Составитель: Ахмадиева Л.И.,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методическая продукция

Развитие познавательных способностей средствами математического образования в школе первой ступени.

( Разработки уроков по УМК « Гармония»)

Составитель: Ахмадиева Л.И.,

Учитель нач. классов.

Арти

Г.



Пояснительная записка

 

На современном этапе развития начальное образование ориентировано на тезис активности ребенка в процессе обучения. В этом состоит один из важнейших направлений развития общеобразовательной школы, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающихся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности.

Все малыши хотят учиться. Они любознательны, всюду снуют свой нос, тянутся ко всему новому, необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя еще толком не знают, что это такое.

Проходит время – и куда что подевалось. Потухли глаза, реже тянутся ручонки, на лице безразличие, скука. Как сделать, чтобы детям было интересно в школе? Как сохранить у детей жажду знаний?

Хочу поделиться своим опытом, как можно увлекательно, в интересной форме вовлечь учащихся младших классов в образовательный процесс.

 


Тема: Развитие познавательных способностей средствами математического образования в школе первой ступени

Цель: обновить содержание и методы обучения с позиции комплексного развития личности.

Задачи: 1. Обеспечить числовую грамотность учащихся.

 2. Научить производить все арифметические действия в области

 целых неотрицательных чисел.

 3. дать начальные геометрические представления.

 4. Познакомить с величинами.

 5. Научить применять свои знания в практической деятельности,

 для продолжения образования.

В развивающем курсе начальной математики, основной целью которого является формирование приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания, последовательность предлагаемых заданий существенно изменяется. Сначала это частично – поисковые, творческие задания. Процесс их выполнения может быть связан с догадкой, опирающейся на опыт ребенка, или на ранее усвоенные знания, умения и навыки с обсуждением различных возможных способов действий, с организацией целенаправленного наблюдения, позволяющего включить в активную познавательную деятельность всех учащихся.

Поэтому обучение своих учеников в 1 классе начала по учебникам «Математика» Н.Б. Истоминой УМК «Гармония». Выбор данной программы сделан не случайно. В данном курсе задания составлены с учетом разных уровней усвоения знаний, что дает варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие всех учащихся. Программа является открытой, что позволяет учителю проявить творческий характер к построению урока в русле данной концепции.

Для того, чтобы удержать интерес учащихся к учебному труду, провожу нестандартные уроки: урок – путешествие, урок – соревнование, урок – игра, урок – сказка и т.д.

В данной работе представляю следующие разработки уроков:

1 класс – « Сложение и вычитание чисел в пределах 10» (урок – сказка).

2 класс – « Табличное умножение и деление» (урок – игра).


Класс – « действия с многозначными числами» (урок – соревнование).

Учебно-методическое обеспечение:

1. Рабочая тетрадь (ч.2)1 класс Н.Б. Истомина, «Ассоциация 21век», Смоленск, 2003.

2. Учебник «Математика 1 класс» Н.Б Истомина, «Ассоциация 21 век», Смоленск, 2003.

3. Методические рекомендации к учебнику «Математика 1 класс» Н.Б. Истомина, «Ассоциация 21 век», Смоленск, 2003.

4. Книга для учителя «Я иду на урок в нач. школу. Математика. Книга 1,2» М.В. Соловейчик;

 

