Использование дидактических игр
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Огромное значение для развития творческой деятельности учащихся играют дидактические игры, которые можно исполь­зовать на различных этапах урока.

Из опыта...

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, при­обретают новые знания, умения и навыки или вынуждены при­обрести их в процессе подготовки к игре.

Дайте учащимся найти материал к теме «Трапеция». Почему трапеция? О ней мало материала. Сыграйте с учащимися в аук­цион идей. Вы удивитесь тому, сколько учащиеся найдут мате­риала о трапеции, ее линиях. Затем вместе суммируйте все те новые факты, которых нет в учебнике, и предоставьте возмож­ность учащимся самостоятельно их осмыслить.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.

Из опыта...

При изучении геометрии в 7 классе возникает необходи­мость повторить все аксиомы, проверить, как их усвоили уча­щиеся. Обычный опрос не вызывает должного интереса. Пред­лагаем использовать игровую форму занятий «Конкурс геометров». Заблаговременно подготовьте кодопозитивы с зада­ниями - рисунки к аксиомам. Задание состоит в том, чтобы ус­тановить, иллюстрацией к какой аксиоме является каждый ри­сунок, а также заметить, каких элементов на каждом из них не­достает. Необходимо нужный элемент дорисовать, а потом сформулировать соответствующую аксиому. Аналогичные зада­ния можно предложить учащимся при повторении таких поня­тий, как отрезок, полупрямая, угол, равенство фигур и т. д.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они спо­собствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в разных учебных ситуа­циях.

Из опыта...

На первых уроках геометрии в 7 классе ребята знакомятся с различными простейшими фигурами. Появляется новая тер­минология, которая нелегко усваивается ими. В связи с этим в устные упражнения включается следующее задание: опишите рисунок (чертеж), используя те данные, которые заданы. Запись можно вести символически. Далее в описание рисунка включа­ются более сложные фигуры, с которыми ученики знакомятся на уроках, то есть рисунок усложняется. Этим способом развивает­ся не только ум, но и речь. Математическая культура речи полу­чает развитие, чего трудно добиться другими методами. Предла­гается задание на дом: придумать рисунок и описать его. В начале урока геометрии учащиеся поочередно показывают задание. Они видят творчество других, и это побуждает творить еще лучше, для этого необходимо глубоко знать учебный материал.

Небольшие творческие задания, которые можно пред­ложить на каникулах:

1. Проиллюстрируйте применение математических понятий, терминов на примерах из жизни, художественной литературы, на различных школьных предметах.

2. Сделайте подборку пословиц и поговорок, в содержание
которых входит число. (Для учащихся 5 классов.)

· Семь раз отмерь, один раз отрежь.

· За двумя зайцами погонишься, ни одного не догонишь.

· Семь деревень, а лошадка одна.

Придумайте свою задачу на данную тему, оформите ее и решите. Классифицируйте задания по данной теме по уровню сложности и составьте контрольную работу для товарищей.

Напишите сказку, стихи, басню, сценку на математическую тему. (Такое задание необычно для урока математики и поэтому вызывает интерес.)

Из опыта...

После изучения темы «Нахождение части от числа» ученик 6 класса написал следующую сказку:

«В некотором царстве, в некотором государстве жило поло­жительное Число, а у этого Числа была дочь - Дробь и сын – Процент. Сын и дочь всегда спорили между собой, кто из них главнее, кто дороже Числу. Но хоть они и жили в Математиче­ском городе, совсем не знали математики, им было невдомек, что Процент и Дробь - это часть Числа, а поэтому для Числа они одинаково дороги».


Дидактическая игра

Активизировать деятельность учащихся по овладению мате­матическими знаниями можно путем умелого применения зани­мательных задач, игр с математическим содержанием. Занима­тельная задача - это та, которая вызывает у учащихся непроиз­вольный интерес, являющийся следствием необычайности сюжета задачи, необычности формы ее подачи. Решение таких задач вызывает у учащихся внутренний положительный отклик, развивает их любознательность. Занимательность характеризу­ется новизной, необычностью, неожиданностью, несоответ­ствием прежним представлениям.

Задача, казалось бы, очень простая: играя, учить и учиться, играя... А так ли уж проста?

