали. После каждого утверждения стоят три возможных варианта выборочного ответа: 1 - нет, 2 - когда как, 3 - да. Просуммируйте число баллов, которое вы набрали, и по таблице определите, каков уровень ваших способностей к самоуправлению.

  Уровень способностей к самоуправлению Сумма баллов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Очень низкий Низкий Ниже среднего Чуть ниже среднего Средний Чуть выше среднего Выше среднего Высокий Очень высокий 37-44 45-52 53-60 61-68 69-76 77-84 85-92 93-100 101-108

Далее, на основе сравнения баллов, которые вы набрали по отдельно взятым способностям, можно определить и выделить те, которые у вас наиболее развиты, что даст возможность определить тип ваших способностей к самоуправлению.

п/п Наиболее развитые способности Тип способностей личности к самоуправлению
1 2 3 4 5 6 7 8 9 К самопознанию (1.1; 1.2; 1.3; 1.4) К самоопределению (2,1, 2,2, 2 3; 2.4) К самоорганизации (3 1; 3.2; 3.3; 3.4) К самореализации (4.1; 4,2; 4,3; 4.4) К самодеятельности (5,1; 5,2; 5.3; 5.4) К самоконтролю (6.1; 6.2; 6.3; 6,4) К самооценке (7.1; 7,2; 7.3; 7.4) К самовнушению (8.1;8.2; 8.3; 8.4) К саморазвитию (9,1, 9,2, 9,3, 9.4) Самопознающийся Самоопределяющийся Самоорганизующийся Самореализующийся Самодеятельный Самокритичный Самокритичный Самовнушаемый Саморазвивающийся

9.1. О целеполагании, планировании и ведении записных книжек

В 1945 году в Дании была создана фирма с весьма оригинальным названием "Тайм-Менеджер". За прошедшие годы фирма имела колоссальный успех по эффективности подготовки менеджеров не только в странах Скандинавии, но и более чем в 20 странах, включая страны Европы. Анализ материалов, которые представители фирмы "Тайм-менеджер" использовали при чтении лекций и ведении семинаров с руководителями КамАЗа в 1989 году, показал, что требуют осмысления и изучения как основы философии "Тайм-Менеджера", так и их практические рекомендации.

В чем суть философии фирмы "Тайм-Менеджер"? Фирма "Тайм-Менеджер" во главу угла своей деятельности ставит "качество и развитие продукта". Причем под понятие "развитие продукта" входит тот результат подготовки менеджера, который состоялся в процессе его овладений методикой самоуправления и саморазвития. В чем суть этой методики? Начнем с того, на что она нацелена - на то, чтобы:

· уметь видеть проблемы, формулировать задачи и определять приоритетные цели;

· иметь в виду, что наша память не беспредельна и не идеальна.

· постоянно развивать свои творческие способности, накапливать и генерировать новые идеи.

· создавать более гибкое и спокойное отношение к изменениям в жизни, в том числе в условиях стрессовых ситуаций.

· сформировать аккуратность, точность, самодисциплину.

· организовать свою жизнь как непрерывное творчество, непрерывное саморазвитие.

· высвободить время для разумного досуга (чтения, спорта, встречи с друзьями и интересными людьми, уделяя больше времени своим близким, родственникам, занятию любимым делом).

Хотелось бы обратить внимание на то, что качественно улучшить, рационализировать процесс расходования вашего времени должен не кто-то, а вы сами. Главное - это наличие у вас желаний, стремлений улучшить свою жизнь, высвободить время на решение приоритетных проблем и дел, а также на организацию отдыха, досуга, чтение книг. Рационализация расходования времени - это неиссякаемый резерв саморазвития способностей, сверхтворческих возможностей, высвобождение вашей жизненной энергии на новые интересные дела.

Все это, естественно, требует определенные усилия, а главное, изменения ваших привычек, установок, некоторой самодисциплины.

В основе рационального планирования и использования времени, рекомендуемого фирмой "Тайм-Менеджер", лежит использование "Специально разработанной "записной книжки-календаря". В отличие от обычных в "записной книжке-календаре", рекомендуемой фирмой "Тайм-Менеджер", содержится чрезвычайно большое число элементов-разделов. Перечислим наиболее характерные из них:

· план на год, на месяц, на неделю, на день, адреса;

· раздел: идеи, текущие дела,

· телефон имеет разделы: семья, друзья, коллеги, сотрудники, ученики, учителя, клубы, гостиница, деловые люди, поставщики, покупатели и т.д.