Этапы урока Время Деятельность педагога Деятельность учащихся
I. Орг. момент 1 мин. Создадим хорошее дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.  
II. Объявление темы урока. 2 мин. - Ребята! Все вы знаете замечательное произведение Корнея Чуковского «Доктор Айболит». Это сказочный доктор, который лечит зверей. Сегодня мы побываем у него в гостях. (Учитель показывает книгу) Но так как это сказка, в ней могут быть самые различные ситуации. Чтобы выйти победителями, из таких ситуаций, нам потребуются ваши знания и умения. Вы должны показать, как научились решать матем. выражения, как знаете, состав числа 10, а значит, нам нужны ваши дружба и внимательность.  
III. Закрепление изученного материала 18 мин. 1. Обратный счёт. - На столе лист бумаги с точками. Нужно соединить эти точки линиями, начиная с 10, и вы узнаете, на каком транспорте мы отправимся в гости. Приложение 1. - Прежде чем вылететь, нужно решить некоторые вопросы: - Что получилось? - Какое число отличается? -Почему? (Дети соединяют точки линиями и получают вертолёт). 1 ученик у доски. - Вертолёт. - Десять. - Двузначное.
    2. Работа в тетради. - Пропишем число 10 столько раз, сколько букв в слове Айболит. - Посадка! Проверка: - Сколько раз написали число 10? - Оцените свою работу. - Назовите предыдущее число для числа 10? Последующее? Дети пишут число 10 семь раз. Ответы дети показывают на числ. карт.(сигнализаторах). Самопроверка: дети удачное число обводят в кружок, неудачное подчёркивают На полях-пометочка (+, ν,-- 9). - 11.
    3. Состав числа 10. Внимание! Вертолёт отправляется! А вот и первая остановка. Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться. И корова, и волчица, И вы ребята. Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит. (На доске дерево, под ним Айболит). - Давайте, ребята, и мы на приём к доктору сходим. Но сначала выполним задание, повторим состав числа 10. (У ребят карточки по уровням). Приложение 2. Проверка: Покажите на сигнализаторах, как можно получить 10? А по-другому? - Кто отправится на приём к доктору раньше? Кто позднее? - Сейчас весна, погода переменчивая, одеваться нужно по погоде, берегите своё здоровье. Не выбегайте на улицу раздетыми. Дети встают, руками машут. Слабые дети выполняют задание 1 уровня, средние – 2 уровня; сильные – 3 уровня. Дети сигнализируют состав числа 10.
    4. Равенства и неравенства. И пришла к Айболиту Лиса. «Ой, меня укусила оса». (Появляется Лиса) - Мы сможем помочь лисе, если выполним след. задание. На доске:  6 + 3 = 9 5 + 2 > 4  4 + 3 = 5 9 >8  9 – 5 = 4 + 0 7 + 2 < 6 - Сравните записи. - Проч. верное равенство. Докажите. - А это? - Давайте, ничего не зачёркивая, превратим его в верное равенство. Как это можно сделать? Запишите. - Прочитайте верное неравенство. Докажите. - Что оставили? Как из неверного неравенства получить верное? Вывод: Молодцы! Хорошо выполняете задания. Вот и Лисе помогли. Дети: в 1 ст. – равенство, во 2 – неравенства. 6 + 3 = 9 и 9 – 5 = 4 + 0 4 + 3 = 5 неверное равенство 4 + 3 = 5 + 2 5 + 2 > 4 и 9 > 8 7 + 2 < 6 + 4
    5. Составление матем. выражений. И пришёл к Айболиту Барбос: «Меня курица клюнула в нос» - Ой, ребята, доктор просит нашей помощи. Для этого нужно составить матем. выражения, используя числа из вертолёта. (Учитель на доске запишет)  5 + 4 9 - 3 7 + 3 8 – 6 и т.д. Вывод: Отдохнём перед трудными испытаниями. Дети составляют матем. выражения, используя терминологию при сложении и вычитании чисел.
IV. Ф/М 2 мин. Мы считали, и устали. Дружно все мы тихо встали. Ручками похлопали – 1, 2, 3. Ножками потопали – 1, 2, 3. Сели, встали, встали – сели. И друг друга не задели. Мы немножко отдохнём. И опять считать начнём. Дети выполняют задания.
V. Самостоятельная работа. 12 мин. 1. Групповая работа. Прибежала Зайчиха И закричала: «Помогите!» - Поможем?  8 + 2 8 – 2 10 - 4  9 + 1 9 – 1 10 - 2  3 + 7 6 – 4 10 - 5 1 гр. – решить выражения 2 гр. – решить и составить по 2 аналогичных выражения и тоже решить. 3 гр. – составить, пользуясь этими выражениями, 3 неравенства. Проверка: 1 гр.- обратная сторона доски; 2 гр.- какие выражения составили? 3 гр.- 1 ученик у доски отвечает, зачитывает свои неравенства и доказывает. - Да! Групповая работа по уровням Дети зачитывают выражения.
    2. Игра «Волшебный квадрат». Зазвонил телефон (магнитофонная запись). - Кто говорит? (Крокодил). - Что случилось? (Наши детки заболели. Приезжайте скорей и вылечите наших малышей.) - Давайте ребята, поможем. Но чтобы успеть, нам надо быстро выполнить задание, оно на время. - Рабочая тетрадь 2 ч. С.25 з.46 Работаем по 1 и 2 табличкам. За 1 мин. Вы должны как можно больше заполнить табличку. - Стоп! Проверка: 1. Оцените свою скорость. - У кого высокая? 2. А теперь проверьте и сделайте отметку на шкале. Дети выполняют задание в рабочих тетрадях. Шкала в тетради на полях.
VI. Обобщение. 3 мин. - Как будете проверять? (по числ. лучу) - Кто быстро справился, тот помог крокодилу. - Наш урок подошёл к концу, и я хочу услышать ваше мнение. Рефлексия.
VII. Итог урока. 2 мин. - Мы счёт прошли до 10. Итог сегодня подвели. Смелей, шагай теперь вперёд, Второй десяток ждёт нас. Спасибо за урок. - Чтоб никто не болел – всем волшебная микстура от доктора Айболита. - А о дальнейших приключениях доктора Айболита вы сможете узнать из книги, которую можно взять в школьной библиотеке.  

