Психометрические и экспертные методы исследования в соцработе : диагностическая ситуация, экспертная оценка, смешанные диагностические методы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Диагностическая ситуация – сочетание имитации реальных ситуаций жизни или профессиональной деятельности с методом оценивания. Метод связан с использованием специально подобранных заданий-ситуаций, требующих для своего решения (необходимого преобразования) владения определенными знаниями и практическими умениями.Такие ситуации помогают диагностировать не только знания и умения, но и жизненные установки, направленность, ценностные ориентации, предпочтения, умение сделать правильный выбор, дать оценку.

Различают разные ситуации:– требующие только анализа и оценки и – требующие

 принятия решения и его обоснования. Используются ситуации стандартные и нестандартные (творческие).Ситуации могут быть– имитирующими,

– моделирующими,– воссоздающими реальность,– реальными (сложившимися естественно или специально организованными).Оценивание – метод компетентных судей, рейтинг При экспертном оценивании (метод экспертных оценок) прежде всего следует тщательно подобрать экспертов – людей, знающих исследуемую область и способных к объективной и непредвзятой оценке действий и результатов в этой области. Желателен подбор независимых экспертов.Оценки могут быть как качественные (характеристики, рекомендации), так и количественные (в баллах).

Важен выбор достаточно точной и удобной системы оценок и соответствующих шкал, снабженных пояснениями о том, за что выставляется тот или иной балл.

Если действующие независимо друг от друга эксперты стабильно дают совпадающие или близкие оценки или высказываются совпадающие в основном мнения, есть основания полагать, что эти оценки и мнения близки к объективным.

Но следует иметь в виду, что окончательное обобщение всех имеющихся оценок является делом исследователя.Оценивание может быть направлено для выяснения социального заказа школе (социального учреждения), выявления педагогического потенциала среды, перспективности тех или иных организационных форм и методов социального посредничества и партнерства, полезности диагностических средств и во многих других случаях.Смешанные диагностические методы. Представляют собой объединение количественных и качественных диагностических методов.

Другими словами, в этом случае одни проявления оцениваются количественно, другие, не поддающиеся количественной оценке, – качественно. Хотя диагностические методы довольно точно и портативно оценивают и измеряют различные явления, они не могут их объяснить, выяснить причину происшедших изменений. Эту задачу решают экспериментальные методы.Шкалирование – представляет собой диагностический метод измерения, с помощью которого реальные качественные психические явления получают свое числовое выражение в форме количественных оценок.Этот метод может быть широко использован для оценки качеств личности при составлении ее характеристик, выявлении ее отношения к различным видам деятельности.Социометрическая методика – прием стандартизированных испытаний для измерения межличностных отношений в малых группах. Осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые испытуемый производит последовательный выбор членов группы, предпочитаемых другим в некоторой ситуации.Этот прием используется при изучении динамики внутренних отношений в разных возрастных группах (в дошкольных, школьных классах, студенческих группах и др.) для установления позиции индивидов, наличии замкнутых группировок, положительных, конфликтных или напряженных участков, степени групповой сплоченности, мотивационной структуры отношений. При этом учитывается не только количественная, но и качественная сторона выраженных в тексте предпочтений.Рефрентометрия – методика, позволяющая выяснить степень значимости каждого члена группы для его товарищей по сообществу, выявить, с одной стороны тех, на чье мнение в данной общности ориентировано большинство ее членов, а с другой – тех, чья позиция по тому или иному вопросу практически всем безразлична.

 

 

 39 Эксперимент, как метод исследования.Виды экспериментов.Этапы подготовки и проведения экспериментов.

Эксперимент – последовательный метод, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, получить возможность её изменять, варьировать её условия, сделав возможным изучение явлений и процессов через их внешние проявления, раскрывая тем самым механизмы изучаемого явления. В эксперименте в совокупности используются наблюдения, беседы, опросы.

Этапы подготовки и проведения эксперимента I этап – диагностический – анализ затруднений специалистов, клиентов, состояния проблемы. Иначе говоря: выявление проблемы и обоснование её актуальности. II этап – прогностический – постановка цели, определение задач, построение модели новой технологии (методики, структуры, системы мер…), формулирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых результатов . Иначе говоря: разработка развёрнутой программы эксперимента.Т.е.

диагностический и                     предшествующие эксперименту этапы.

прогностический этапы                          

Включают:‑ теоретический анализ ранее опубликованных по теме работ;‑ выявление нерешённых проблем;‑ выбор темы данного исследования (конкретизация);‑ постановку цели и задач исследования;‑ изучение реальной практики по решению данной проблемы;‑ изучение существующих в теории и практике мер, содействующих решению проблемы‑ формулирование гипотезы исследования.

III этап- организационный этап включает в себя подготовку и проведение эксперимента:– выбор необходимого числа экспериментальных объектов,

– определение необходимой длительности проведения эксперимента,– выбор конкретных методик для изучения начального состояния экспериментального объекта, анкетного опроса, интервью, для создания соответствующих ситуаций, экспертной оценки и др.,– проверка доступности и эффективности методик на небольшом числе испытуемых,– определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих воздействий.

