Анкета оценки безопасности информационной продукции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия) с точки зрения морально-нравственного развития детей и подростков

 

Содействует ли информационная продукция Содей-ствует Отчасти Нет
ориентации в системе моральных норм и ценностей      
пониманию конвенционального характера морали      
инициированию положительной оценке «героя» при следовании им в поведении моральным нормам, отрицательной оценке при их нарушении      
выбывает ли сопереживание «герою» в форме гордос-ти за его поведение при выполнении моральной нор-мы и переживанию стыда ивины при их нарушении      

 

2. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия) с точки зрения развития мировосприятия детей и подростков и их психо-логического благополучия, формирования у детей и подростков позитивной картины мира и базисных представлений об окружающем мире и человеке.

Способствует ли информационная продукция развитию мировосприя-тия детей и подростков и их психологического благополучия, формирования у детей и подростков позитивной картины мира и базисных представлений об окружающем мире и человеке?

 

Содействует ли информационная продукция позитивному представлению об окружающем мире и обществе как: Содействует Отчасти Нет
дружелюбном и принимающем, где преобладают силы добра и зло не всесильно      
имеющим авторитетных носителей четкой нравственной позиции, исключающем романтизацию пороков      
обществе, в котором отношения между людьми опираются на справедливые принципы, когда, в конечном счете, каждый получает то, что заслуживает      
о том, где при всех различиях люди достойны уважения и доверия:      
о том, где взаимоотношения в семье и строятся на основе любви, привязанности, верности, взаимопомощи, реальной и психологической поддержке      
о том, где человек предстает как самостоя-тельный активный деятель, способный на значительные дела и управление своей жизнью, а не бессильный хронический неудачник      
о том, где присутствуют установки на оптимистичное представление о будущем      

 

 

3. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия)
с точки зрения развития системы семейных ценностей;

 

Роль в жизни героя Отноше-ние

Содержание (какие ценности обсуждаются).

Отношение Роль в жизни героя Удовлетво-воорен-ность, успех/разо-чарование Одобрение/ порицание Социально ориентиро-ванные ценности Индивидуа-листичес-кие ценнос-ти Одобрение /порицание Удовлетво-ренность, успех/разо-чарование     Взаимо-выручка (поддержка) Материаль-ное обога-щение, потреби- тельство         Забота Закон силы         Уважение образован-ности, учения Гедонизм         Уважение к родителям, старшим Превосход-ст во         Уважение к интересам, чувствам близких Пренебре-жение инте-ресами, чувствами других         Верность, преданность Иждивен чество         Неприятие антисоци-альных поступков Вседозво-ленность    

Индекс безопасности : ИБ = £ (одобрение СЦ + положительные последствия) +

£ ( порицание ИЦ + разочарование)

Индекс угрозы: ИУ = £ (одобрение ИЦ + положительные последе г вин) -

£ (порицание СЦ + разочарование)

 

 

4. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия) с точ-ки зрения развития системы социальных отношений детей и подростков

 

Содержит ли информационный контент Содержит Отчасти Не содер-жит
адекватное отражение образа взрослого и сверст-ника (как источника развития, партнера по взаи-модействию, фигуры социальной оценки и др. в соответствии с возрастными задачами развития и ситуацией взаимодействия)      
наличие установки доверия, терпимости, уваже-ния в межличностных и межгрупповых отноше-ниях, демонстрация возможностей и преиму-ществ сотрудничающего, партнерского типа отношений      
стимулирование коммуникативной компетент-ности ребенка, включая мотивационный и опера-ционно-технический компоненты общения: демонстрация преимуществ совместной деятель-ности, отражение достоинств и ограничений отдельных стратегий решения конфликтов (сотрудничества, компромисса, избегания, ухода, соперничества и др.), расширение представлений о способах и средствах коммуникации (вербаль-ные и невербальные средства коммуникации, адекватное отражение отдельных элементов коммуникационного акта и др.)      
представление спектра оптимальных способов поведения в конфликтных и сотрудничающих ситуациях, в ситуациях взаимодействия с разны-ми людьми, учет индивидуально-личностных и ситуативных особенностей при взаимодействии      
отражение активной позиция ребенка в контексте социального взаимодействия (ребенок выражает активность в контакте, инициативность, прояв-ляет компетентность в общении, веру в собствен-ные силы, демонстрирует ощущение безопаснос-ти во взаимодействии, умеет выражать и отста-ивать свою позицию)      
уважение источника информации к реципиенту, возможность учета его мнения, уважение личностного достоинства и права на выбор реципиента информации      

