Количественные методы обработки информации в социальной работе.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Количественные методы обработки информации в социальной работе. Это методы обработки эмпирических данных, определяющие количество каких-либо свойств у объекта изучения или количество их повторения в ходе изучения. Активно используются висследованиях в социальной работе. Позволяют давать изучаемым явлениям и процессам не только качественную, но и количественную характеристику. Достоверность исследования, в котором используются математические методы, зависит от того, правильно ли они применяются и насколько адекватно величины, с которыми работает исследователь, отображают реальные количественные характеристики изученных явлений и объектов.К количественным методам обработки информации относятся методы числового выражения наличия качества (математический расчет), его процентное соотношение с целостным явлением или другими качествами, вычисление среднеарифметической величины, определение дисперсии (отклонение от среднего) и коэффициента достоверности и др.

Таким образом, для количественного анализа важно правильно провести операцию измерения.Измерение – это приписывание чисел объектам и событиям в соответствии с определенными правилами. Существует несколько способов приписывания числовых характеристик предметам и явления.Регистрация наличия или отсутствия определенных показателей. Выделяется какой-нибудь признак и отмечается каждый случай, когда в наблюдении или эксперименте появляется предмет или явление с этим признаком. Сосчитывая затем количество таких случаев, получают число предметов (явлений) с данным признаком, обнаруженных при наблюдении (эксперименте.)

Для случайных событии определяется та их количественная характеристика, которая называется относительной частотой:                                      

Регистрация позволяет делать некоторые важные обобщения и выводы относительно совокупностей изучаемых объектов в целом. В частности, она позволяет выявлять суммарные характеристики результатов деятельности при различных условиях, сравнивать эффективность различных форм и методов работы.

Но, используя регистрацию, важно помнить о границах ее применения. Она возможна лишь тогда, когда может быть сформулирован точный критерий, позволяющий во всех случаях однозначно отличить объект, имеющий регистрируемый признак, от объекта, который этого признака не имеет.Упорядочение (ранжирование). Изучаемые явления распределяются в порядке возрастания или убывания величины определенного признака. Затем каждой группе объектов присваивается число, соответствующее месту этой группы в нарастающем или убывающем ряду. Это число, показывающее порядок изучаемого признака у данных объектов, называется рангом.

Ранговая оценка позволяет относительно оценивать величину изучаемого признака у соответствующей группы объектов даже в тех случаях, когда точно измерить его значение невозможно (оценка результатов на конкурсе или соревнованиях).

Ранжирование дает возможность вычислить некоторые количественные характеристики изучаемых признаков. Это позволяет строить определенные математические модели указанных явлений и делать некоторые выводы о закономерных связях между ними. Математические средства для этого дает статистика корреляции рангов и статистика сопряженности признаков.

 

 

47. Этапы и технология планирования исследования в социальной работе.

1. Понятие об организации и технологии научного исследования. Его этапы.

2. Планирование научно-исследовательской работы.

3. Критерии эффективности исследования.

Основные понятия: этап исследования; исследовательский проект, программа исследования, план исследования, критерий эффективности исследования.

Исследования в области социальной работы – сложный процесс научно-познавательной деятельности. Он нацелен на выявление, проверку и использование на практике новыхспособов, средств и приемов, совершенствующих систему работы с клиентом. Это путь творческих исканий, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов работы, каждый из которых решает свои специфические задачи. У индивидуального исследователя можно выделить следующие этапы:

1. Выбор, формулирование и обоснование темы исследования.

2. Разработка и составление рабочего плана исследования, выбор методов и разработка методики его проведения.

3. Углубленное изучение научной и научно-методической литературы, диссертационных и научно-исследовательских работ, касающихся исследуемой проблемы.

4. Анализ практики, как позитивного, так и негативного опыта прошлого и настоящего.

5. Сбор и систематизация собственных исследовательских материалов.

6. Подведение итогов исследования и формулирование основных выводов.

7. Опытно-экспериментальная проверка результатов исследования.

8. Составление плана-проспекта научного труда, определение его структуры.

9. Литературно-техническое оформление научного труда (язык, стиль, редактура, соблюдение требований ГОСТ).

Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей.

Таким образом, методика исследования имеет определенную структуру, составными элементами которой являются:– теоретико-методологическая часть, концепция построения;– исследуемые явления, процессы, признаки, параметры;

– субординационные и координационные связи и зависимости между ними;

– совокупность применяемых методов и методических приемов;– порядок применения методов и методических приемов;– последовательность и техника обобщения результатов исследования;– состав, роль и место экспертов в процессе реализации научного замысла.Чтобы исследование осуществлялось успешно, необходимо постоянно контролировать его ход, т.е. проводить мониторинг. Базовой для мониторинга выступает система диагностики. Для нее существует набор критериев (обобщенных показателей). В исследования в социальной работе к таким критериям можно отнести:–здоровье,– психологический комфорт,– индивидуальное личностное развитие,– самостоятельность,–адаптивность,– жизненное определение и т.д.

