И отрицательными числами»
Каждый школьник заготавливает табличку:
По команде учителя ученики ставят по одной точке в каждом ряду таблицы. После этого соседи по парте обмениваются табличками. Учитель предлагает выполнить определенное (одно и то же) действие над числами, стоящими против точки. Учащиеся записывают ответ в клеточке с точкой.
Через две-три минуты таблички возвращаются обратно, и школьники проверяют результаты вычислении друг друга.
Задание можно усложнить, если в крайних левых и верхних клетках поместить дробные числа или алгебраические поражения.
Игровые формы уроков
Особенно ребята любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Разнообразие форм уроков зависит от фантазии учителя, многие формы можно почерпнуть из телевизионных игр.
Из опыта...
Примеры игровых форм уроков: урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-кроссворд, урок-смотр знаний, игра «Счастливый случай», «Поле чудес», «Математический биатлон», «Звездный час».
Игровые ситуации
В качестве вспомогательного средства для возбуждения познавательного интереса и создания проблемной ситуации можно применять игровые ситуации.
Из опыта...
Для создания игровых ситуаций используются исторические экскурсии, жизненные факты, занимательные задачи, научно
популярные рассказы, отрывки из литературных произведений и т. п. Игровые ситуации создаются в процессе выполнения практических заданий. Например, «Теорема о сумме углов треугольника и ее следствия» - предлагаю построить треугольники по трем сторонам 7, 2, 3; 4, 3, 7; 3, 2, 8. В процессе выполнения задания ребята убеждаются в невозможности такого построения и делают соответствующий вывод.
Ребята любят выступать в качестве историков, фокусников, экспертов, сказочных героев, экскурсоводов и т. п. Можно попросить ребят подготовить заранее к уроку либо сообщение из истории математики, либо занимательную задачу, либо математический фокус.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы рассмотрели в работе понятие познавательного интереса, условия и способы его формирования при обучении математике. В связи с этим можно сделать следующие выводи:
§ Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с разных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и развития.
§ Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности.
§ Познавательный интерес можно рассматривать с разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения. Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения.
§ Существует четыре уровня развития познавательного интереса. Это любознательность, любопытство, познавательный интерес и теоретический интерес. Учителю нужно уметь определять, на какой стадии развития познавательный интерес у отдельных учащихся, для того чтобы способствовать укреплению интереса к предмету и его дальнейшему росту.
§ Выделяют также условия формирования познавательного интереса, а именно: максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся, ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся, положительный эмоциональный тонус учебного процесса, благоприятное общение в учебном процессе.
§ Познавательный интерес к математике формируется и развивается в процессе учения. Главная цель учителя заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся своим предметом. А успешно осуществлять данную цель можно на уроках математики.
В настоящей работе был проведен анализ методической и психолого-педагогической литературы, по вопросу использования математической игры на уроках математики для привития интереса к предмету. Так же в работе были рассмотрены виды математических игр, технология проведения игры, структура, и самая ее главная особенность – укрепление и развитие познавательного интереса.
Как из теоретической части, так и из практической следует, что математическая игра отличается от других форм работы по математике, тем, что может дополнять другие формы работы. А самое главное математическая игра дает возможность ученикам проявить себя, свои способности, проверить имеющиеся у них знания, приобрести новые знания, и все это в необычной занимательной форме. Систематическое использование игровых элементов на уроке математики влечет за собой формирование и развития интереса у учащихся к предмету.
Подводя итоги всего выше сказанного, считаю, что игровые элементы на уроках математики, как эффективное средство развития познавательного интереса, должны использоваться на уроках как можно чаще.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аристова, Л Активность учения школьника [Текст] / Л. Аристова. – М: Просвещение, 1968.
2. Виноградова, М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников [Текст] / М.Д. Виноградова, И.Б. Первин. – М: Просвещение, 1977.