 

Задачи:

1. развивать навыки письменного и устного счёта, мыслительную деятельность учащихся при решении задач;

2. развивать мышление, познавательную активность учащихся; 3. воспитывать интерес к математике, учить детей сотрудничеству.

Оборудование и наглядность:

 Сказочный персонаж БУРАТИНО, письмо от Буратино, карточки с кружочками, схемы к задаче, пословица, карточки с домашним заданием для каждого ученика, цветные карандаши.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Учебник «Математика 2 класс» Н.Б.Истомина, «Ассоциация 21 век»,

 Смоленск, 2002.

2. Рабочая тетрадь (ч.20) Н.Б.Истомина, «Ассоциация 21 век», Смоленск,

 2004.

3. Поурочные планы «Математика 2 класс» (3 четверть), «Учитель – АСТ»,

 Волгоград, 2004.

4. «3000 примеров по математике» Узорова О.В. «Астрель», Москва, 2003.

Ход урока

I.  Орг. Момент.

Загадка: Такой же озорник, как буква «Б»

Пассажир немного странный,

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный

Кто же он? (Буратино)

II.  Сообщение темы урока.

«Здравствуйте, ребята!

 Вы со мной уже давно знакомы и не раз мне помогали. Я вам очень за это благодарен. Но опять хочу обратиться к вам за помощью. В школе мне задали много упражнений по математике. Некоторые из них я выполнил. Но многие мне не по силам. Помогите, пожалуйста, мне их выполнить.

Буратино».

- Поможем Буратино?

III. Устный счёт.

1. Найди рисунок, которому соответствует выражение 2 * 7


                 
 
 

 

 


2. Буратино подарили новый колпак, но какая именно из трёх шляп, он не знает. Буратино только известно, что его шляпа находится там, где в конце цепочки выражения получается 100. Помогите ему отыскать свою шляпу.

(9 * 2 + 12)* 3 + 2 * 3 =

(27 + 3)* 2 + 8 * 5 =

4 * 5 + 10 * 3 + 51 =

3. Задачи:

a) В зоомагазине 9 клеток с хомяками, по 5 хомяков в каждой. Сколько всего хомяков в зоомагазине?

b) Чебурашка купил в магазине 70 гвоздей, а Крокодил Гена в 7 раз меньше. Сколько гвоздей купил Крокодил Гена?

c) У маленького мальчика Вани восемь зубов, а у его сестрёнки в 3 раза больше. Сколько зубов у сестрёнки Кати?

