Огромное значение для развития творческой деятельности учащихся играют дидактические игры, которые можно использовать на различных этапах урока.
Из опыта...
Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре.
Дайте учащимся найти материал к теме «Трапеция». Почему трапеция? О ней мало материала. Сыграйте с учащимися в аукцион идей. Вы удивитесь тому, сколько учащиеся найдут материала о трапеции, ее линиях. Затем вместе суммируйте все те новые факты, которых нет в учебнике, и предоставьте возможность учащимся самостоятельно их осмыслить.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.
Из опыта...
При изучении геометрии в 7 классе возникает необходимость повторить все аксиомы, проверить, как их усвоили учащиеся. Обычный опрос не вызывает должного интереса. Предлагаем использовать игровую форму занятий «Конкурс геометров». Заблаговременно подготовьте кодопозитивы с заданиями - рисунки к аксиомам. Задание состоит в том, чтобы установить, иллюстрацией к какой аксиоме является каждый рисунок, а также заметить, каких элементов на каждом из них недостает. Необходимо нужный элемент дорисовать, а потом сформулировать соответствующую аксиому. Аналогичные задания можно предложить учащимся при повторении таких понятий, как отрезок, полупрямая, угол, равенство фигур и т. д.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в разных учебных ситуациях.
Из опыта...
На первых уроках геометрии в 7 классе ребята знакомятся с различными простейшими фигурами. Появляется новая терминология, которая нелегко усваивается ими. В связи с этим в устные упражнения включается следующее задание: опишите рисунок (чертеж), используя те данные, которые заданы. Запись можно вести символически. Далее в описание рисунка включаются более сложные фигуры, с которыми ученики знакомятся на уроках, то есть рисунок усложняется. Этим способом развивается не только ум, но и речь. Математическая культура речи получает развитие, чего трудно добиться другими методами. Предлагается задание на дом: придумать рисунок и описать его. В начале урока геометрии учащиеся поочередно показывают задание. Они видят творчество других, и это побуждает творить еще лучше, для этого необходимо глубоко знать учебный материал.
Небольшие творческие задания, которые можно предложить на каникулах:
1. Проиллюстрируйте применение математических понятий, терминов на примерах из жизни, художественной литературы, на различных школьных предметах.
2. Сделайте подборку пословиц и поговорок, в содержание
которых входит число. (Для учащихся 5 классов.)
· Семь раз отмерь, один раз отрежь.
· За двумя зайцами погонишься, ни одного не догонишь.
· Семь деревень, а лошадка одна.
Придумайте свою задачу на данную тему, оформите ее и решите. Классифицируйте задания по данной теме по уровню сложности и составьте контрольную работу для товарищей.
Напишите сказку, стихи, басню, сценку на математическую тему. (Такое задание необычно для урока математики и поэтому вызывает интерес.)
Из опыта...
После изучения темы «Нахождение части от числа» ученик 6 класса написал следующую сказку:
«В некотором царстве, в некотором государстве жило положительное Число, а у этого Числа была дочь - Дробь и сын – Процент. Сын и дочь всегда спорили между собой, кто из них главнее, кто дороже Числу. Но хоть они и жили в Математическом городе, совсем не знали математики, им было невдомек, что Процент и Дробь - это часть Числа, а поэтому для Числа они одинаково дороги».
Дидактическая игра
Активизировать деятельность учащихся по овладению математическими знаниями можно путем умелого применения занимательных задач, игр с математическим содержанием. Занимательная задача - это та, которая вызывает у учащихся непроизвольный интерес, являющийся следствием необычайности сюжета задачи, необычности формы ее подачи. Решение таких задач вызывает у учащихся внутренний положительный отклик, развивает их любознательность. Занимательность характеризуется новизной, необычностью, неожиданностью, несоответствием прежним представлениям.
Задача, казалось бы, очень простая: играя, учить и учиться, играя... А так ли уж проста?
Из всего существующего многообразия различных видов игр дидактические игры используются в качестве одного из способов обучения. Дидактическая игра - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. «Двойственная» природа игры – у ъчебная направленность и игровая форма – позволяет стимулировать овладение в непринужденной форме конкретным учебным материалом.
Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличается от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха.
Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.
Учитель, как руководитель игры, направляет ее в нужное русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание.
Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, кодопозитивов, диапозитивов и диафильмов. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, флажки, которыми награждаются команды-победители.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.
Сочетание всех этих элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату.
Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.
При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра «по обязанности» теряет свое дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное - эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки; этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих.
При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.
Очень важно проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к занятиям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддерживать интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко это и совсем не удается, и тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям. Учитель сам должен в определенной степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включаться в игру тоже один из показателей педагогического мастерства. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. При проведении дидактических игр забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а, наоборот, помогали друг другу. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.