Но самое главное в "книжке-календаре" - в целях оперативности ее использования - предусмотрен раздел "ключевые области", на основе которого "записной книжкой-календарем" чрезвычайно легко пользоваться.

Использование разнообразных символов, специальных бланков для различных видов деятельности и другие приемы позволяют настолько повысить оперативность и эффективность использования "книжки-календаря" фирмы "Тайм-Менеджер", что ее можно сравнить с персональным мини-компьютером.

Естественно, самое большое внимание в этой "книжке-календаре" отводится положению ее новой информации и всевозможным средствам самоконтроля и планирования. При этом следует иметь в виду, что планирование времени на год имеет свои особенности чем, например, планирование времени на неделю. При планировании на каждый из выделенных периодов (год, месяц, неделя, день) необходимо выделять приоритетные (главные) цели и задачи и те, которые могут быть смещены, или - при неблагоприятных обстоятельствах - пересмотрены и даже не выполнены.

Особенность планирования деятельности, которое предлагается фирмой "Тайм-Менеджер", заключается в том, что оно ориентировано на конкретный конечный результат. Более того, необходимо сочетать оперативное и долгосрочное планирование. Японские менеджеры заметили, что планирование на сравнительно короткий отрезок времени с неизбежностью порождает больше ошибок, чем долгосрочное. Кроме того, сочетание долгосрочного и оперативного планирования сокращает время достижения цели.

Эффективность планирования - это прежде всего выделение оптимальных параметров как по сложности, так и по времени, достижения целей, которые могут быть достигнуты с наименьшими затратами сил и средств, а самое главное, за минимально запланированное время.

С чего начинается планирование?
1. Определите стратегические, долгосрочные, главные цели. Проанализируйте их реальность и выполнимость.
2. Постройте "дерево" целей.
3. Классифицируйте цели: а) с точки зрения их важности, б) вероятности выполнения, в) от кого зависит их выполнение: от вас или от коллектива?
4. Распишите цели: а) на перспективу, допустим, на ближайшие 1-2 года, б) на год, на месяц, в) на неделю, г) на день.
5. Проанализируйте еще раз, все ли цели реально достижимы. Исключите цели, без достижения которых можно вполне обойтись.

Фирма "Тайм-Менеджер" вводит понятия "слоновая задача", "слоновая техника" и широко их использует при обучении менеджеров решению очень сложных проблем и задач. Есть задачи, которые настолько сложны, что образно их можно сравнить с величиной слона. Примеры "слоновых задач": выучить иностранный язык, научиться использовать персональный компьютер, бросить курить, похудеть и т.д. Решить такие задачи за короткое время, как правило, не удается, как и, образно говоря, никому за один прием не удастся "съесть слона", каким бы "аппетитом" он ни обладал. К решению "слоновой задачи" можно приступить двумя способами:
1. Отодвинуть их решение. Знакомая ситуация - новогодний вечер. Анализируя план на следующий год, нам бывает несложно в своих намерениях в следующем году выучить два иностранных языка, больше внимания уделять воспитанию детей, научиться играть, например, на гитаре и т.д. Но проходит год, и перечисленные задачи оказались невыполненными.
2. Разрезать их на маленькие, доступные кусочки. Это единственный метод, ведущий к заглатыванию слона, т.е. к результату. "Слоновая техника" "Тайм-Менеджера" будет вашим решением проблемы.

9.2. "Слоновая техника" Тайм-Менеджера

· Разрежьте "слона" на маленькие удобные кусочки.

· Предназначьте заглатывание отдельных кусочков каждый день в приложении к выполняемым вами повседневным, обыденным делам.

· Позаботьтесь о том, чтобы вы ели одного и того же "слона", пока от него ничего не останется.

· Не надо ежедневно переживать из-за этих больших "слонов". Относитесь к "слонам" как к большим, красивым и впечатляющим животным, какими они и являются. Относитесь к слонам как к захватывающим возможностям. Сосредоточьтесь на "слоновом бифштексе" дня и будете довольны, когда задача дня выполнена. Вы на пути к решению существенной задачи. Вы укрепите ваше хорошее самочувствие и облегчите возможность наслаждаться жизнью здесь и сейчас.