Результаты исследовательского поиска могут быть признаны успешными, если по всем критериям достигнуты положительные результаты или получены положительные сдвиги по отдельным компонентам при условии, что нет ухудшения по другим.

 

48. Основные виды изложения результатов исследования.

Основные виды изложения результатов исследования.

Научный отчет.Официальная форма подведения результатов научной работы. Выполняется в виде подробного описания предпосылок, задач, методики, содержания, хода и результатов поисковой работы. Содержит следующие разделы: характеристика авторского коллектива; обоснование актуальности темы и проблемы; задачи исследования; аналитический обзор литературы;анализ существующей практики; теоретическое обоснование работы; методика исследования, ее основные этапы и их содержание; характеристика полученных результатов; выводы и рекомендации; библиография использованных работ и публикаций по теме исследования; приложения. Стиль изложения – деловой, строгий.

Доклад или сообщение. Оформленное письменно, но предназначенное для зачитывания вслух изложение существа исследования и его выводов. Отсюда живой разговорный стиль изложения. Как правило, доклады и сообщения не публикуются. Публикуются только тезисы – краткое изложение основных идей доклада или сообщения.

Статья.Обычно содержит вводные замечания о значении темы, о задачах исследования, краткие данные о методике работы, анализ и обобщение ее итогов, выводы и предложения.

Рецензия– критическое рассмотрение одного или нескольких (обзорная рецензия) произведений в свете требований, представляющихся рецензенту обязательными. Рецензия может содержать советы и конструктивные предложения о путях разработки обсуждаемых проблем.

Брошюра (до 4 печатных листов) и монография (4 и более печатных листов) – болееили менее подробное и последовательное рассмотрение одной проблемы, включающее раскрытие ее значения, истории развития, изложение результатов работы, выводы и рекомендации.

Методические рекомендации.Очень краткое изложение современных научных данных и более развернутое – практических рекомендаций в какой-либо области, методик исследования или практической деятельности, рекомендуемых процедур, имеющее своим назначением прежде всего помощь в практическом использовании определенных методик и технологий.

Диссертация(от лат.dissertatio – рассуждение, исследование). В ней излагаются результаты научной работы, подготовленной для публичной защиты на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Диссертация обязательно должна содержать обоснование актуальности темы, ее связь с государственными, ведомственными, территориальными научными программами, характеристику проблемы, объекта и предмета исследования, формулировку гипотезы и выносимых на защиту положений, обоснование и описание методики, хода и результатов научных изысканий. Автор должен также дать обоснование новизны основных выводов и их ценности для науки и практики.

 

 

49 Подведение итогов, оформление, представление и внедрение результатов исследования социальной работе

Значение любой научной работы: обеспеченность новой научной информацией, обобщение передового опыта, решение определенной теоретической задачи, раскрытие методов применения теории в конкретных условиях деятельности, введение в научный оборот новых фактов, материалов, документов и др.

Обобщение и теоретическая интерпретация полученных результатов. Определение круга пользователей и оформление итогов исследования в социальной работе. Апробация результатов исследования в научном сообществе.

Основные виды изложения результатов исследования. Научный реферат. Научный отчет. Научная статья. Монография. Тезисы научного доклада. Депонирование. Методические рекомендации. Курсовая, дипломная работа, диссертация как изложение результатов исследования, подготовленного для публичной защиты. Содержание работы. Требования к содержанию. План и структура научной работы. Методы написания текста. Композиция и рубрикация научного произведения. Библиографический аппарат научной работы. Стиль написания текста. Этика написания научного произведения.

Рецензия как научное произведение критического характера.

После завершения научного исследования его результаты необходимо обнародовать. Без этого невозможно их широкое освоение, использование в науке и практике.

Как бы не совершенствовались формы сообщения информации, ведущую роль играет традиционный способ: литературное оформление результатов исследования и подготовка публикаций (методический пособий, статей, книг и др.).

Основные требования к содержанию излагаемого:

– концептуальная направленность;

– сущностный анализ и обобщение;

– аспектная определенность;

– сочетание широкого социального контекста рассмотрения с индивидуально-личностным;

– определенность и однозначность употребляемых понятий и терминов;

– четкое выделение нового, авторской позиции;

– мера в сочетании однозначности и вариативности;

– конструктивность.

