Документы как источник научной информации. Виды документов. Разновидности анализа документов (традиционный, формализованный)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Документ– (лат.documentutm– доказательство, свидетельство) – специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.Документальная информация– любая информация, фиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке, диске и т.д. Для отдельного человека – это свидетельство о рождении, паспорт, удостоверение личности, документы об образовании, военный билет.Для семьи – это свидетельство о заключении брака, документы по дому, квартире .Анализ документов позволяет выявить:– определенные особенности, свойства и взаимосвязи изучаемых явлений;– особенности жизни тех или иных слоев общества;– определить нормы, ценности идеалы, которыми руководствуются люди на различных жизненных этапах, в различных жизненных ситуациях;– проследить динамику развития тех или иных социальных слоев, групп, индивидов, их взаимоотношений друг с другом;– получить социальную, психолого-педагогическую информацию о человеке.Анализ документов– совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников информации при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач.

Классификация:По общей значимости (по статусу)документы бывают:

официальные(законы, указы, директивы, распоряжения, декларации, приказы). Как правило, эти документы отражают общественные связи, составляются и утверждаются государственными или общественными органами и учреждениями. Они могут выступать в качестве юридического доказательства;– неофициальные(личные заявления, дневники, мемуары, семейные архивы, альбомы, личные документы). Позволяют выяснить механизмы формирования ценностных ориентаций человека, мотивы поведения.По форме изложения выделяют документы:–статистические

(статистические отчеты, сборники статистических материалов, динамика рождаемости, смертности, материального благосостояния населения, его образовательного уровня );– вербальные– те, в которых информация воплощена в словесно выраженной форме (письма, пресса, книги ).По способу фиксации информации:– письменные– информация изложена в форме буквенного изображения (книги, рукописи, сообщения прессы, различного рода документальные свидетельства – о рождении, о служебной должности, удостоверения личности );– иконографические

– документы, воспринимаемые визуально (иконы, картины, кино- и фотодокументы, видеозаписи);– фонетические– ориентированные на слуховое восприятие (грампластинки, магнитофонные записи, диски По критерию авторства:– индивидуальные– созданные одним автором (письмо, заявление, жалоба);– коллективные – созданные несколькими авторами или группой людей (обращение). По подаче информации:– первичная– описаны конкретные ситуации, деятельность конкретного лица, органа;– вторичная– более обобщенный характер, аналитический, здесь отражаются более глубокие связи.Особая группа документов – те, которые специально созданы для исследовательских целей: анкеты, опросные листы, бланки интервью, тесты, протоколы наблюдений, данные контент-анализа, выраженные в форме отчета.Многообразие видов документов по-разному используется в научном исследовании. В практике исследовательской деятельности существуют два основных метода анализа документов:– традиционный (классический), качественный, неформализованный,– формализованный (контент-анализ) Традиционный анализ – это совокупность определенных логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала. Зачастую служит предпосылкой последующего формализованного изучения документов.Суть традиционного анализа заключается в углубленном логическом исследовании содержания документов, в прослеживании той позиции, которую занимал (-ет) автор документа, в обнаружении возможных «умолчаний», в оценке своеобразия авторского языка и стиля изложения.Особое значение данный метод приобретает при изучении уникальных документов. Эффективность традиционного анализа зависит от:содержания, направленности самого документа;условий, целей и задач проводимого исследования;

опыта исследователя.Отсюда мы можем определить недостатки традиционного анализа. Он неотделим от личности исследователя. Поэтому несет в себе элемент субъективной оценки и интерпретации изучаемого документа.Чтобы избежать этого, применяется следующий метод.Формализованный (контент-) анализ– его еще называют качественно-количественным изучением документов. Метод ориентирован на извлечение информации из большого количества документов, трудно поддающихся или вовсе не поддающихся традиционному анализу.В основе контент-анализа находится выявление определенной совокупности количественных, статистических характеристик текстов (или сообщений). При этом имеется в виду, что во всех этих текстах есть нечто общее, что и подвергается анализу.Контент-анализ – это метод анализа и оценки информации (содержащейся в документах, видеозаписи, радиопередачах, интервью ) путем выделения в формализованном виде смысловых единиц информации и замера частоты, объема упоминания этих единиц в выборочной совокупности.В исследовании используются два вида контент-анализа. Они различаются в зависимости от характера представления содержания текста: качественный и количественный.Качественный контент-анализ– основан на использовании нечастотной модели содержания текста. Позволяет выявить типы качественных характеристик содержания текста вне зависимости от частоты (т.е. количества) встречаемости каждого из этих типов.Количественный контент-анализ– основан на использовании количественных методов. Его задача – получить количественную характеристику содержания изучаемого текста.Программа контент-анализа может включать следующие разделы:определение объекта и предмета исследования;формированиецели, задач, гипотез;обоснование выборки (отбор достаточного количества документов);определение единиц анализа. Они могут быть смысловые (слово, имя, факт) или качественные (например, положительное или отрицательное отношение к тому или иному факту);определение единиц счета (может быть число строк, абзацев, знаков, квадратных сантиметров текста, минут на радио или телевидении – система подсчета «пространство – время»). Результаты подсчета заносят в кодировальную матрицу (таблицу) – основной рабочий документ.

Необходимое условие контент-аналитического исследования – разработка соответствующего инструментария (таблицы, бланки кодировки).Контент-анализ как метод исследования отвечает таким требованиям, как - объективность,- надежность,

- валидность.

 

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 307.