Слишком много людей напрасно мучают себя из-за "слонов", с которыми они все равно не могут разделаться сегодня. Они думают, что жизнью можно наслаждаться только тогда, когда все "слоновые задачи" решены и все находится на своем месте.

Эта точка зрения нереальна, она только ведет к неудовлетворенности. Вы никогда не будете находиться в такой ситуации, когда все сложные задачи уже решены. Постоянно будут возникать новые "слоны", и вы должны научиться жить с ними. Это часть вашей жизни.

Это настоящее искусство - уметь наслаждаться жизнью, тоже благодаря чувству, что вы постоянно развиваетесь, создаете что-то новое и не волнуетесь по поводу будущих задач.

Еще несколько советов фирмы "Тайм-Менеджер", которые также могут способствовать развитию ваших способностей к самоуправлению.

· Записывайте ваши идеи всякий раз, когда они появляются.

· Надо иметь сверху на письменном столе только одну вещь - именно ту, над которой вы сейчас работаете. Все остальное должно иметь свое место за его пределами.

· Создавайте вариации в вашей жизни, расширяйте круг общения, чтения, разнообразьте досуг - это снимает напряжение и расширяет возможности для принятия творческих решений.

· Определяйте приоритетность проблем, задач, целей.

· Заведите привычку намечать конкретные сроки не только для выполнения крупных, но и мелких задач. Это даст возможность снятия напряжения, повысит продуктивность вашей работы.

· Планируя, оставляйте резерв времени, так как все предусмотреть невозможно.

· Ежедневно какое-то время выделяйте только для самого себя, чтобы проанализировать, как прошел день, поразмышлять над тем, что вам доставляет наибольшее удовольствие или, еще лучше, отвлечься от обыденных дел и забот.

Дефицит времени, как и его нерациональное использование являются чаще всего результатом неразвитости способностей рационально использовать время. Но для того чтобы понять, насколько вы способны рационально использовать время, можно ответить на следующую мини-анкету:

Тест "Рационально ли вы используете время?"


1. Характерна ли для вас суетливость и спешка? (Да, нет.) (Нужное подчеркните).
2. Всякий раз, когда у вас появляется срочная, сверхплановая работа, то выводит ли это вас из нормального рабочего ритма? (Да, нет.)
3. Не испытываете ли вы постоянный "завал" работы? (Да, нет.)
4. Не замечали ли вы в течение последней недели, что выполняете работу, которую можно поручить другому? (Да, нет.)
5. Характерно ли для вас систематическое переутомление? (Да, нет.)
6. Не отказываетесь ли вы от запланированного отдыха, ссылаясь на занятость? (Да, нет.)
7. Ищите ли вы резервы времени для выполнения срочной работы? (Да, нет.)
8. Если вы что-то не успеваете, то просматриваете ли свои планы, приоритетность своих дел? (Да, нет.)

Вы должны подсчитать число утвердительных ответов. Если оно равно 8, значит, вы работаете в режиме постоянного дефицита времени и стрессовых ситуаций. Вам необходимо немедленно пересмотреть свои планы и программы, овладеть искусством рационального использования времени. Если вы набрали 5-7 баллов, то вы периодически испытываете дефицит времени. Если же число утвердительных ответов равно 3-5, то вас можно поздравить: вы рационально используете время!

Согласно рекомендациям Питера Друкера, для рационального использования времени необходимо вести точный хронометраж времени. Но большинство людей либо этого не приемлют, либо просто не выдерживают. Суть системы заключается в следующем.

· Своим главным делам отводите лучшее время суток.

· Чередуйте время труда и отдыха.

· Рационализируйте использование непроизводительных затрат времени (поездка в транспорте, очереди, командировки и др.)

· Если не систематически, то периодически хронометрируйте и анализируйте, где ваши главные потери времени.

· Учитывайте в своей работе ваш индивидуальный биологический ритм: кто вы - "жаворонок", "сова" или "аритмик"?

