Характеристика и классификация методов опроса.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенности респондентов и условия эффективного опроса.

Любой опрос есть специфический акт коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым). Потому он должен проводиться с соблюдением следующих, как минимум, правил:

1. Респондент знает, кто и зачем его опрашивает.

2. Респондент заинтересован в опросе.

3. Респондент не заинтересован в выдаче ложной информации (говорит, что думает на самом деле).

4. Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса.

5. Вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких вопросов.

6. Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ.

7. Вопросы сформулированы без нарушения лексических и грамматических нормативов.

8. Формулировка вопроса соответствуют уровню культуры респондента.

9. Ни один из вопросов не имеет оскорбительного для респондента смысла, не унижает его достоинства.

10. Интервьюер ведет себя нейтрально, не демонстрирует свое отношение ни к заданному вопросу, ни к ответу на него.

11. Интервьюер предлагает респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени.

12. Количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его.

13. Вся система вопросов и ответов достаточна для получения того объема информации, которая необходима для решения исследовательских задач.

Особое место занимает респондент как источник информации. Он может:

а) обладать или не обладать необходимой исследователю информацией;

б) понимать или не понимать суть вопросов;

в) желать или не желать отвечать на них. Как показывает практика, достоверная информация в результате опроса может быть получена только в том случае, если респондент сам пожелает откровенно отвечать на вопросы. Степень искренности зависит от различных причин:

- субъективные ориентации респондентов;

- окружающие объективные условия, благоприятствующие или, наоборот, мешающие опросу;

- точность и продуманность методики исследования;

- умение интервьюера учесть совокупность факторов, потенциально влияющих на достоверность ответов.

 

 

Характеристика и классификация методов опроса.

Метод (греч. methodos – дорога за чем-либо, путь исследования или познания, теория, учение) – способ познания объективной реальности; способ достижения цели; совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия.

Опрос – один из многих методов сбора эмпирической информации, которая впоследствии используется с другими методами.

В конкретных исследовательских методиках опросные методы используются с конца °ΧIΧ в. В настоящее время они получили широкое распространение вследствие своей оперативности, практичности, надежности, эффективности, относительной дешевизны проведения. Опросные методы позволяют охватить большое количество объектов исследования, а, следовательно, получить огромный эмпирический материал. Кроме того, имеется возможность многократного повторения и тиражирования опросного материала на различные группы людей, разные регионы, в разное время.

Таким образом, опросные методы дают важный объективный материал, который характеризует количественно-качественные особенности изучаемых явлений в социальной работе в их развитии.Существуют самые разные классификации опросов:· по характеру взаимодействия интервьюера и респондента:

- заочные – анкетные,- очные – интервью;· по степени формализации:

- стандартизированные – по заранее подготовленным планам,

- нестандартизированные – свободные;· по частоте проведения:

- одноразовые,- многоразовые;· по источнику (носителю) первичной информации:

- массовые,- групповые- индивидуальные;· в зависимости от характера и способа объединения опрашиваемых:- раздаточный тип,- почтовый,- телефонный,

- прессовый – анкета публикуется в прессе,- социометрический;

· по уровню компетентности привлекаемых к опросу лиц:- массовый – изучается мнение не специалистов,- экспертный – опрашиваются специалисты по исследуемой проблеме.Кроме того, выделяют основные виды опроса: анкетные опросы, интервьюирование, экспертные опросы, социометрические опросы, тестирование. Каждый из них отличается своей спецификой.

 

 

18. Сущность и структура ситуации опроса. Правила поведения исследователя при использовании методов опроса.

Опрос проводится в несколько этапов:

1 этап – адаптация. Цели:- создать у респондента мотивацию ответить на вопросы;

- подготовить его к исследованию. Это завязка, начало опроса, момент очень ответственный, так как именно от начала во многом зависит достоверность всей информации.

2 этап – достижение поставленной цели. Это сбор новой информации, необходимой для решения исследовательских задач. Все многообразие вопросов, предназначенных для респондента, упорядочивают по трем основным направлениям, чтобы обеспечить:

- соответствие цели, с которой задается вопрос;- установить наличие или отсутствие возможных ответов;- определить содержание вопросов.

3 этап – снятие напряжения.

Как показывает практика, достоверная информация в результате опроса может быть получена только в том случае, если респондент сам пожелает откровенно отвечать на вопросы.

Степень искренности зависит от различных причин:

- субъективные ориентации респондентов;- окружающие объективные условия, благоприятствующие или, наоборот, мешающие опросу;- точность и продуманность методики исследования;- умение интервьюера учесть совокупность факторов, потенциально влияющих на достоверность ответов.

Правила поведения исследователя при использовании методов опроса. Исследователь обязан:1. Задавать только необходимые вопросы.2. Избегать вопросов, которые могут вызвать раздражение или опасение респондентов.3. Ясно и четко формулировать вопросы для однозначного понимания всей совокупностью опрашиваемых.

4. Вопросы должны обеспечивать взаимный контроль (ответы на одни вопросы позволяют проверить достоверность ответов на другие вопросы).

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 264.