 

 

Данные критерии оценки могут быть конкретизированы в более детализированном представлении:

 

Содержит ли информационный контент Содержит адекватный образ другого в межличност-ных отноше-ниях Отчасти Содержит неадекватный образ другого в межличност-ных отноше-ниях
адекватное отражение образа взрос-лого в информационном контенте
взрослый предстает как образец поведе-ния/ предстает как образец неадекватного поведения
взрослый представляет образец знания о мире, объектах, способах их использо-вания/ представляет неадекватный обра-зец, не умеет донести функциональный смысл предмета/ объекта/ события
взрослый выступает как помощник, спо-собный контролировать, оценивать и кор-ректировать деятельность ребенка/ как беспомощный, человек, не регулирую-щий деятельность
взрослый представляет образец зрелой личности и демонстрирует черты соци-альной компетентности, открытости к контакту, желание прийти на помощь/ образ взрослого искажен
взрослый предстает как носитель адекват-ного тендерного образца/гендерный обра-зец искажен
адекватное отражение образа сверст-ника в информационном контенте
сверстник предстает как партнер по взаи-модействию/ партнерские отношения отсутствуют или искажены
показано деловое сотрудничество со сверстниками/ сотрудничающие отношения не представлены, искажены
показана поддержка, взаимовыручка, поддержка в дружеских отношениях (в соответствии с возрастными особен-ностями ребенка)/ образ дружеских отношений искажен
сверстник представлен как партнер по соревнованию ( как участник общего действия для достижения более высоких целей)/ соревнование представлено как самоцель взаимодействия между сверст-никами
образ сверстника (ребенка) представлен в соответствии с возрастными особен-ностями/ присутствует инфантилизация, искажение способностей и возможностей ребенка определенного возраста, акцен-тирование внимание на несоответствую-щих возрастным особенностям качествах и способах поведения
адекватное отражение общей страте-гии взаимодействия
наличие установки доверия, терпимости, уважения в межличностных и межгруп-повых отношениях, демонстрация воз-можностей и преимуществ сотрудничаю-щего, партнерского тина отношений/ отсутствие, искажение установки доверия, терпимости и пр.
представление спектра оптимальных способов поведения в конфликтных и сотрудничающих ситуациях, в ситуациях взаимодействия с разными людьми, учет индивидуально-личностных и ситуатив-ных особенностей при взаимодействии/ отсутствие, искажение способов поведе-ния в конфликтных ситуациях
демонстрация преимуществ совместной деятельности/ неадекватное представле-ние о совместной деятельности

 

Присутствует ли в контенте:

 

Да Отчасти Нет
уважение источника информации к реципиенту, воз-можность учета его мнения, уважение личностного достоинства и права на выбор реципиента информации      
осуществляется прямое, жесткое воздействие, принуждение к действию со стороны ведущего      

 

5. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия)
с точки зрения влияния на когнитивное развития детей и подростков;

 