3. Водзинский, Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков [Текст] / Д.И. Водзинский. – М: Учпедгиз, 1963. – 183с.
4. Ганичев, Ю. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки [Текст] // Воспитание школьника, 2002. - №2.
5. Горностаев, П.В. Играть или учится на уроке [Текст] // Математика в школе, 1999. – №1.
6. Доморяд, А.П. Математические игры и развлечения [Текст] / А.П. Доморяд. – М: Гос. издание Физико-математической литературы, 1961. – 267с.
7. Дышинский, Е.А. Игротека математического кружка [Текст] / Е.А. Дышинский. – 1972.-142с.
8. Игра в педагогическом процессе [Текст] - Новосибирс, 1989.
9. Игры – обучение, тренинг, досуг [Текст] / под ред. В.В. Перусинского. – М: Новая школа, 1994. - 368с.
10. Калинин, Д. Математический кружок. Новые игровые технологии [Текст] // Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2001. - №28.
11. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики [Текст]: книга для учителя / В.Г. Коваленко. – М: Просвещение, 1990. – 96с.
12. Макаренко, А.С. О воспитании в семье [Текст] / А.С.Макаренко. – М: Учпедгиз, 1955.
13. Метнльский, Н.В. Дидактика математики: общая методика и ее проблемы [Текст] / Н.В. Метельский. – Минск: Издательсто БГУ, 1982. – 308с.
14. Минский, Е.М. От игры к знаниям [Текст] / Е.М. Минский. – М: Просвещение, 1979.
15. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г. Морозова. – М: Просвещение, 1979. – 95с.
16. Пахутина, Г.М. Игра как форма организации обучения [текст] / Г.М. Пахутина. – Арзамас,2002.
17. Петрова, Е.С. Теория и методика обучения математике [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов математических специальностей / Е.С. Петрова. – Саратов: Издательство саратовского университета, 2004. – 84с.
18. Самойлик, Г. Развивающие игры [Текст] // Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2002. - №24.
19. Сиденко, А. Игровой подход в обучении [Текст] // Народное образование, 2000. - №8.
20. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся [Текст] / Н.Ф. Талызина. – М: Знания, 1983. – 96с.
21. Технология игровой деятельности [Текст]: учебное пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Теренкина, О.В. Еремкина. – Рязань: Издательство РГПУ, 1994. – 120с.
22. Факультативные занятия по математике в школе [Текст] / сост. М.Г. Лускина, В.И.Зубарева. - К: ВГГУ, 1995. – 38с
23. Формирование интереса к учению у школьников [Текст] / под ред. А.К. Маркова. - М: Просвещение, 1986. – 192с.
24. Шаталов, Г. Способы повышения мотивации обучения [Текст] // Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2003. - №23.
25. Шатилова, А. Занимательная математика. КВНы, викторины [Текст] / А. Шатилова, Л. Шмидтова. – М: Айрис-пресс, 2004.- 128с.
26. Шуба, М.Ю. Занимательные задания в обучении математике [Текст] / М.Ю. Шуба. – М: Просвещение, 1995.
27. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности [Текст] / Г.И. Щукина. - М: Просвещение, 1979. – 190с.
28. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. - М: Просвещение, 1995. – 160с.
29. Эльконин Д.Б. психология игры [текст] / Д.Б. Эльконин. М: Педагогика, 1978.
30. Гринченко, И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. – М.: ЦГЛ, 2002
31. Манвелов, С. Г. Конструирование современного урока математики. – М.:Просвещение, 2002.
32. Барышникова Н. В. Математика 5 – 11 класс. Нестандартные уроки. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154с.
33. Симонов В. М. Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах на уроках математики, физики, информатики, химии, биологии, географии, экономики. – Волгоград: Учитель, 2005. – 114 с.
34. «Математика в школах Украины» журнал. №27(255), 2002.
35. «Математика в школах Украины» журнал. №3(231), 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дата: 2019-12-22, просмотров: 249.