IV.  Работа над изучаемым материалом.

- Буратино не может справиться с новым заданием. Поможем ему?

1. Замени умножение сложением и вычисли значения произведения.

8 * 3 28 * 2 15 * 4

3 * 30 200 * 3 100 * 4

(Дети записывают в тетради и выполняют с комментированием)

2. Вставь в «окошки» знаки числа, чтобы получились верные равенства

(Дети работают в парах)

3 + 3 + 3 + 3 + = 3 * 6

13 + 13 + 13 = * 3

4 + 4 + 4 + + = 4 * 6

9 * 4 = 18 +

V.  Задание на развитие мышления. (Групповая работа).

- Буратино попросили расшифровать пословицу, но он допускает ошибки. Поможете ему исправиться?

Учебник с. 127 №376.

1. Запишите выражение и найдите их значения:

v по шесть взять пять раз; 30

v девять умножить на семь; 63

v четыре умножить на три; 12

v по пять взять три раза; 15

v шесть умножить на восемь; 48

2. Выпишите в порядке убывания и расшифруйте пословицу:

 

дела говори твори больше меньше
48 15 63 30 12

 

(Меньше говори – больше дела твори)

- Объясните, как вы ее понимаете?

VI.  Решение задачи.

Буратино задали решить задачу. ( Учебникс.173 №548)

- Что известно из её условия? Буратино составил к этой задаче такую схему:

 

 ?

 

 9 3


- Прав ли он? Составьте схему, которая будет соответствовать условию и решите задачу.

 

 9 м

1 к.

 ?

2к.

 

 ?

 

Самопроверка: 1). 9 * 3 = 27 (м) – во 2 кошельке.

2). 27 + 9 = 36 (м) – в 2 кошельках.

- А кто решил по-другому?

9 * 4 = 36 (м)

Ответ: 36 монет в двух кошельках.

VII.  Графический диктант.

Поставили волшебную точку. Одну клеточку вправо. 10 вниз. 3 вправо. 1 вверх. 2 вправо. 1 вниз. 1 влево. 1 вниз. 1 влево. 1 вниз.10 влево. 1вверх. 1влево. 1вверх.1 влево.1 вверх. 2 вправо. 1 вниз. 4 вправо. 1 вверх. 3 влево. 1 вверх. 2 влево. 1 вверх. 1 вправо. 1 вправо. 1 вверх. 1 вправо. 1 вверх.1 вправо. 1 вверх.

3 вправо. 1 вверх. 2 влево. 1 вверх. 2 вправо. 1 вверх.

- Покажите, что у вас получилось? Разукрасьте теми цветами, которые соответствуют вашему настроению.

VIII.  Итог урока.

- Молодцы! Справились со всеми заданиями. Думаю, Буратино теперь сможет сам выполнять такие упражнения.

А кто из вас считает, что задания были простыми, лёгкими?

Какие задания были трудными?

- Буратино благодарит вас за помощь и желает вам удачного плавания по просторам математики.

IX.  Домашнее задание на карточках. (Приложение 3)

« Табличное умножение и деление» Работа №3. Работа №4.




Ход урока

Класс делится на две команды, формируются жюри из старшеклассников (3 человека). Соревнование начинается с разминки, далее – конкурс капитанов, потом - конкурс команд. Завершается урок подведением итогов и объявлением команды – победительницы.

На доске: Мир построен на силе чисел.

Пифагор

Учиться надо весело,

Учиться будем весело,

Чтоб хорошо учиться.

В. Волина

Ход урока

I. Орг. Момент

- Третий год изучаем математику.

 Кому из вас нравится математика?

- На этих уроках мы уже многому научились: складывать и вычитать, умножать и делить, решать задачи, чертить различные геометрические фигуры.