Аспекты Варианты ответа обведите Комментарии
1.Какого возраста больинство детей в фильме (или - главные герои) A) до 3 лет Б) от 3 до 7 лет B) от 7 до 11 лет Г) от 12 до 18 лет  
2. На какой возраст зрителей рас-считан, с Вашей точки зрения, фильм (т.н. рекомендованный возраст) A) с 3 лет и старше Б) с 7 лет и старше B) с 12 лет и старше  
3. Общее впечатление о когни-тивной информационной безо-пасности фильма А) безопасная Б) сомневаюсь В) есть угроза безопасности  
4. Абсолютно всё знаниево-поня-тийное содержание фильма соот-ветствует возрастным особеннос-тям рекомендованного зрителя A) да Б) сомневаюсь B) нет (привести примеры)  
5. Абсолютно все операции мыш-ления (умственные операции, умозаключения) основных героев фильма соответствуют возраст-ным особенностям зрителя A) да Б) сомневаюсь B) нет (привести примеры)  
6. Абсолютно все перцептивные и сенсорные операции (перцептив-ные и сенсорные действия, опера-ции восприятия и ощущения), предполагаемые содержанием фильма, соответствуют возраст-ным особенностям зрителя A) да Б) сомневаюсь B) нет (привести примеры)  
7.В фильме нет т.н. двойных посланий, когда перцептивное (наглядное) содержания дейст-вий главных героев фильма расходятся с понятийным (речевым) их поведением   А) да-нет Б) сомневаюсь В) есть расхождения – привести примеры  
8.Фильм не перегружает внимание зрителя A) да-нет Б) сомневаюсь B) есть расхождения – привести примеры  
9.Фильм не перегружает памяти зрителя A) да-нет Б) сомневаюсь B) есть расхождения – привести примеры  
10.Фильм не перегружает воображение зрителя A) да-нет Б) сомневаюсь B) есть расхождения – привести примеры  
11. Фильм не перегружает мышления зрителя A) Не перегружает Б) сомневаюсь B) Перегружает - привести примеры  
12. Фильм не перегружает креативности зрителя A) Не перегружает Б) сомневаюсь B) Перегружает -привести примеры  
13. Нуждается ли ребенок – зри-тель в помощи и помощниках для понимания большей части содер-жания фильма A) да-привести примеры Б (сомневаюсь B) нет, не нуждается  
14. Нуждаются ли главные герои фильма в помощи и помощниках для того, чтобы справиться с труд-ностями, возникающими перед ними в сюжетах фильма. A) да -привести примеры Б (сомневаюсь B) нет, не нуждаются  
15. Кто помогает главным героям справиться с когнитивными проблемами из сюжета фильма A) друзья Б) более старшие персонажи B) сказочные помощники Г) мифические существа Д) никто    
16. Есть ли в фильме моменты, непонятные взрослым (вам как экспертам) A) да -привести примеры Б) сомневаюсь B) нет  
17. Способствует ли просмотр фильма когнитивному развитию зрителя А) да, способствует Б) не могу сказать В)затрудняет развития  
18. Должен ли взрослый смотреть этот фильм вместе с ребенком, чтобы помогать ребенку в случае запроса понимать события фильма A) да - привести примеры Б) сомневаюсь B) нет  
19. Должен ли взрослый смотреть этот фильм вместе с ребенком, чтобы помогать ребенку в случае запроса интерпретировать собы-тия фильма, выходя за пределы прямого смысла в косвенный, потаенный, мифический A) да - привести примеры Б) сомневаюсь B) нет  
20. В целом фильм с точки зрения эксперта когнитивно – информа-ционной безопасности А) простой Б) не знаю В) сложный  
21. В целом фильм с точки зрения эксперта информационно-когни-тивной безопасности А) безопасен Б) не знаю В) угрожает безопасности  
22. Резюмируя, укажем аспекты когнитивно - информационной безопасности фильма 1) 2) 3) 4)  
23. Резюмируя, укажем аспекты уероз когнитивно – информаци-онной безопасности фильма 1) 2) 3) 4)  
24. Что еще вы хотите сказать о когнитивных аспектах      

6. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия) с точки зрения развития творческих способностей детей и подростков.

