Анализ научно-методической литературы по проблеме организации коллективной формы учебной деятельности на уроках математики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Коллективная учебная деятельность как самостоятельная организационная форма обучения стала предметом исследования ученых и педагогов, которые определили основные ее черты (М.Д. Виноградова, В.В. Котов, И.Б. Первин, И.М. Чередов [26, 13, 15, 34] и др.). Разрабатывая основные положения оптимизации учебного процесса, Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин [25, 28] и др. также уделяли большое внимание коллективному подходу к организации учебно-познавательной деятельности. Исключительно важную роль коллективным формам организации учебной работы, их видам, параметрам организационной структуры учебного процесса отводит в своем исследовании Р.А. Утеева [29].

Попытки определить понятие «форма деятельности учащихся на уроке» можно найти во многих работах. Среди которых наибольший интерес представляют исследования И.М. Чередова, В.К. Дьяченко и М.И. Зайкина [34, 9, 10].

И.М. Чередов, используя толкование слова «форма» как конструкция чего-нибудь, дает такое определение: «форма учебной работы – это конструкция отрезка процесса обучения, характеризующейся особыми способами управления, организации и сотрудничества учащихся в учебной деятельности» [35, с. 12].

М.И. Зайкин «улучшил» определение И.М. Чередова, так как придал сочетанию слов «конструкция учебного процесса» смысл и более подробно расшифровал его. Под общей формой организации учебной работы он понимает: «... конструкцию учебного процесса, характеризующейся особыми способами организации школьников (группировки обучаемых), взаимодействия учащихся друг с другом (учебного сотрудничества) и взаимодействия учителя с учениками (учебного руководства)» [10].

По дидактической концепции, разработанной под руководством педагога В.К. Дьяченко, обучение - есть общение, в процессе которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности. Он считает, что самым важным в учебно-воспитательном процессе необходимо считать два фактора – коллективизм и самостоятельность [9]. Далее, рассматривая четыре структуры общения, автор выделяет четыре формы организации учебной работы:

1) опосредованное общение – один человек без непосредственного контакта с другим - индивидуально-обособленная форма учебной работы;

2) общение в паре – два человека контактируют друг с другом (монолог, диалог) – индивидуальная форма учебной работы;

3) групповое общение – более двух человек (одного говорящего слушает группа) – групповая (общеклассная или фронтальная), бригадная, звеньевая форма учебной работы;

4) общение в динамических парах – диалогические сочетания – коллективная форма организации учебной работы [8, с. 73-74].

Выделение автором четырех структур общения не вызывает ни каких возражений. Однако, не совсем ясно, почему общение в паре – индивидуальная форма, а общение в динамических парах – коллективная? Кроме того, определение структуры группового общения (более двух человек) не позволяет разграничить фронтальную, коллективную и групповую формы учебной работы, так как все они, согласно данному выше определению, относятся к этой структуре общения.

Можно согласиться с тем, что общение в динамических парах есть один из видов коллективной формы учебной деятельности учащихся.

От организации работы на уроке зависит взаимосвязь между деятельностью учителя, ученика, классного коллектива. Сотрудничество, взаимодействие с другим человеком – это единственный способ освоения, присвоения культуры. Но культура многоуровневая, разнородна. И столь же разнородны формы сотрудничества, погружаясь в которые учащийся осваивает различные слои культуры. Наиболее точно отношение культурного содержания и формы сотрудничества сформулировал Л.С. Выготский: «Новый тип обобщения требует нового типа общения» [3].

Каким же должно быть учебное сотрудничество учителя с классом, готовящее ребенка к активной позиции учащегося, то есть учащего самого себя с помощью взрослого и сверстников.

Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов считают, что все формы школьных взаимоотношений должны носить общий характер и регулировать не только отношения «ребенок–взрослый», но и отношения «ребенок–ребенок». При этом нормосообразное поведение эффективнее складывается не в целом классе, а в малых группах, являющихся для ребенка одновременно и группами эмоциональной поддержки [36, 7].

Сотрудничество учащихся друг с другом является основой для организации коллективной формы обучения.

Большинство авторов видят главную цель вовлечения обучаемых в коллективную учебную деятельность в развитии у них творческих способностей, формировании коллективистских качеств. При этом они разрабатывают соответствующую методику организации коллективной учебной работы детей.

Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблеме организации учебной деятельности учащихся при обучении математике и использованию в обучении коллективных форм организации учебной работы, позволяет констатировать, что в настоящее время:

- определена сущность коллективной деятельности при обучении математике;

- авторы рассматривают основные характеристики коллективной учебной работы;

- разработаны теоретические основы коллективной деятельности учащихся при обучении математике, выявлены ее основные признаки, приемы;

- раскрыты методические аспекты использования коллективной формы учебной деятельности учащихся в процессе обучения математике в средней школе.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 239.