Правовые критерии информационной безопасности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

детей и подростков[1]

 

К правовым критериям информационной безопасности детей и под-ростков относятся следующие:

1. Соблюдение установленных общепризнанными нормами международ-ного права (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации») запретов на публичный показ, в том числе на телеэкране, аудиовизуальных произведений:

1.1. представляющих насилие в качестве общераспространенной нормы поведения либо пропагандирующих насилие и жестокость, в том числе содержащих:

1) сцены сексуального насилия в отношении детей;

2) неоправданные подробности сцен садизма, чрезмерного насилия и жестокости, особенно в отношении детей и животных, сцены расчленения жертв, истязаний, уничтожения людей особо жестокими, изуверскими способами;

3) крупные продолжительные планы истерзанных людей и животных;

4) сцены насилия над трупами;

5) методы изготовления и применения оружия и приспособлений для пыток, занимающих основное время показа;

6) сцены, содержащие детализированные инструкции или поощрение к преступлению и насилию (Рекомендация № R (89)7 Комитета министров Совета Европы относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержа-ние, а также поощряющих прием наркотиков, Рекомендация № R (97)19 Комитета министров Совета Европы государствам-участникам о демонстра-ции насилия в электронных средствах массовой информации от 30.10.1997);

1.2. содержащих пропаганду торговли людьми, в том числе их экономической и сексуальной эксплуатации, занятия проституцией или его организации, получения дохода от занятия проституцией и иных админи-стративных правонарушений и преступлений, предусмотренных ст. 6.11, 6.12 КоАП РФ и ст. 1271, 1272, 240, 241, 2421УК РФ (см. п. 5 ст. 9 Протокола ООН о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.);

1.3. содержащих пропаганду торговли людьми, в том числе их экономической и сексуальной эксплуатации, занятия проституцией или его организации, получения дохода от занятия проституцией и иных админи-стративных правонарушений и преступлений, предусмотренных ст. 6.11, 6.12 КоАП РФ и ст. 1271, 1272, 240, 241, 2421УК РФ (см. п. 5 ст. 9 Протокола ООН о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.);

1.4. содержащих детализированные инструкции или поощрение к злоупотреблению наркотическими средствами или психотропными веществами либо их пропаганду (Рекомендация № R (89)7 Комитета министров Совета Европы, в российском законодательстве им корреспон-дируют ст. 4 Закона о СМИ, ч. 1 ст. 46 Федерального закона 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», далее – Закон о наркотических средствах, ст. 6.13 КоАП РФ);

1.4. содержащих сцены порнографического содержания, а именно - натуралистическую подробную фиксацию полового акта или иных действий сексуального характера, либо детализированную демонстрацию обнажен-ных гениталий в процессе сексуального контакта исключительно для воз-буждения сексуальных инстинктов зрителей вне какой-либо художест-венной или просветительской цели; самоцельное изображение групповых сексуальных действий (Рекомендация № R (89)7 Комитета министров Совета Европы, в российском законодательстве им корреспондируют статьи 4 Закона о СМИ, 242 УК РФ, Руководство по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, утв. приказом Федерального агентства по культуре и кинематографии от 15.03.2005 № 112);

1.5. злоупотребляющих изображением или голосом ребенка в эроти-ческих целях либо содержащих порнографические изображения или описа-ния несовершеннолетних (ст. 2421 УК РФ), а именно:

1) ребенка или реалистичного изображения образа ребенка, соверша-ющего реальные или смоделированные откровенно сексуальные действия;

2) лица, изображающего ребенка, участвующего в откровенно сексу-альных действиях;

3) половых органов ребенка в сексуальных целях (Рекомендация Rec (2001) 16 Комитета министров Совета Европы; Рекомендации № R (91)11 Комитета министров Совета Европы государствам-членам относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, проституции, торговли детьми и несовершеннолетними 1991 г.; ст. 9 Конвенции Совета Европы о преступлениях в сфере электронной информации 2001 г.; ст. 2 Факульта-тивного протокола к Конвенции ООН о правах ребенка, касающегося тор-говли детьми, детской проституции и детской порнографии; ст. 2421УК РФ).

2. Надлежащее исполнение мер по защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию федеральными органами исполнительной власти представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления в пределах возложенных на них полно-мочий, а также коммерческими и некоммерческими организациями, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации возложены отдельные полномочия по защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию;

3. Соответствие правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления нормам федеральных законов, регули-рующим правоотношения, связанные с защитой прав ребенка при обороте информационной продукции и обеспечением информационной безопасности несовершеннолетних в сферах культуры, образования, досуга, связи, информационных технологий, рекламы, средств массовой информации и массовых коммуникаций.