II. Сообщение темы урока.

- Сегодня у нас необычный урок математики. На доске зашифровано слово. Расшифруйте его и вы узнаете, что будет сегодня на уроке.

На доске: 600 - 400 310 * 3

275 + 15 640 + 60 - 200

800 : 4 420 * 2 - 40

ИЕ ВН СО АН РЕ ОВ

800 200 200 500 290 930

- Что же сегодня на уроке будет происходить?

 (СОРЕВНОВАНИЕ)

- Правильно. По итогам этого соревнования мы определим, кто же знает математику лучше всех?

Деление команды.

Чтобы начать соревнование, мы должны разделиться на 2 команды. В шкатулочке лежат кружочки и треугольники. Каждый ученик вытягивает по одной фигуре. Кто вытянул кружочки – в 1 команду, кто треугольники – во вторую команду.

Как на настоящих соревнованиях, вы должны придумать название для своей команды и выбрать капитана.

Перед началом соревнования идет представление жюри.

- Итак, начинаем наше соревнование.

Представление команд.

III. Работа над изученным материалом.

1. Разминка.

- Наименьшее четырехзначное число разделите на 500 и припишите впереди наименьшее однозначное число. (12)

- Сумму двух наименьших четырехзначных чисел уменьшите на 39. (1961)

- Как называется четвертый по счету месяц? (Апрель).

- Какая получилась дата? (12 апреля 1961г.)

 (Учитель записывает дату на доске)

- О чем говорит эта дата?

- Хотите узнать, за сколько минут облетел Гагарин весь земной шар?

54 увеличьте в 2 раза и переведите это значение в часы и минуты.

( 54 * 2 = 108 минут = 1 час 48 мин.)

- Чтобы узнать, как называлась космическая ракета, на которой летал Ю.Гагарин, надо отгадать ребус.

 

 К

 

Конкурс капитанов.

 Планета Земля, если посмотреть на нее из космоса, голубая с коричневыми, желтыми и зелеными пятнами. Голубые пятна – это вода, она занимает ѕ поверхности земного шара. А на сушу приходится четвертая часть. На суше очень разнообразный животный и растительный мир.

 а) Ель может жить 1200 лет, а рябина – на 80 лет меньше. Сколько лет может жить рябина?

 б) Сосна может прожить 600 лет, ель – вдвое дольше сосны, а дуб на 800 лет дольше ели. Сколько лет живет дуб?

 - Что необходимо для жизни растений? ( Свет, вода, тепло.)

 в) Осина за день поглощает 66л воды, а береза – 60. На сколько меньше береза поглощает воды ?

 - Зачем нужны деревья на Земном шаре? (Они поглощают углекислый газ, дают кислород).

 - Их называют легкими планеты. Природу надо беречь. Надо беречь всю нашу планету.

IV. Физминутка.

- Я читаю загадки, вы их отгадываете, а потом постарайтесь изобразить того, о ком шла речь в загадке.

1. Спал цветок и вдруг проснулся, 2. Что за зверь лесной

Больше спать не захотел. Встал, как столбик под сосной.

Шевельнулся, встрепенулся, И стоит среди травы -

Взвился вверх и улетел. Уши больше головы?

 ( Бабочка) (Заяц)

3. Он в берлоге спит зимой 4. Скачет зверушка,

 Под большущею сосной, Не рот, а ловушка.

 А когда придет весна, Попадут в ловушку

 Просыпается от сна. И комар, и мушка.

 (Медведь) (Лягушка)

V. Конкурс команд

Сравните числа.

12224…33241 84474…39364

27954…20975 74235…70532

472870…472807 248208…248280

558540…35540 272696…53037

Вставьте пропущенные числа.

8471м = …км…м 3520 м = …км…м

5 кг 6 г = …..г 2 кг 3 г = …..г

500 см = …дм 700 см = …

Решение задач.

- Умеете ли вы считать по-японски? Хотите научиться?

На доске заранее выполняется запись:

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10
итти ни сан си го року нети хати ку дзю
                   

 

- Прочитайте, как звучат числа от 1 до 10 на японском языке.