· Всякий раз, анализируя причины невыполнения планов (за день, за неделю, за месяц, за год), определите, где и почему вы не рационально расходовали время.












































































Список использованной литературы


1. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников.//Начальная школа: "плюс-минус", 1999, №9, с.3
2. Айзенк Г. Проверь свои способности. М., "Мир", 1972.
3. АндреевВ. Саморазвитие менеджера. М.: Народное образование, 1995. - 160с.
4. Ахлебинина Т.В. Межпредметная интеграция и ее роль в повышении качества знаний и развитии школьников //Наука и школа, 1998, №5, с.22
5. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. //Русский язык в школе, 2001, №6, с.21
6. Базарова Н. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся по математике. //Математика в школе, 1998, №3, с.15
7. Байбагисова З.Ю. Из опыта формирования общих методов познания.//Химия в школе, 2002, №1, с.31
8. Бардин К.В. Как научить детей учиться. М., "Просвещение", 1986.
9. Белошистая А.В. Индивидуальный подход в формировании и развитии математических способностей младшего школьника.//Начальная школа: "плюс-минус", 2001, №7, с.3
10. Бессараб Г.Д. Интегрированные уроки и формирование естественно-научной грамотности учащихся //Физика в школе, 2000, №5, с.17
11. Бессчастная Е.И. Учу любить учиться. - "Начальная школа", 1995, № 3, с.22.
12. Бойко Е.И. Еще раз об умениях и навыках //Вопросы психологии, 1975, №1
13. Бурая И.В. Интеграция знаний и умений как условие творческого саморазвития личности//Химия в школе, 2001, №10, с.23
14. Быстрова Л.П. Формирование самообразовательных умений//Русский язык в школе, 1992, №1, с.3
15. Веннецкая О.Е. Формирование правильной осанки у дошкольников//Начальная школа:"плюс-минус", 2000, №7, с.65
16. Витлип Ж.Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения языкам. //Иностранные языки в школе, 1999, №1, сю21
17. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. М., "Книга", 1975.
18. Горбатов Д.С. Умения и навыки: о соотношении содержания этих понятий. Педагогика-1994, №2-с15
19. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. М:Просвещение,1981-160с.
20. Грамматика русского языка и математика (в таблицах). Составитель Василенко М.В. СПб., "Мигус", 1995.
21. Далингер В.А. Самостоятельная деятельность учащихся - основа развивающего обучения. // Математика в школе, №6, 1994.
22. Демидова С.И., Денищева Л.О. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике. Сборник статей. М.: Просвещение, 1985.
23. Елухина Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способностей устно общаться. //Иностранный язык в школе, 1996, №4, с.25
24. Емельянова Е.О. Многокомпонентные задания как средство развития интеллектуальных умений учащихся //Химия в школе, 2001, №5, с.23
25. Епишева О.Б. Формирование приемов учебной деятельности. // Математика в школе, №1, 1989, №6, 1995.
26. Загрекова Л.В. Формирование политехнических знаний на основе межпредметных связей /Биология в школе, 1989, №2, с.34
27. Иванчук Н.В.Восстановление утраченных знаний и навыков//Математика в школе, 1996, №6, с.6
28. Комиссарова Л.Ю. Развитие орфографической зоркости на основе понятия "опознавательный признак орфограммы" //Начальная школа:"плюс-минус", 1999, №9, с.11
29. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М., "Просвещение", 1986.
30. Краковский Ю. Заставьте себя слушать//Эко. - 1982. - № 9.
31. Кулько В.А,Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. -М: Просвещение, 1983-80с.
32. Кухарев Н.В. Формирование умственной самостоятельности.- Минск: Народная Асвета,1972-136с.
33. Лентьева О. Влияние парной системы обучения на коммуникативные навыки подростков.//Школьные технологии, 2000, №5, с.175
34. Мильман Р. Контроль уровня сформированности у обучаемых коммуникативных навыков//Иностранные языки в школе, 1998, №5, с.61
35. Мильруд Р.П. Формы педагогического воздействия учителя на познавательную деятельность учащихся//Иностранные языки в школе, 1991, №2, с.13
36. Минченков Е.Е. Обучение приемам определения понятий.//Химия в школе, 2000, №2, с19
37. Минченков Е.Е. Совершенствование умений осуществлять умственные действия//Химия в школе,2000, №1, с10; №3, с.19
38. Мосунова Л.А. Обучение словесному рисованию в 5 классе//Литература в школе, 1994, №2, с.74
39. Нефедова Н.А. Условия формирования способности и готовности самообучения в процессе чтения.//Иностранные языки в школе, 1997, №1, с.14
40. Николаева Л.А. Учись быть читателем. М., "Просвещение", 1982.
41. Орлов В.И. Знания, умения и навыки учащихся//Специалист, 1996, №3, с.28
42. Охитина Л.Т. Психологические основы урока. М., Просвещение, 1977
43. Панферова Н.Н. О методике формирования учебных умений школьников. //Преподавание истории в школе, 2000, №3
44. Пардала А. О системе задач для формирования пространственных представлений//Математика в школе, 1993, №5, с.14
45. Песняева Н.А. Прием осознания и запоминания теоретического материала. //Начальная школа: "плюс-минус", 1999, №5, с.63
46. Рудняньский Я. Как учиться? Книга для учащихся. Перевод с польского. М., "Просвещение", 1992.
47. Русаков Б.А. НОТ школьника. М., 1975.
48. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика. Москва, "Ладога-100", 2002
49. Салькова Л.В. Обучение построению устных ответов//Начальная школа: "плюс-минус", 2000, №5, с. 11
50. Саранцев Г.И. Формирование математических понятий в средней школе. //Математика в школе, 1998, №6, с.27
51. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам/ Дебаты: учебно-методический комплект /Под общей ред. Л.А. Бабайцевой. - М.6 "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2002. - 144с.
52. Сегал Е. Здесь живут книги. М., "Дет.лит-ра", 1974.
53. Сидоренков В.А. Создание условий для формирования у школьников общеучебных умений текстообразования //Русский язык в школе, 1997, №6, с.3
54. Соколова Н.Ю. Формирование умения школьников обращаться с информацией. //Физика в школе, 1999, №2, с.27
55. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. Роман. 2-е издание. М., "Дет.лит-ра", 1979.
56. Станкин М.И. Процесс усвоения знаний//Открытая школа, 2000, №6, с.24
57. Усова А.В. Формирование у учащихся учебных умений.- М: Знание,1987-80с.
58. Фонин Д.С. Моделирование как основа обучения решению задач разными способами//Математика в школе, 1994, №2, с.15
59. Фонин Д.С., Целищева И.И. Моделирование как основа обучения решению задач разными способами. // Математика в школе, №2, 1994.
60. Фролова Л.А. Моделирование в процессе обучения русскому языку. //Начальная школа:"плюс-минус", 2000, №5, с.27
61. Фролова Н.С. Познавательный интерес.//География в школе, 1996, №5
62. Хамблин Д. Формирование учебных навыков.- М: Педагогика,1986, 160с.
63. Чулошникова Р.М. Один из путей развития изобретательских умений//Физика в школе, 1996, №3, с.38
64. Шарова Н. Формирование научно-исследовательских умений и навыков учащихся.//Преподавание истории в школе, 2000, №9
65. Ялышева Л.В. Формирование интереса к предмету через внеклассную работу//География в школе, 2001, №3, с.73
66. Ялышева Л. Развитие познавательной деятельности школьников//География в школе, 1999, №3
67. Ярский А.С. Как научить доказывать неравенства//Математика в школе, 1997, №1, с.22.