4. Исполнение норм указанных выше федеральных законов № 124-ФЗ, № 436-ФЗ и № 252-ФЗ, а также отраслевых законов, направленных на защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе пропагандирующей насилие и жесто-кость, порнографию, антиобщественное поведение:

4.1. законность оборота информационной продукции:

1) предназначенной для детей и юношества;

2) предназначенной для неопределенного круга лиц и распростра-няемой:

а) в доступное для детей время вещания (публичного показа, демонстрации) или

б) в доступных для посещения детьми общественных местах (в том числе при проведении публичных зрелищных мероприятий), либо в) в доступной для детей форме

в) информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования – Интернет и телефонной (мобильной) связи (далее – информационная продукция, доступная детям).

4.2. соблюдение установленных законодательством РФ требований к порядку и условиям оборота информационной продукции, предназначенной для детей или доступной детям, включая ее продажу, аренду, прокат, раздачу, публичный показ, трансляцию радио-, телепрограмм (вещание), публичную демонстрацию (в том числе посредством эфирного и кабельного вещания), размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая Интернет) и иные формы ознакомления с ней несовершеннолетних, в частности при осуществлении публичной демон-страции кино- и видеофильмов, размещении рекламы, распространении аудио- и аудиовизуальной продукции в сети проката, проведении публич-ных зрелищных мероприятий, библиотечном обслуживании несовершен-нолетних, реализации предназначенных для детей образовательных прог-рамм и методик, просветительских проектов, компьютеризации образова-тельных и иных учреждений для несовершеннолетних (Федеральный закон № 436-ФЗ);

4.3. соблюдение прав несовершеннолетних на защиту от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному или духовному развитию, при комплектовании открытых фондов школьных и детских библиотек, а также ассортимента детских отделов книжных магазинов (п. 1 ст. 2 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»; ст. 8, 12, 14 Федерального закона от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле»; письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреж-дений»);

4.4. соблюдение установленных законодательством РФ требований к содержанию аудиовизуальной информационной продукции, предназначен-ной для распространения среди разных возрастных групп несовершенно-летних, ее соответствия возрастной классификации (Руководство по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, утвержденное приказом Федерального агентства по культуре и кинематографии
от 15.03.2005 № 112; Положение о регистрации кино- и видеофильмов, утвержденное постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 28.04.1993 № 396 «О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации», далее – Положение о регистрации кино- и видеофильмов);

4.5. соблюдение порядка лицензирования деятельности по воспро-изведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей;

4.6. соблюдение порядка регистрации кино- и видеофильмов (художественных, документальных, научно-популярных, учебных, мульти-пликационных) российского, зарубежного и совместного производства;

4.7. соблюдение правил распространения специализированных эроти-ческих средств массовой информации, аудио-, видеопродукции, электрон-ной и компьютерной продукции эротического содержания;

4.8. соблюдение порядка публичной демонстрации и распространения аудиовизуальных произведений на любых видах носителей и их возрастной классификации;

4.9. соблюдение норм, направленных на защиту аудитории местного и кабельного теле- и радиовещания от продукции, наносящей вред здоровью и развитию несовершеннолетних, в том числе от произведений, пропаган-дирующих порнографию, насилие и жестокость;

4.10. соблюдение правил реализации и проката аудиовизуальных про-изведений и фонограмм на любых видах носителей;

4.11. соблюдение ограничений на разглашение в распространяемых сообщениях и материалах сведений, прямо или косвенно указывающих наличность несовершеннолетнего;

4.12. соблюдение ограничений доступа несовершеннолетних к инфор-мации, распространяемой посредством публичных театрально зрелищных и зрелищно-развлекательных мероприятий (включая театральные и театрали-зованные представления, эстрадные концерты, сценические шоу, выставки, а также прокат и публичный показ кино- и видеофильмов) (ст. 31 Основ законодательства о культуре, Федеральный закон № 436-ФЗ);

4.13. соблюдение требований возрастной классификации аудио-визуальных произведений при публичной демонстрации и (или) распро-странении посредством телевещания (Федеральный закон № 436-ФЗ);

4.14. соблюдение правил распространения радио- и телепрограмм эротического содержания – предотвращение незаконной трансляции по телевещанию выпусков специализированных телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала с 4 до 23 ч по местному времени (ст. 37 Закона о СМИ, ст. 13 Федерального закона № 436-ФЗ);