А теперь решите задачу и дайте ответ по – японски.

Задание для первой команды:

У Маши ХАТИ яблок. Она съела ГО яблок. Сколько яблок осталось у Маш? (Ответ: САН яблок.)

Задание для второй команды:

У Миши КУ марок. САН марок он подарил другу. Сколько марок осталось у Миши? (Ответ: РОКУ марок.)

VI. Итог урока.

Подведение итогов соревнования.

Выявление команды – победительницы.

Загадка: Маленькая, хвостатенькая,

 Не лает, не кусает

 А из класса в класс

 Не пускает. Что это? (Двойка)

- Я желаю, чтобы вы отметку «два» никогда не получали.

 Любите математику. Учите математику.

VII. Домашнее задание.

Карточки по выбору. (Приложение №4)

 

Приложение 1

Наше путешествие подходит к концу. Чтобы благополучно вернуться, разгадайте кроссворд

 

 

1. Результат действия сложения.

2. Название компонента действия умножения.

3. Фигура, полученная пересечением двух прямых.

4. Результат действия деления.

5. Число, полученное при умножении.

6. Очень плохая оценка.

7. Действие, обратное сложению.

- Посмотрите, какое слово получилось в выделенных клеточках.

Методическая продукция

Развитие познавательных способностей средствами математического образования в школе первой ступени.

( Разработки уроков по УМК « Гармония»)

Составитель: Ахмадиева Л.И.,

Учитель нач. классов.

Арти

Г.



Пояснительная записка

 

На современном этапе развития начальное образование ориентировано на тезис активности ребенка в процессе обучения. В этом состоит один из важнейших направлений развития общеобразовательной школы, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающихся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности.

Все малыши хотят учиться. Они любознательны, всюду снуют свой нос, тянутся ко всему новому, необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя еще толком не знают, что это такое.

Проходит время – и куда что подевалось. Потухли глаза, реже тянутся ручонки, на лице безразличие, скука. Как сделать, чтобы детям было интересно в школе? Как сохранить у детей жажду знаний?

Хочу поделиться своим опытом, как можно увлекательно, в интересной форме вовлечь учащихся младших классов в образовательный процесс.

 


Тема: Развитие познавательных способностей средствами математического образования в школе первой ступени

Цель: обновить содержание и методы обучения с позиции комплексного развития личности.

Задачи: 1. Обеспечить числовую грамотность учащихся.

 2. Научить производить все арифметические действия в области

 целых неотрицательных чисел.

 3. дать начальные геометрические представления.

 4. Познакомить с величинами.

 5. Научить применять свои знания в практической деятельности,

 для продолжения образования.

В развивающем курсе начальной математики, основной целью которого является формирование приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания, последовательность предлагаемых заданий существенно изменяется. Сначала это частично – поисковые, творческие задания. Процесс их выполнения может быть связан с догадкой, опирающейся на опыт ребенка, или на ранее усвоенные знания, умения и навыки с обсуждением различных возможных способов действий, с организацией целенаправленного наблюдения, позволяющего включить в активную познавательную деятельность всех учащихся.

Поэтому обучение своих учеников в 1 классе начала по учебникам «Математика» Н.Б. Истоминой УМК «Гармония». Выбор данной программы сделан не случайно. В данном курсе задания составлены с учетом разных уровней усвоения знаний, что дает варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие всех учащихся. Программа является открытой, что позволяет учителю проявить творческий характер к построению урока в русле данной концепции.

Для того, чтобы удержать интерес учащихся к учебному труду, провожу нестандартные уроки: урок – путешествие, урок – соревнование, урок – игра, урок – сказка и т.д.

В данной работе представляю следующие разработки уроков:

1 класс – « Сложение и вычитание чисел в пределах 10» (урок – сказка).

2 класс – « Табличное умножение и деление» (урок – игра).


Дата: 2019-12-22, просмотров: 270.