Дидактические игры в 5 – 7 классах часто бывают связаны определенными сюжетами. Сюжеты эти весьма просты, рассчитаны на детское воображение. Иногда они подсказываются названиями игры: «Математический поединок», «Математический КВН», «Звездный час производной» и т. д.
При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать такие вопросы:
1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
2. Количество играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих. Это надо учитывать при организации игр.
3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней еще раз?
6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?
7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
9. Какие выводы следует сообщать учащимся в заключение после игры (лучшие моменты игры, недочеты в игре, результат усвоения математических знаний, оценки отдельным участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?
В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Дидактические игры хорошо уживаются с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся бодрое рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала. На дидактические игры надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
На основах таких теоретических утверждений учитель работает. Ведь очень в а ж н о учесть:
а) место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке;
б) целесообразность использования их на разных этапах урока;
в) разработку новых методик проведения дидактических игр с учетом цели урока и уровня подготовленности учащихся;
г) требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения;
д) разнообразие игр;
е) применение воспитательных игр.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых «знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В ходе игры у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учебе.
Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока.
Дидактические игры при их систематическом использовании становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников. Этим обусловлена необходимость накопления дидактических игр и классификации по содержанию с использованием методических журналов и пособий.
При организации дидактических игр необходимо учитывать:
1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала доступно пониманию школьников.
2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, иначе она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
3. Дидактический материал должен быть удобен в использовании, в противном случае игра не даст должного эффекта.
4. При проведении игры в форме командных соревнований (поединок, бой, эстафета...), построенных по сюжетам известных игр: КВН, «Брейн-ринг», «Счастливый случай», «Звездный час» и других, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива или выбранных лиц. Учет должен быть открытым, ясным и справедливым.
5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.
6. Если на уроке проводится несколько игр, то легкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.
7. Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.
8. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определенную меру. Превышение ее может привести к тому, что дети во всем будут видеть только игру.
9. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой.
10. Игру нужно закончить на уроке, получить результат.
Только в этом случае она сыграет положительную роль.
Виды игр на уроках математики:
Деловая игра
В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. В рамках уроков применяются учебные деловые игры. Их отличительными свойствами являются:
- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыдущего этапа влияет на ход следующего;
- наличие конфликтных ситуаций;
- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
- контроль игрового времени;
- элементы состязательности;
- правила системы оценок хода и результатов игры.
Возможный вариант структуры деловой игры на уроке математики может быть таким:
- знакомство с реальной ситуацией;
- построение ее имитационной модели;
- постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;
- создание игровой проблемной ситуации;
- вычисление необходимого для решения проблемы теоретического материала;
- разрешение проблемы;
- обсуждение и проверка полученных результатов;
- коррекция;
- реализация принятого решения;
- анализ итогов работы (рефлексия);
- оценка результатов работы.
Из опыта...
Некоторые примеры деловых (имитационных) игр
Дидактическая игра | Тема урока |
«Строитель» | «Площади многоугольников» |
«Конструктор» | «Преобразование фигур на плоскости» |
«Проектировщик» | Решение задач с помощью движений (симметрия, параллельный перенос) |
«Магазин» | «Проценты», «Пропорция» |
«Банкир» | «Проценты» |
«Почта» | «Проценты» |
«Путешествие» | «Метод координат» |
Ролевая игра
Тесным образом деловая игра связана с ролевой игрой. Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.
Уроки-ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:
1) имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия;
2) ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;
3) условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т. д.
Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: это и воображаемые путешествия, и дискуссии на основе распределения ролей, и пресс-конференции, и уроки-суды и т. д.
Методика разработки и проведения ролевых игр состоит из этапов: подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа результатов игры.
На подготовительном этапе рассматриваются организационные вопросы: распределение ролей; выбор жюри или экспертной группы; формирование игровых групп; ознакомление с обязанностями.
Предваряющие: знакомство с темой, проблемой; ознакомление с заданиями; сбор материала, анализ его; изготовление наглядных пособий, консультации.
Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание проблемы; дискуссия в группе; выявление позиций; принятие решение. Межгрупповой аспект: заслушивание сообщений групп, оценка решения.
На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение.
При анализе результатов ролевой игры определяется степень активности участников, уровень знаний и умений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры.
Из опыта...
Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыков хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счету, так и к урокам вообще. Для того чтобы возбудить интерес к счету, можно применить в различных вариантах следующие ролевые игры:
- игра «Рыбалка»;
- круговые примеры;
- «Кто быстрее»;
- «Найди ошибку»;
- «Недописанный пример»;
- «Закодированный ответ»;
- «Математическое домино»;
- «Игра в снежки (мячик)»;
- «Собери картинку»;
- «Эстафета».
Например.
Кто быстрее
Дата: 2019-12-22, просмотров: 256.