Методика знакомства с геометрическими фигурами в младшей и средней группах.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Именно в этой возрастной группе формируются доста­точно определенные знания о форме предметов и геометри­ческих фигурах как эталонах формы. Дети учатся различать шар, куб, квадрат, круг, треугольник, пользуясь приемами обследования этих фигур с помощью тактильно-двигатель­ного и зрительного анализаторов. Кроме того, на занятиях по конструированию они знакомятся с некоторыми элемен­тами строительного материала: кубиками, кирпичиками, пластинами, призмами, брусками.

Разглядывают и сравнивают шар и куб, находят общее и разное в этих предметах (фигурах). Обращаясь с вопросом к детям, воспитатель привлекает их внимание к особенностям фигур: «Что это? Какого цвета шары? Какой из них меньше?»

По заданию воспитателя один ребенок берет в руки ма­ленький шар, а другой — большой. Дети передают шары по кругу: маленький шар догоняет большой шар. Потом на­правление движения меняется. В процессе таких игр уточня­ются особенности шара — он круглый, у него нет углов, его можно катить. Дети сравнивают шары разных цветов и раз­меров. Тем самым воспитатель подводит их к выводу о том, что форма не зависит от цвета и размера предмета.

Аналогично уточняются и обобщаются знания о кубе. Малыши берут куб в руки, стараясь прокатить его. Он не катится. У куба есть углы и грани, он устойчиво стоит на столе, полу. Из кубов можно строить домики, столбики, ставя один куб на другой.

Самые важные моменты при ознакомлении с формой — зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы, раз нообразные практические действия, развивающие сенсорные способности детей. Обследование детьми формы предмета включает такие действия: показ (демонстрация) геометри­ческой фигуры, обследование с помощью конкретных прак­тических (обводятся по контуру) действий; сравнение фи­гур, разных по цвету и размеру; сравнение геометрических фигур с предметами, схожими по форме; закрепление осо­бенностей геометрической фигуры во время рисования, леп­ки, аппликации.

В организации работы по ознакомлению с формой предмета значительное место занимает показ (демонстра­ция) самой фигуры, а также способов ее обследования. Вос­питатель учит детей при обследовании предмета держать его в левой руке, указательным пальцем правой руки обводить его по контуру. Чтобы ребята лучше выделяли особенности геометрических фигур, модели следует сравнивать попарно: шар и куб, круг и квадрат, куб и квадрат. Фигуры обязатель­но нужно брать разные по размеру и цвету, чтобы их легче было воспринимать на ощупь, находить по образцу, а в зак­лючение — правильно называть их отличительные признаки. в мешочке аналогичную той, которая стоит на столе, и по­казывает ее. Если ребенок не может выполнить задание, вос­питатель еще раз напоминает способы обследования фигуры: правой рукой медленно обводит по краю (контуру). Можно и левой рукой помогать. При повторном проведении игры уве­личивается количество геометрических фигур.

В средней группе продолжается формирование знаний о форме предметов, ознакомление с геометрически­ми фигурами. Дети учатся различать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб, цилиндр; обследуя их форму, выделять характерные признаки; находить вокруг себя пред­меты, подобные по форме знакомым геометрическим фигу­рам (шару, кубу, цилиндру, кругу, квадрату, треугольни­ку, прямоугольнику). В процессе обучения осознается, что форма не зависит от размера, цвета и других особенностей.

Знания эти, как правило, получают на занятиях по мате­матике в соединении с другими задачами: обучение счету, упражнениями в сравнении предметов по размеру и др. Боль­шое значение имеет установление связи данной работы с обучением разным видам изобразительной деятельности (леп­ка, рисование, аппликация, конструирование). Именно вслед­ствие интеграции (объединения) задач все более четко вос­принимается форма предмета.

С новыми геометрическими фигурами детей знакомят, сравнивая их модели с уже знакомыми или одну с другой: треугольник с квадратом, цилиндр с кубом или шаром. Сна­чала эти фигуры сравнивают попарно, а потом по три и более. Например: квадрат, прямоугольник, треугольник.

Для детей средней группы большое значение имеют такие приемы, как практические действия с моделями (катают, ставят и т.д.), накладывание и прикладывание, обследова­ние по контуру, группировка и упорядочивание, дидакти­ческие игры и упражнения на усвоение особенностей гео­метрических фигур, на сопоставление формы предмета с гео­метрическим образцом и анализ сложной формы.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 305.