4.15. соблюдение установленных правил публичного показа на телеэкране кино- и видеофильмов российского, зарубежного или совмест-ного производства, подлежащих регистрации, включая наличие:

· государственной регистрации фильмов (осуществляется в соот-ветствии с Положением о регистрации кино-видеофильмов, утвержденном постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 28.04.1993
№ 396);

· прокатного удостоверения, выданного государственным регис-тром кино- и видеофильмов, с указанием его регистрационного номера, даты выдачи, возрастных ограничений и способов распространения фильма (Положение о регистрации кино- и видеофильмов и Правила оформления и выдачи прокатных удостоверений на кино- и видеофильмы, утв. постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 28.04.1993 № 396), за исключением: радио- и телепрограмм, распространяемых по кабель-ным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государ-ственного учреждения, учебного заведения или промышленного предпри-ятия либо имеющим не более десяти абонентов, а также средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов (ст. 12 Закона о СМИ);

4.16. соблюдение установленных запретов и ограничений при распро-странении периодических печатных изданий (ст. 4, 37, 41 Закона о СМИ, п. 1 ст. 14 Закона об основных гарантиях прав ребенка, ст. 16 Федерального закона № 436-ФЗ и соответствующие им нормы законодательства субъекта Российской Федерации), в частности:

4.17. соблюдение запрета на разглашение в распространяемых сообще-ниях и материалах без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя сведений, прямо или косвенно указывающих на личность несо-вершеннолетнего: совершившего преступления; подозреваемого в совершении преступления; совершившего административное правонарушение; совершив-шего антиобщественное действие; признанного потерпевшим (ч. 3, 4 ст. 41 Закона о СМИ);

4.18. соблюдение запрета на распространение информации о несовершен-нолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездейст-вия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего (п. 8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 436-ФЗ);

4.19. соблюдение ограничений в распространении продукции печатных средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера (ст. 37 Закона о СМИ, ст. 16 Федерального закона № 436-ФЗ), включая запреты на:

· распространение и продажу эротических печатных изданий вне специально предназначенных для этого помещений, расположение которых определено местной администрацией;

· продажу такой печатной продукции в незапечатанных прозрач-ных упаковках;

· продажу эротических изданий несовершеннолетним;

· привлечение несовершеннолетних к распространению эротичес-кой печатной продукции;

· ознакомление несовершеннолетних с указанной печатной продук-цией;

· незаконное размещение в журналах и газетах, предназначенных для детей и юношества, материалов и сообщений эротического характера, в том числе в виде:

- постоянных полос, страничек, рубрик, посвященных натуралисти-ческому описанию и изображению сексуальной жизни;

- натуралистических фото- и иных изображений обнаженных людей и (или) их половых органов;

- текстов статей, заметок, психологических тестов с натуралистическим описанием (изображением) сексуальной жизни, действий сексуального характера;

- объявлений фото- и иных конкурсов, предполагающих участие пол-ностью обнаженных девушек и юношей, в том числе несовершеннолетних;

- рекламы эротических изданий и эротических сайтов для взрослых;

- рекламы в сети мобильной связи услуг эротического характера (содержащей анимированные фотографии, картинки, открытки, иконки и т.д. с изображением обнаженных людей или животных в сексуальных позах или натуралистическим изображением их половых органов), предоставляя-ющих несовершеннолетним доступ к видеороликам и иной информации эротического и порнографического содержания (эротическим историям, эро-гаданиям, ай-фри эротонам и телефонным звонкам, содержащим эротичес-кие и непристойные звуки или выражения, а также услуги «ай-фри мобильное видео» и «ай-фри мобильные книги»);

- рекламы электронных и компьютерных игр, содержащих пропаганду насилия и жестокости, антиобщественного поведения, порнографию;

- иных материалов и сообщений, возбуждающих или эксплуати-рующих интерес несовершеннолетних к сексу, способствующих их вступ-лению в ранние половые связи и формированию у них других сексуальных отклонений.