на страницу кафедры дошкольного и начального образования

 

 




































































Как развивать общеучебные умения на уроках

Каждый школьный предмет имеет свои наиболее характерные для него возможности в формировании умений учебного труда. Формирование культуры мышления всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Еще Т.А. Эдисон говорил, что основная задача цивилизации - научить человека мыслить. Важной основой частью способности мыслить является логическая грамотность, то есть некоторый минимум логических знаний и умений, необходимых в любой интеллектуальной деятельности. К обще-логическим умениям относятся: 1) умения, связанные с определением понятий; 2) умения, связанные с классификацией понятий; 3) умения, связанные с выполнением умозаключений и доказательств.

Как учить классификации?

Классификация имеет огромное значение для теоретической и практической деятельности людей. Она облегчает процесс изучения предметов и явлений окружающего мира. В результате такой работы школьники должны научиться группировать объекты по заданному признаку, выделять признак, общий для данных объектов, подбирать объекты, обладающие данным признаком, самостоятельно находить признак, по которому можно выполнить разбиение.

Как обучать доказательству

При обучении всем школьным предметам от учащихся требуется проведение различного рода доказательств каких-то предложений. Учащиеся часто не понимают, зачем нужно доказательство, не чувствуют в нем потребности, логическая сущность доказательства часто от них ускользает.

Очень важным общелогическим умением является умение доказывать ложность каких-либо утверждений. Самый употребительный способ опровержения - способ контрпримера. Подходящие для этой цели упражнения встречаются при изучении многих вопросов.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 233.