Из всего существующего многообразия различных видов игр дидактические игры используются в качестве одного из спосо­бов обучения. Дидактическая игра - это вид деятельности, за­нимаясь которой, дети учатся. «Двойственная» природа игры – у ъчебная направленность и игровая форма – позволяет стимули­ровать овладение в непринужденной форме конкретным учеб­ным материалом.

Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, ко­торая отличается от другой деятельности. Основными структур­ными компонентами дидактической игры являются: игровой за­мысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает су­щественным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и ха­рактеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той ди­дактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проек­тирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участни­кам игры определенные требования в отношении знаний.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые опреде­ляют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настой­чивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха.

Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Существенной стороной дидактической игры являются игро­вые действия, которые регламентируются правилами игры, спо­собствуют познавательной активности учащихся, дают им воз­можность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.

Учитель, как руководитель игры, направляет ее в нужное русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстаю­щих.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание.

Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, кодопозитивов, диапозитивов и диафильмов. Сюда также относятся различные средства наглядности: табли­цы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, флажки, которыми награждаются команды-победители.

Дидактическая игра имеет определенный результат, кото­рый является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетво­рение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвя­заны между собой, и отсутствие основных из них разрушает иг­ру. Без игрового замысла и игровых действий, без организую­щих игру правил дидактическая игра или невозможна, или теря­ет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содер­жащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащих­ся, реализовать межпредметные связи.

Сочетание всех этих элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату.

Ценность дидактических игр заключается в том, что в про­цессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобре­тают новые знания, активно помогают друг другу в этом.

При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принуди­тельно навязывать игру детям, так как игра «по обязанности» теряет свое дидактическое, развивающее значение; в этом слу­чае из игровой деятельности выпадает самое ценное - эмоцио­нальное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обста­новки; этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих.

При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.

Очень важно проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к занятиям безразлично, начинают отвлекаться. В та­ких случаях бывает трудно поддерживать интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко это и совсем не удается, и тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отри­цательное отношение к занятиям. Учитель сам должен в опреде­ленной степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включаться в игру тоже один из показателей педагогического мастерства. Ин­тересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. При проведении дидактических игр забавность и обучение надо со­четать так, чтобы они не мешали, а, наоборот, помогали друг другу. Средства и способы, повышающие эмоциональное отно­шение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспи­тании интереса их к математике.

Дидактические игры в 5 – 7 классах часто бывают связаны определенными сюжетами. Сюжеты эти весьма просты, рассчи­таны на детское воображение. Иногда они подсказываются на­званиями игры: «Математический поединок», «Математический КВН», «Звездный час производной» и т. д.

При организации дидактических игр с математическим со­держанием необходимо продумывать такие вопросы:

1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?

2. Количество играющих. Каждая игра требует определенно­го минимального или максимального количества играющих. Это надо учитывать при организации игр.

3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?

4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?

5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вер­нуться к ней еще раз?

6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?

7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?

8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?

9. Какие выводы следует сообщать учащимся в заключение после игры (лучшие моменты игры, недочеты в игре, результат усвоения математических знаний, оценки отдельным участни­кам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?

В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка со­средотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внима­ние, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, поня­тий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Дидактические игры хорошо уживаются с серьезным учени­ем. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся бодрое рабочее настроение, превращает преодоле­ние трудностей в успешное усвоение учебного материала. На дидактические игры надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

На основах таких теоретических утверждений учитель рабо­тает. Ведь очень в а ж н о учесть:

а) место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке;

б) целесообразность использования их на разных этапах урока;

в) разработку новых методик проведения дидактических игр с учетом цели урока и уровня подготовленности учащихся;

г) требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения;

д) разнообразие игр;

е) применение воспитательных игр.

Целесообразность использования дидактических игр на раз­личных этапах урока различна. Так, например, при усвоении но­вых «знаний возможности дидактических игр значительно усту­пают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обу­чения, выработке навыков, формировании умений. В ходе игры у учащихся вырабатывается целеустремленность, организован­ность, положительное отношение к учебе.

Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от пра­вильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой яв­ляется включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока.

Дидактические игры при их систематическом использовании становятся эффективным средством активизации учебной дея­тельности школьников. Этим обусловлена необходимость нако­пления дидактических игр и классификации по содержанию с использованием методических журналов и пособий.