4.20. Соблюдение ограничений на размещение в предназначенных для детей периодических и непериодических печатных изданиях, находящихся в открытых фондах детских и школьных библиотек, используемых в учебном процессе в образовательных учреждениях или реализуемых в отделах детской литературы книжных магазинов, информации (части 2, 3 статьи 5 Федерального закона № 436-ФЗ, ст. 31 Основ законодательства о культуре, п. 1 ст. 14 Закона об основных гарантиях прав ребенка, ст. 46 Закона о наркотических средствах):

· пропагандирующей насилие и жестокость, обосновывающей или оправдывающей допустимость насилия и жестокости, либо содержащей сведения инструктивного характера по осуществлению противоправных насильственных действий, жестокому обращению с людьми или живот-ными;

· пропагандирующей антиобщественное поведение, побуждающую детей к употреблению наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольной или спирто-содержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятию азартными играми, проституцией, бродяжничеством или попрошай-ничеством либо к иным противоправным действиям;

· провоцирующей детей на совершение действий, ставящих в опас-ность их жизнь и здоровье, в том числе на членовредительство, аборты и самоубийство;

· призывающей к совершению уголовно наказуемых деяний либо обосновывающей или оправдывающей их допустимость (пропагандирующую преступный образ жизни, содержащей подробные инструкции о способах подготовки, совершения и сокрытия преступлений или уклонения от уголовной ответственности и наказания);

· содержащей нецензурную брань или грубые выражения непри-стойного и оскорбительного характера;

· способной вызвать появление у детей устойчивых страхов, паники или внушающую им ужас (в том числе оккультно-мистического характера); 

4.21. соблюдение запрета производства и реализации периодических печатных изданий, не прошедших государственную регистрацию (ст. 8 Закона о СМИ), за исключением не требующих регистрации: 1) средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов; 2) периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров (ст. 12 Закона о СМИ);

4.22. соблюдение требования о распространения продукции зарубежного периодического печатного издания: а) зарегистрированного в РФ и имеющего место постоянного пребывания учредителя или редакции вне ее пределов;
б) финансируемого иностранными государствами, юридическими лицами или гражданами при наличии соответствующего разрешения, если порядок распро-странения не установлен межгосударственным договором, заключенным РФ;

4.23. соблюдение установленных правил и порядка публичной демонстрации кино- и видеофильмов в кинозалах, включая:

· соблюдение возрастных ограничений зрительской аудитории:

- с присвоением возрастной классификации аудиовизуальным произве-дениям;

- с внесением сведений о возрастных ограничениях в прокатные удосто-верения;

- с заблаговременным информированием зрителей о возрастных ограни-чениях;

- с соблюдением возрастных ограничений зрительской аудитории и порядка публичной демонстрации кино- и видеофильмов на территории региона, установленных органом исполнительной власти субъекта Федерации;

4.28. соблюдение законности при размещении рекламы, включая соблю-дение:

· запрета распространения ненадлежащей рекламы, размеще-ние которой запрещено законодательством и может причинить вред здоровью и развитию детей, в том числе:

- побуждающей к совершению противоправных действий (п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе);

- призывающей к насилию и жестокости (п. 2 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе);

- формирующей негативное отношение к несовершеннолетним лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждающей таких лиц (п. 4 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе);

- содержащей демонстрацию процессов курения и потребления алко-гольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе (п. 5 ст. 5 Закона о рекламе);

- использующей бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения (ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе);

- товаров, реклама которых не допускается, включая рекламу наркоти-ческих средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ст. 7 Закона о рекламе, ст. 46 Закона о наркотических средствах);

- аудиовизуальных произведений, содержащей сведения, не соответст-вующие их возрастной классификации (ч. 8 ст. 5 Закона о рекламе);

- в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях (ч. 10 ст. 5 Закона о рекламе).

· ограничений для рекламы, размещаемой:

- в детских и образовательных телепередачах (ч. 7 ст. 14 Закона
о рекламе);

- в детских и образовательных радиопрограммах и радиопередачах (ч. 6 ст. 15 Закона о рекламе);

· требований, направленных на защиту несовершеннолетних о зло-употреблений их доверием и недостатком опыта, в том числе о недопущении рекламы (ст. 6 Закона о рекламе):

- дискредитирующей родителей и воспитателей, подрывающей доверие к ним у несовершеннолетних;

- побуждающей несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

- создающей у несовершеннолетних искаженное представление о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;

- создающей у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;

 

- формирующей комплекс неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

- показывающей несовершеннолетних в опасных ситуациях;

- преуменьшающей уровень необходимых для использования рекла-мируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;

- формирующей у несовершеннолетних комплекс неполноценности, связанный с их внешней непривлекательностью;

· ограничений, установленных для рекламы алкогольной продук-ции (ст. 21 Закона о рекламе), в том числе запретов на:

- обращение ее к несовершеннолетним;

- использование в ней образов несовершеннолетних;

- размещение такой рекламы:

1) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

3) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видео обслуживании;

4) на всех видах транспортных средств общего пользования;

5) с использованием технических средств стабильного территори-ального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и распола-гаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

6) размещение рекламы в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

7) размещение рекламы в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе, чем сто метров от таких сооружений;

· ограничений, установленных для рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ст. 22 Закона о рекламе), в том числе запретов на:

- обращение ее к несовершеннолетним;

- использование в ней образов несовершеннолетних, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации);

 

 

- размещение такой рекламы:

1) в телепрограммах с 7 до 22 ч. местного времени и в радио-программах с 9 до 24 ч. местного времени;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, радио- и телепередачах, аудио- и видеопродукции;

3) при кино- и видео обслуживании с 7 до 20 ч. местного времени;

4) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

5) в средствах массовой информации, зарегистрированных в качестве специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья;

- размещение в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

- размещение в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооруже-ниях и на расстоянии ближе, чем сто метров от таких сооружений.

· ограничений, установленных для рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей (ст. 23 Закона о рекламе), в том числе запрета рекламы:

- обращающейся к несовершеннолетним;

- использующей образы несовершеннолетних, в том числе выпол-ненные с помощью мультипликации (анимации);

- размещаемой:

1) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видео обслуживании;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

3) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

4) с использованием технических средств стабильного территори-ального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и распола-гаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их (п. 4 ч. 2 ст. 23 Закона о рекламе);

5) на всех видах транспортных средств общего пользования;

6) размещение рекламы:

- в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных учреждениях,

- военных организациях,

-театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

7) размещение рекламы в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе, чем сто метров от таких сооружений;

· ограничений, установленных для рекламы лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и меди-цинских услуг (включая методы лечения), в том числе запрета на:

- размещение рекламы, обращающейся к несовершеннолетним (ст. 24 Закона о рекламе);

- распространение в средствах массовой информации рекламы целителей, экстрасенсов и других лиц, объявляющих себя специалистами по лечению методами народной медицины и другими традиционными мето-дами и не имеющих соответствующих разрешений (ст. 56, 57 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан; Указ Президента РФ от 17.02.1995 № 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы»;

· ограничений, установленных для рекламы основанных на риске игр, пари (ст. 27 Закона о рекламе; см. также письмо Федеральной антимонопольной службы «О рекламе азартных игр и игорных заведений»), в том числе запрета рекламы:

- обращающейся к несовершеннолетним;

- размещаемой:

1) в теле- и радиопрограммах с 7 до 22 ч. местного времени;

2) в зданиях, строениях, сооружениях, в которых не проводятся такие игры, пари, а также на объектах транспортной инфраструктуры (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других подобных объектов;

3) в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых не содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в периодических печатных изданиях, предназначенных для работников игорных заведений и (или) лиц, участвующих в таких играх, пари;

· запретов и ограничений, установленных для рекламы в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ст. 46 Закона о наркотических средствах; ст. 6.13 КоАП РФ), в том числе:

 

- запрета пропаганды в рекламе каких-либо преимуществ использо-вания отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а равно пропаганда использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на состояние его психического или физического здоровья;

- запрета размещения рекламы наркотических средств и психотропных веществ (за исключением наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, осуществляемой исключительно в специализи-рованных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевти-ческих работников, – ст. 46 Закона о наркотических средствах и психо-тропных веществах) на любых видах носителей (включая сувенирную продукцию, канцелярские и иные товары, предназначенные для детей и юношества).

4.29. законности распространения информационной продукции посред-ством игр и игрушек, игровых автоматов, включая соблюдение:

· установленных федеральным и региональным законодательством норм и правил для оборота игр и игрушек, реализуемых через сеть розничной торговли, пункты проката, предоставляемых несовершенно-летним для пользования в образовательных, досуговых и развлекательных учреждениях, оказывающих услуги доступа к сети Интернет (включая Интернет-кафе и Интернет-клубы) игровых программ, электронных и компьютерных игр:

- на электронных (цифровых) носителях (CD и DVD-дисках);

- на специальных игровых консолях (игровых приставках);

- для мобильных телефонов и смартфонов; 27

- многопользовательские On-lain игры, распространяемые в сети Интернет;

· установленных законом ограничений осуществления деятель-ности по организации и проведению азартных игр;

· требования о применении средств контентной фильтрации, иные аппаратно-программные, технико-технологические устройства в целях исключения доступа учащихся образовательных учреждений к ресурсам сетиИнтернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами обра-зования и воспитания:

- образовательными учреждениями, реализующими общеобразова-тельные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- иными организациями, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы, использующими Интернет для обучения и организации досуга несовершеннолетних и предоставляющими им услуги доступа к сети Интернет.