IV этап – практический – проведение исходных констатирующих срезов, реализация новой технологии, отслеживание процесса, промежуточных результатов, корректировка испытываемой технологии.V этап – обобщающий – обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы, модели новой технологии в соответствии с результатом, оформление и описание хода и результатов эксперимента.

Подведение итогов эксперимента включает:– описание результатов (конечное состояние деятельности, уровня воспитанности и др.);– характеристика условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты (учебно-материальные, гигиенические, морально0-психологические и др.);– описание особенностей субъектов экспериментального воздействия (специалистов, воспитателей и др.);

– данные о затратах времени, усилий и средств;– указание границ применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.VI этап – внедренческий – распространение новой методики (или внедрение как управляемый процесс) в коллективе, направленная организация опыта по реализации опыта, разработанного другими специалистами.Этапы проведения эксперимента

Констатирующий. Цель – «снять копию», построить схематическую модель явления, которое подлежит изучению. Это предварительное изучение состояния проблемы. Из него вытекает второй этап.Формирующий (конструирующий, создающий, преобразующий). Его задача – проверка и подтверждение (или исключение) гипотезы. (Задача исследования – раскрыть зависимости, законы, причины, вызывающие изучаемое явление.) На основе анализа результатов, полученных на первом этапе, исследователь формулирует и уточняет гипотезу. Далее он проверяет её, построив деятельность по новому, т.е. вводя то условие, которое должно обеспечивать повышение эффективности проводимой работы Но, чтобы доказать решающую роль нового экспериментального компонента, эксперимент часто проводят в нескольких группах (экспериментальных и контрольных). Для получения «чистых» результатов исследователь стремится уровнять эти группы (по составу, возрасту клиентов, их социального статуса). Контрольный (констатирующий) – выявляются количественные и качественные различия опытных и контрольных групп. Преимущества первых проявляются в более эффективной деятельности даже тех клиентов, которые в начале эксперимента давали средние или низкие показатели.Подготовка программы эксперимента:Обоснование темы (актуальность), ее формулировка.Объект, предмет, цель, задачи, гипотеза.Выбор конкретных методик и методов исследования.

Сроки, учесть резервное время.Этапы.База.Критерии оценки ожидаемых результатов экзамена.Прогнозирование при подготовке эксперимента. Здесь имеется в виду, что мы ожидаем, предвидим, прогноз:возможных (ожидаемых) положительных результатов;возможных потерь, негативных последствий;компенсаций этих потерь и последствий.В зависимости от особенностей проведения используются следующие виды экспериментов:Лабораторный – осуществляется в специально созданных условиях. Проводится с каждым испытуемым отдельно, и он работает со знакомыми материалами: карточками, геометрическими фигурами, конструкторами головоломками…Естественный – проводится в привычных условиях. Работу с клиентом проводит либо специалист, либо знакомый ему человек. Естественен и сам процесс деятельности: выполнение письменных заданий, устные ответы на вопросы.

Но возможности естественного эксперимента в плане доказательности открытых зависимостей невелики, сочетается с другими его видами, в частности с различными видами психолого-педагогического эксперимента. Психолого-педагогический эксперимент (сложился на основе естественного) – активное, целенаправленное изучение отдельных сторон учебно-воспитательного процесса, поведения, взаимоотношений учащихся в коллективе. По времени действия экспериментальных условий:‑ длительный;‑ кратковременный.По структуре изучаемых социальных явлений:‑ простой;‑ сложный.пилотажный эксперимент. Его чаще называют предварительным. Цель его – проверить и довести методику эксперимента до высокого уровня. После этого отдельные звенья эксперимента или его фрагменты корректируются. И только тогда эксперимент организуется в полном объёме.

Социальный экспериментметод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие.

Социальный эксперимент предполагает:– внесение изменений в сложившиеся отношения;– контроль за влиянием изменений на деятельность и поведение личности и социальных групп;– анализ и оценку результатов этого влияния.

К социальным экспериментам также относят попытки создания коллективов, живущих по принципам, отличающимся от общепринятых в окружающем их социуме (как правило, на идеологической или религиозной основе).

     

 

 40 Критерии эффективности опытно-экспериментального исследования Наиболее важными условиями эффективности эксперимента являются:

‑ тщательный предварительный теоретический анализ явления (процесса), его истории, изучение массовой практики для максимального сужения поля эксперимента и его задач;

‑ конкретизация гипотезы с точки зрения её новизны, необычности, противоречивости по сравнению с привычными установками, взглядами;

‑ чёткое формулирование задач эксперимента, разработка признаков и критериев, по которым будут оцениваться результаты явления, средства и пр.;

‑ корректное определение минимально необходимого, но достаточного числа экспериментальных объектов с учётом целей и задач эксперимента, а также минимально необходимой длительности его проведения;

‑ умение организовывать в ходе эксперимента непрерывную циркуляцию информации между исследователем и объектом экспериментирования. Это предупреждает прожектерство (несбыточность) и односторонность практических рекомендаций, затруднения в использовании выводов. Исследователь получает возможность не ограничиваться лишь сообщением о средствах и методах, результатах их применения, а вскрыть возможные затруднения в ходе экспериментальных воздействий, неожиданные факты, важные аспекты, нюансы, детали, динамику исследуемых явлений;

‑ доказательство доступных сделанных выводов и рекомендаций, их преимущества перед традиционными, привычными решениями.

