Как развивать критическое отношение к прочитанному
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вялое, поверхностное чтение с неизбежностью развивает пассивность и поверхность мышления, формирует слепую веру в авторитеты. Критическое отношение к прочитанному, как правило, начинается с постановки вопроса самому себе: на сколько убедительно то, что излагает автор? А нельзя ли то же самое изложить лучше, доказательнее, эмоциональнее, интереснее?

Необходимо сравнить то, что только что было прочитано в классе с тем, что дети читали раньше. Очень полезно прочитанное обсудить в парах или микрогруппах. Полезно также критические мысли, суждения о прочитанном записать сразу же, по прочтении книги. Огромную пользу в связи с этим играют дневники внеклассного чтения, которые дети могут красочно оформлять соединяя логическое и эмоциональное восприятие прочитанного.

Существует несколько разновидностей чтения: динамическое, предварительной и др. По мере овладения навыками чтения младших в 3-4 классах детей можно знакомить с азами динамического чтения. Динамическое чтение у многих ассоциируется с поспешным перескакиванием со строки на строку, с чтением по диагонали, с лихорадочным перелистыванием страниц. Однако это не так. Анализ существующей литературы по динамическому чтению позволяет выделить следующие приемы и правила.
1. Скорость чтения определяется его пониманием, а, следовательно, скоростью мышления. Если понимания текста нет, то следует считать, что текст не прочитан.
2. Не следует все читать подряд с одинаковой скоростью. Информативность, смысловая значимость текста даже на двух отдельно взятых страницах может быть весьма различна.
3. Для формирования навыков динамического чтения необходимо расширять словарный запас, используя справочники, словари, консультации, от этого во многом зависит скорость чтения и понимание текста.
4. Читая, обращайте внимание детей на концентрацию внимания, мышления, памяти. Постоянно ориентируйте учащихся на цель, ради которой они взяли в руки книгу.
5. Научите детей мысленно расчленять, структурировать материал на: а) фактологический; б) теоретический; в) практический (примеры, вопросы прикладного характера и т.д.), всякий раз выделяя главное в тексте.

Предварительное чтение. Чтобы быстро определить, полезна ли книга и соответствует ли она нужной теме, следует быстро просмотреть ее.

Вот несколько способов предварительного чтения:
1. Начните с названия. Название имеет большое значение, по нему можно определить тематику книги и авторский подход к рассматриваемой проблеме.
2. Внимательно просмотрите оглавление. Из него вы узнаете, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и насколько это соответствует вашим целям.
3. Просмотрите предисловие, проанализируйте, насколько и как автор касается аспектов той темы, к которой вы готовитесь.
4. Знакомство с приложениями поможет определить, содержится ли в книге необходимый справочный аппарат: объяснение терминологии, список упомянутых в книге имен и т.п.
5. Выборочное чтение даст вам общее представление о книге.

Ускоренное чтение. Любите ли вы чтение или нет, но вам придется изучать не всегда интересный материал учебников и пособий, основную и дополнительную литературу. Многое может показаться вам вообще ненужным. Существует ряд приемов, помогающих почерпнуть главное в любое книге, не читая её целиком.

Прежде всего, необходимо ознакомиться с введением или предисловием, если таковые имеются в книге. В них обычно сообщается о цели написания книги и её предназначении. В предисловии нередко сообщается, какие вопросы в данной книге рассматриваются, а какие - нет. Стоит пробежать глазами оглавление, и сразу же станет ясно, подходит ли вам эта книга. Рубрики в главах дают немало дополнительных сведений о содержании книги: они расшифровывают его.

В каждом абзаце автор развивает какую-то одну мысль. Просматривая первоначальные фразы абзацев, можно определить, стоит ли читать данную книгу или раздел. Иногда основные мысли, ключевые слова в тексте выделяются жирным шрифтом или курсивом. Поэтому в первую очередь читайте то, что выделено.

Любая книга научного содержания, как правило, заканчивается указателем. По указателю можно определить, о ком или о чем написана книга, подходит она вам или нет. Ищите в тексте фамилии, названия и другие ключевые слова, не обращая внимания на остальное. Составьте список, чтобы искать их было легче.

Беглый просмотр. Используется, если вы уже нашли нужную книгу или нужную главу в ней. Теперь ваша задача - читать не всю главу целиком, а выискивая в тексте ключевые слова, фамилии, даты. Как видите, цель беглого просмотра - поиск нужного материала без чтения текста.











Дата: 2019-12-22, просмотров: 241.