Способствует ли информационная продукция в целом:

 

Да Отчасти Нет
повышению любознательности, развитию исследователь-ской позиции; широкой, глобальной системы интересов, поиску решений проблем «открытого типа» и решению проблем на «стыке» разных типов знаний      
становлению внутренней мотивации деятельности, рожде-нию новых творческих замыслов, способствует ли в целом «развитию деятельности по инициативе самого ребенка», раскрывая творческий потенциал личности      
обогащению жизненной среды, мотивированию, направ-ленному на овладение реальными видами деятельности; вовлечению в инновационные способы познания окружа-ющего мира, формы самообучения, формы личностного общения со взрослыми и сверстниками на основе позна-ния и деятельности      
формированию автономии, саморегуляции и инициатив-ности в познавательной деятельности, ориентации на метакогниции, управление собственными познаватель-ными ресурсами. овладение основами познавательного менеджмента и самоорганизации: планированием, систе-матизированием, оцениванием получаемых знаний      
развитию успешных стратегий личностного роста, разви-тию способностей к творческому личностному и профес-сиональному самоопределению в естественно-научной и гуманитарной областях человеческого познания и деятельности      

 

 

7. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия) с точки зрения формирования толерантности личности, толерантности установок сознания и поведения.

Способствует ли информационная продукция разжиганию межэтнической и межнациональной розни, а именно:

А. Содержит ли информационная продукция примеры/образцы поведения/модели, содержащие:

  Содержит Отчасти Не содержит
уничижительный или отчуждающий язык, нега-тивный стереотипы, насмешки, предубеждения в отношении этнической или культурной группы      
поиск «коша отпущения» в лице иной культурной или этнической группы      
дискриминация по причине этнического, расового происхождения, мировоззрения или иных соци-альных факторов, либо остракизм (бойкот)      
преследование (преднамеренные действия, направленные на устрашение или унижение других, вытеснение группы или человека из сообщества)      
осквернение культурных и религиозных симво-лов, предметов, зданий с целью дискредитации и осмеяния верований и идентичности другой группы      
сегрегацию (установление принудительных ограничений для определенной группы по признаку расы, религии или пола): подавление и лишение человека его прав: физическое или моральное, изгнание из мест проживания, убийство      
иные проявления расизма, ксенофобии, агрессивного национализма, религиозного фанатизма, тоталитаризма.      
сексизм (политику обесценивания или исклюю-чения женщин из полноценной жизни общества в силу признания изначального превосходства мужчин)      
ингрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы, приписывание позитивных черт своей группе и негативное межличностное восприятие «чужой» аутогруппе)      
примеры искажения каузальной атрибуции неаде-кватного объяснения причин поведения партнера, принадлежащего к иной социальной (этнической или культурной) группе с приписыванием «злой воли», негативных личностных черт      
образцы низкой компетентности в сфере разре-шения конфликтных ситуаций, демонстрацию предпочтения неконструктивных стратегий разрешения конфликтов, таких как доминирова-ние. уступчивость, избегание решения проблем демократическим путем      

 

Б. Обеспечивает ли информационная продукция

  Да Отчасти Нет
обеспечивает ли информационная продукция презента-цию образцов эффективного межкультурного и меж-конфессионального диалога; навыков межкультурного взаимопонимания и взаимодействия
способствует ли информационная продукция популяри-зации позитивных образов и действий национальнос-тей, снятию негативных стереотипов и успешных меж-национальных взаимодействий
подается ли этническое и культурное разнообразие как норма жизни человека в современном обществе

 

8. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия) с точки зрения рисков развития и закрепления девиантного поведения и агрессивного поведения у детей и подростков;

Агрессивное поведение.