Оформление научного исследования выступает как заключительный этап исследовательского поиска.

Основные виды изложения результатов исследования: научный реферат, научный отчет, научная статья, монография, тезисы научного доклада. Методические рекомендации. Курсовая, дипломная работы. Диссертация.

Содержание работы. Требования к содержанию. План и структура научной работы. Композиция и рубрикация научного произведения. Библиографический аппарат научной работы.

 

50. Методика подготовки курсовой и дипломной работ

Курсовые работы могут быть: теоретическими (реферативными), выполненными на основе анализа и обобщения литературных данных по выбранной те; эмпирическими, выполненными на основе изучения и обобщения передового опыта педагогов-новаторов в области физической культуры и спорта; конструкторскими, связанными с изобретательской работой студентов и представляющими техническое описание, обоснование и назначение новых конструкций, тренажеров, комплекса наглядных пособий, программ для компьютеров и т.п.; экспериментальными построенными по обоснованной постановке и проведению эксперимента в области физической культуры и спорта. Однако следует отметить, что, независимо от типа, каждая курсовая работа должна содержать анализ литературных источников по выбранной теме. По объему курсовая работа может достигать 25-30 с. рукописного или машинописного текста.

2. Структура и содержание работ. Каких-либо стандартных требований к структуре курсовых и дипломных работ нет. Однако логика изложения полученных результатов предполагает выделение следующих составных частей и разделов:1. Титульный лист.

 2.Содержание (оглавление).3. Введение.4. Обзор литературы.5. Организация и методика исследований.6. Результаты исследований и их обсуждение.

7. Заключение (выводы).8. Список литературы.9. Приложения.

В зависимости от типа курсовой работы ее структура может несколько варьироваться. Например, курсовая работа реферативного типа (теоретическая) строится на основе анализа имеющейся литературы по выбранной теме (учебников, учебных пособий, монографий, авторефератов диссертаций, журнальных статей, сборников научных трудов, материалов научных конференции и т.п.).Основное требование к работе в этом случае – ее содержательность, логичность и последовательность изложения, самостоятельность анализа и суждений, а также внешнее оформление. Работа должна показать глубокие знания студентов литературы по предмету.Теоретическая (реферативная) работа должна иметь титульный лист, оглавление (содержание), введение, текст, написанный по главам, выводы, список использованной литературы, приложения. Во введении отражаются актуальность темы, мотивация ее выбора и задачи исследования. Анализ литературных источников выступает как самостоятельный метод исследования. Так как анализ литературы составляет основное содержание таких работ, то нет необходимости давать специальную главу «Обзор литературы». Соответственно задачам исследования весь собранный материал систематизируется и подразделяется на главы и параграфы. В перспективе подобные работы могут составить главу «Обзор литературы» дипломных работ, имеющих общую тематику с курсовыми работами.Структура и содержание выпускных квалификационных (дипломных) работ должны содержать все основные разделы, связанные с выполнением работ, имеющих экспериментальный характер. Рассмотрим основное содержание этих разделов.Работа начинается с титульного листа, на котором указываются министерство, к которому относится вуз, название вуза, факультета и кафедры, на которой выполнена работа, фамилия, имя и отчество студента (полностью), курс и группа, название и вид работы (курсовая или дипломная), данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.Содержание (оглавление) – это наглядная схема, перечень всех без исключения заголовков работы с указанием страниц. Заголовки должны быть написаны так, чтобы по расположению можно было судить об их соотношении между собой по значимости (главы, разделы, параграфы). Поэтому содержание пишется ступенчатообразно: левее начинаются названия глав (пишутся заглавными буквами); несколько правее – названия разделов и еще правее – подразделов (и то и другое – строчными буквами).3. Во введении обосновывается

актуальность темы, определяются ее теоретическое и практическое значение, а также объект и предмет исследований, цели и задачи, выдвигается рабочая гипотеза, перечисляются основные предметы, применяемые для решения поставленных задач. Его объем может ограничиваться 2-3 страницами.В главе «Состояние вопроса» (обзор литературы) даются теоретические выкладки из анализа научно-методической литературы со ссылками на авторов, используемых источников. Объем главы 10-15 страниц. Студент должен проанализировать и сопоставить мнения разных авторов, дать собственную интерпретацию. Из работы должно быть понятно, где студент высказывает собственные суждения, а где заимствует положения авторов.

В главе «Организация и методика исследований» описываются условия проведения экспериментальных исследований (где, с каким контингентом, в каких условиях, когда и как проводились, измерения и т.п.) методы, использованные в экспериментальной части, методика разработки экспериментальной программы, тренажеров, наглядных пособий и т.д. При использовании известных методик необходимо делать ссылки на авторов. При разработке собственных методик желательно дать их описание.