· требований п. 3 ст. 14 Закона об основных гарантиях прав ребенка о проведении в целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, экспертизы (социальной, психологической, педагогической, санитарной) предназначенных для детей:

- настольных, компьютерных и иных игр;

- игрушек:

1) отечественных игрушек, подготовленных к серийному выпуску,

2) отечественных игрушек в случае внесения изменений в технологию их производства,

3) импортных игрушек до заключения договоров на их поставку);

- игровых сооружений.

· правил безопасности оборота игр и игрушек с учетом сложив-шейся в экспертной практике и закрепленных в законодательстве субъектов Федерации критериев их безопасности для нравственного, психического здоровья и нормального развития детей следует выявить факты изготов-ления и распространения среди несовершеннолетних игр и игрушек:

- провоцирующих ребенка на агрессивные действия;

- вызывающих у него проявление жестокости по отношению к персо-нажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;

- провоцирующих игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

- вызывающих преждевременный и нездоровый интерес к сексуальным проблемам, не соответствующий возрастным потребностям ребенка;

- провоцирующих ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

 

 

3. Основные направления негативного воздействия
на личностное, когнитивное развитие детей и подростков,
их эмоциональное и психологическое благополучие

Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ информационная безопасность детей определена как «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физи-ческому, психическому, духовному, нравственному развитию» (Феде-ральный закон.., 2010).

В разделе 2 настоящей Концепции было уточнено и операциона-лизировано понятие «психического, духовного, нравственного развития» ребенка. Это позволило обосновать понятие информационной безопасности детей как защищенности ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции на здоровье и психическое, духовное, нрав-ственное развитие, как создание условий информационной среды для позитивной социализации и индивидуализации личности, оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития, сохранения соматического, психического и психологического здоровья и благополучия, формирования позитивного мировосприятия.

Таким образом, информационная безопасность может обсуждаться в двух аспектах – не только как защита ребенка от вреда, который может быть причинен информационным воздействием, но и в позитивном ключе – как требования к условиям психического и личностного развития ребенка.

Направления для оценки безопасности информационного контента и оценки негативного воздействия на личностное, когнитивное развитие детей и подростков, их эмоциональное состояние и психологическое благополучие детей и подростков включают:

· Информационная безопасность и оценка негативного воздействия в аспекте морально-нравственного развития детей и подростков; 

· Информационная и оценка негативного воздействия в аспекте развития мировосприятия детей и подростков и их психологического благополучия, формирования у детей и подростков позитивной картины мира и базисных представлений об окружающем мире и человеке;

· Информационная безопасность и оценка негативного воздействия в аспекте развития системы семейных ценностей;

· Информационная безопасность и оценка негативного воздействия в аспекте развития общения и системы социальных отношений детей и подростков;

· Информационная безопасность и оценка негативного воздействия в аспекте влияния на когнитивное развития детей и подростков;

· Информационная безопасность и оценка негативного воздействия в аспекте развития творческих способностей детей и подростков;

· Информационная безопасность и оценка негативного воздействия в аспекте формирования толерантности личности, толерантности установок сознания и поведения;

· Информационная безопасность и оценка негативного воздействия св аспекте развития личности, Я-концепции, развития идентичности детей и подростков;

· Информационная безопасность и оценка негативного воздействия в аспекте возможного влияния на эмоциональное состояние ребенка и подростка и его эмоционально-личностное развитие.

· Информационная безопасность и оценка негативного воздействия в аспекте рисков развития и закрепления девиантного и противоправного поведения, включая такие формы поведения как:

- агрессивное поведение и применение насилия, жестокости по отношению к людям и животным;

-совершение действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью ребенка, в том числе причинение вреда своему здоровью, самоубийства;

- употребление наркотических средств, психотропных и (или одурма-нивающих веществ, табачных изделий, алкогольной и спиртосодержащей продукции пива и напитков, изготавливаемых на их основе;

- участие в азартных играх;

- занятия проституцией;

- бродяжничество;

- попрошайничество;

- нетрадиционные и девиантные сексуальные отношения;

- противоправное поведение и (или) преступления.

 







Дата: 2019-12-10, просмотров: 215.