Содержит ли информационная продукция примеры/образцы поведения/ модели, содержащие:

 

  Да Отчасти Нет
проявления физической агрессии, физического насилия
проявления вербальной агрессии (уничижения, оскорбления, навешивание ярлыков, негативные прямые оценки личности)
эмоционального отвержения (демонстрация холодности, пренебрежения, отвращения, неприязни)
представляется ли насилие и жестокость правомерным и эффективным средством решения проблем
презентируется ли насилие и жестокость как естественный атрибут обычной жизни, непременное условие существова-ния человека
представляется ли агрессивное поведение как «престижное», как показатель «крутизны» личности, ее признания, высокого социального статуса, как маркер мужественности
содержит ли информационная продукция материалы, в кото-рых представлены натуралистические подробности, детали насильственных действий и жестокого поведения
провоцирует ли информационная продукция поиск винов-ника/ «козла отпущения» и расправы над ним как средство решения проблемы и достижения благополучия

 

9. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия) с точки зрения развития личности, Я-концепции, развития идентичности детей и подростков;

Способствует ли информационная продукция:

 

  Да Отчасти Нет
развитию личности детей и подростков
возможностям проявления собственной личности
расширению мотивационной, познавательной сферы, сферы межличностного общения

 

Критерии оценки информационной безопасности с точки зрения развития личности, Я -концепции, развития идентичности детей и подростков могут быть конкретизированы в следующие:

Гражданская идентичность.

Способствует ли информационная продукция:

  Да Отчасти Нет
искажению адекватного представления о территории и границах России, ее географических особенностях
искажению смысла и значения основных исторических событий развития государственности и общества России
формированию уничижительного, пренебрежительного отношения к своей стране, ее культурным и историческим памятникам дискредитирует достижения истории и культуры России
дезориентации в правовом пространстве государственно-общественных отношений, основных правах и обязанностях гражданина
формированию уничижительного, пренебрежительного отношения к своей стране, ее культурным и историческим памятникам, дискредитирует достижения истории и культуры России
формированию неверного представления о государственной организации России, о государственной символике (герб, флаг, гимн) и государственных праздниках
развитию гражданской активности ребенка сообразно воз-растному статусу и возможностям, в форме участия в общест-венной жизни, школьном самоуправлении в пределах воз-растных компетенции, в детских и молодежных обществен-ных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера: получает ли положительную оценку выполнение ребенком норм и требований школьной жизни. прав и обязанностей ученика
формирует потребительское отношение к природе, представ-ляет образцы хищнического отношения к природе как нормы жизни, игнорирует правила бережного охранительного отно-шения к природе
обесценивает значение жизни и здоровья человека, искажает представление о здоровом образе жизни и его значимости, пропагандирует формы экстремального поведения и дейст-вий, сопряженных с риском для здоровья и жизни человека

 

Развитие гендерной идентичности детей и подростков.

Содействует ли информационный продукт:

 

учету специфики тендерной социализации мальчиков и девочек на разных возрастных этапах Да Отчасти Нет
возникновению и укреплению эмоционально-положительного переживания у ребенка, в отождествлении (идентификации) себя со взрослыми (прежде всего родителями) того же биоло-гического пола, что и сам ребенок (нормативный вариант)
отражению позиции взрослых, как одобряющей направлен-ность ребенка в отождествлении (идентификации) себя со взрослыми (прежде всего родителями) того же пола, что и сам ребенок
интеграции на каждом возрастает этапе личности ребенка в сфере полоролевого развития
учету психологических механизмов и факторов формирова-ния тендерной (психосексуальной) идентичности в разные возрастные периоды
порицаются ли в информационных продуктах ошибки и/или небрежности иолоролевого воспитания
предоставлению ребенку в наличных социальных условиях и в условиях семьи системы психосексуальных ориентиров, стандартов половых ролей, соответствующих его полу и возрасту

 

10. Информационная безопасность (и оценка негативного воздействия)
с точки зрения возможного влияния на эмоциональное состояние ребенка
и подростка и его эмоционально-личностное развитие.

Эмоц.

Состоя ние

Дата: 2019-12-10, просмотров: 231.