Некоторые авторы отмечают еще условия, помогающие избежать ошибок в эксперименте:

В программу заложить резервное время: в случае неудачи есть время исправить недостаток. (Если речь идет о школьном эксперименте, то это означает, что изучение результатов экспериментов нужно проводить не в конце учебного года, а до конца III четверти).

Использование имитационного моделирования (особенно, когда шансы на успех неясны).

Помнить, что объектом эксперимента в социальной работе является человек (ребёнок, взрослый). Ошибки, допущенные в таком эксперименте, трудно поправимы.

 

 41 Комплексные специальные методы исследования. Метод изучения случая как комплексное монографическое исследование

Опора на опыт – важнейшее условие и средство успешного решения большинства задач, стоящих перед обществом. Это же касается и социальной работыНе секрет, что успешное решение задач, стоящих перед современной социальной работой, во многом зависит от того, насколько быстро творческие находки специалистов выявляются, обобщаются и делаются достоянием многих. Поэтому необходимо, чтобы всюду была хорошо поставлена работа по изучению и распространению такого опыта.

Опыт в социальной работе – совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Массовый опыт – это типичный опыт работы учреждений социальной сферы, который характеризует достигнутый уровень практики социальной работы и реализации в ней научных достижений. Это деятельность в конкретных обстоятельствах конкретных специалистов. Они отличаются друг от друга качеством профессиональной подготовки, содержанием своего опыта, личностными качествами, а, следовательно, и результатами своей деятельности. Так из массового опыта начинает выделяться передовой.Передовой опыт – такой опыт, который обеспечивает более высокую эффективность социальной работы, чем это имеет место в массовой практике специалистов, не требуя при этом каких-либо структурных или нормативных изменений в системе социальной работы.Признаки передового опыта.

Соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу.

Повышение эффективности и качества социальной работы. Устойчивые положительные результаты деятельности специалистов.Оптимальное расходование сил и средств специалистов и клиентов для достижения положительных результатов.

Наличие элементов новизны. Может быть новаторство.Соответствие требованиям науки. Научная обоснованность.Достижение высокого результата труда специалистов.

Создание целостной системы социальной работы.Перспективность: возможность творческого использования данного опыта (вернее его основных идей) другими специалистами в иных условиях.На каждом этапе развития передового опыта эти критерии действуют по-разному:1 этапвыявление (распознавание) опыта – главный критерий – устойчивая высокая результативность (повышение эффективности и качества) социальной работы. Это некая точка отсчета. Это самое важное на данном этапе. Остальные критерии играют вспомогательную роль.2 этапизучение опыта – ведущий критерий – оптимальность. Здесь важно определить самые рациональные пути и способы работы специалиста клиентов.3 этапобобщение опыта – критерий научной обоснованности. Здесь важна идея (мысль), взятая из опыта, в результате чего и обогащается теория социальной работы как отрасль научных знаний.4 этаппропаганда опыта – ведущий критерий – научная новизна, то, что может удивить, изумить.5 этапвнедрение опыта в практику социальных служб.

Анализ опыта, его сопоставление с неудачными способами работы помогают исследователю выявить объективные закономерные связи между способами деятельности специалиста, деятельностью клиентов и результатом, установить условия, при которых те или иные методы и приемы работы приносят положительный результат.Метод изучения случая (кейс-метод). Данный метод используется для интенсивного изучения одного человека с целью сбора значительного количества информации о нем. Для исследования используется какая-либо реальная история или описание события очевидцем.Источниками метода «изучения случая» являются медицина, социальная работа и метод монографииВ медицине подробно описывается индивидуальная история протекания и лечения болезни. Это позволяет накапливать и анализировать информацию о наиболее общих характеристиках отдельных видов заболеваний. При этом учитываются сопутствующие факторы и индивидуальные особенности изучаемого..В социальной работе специалисты ведут рабочие записи о своих подопечных (безработных, мигрантах, девиантах и т.п.), включая их биографические рассказы, беседы о причинах отдельных жизненных неудач или социальной дезадаптации, о возможностях и путях реабилитации, а также о конкретных практических усилиях в этом направлении. Эти материалы используются специалистами для анализа механизмов возникновения трудных жизненных ситуаций, социально обездоленных слоев населения, их взаимодействии с обществом и возможностей рационализации этих отношений.Метод монографии позволяет единичный случай изучать и рассматривать как типичный для определенной совокупности лиц.

 

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 414.