Содержание главы «Результаты исследований и их обсуждение» составляют данные, полученные в ходе эксперимента, их анализ и обсуждение в соответствии с поставленными задачами, таблицы, диаграммы, графики. В тексте автор оперирует только статистическими показателями, полученными в результате обработки цифрового материала. Первичные результаты исследований оформляются в виде протоколов, которые выносятся в приложение.В заключениеработы подводится общий итог, делаются выводы, вытекающие из обзора литературы и проведенного эксперимента. Каждый вывод обозначается соответствующим номером и должен отвечать на поставленные в работе задачи. Кроме выводов, можно представить практические рекомендации по применению упражнений, методике тренировки, тестированию и т.п., полученные в ходе исследований.

В списке литературы дается перечень использованной литературы в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием источников и нумерацией по порядку. При этом в него включается только та литература, на которую были сделаны ссылки в тексте или выдержки, из которой цитировались. Вначале перечисляется литература на русском языке, затем на иностранном.В приложения включается второстепенный материал, на пример анкеты, первичные результаты измерений, схемы приборов и т.п.4. Требования к оформлению. Дипломная работа объемом 60-80 страниц должна быть отпечатана на пишущей машинке или принтере через 1,0 интервал на одной стороне стандартного листа А4 210х297 мм с соблюдением следующих размеров полей: верхнее – 20 мм, правое – 10, левое и нижнее – не менее 20 мм. Каждая строка должна содержать не более 60-65 знаков, включая междусловные интервалы. Номера страниц указываются на середине нижней части листа без точек и литерных знаков. Каждая страница нумеруется. Первой страницей считается титульный лист, второй – оглавление (нумерация на них не ставится). Номера страниц указывают, начиная с третьего листа (цифра 3). Названия основных разделов пишутся прописными буквами, а подразделов – строчными. Заголовки даются по центру и сверху и снизу отделяются от основного текста тремя интервалами; точки в конце заголовки и подзаголовков не ставятся и переносы в них не рекомендуются.Текст должен делиться на абзацы, которыми выделяются относительно обособленные по смыслу части. Каждый абзац начинается с красной строки, отступая 5 печатных знаков. Формулы и фамилии иностранных авторов могут вписываться черной пастой или тушью.Связь списка литературы с текстом осуществляется с помощью ссылок, для нумерации которых используются арабские цифры. Например, если автор ссылается на работу, представленную в списке использованной литературы под номером 7, то эта цифра должна ставиться и в тексте работы, она заключается в квадратные скобки.Оформление курсовых и дипломных работ целесообразнее выполнять на компьютере с использованием современных текстовых и графических редакторов, электронных таблиц.Наряду с текстовой в дипломных и курсовых работах значительное место занимает цифровая информация, которая чаще всего оформляется в виде таблиц. Таблицы должны отличаться компактностью и единообразием построения. Каждая таблица нумеруется и имеет название. Слово Таблица (сокращать нельзя) и порядковая цифра (без знака №) пишутся в правом верхнем углу; ниже, посередине строки, размещается название таблицы строчными буквами, но с заглавной и еще ниже – сама таблица.

Ценным дополнением к статистическому анализу и обобщению результатом являются иллюстрации (рисунки). Они могут быть представлены в виде графиков, схем, диаграмм, фотографий. Рисунки имеют отдельную нумерацию. Подписи к ним делаются внизу в следующем порядке: сокращенное слово (Рис.), порядковый номер рисунки (без знака №), точка, название рисунка с заглавной буквы, в конце названия точка не ставится. Располагать иллюстрации необходимо непосредственно после ссылки на них в тексте (например «что видно из рис. 3»), в которой они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.Наиболее часто результаты исследований представляются в виде диаграмм и графиков, для оформления которых целесообразно использовать электронную таблицу Excel. Диаграммы – это последовательность столбцов, каждый из которых опирается на один разрядный интервал, а высота его отражает число случаев или частоту в этом разряде.5. Библиографическое описание научно-методической литературы в списке.В список литературы входят различные источники, описание которых имеет свою специфику. Одним из важных этапов подготовки к защите является написание текста доклада, рассчитанного на 8-10 мин, и оформление иллюстративного материала (читать текст курсовой работы не разрешается). Доклад может строиться по следующему плану.1. Краткое обоснование выбора темы: актуальность (теоретическая и практическая значимость).2. Постановка задач.

3. Методы исследований.4. Анализ теоретических и экспериментальных данных.

5. Выводы.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 267.