При организации дидактических игр необходимо учиты­вать:

1. Правила игры должны быть простыми, точно сформули­рованными, а математическое содержание предлагаемого мате­риала доступно пониманию школьников.

2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, иначе она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зор­кость и внимание.

3. Дидактический материал должен быть удобен в использо­вании, в противном случае игра не даст должного эффекта.

4. При проведении игры в форме командных соревнований (поединок, бой, эстафета...), построенных по сюжетам извест­ных игр: КВН, «Брейн-ринг», «Счастливый случай», «Звездный час» и других, должен быть обеспечен контроль за ее результа­тами со стороны всего коллектива или выбранных лиц. Учет должен быть открытым, ясным и справедливым.

5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру сни­жает интерес детей к этой игре.

6. Если на уроке проводится несколько игр, то легкие и бо­лее трудные по математическому содержанию должны чередо­ваться.

7. Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию ма­тематического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.

8. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определенную меру. Превышение ее может при­вести к тому, что дети во всем будут видеть только игру.

9. В процессе игры учащиеся должны математически гра­мотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть пра­вильной, четкой, краткой.

10. Игру нужно закончить на уроке, получить результат.
Только в этом случае она сыграет положительную роль.

Виды игр на уроках математики:


Деловая игра

В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. В рамках уроков применя­ются учебные деловые игры. Их отличительными свой­ствами являются:

- моделирование приближенных к реальной жизни ситуа­ций;

- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыдущего этапа влияет на ход следующего;

- наличие конфликтных ситуаций;

- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

- контроль игрового времени;

- элементы состязательности;

- правила системы оценок хода и результатов игры.

Возможный вариант структуры деловой игры на уроке математики может быть таким:

- знакомство с реальной ситуацией;

- построение ее имитационной модели;

- постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;

- создание игровой проблемной ситуации;

- вычисление необходимого для решения проблемы теоре­тического материала;

- разрешение проблемы;

- обсуждение и проверка полученных результатов;

- коррекция;

- реализация принятого решения;

- анализ итогов работы (рефлексия);

- оценка результатов работы.

Из опыта...

Некоторые примеры деловых (имитационных) игр

Дидактическая игра Тема урока
«Строитель» «Площади многоугольников»
«Конструктор» «Преобразование фигур на плоскости»
«Проектировщик» Решение задач с помощью движений (симметрия, параллельный перенос)
«Магазин» «Проценты», «Пропорция»
«Банкир» «Проценты»
«Почта» «Проценты»
«Путешествие» «Метод координат»

Ролевая игра

Тесным образом деловая игра связана с ролевой игрой. Спе­цифика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.

Уроки-ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:

1) имитационные, направленные на имитацию определенно­го профессионального действия;

2) ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;

3) условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т. д.

Формы проведения ролевых игр могут быть самыми раз­ными: это и воображаемые путешествия, и дискуссии на основе распределения ролей, и пресс-конференции, и уроки-суды и т. д.

Методика разработки и проведения ролевых игр состоит из этапов: подготовительного, игрового, заключительного и эта­па анализа результатов игры.

На подготовительном этапе рассматриваются организаци­онные вопросы: распределение ролей; выбор жюри или экс­пертной группы; формирование игровых групп; ознакомление с обязанностями.

Предваряющие: знакомство с темой, проблемой; ознакомле­ние с заданиями; сбор материала, анализ его; изготовление на­глядных пособий, консультации.

Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание пробле­мы; дискуссия в группе; выявление позиций; принятие решение. Межгрупповой аспект: заслушивание сообщений групп, оценка решения.

На заключительном этапе вырабатываются решения по про­блеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирает­ся наиболее удачное решение.

При анализе результатов ролевой игры определяется сте­пень активности участников, уровень знаний и умений, выраба­тываются рекомендации по совершенствованию игры.

Из опыта...

Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыков хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счету, так и к урокам вообще. Для того чтобы возбудить интерес к счету, можно применить в различных вариантах следующие ролевые игры:

- игра «Рыбалка»;

- круговые примеры;

- «Кто быстрее»;

- «Найди ошибку»;

- «Недописанный пример»;

- «Закодированный ответ»;

- «Математическое домино»;

- «Игра в снежки (мячик)»;

- «Собери картинку»;

- «Эстафета».

Например.

Кто быстрее

Дата: 2019-12-22, просмотров: 256.