Интервью как инструмент собеседования и отбора персонала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Надежность результатов собеседования в значительной степени зависит от технологии его проведения и способа организации, и то и другое взаимосвязано с типами самого интервью, среди которых преимущественно можно выделить:

- структурированное (заранее подготовленный опросник с единой последовательностью вопросов и пунктов);

- неструктурированное;

- ситуационное (напоминающее технику тестирования);

- серийное (последовательное собеседование претендента с несколькими людьми);

- групповое (в виде деловой игры);

- стрессовое (провоцирующее);

- оценивающее (оценка исполнения обязанностей).

В структуре качеств удачливого хозяйственного лидера наряду с предприимчивостью все чаще приоритетные места при проведении исследований занимают мастерство проницательного интервьюирования и ведения переговоров.

Мотивация персонала

Задача HR-менеджера — сделать так, чтобы служащие выполняли положенную им работу. Чтобы делать это, менеджер должен быть способен мотивировать служащих, но это не так просто.

Мотивация — это, прежде всего, сложный психологический процесс.

Теория и практика мотивации — это трудные вопросы, знания о которых опираются сразу на несколько научных дисциплин. Несмотря на большое количество исследований в данной области, не все аспекты мотивации доступны и понятны.

Чтобы понимать мотивацию сотрудников, HR-менеджер должен понимать человеческую природу. Именно в этом и состоит проблема.

Человеческий характер может быть как очень прост, так одновременно и очень сложен. Понимание важности этого — предпосылка к эффективной мотивации служащего на рабочем месте, а, значит, и эффективное управление.

 

Понятие, определение и сущность
мотивации персонала

Мотивация– это побуждения, вызывающие активность человека и определяющие её направленность.

Мотивацией объясняется выбор между возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления, кроме того, ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов.

Принципиальная трудность в изучении мотивации состоит в том, что она напрямую не наблюдаема, тем самым, недоступна непосредственному познанию.

 

Психоаналитическое направление изучения мотивации личности

Родоначальником психоаналитического направления изучения мотивации является Зигмунд Фрейд, который показал её бессознательную, инстинктивную природу.

В этой теории ведущим является положение, согласно которому суть человеческой природы можно понять только через социальные отношения личности. При этом стремление к превосходству является основой мотивации человека, что вся деятельность личности направлена на преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства.

Считается, что сильное чувство неполноценности, или «комплекс неполноценности», может затруднить позитивный рост и развитие личности, а более умеренное чувство неполноценности может побудить человека к конструктивным усилиям и достижениям.

 

Агрессия и воля к власти – стремление к превосходству

По мнению ученых, стремление к совершенствованию, превосходству, являясь врожденным, составляет неотъемлемую часть мотивации поведения человека.

Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если стремление к превосходству включает общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, работу ради совершенствования качества жизни людей, оно развивается в конструктивном направлении.

Но если идет борьба за личное превосходство посредством господства над другими, то это результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса.

По сути, стремление к превосходству заложено в эволюционном процессе постоянного приспособления к окружающей среде.

Смысл данной теории заключается в том, что цель овладения окружающей средой более совершенным образом, заключенная в стремлении к совершенствованию, характеризует развитие человека.

Физиологическая и психологическая тревога

Согласно другой теории доминирующим в структуре личности являются не инстинкты агрессии и полового влечения, а бессознательное чувство тревоги и беспокойства.

При этом выделяются два вида тревоги – физиологическая и психологическая.

Физиологическая тревога связана с удовлетворением потребностей в пище и комфорте, а психологическая – с удовлетворением потребностей в любви, одобрении, управления другими, стремлении к власти, потребности в полной независимости.

В соответствии с выделенными потребностями были определены три типа отношений:

стремление к людям (уступчивый тип);

стремление против людей (агрессивный тип);

стремление от людей (устраненный тип).

 

Уступчивый тип личности

Уступчивый тип демонстрирует выраженную потребность в любви и одобрении, склонность переоценивать исходные моменты и интересы, сближение его с окружающими людьми, игнорируя их различия.

Для него характерно стремление избегать ссор, соперничества, склонность подчиняться другим, автоматически брать вину на себя.

 

Агрессивный тип личности

Агрессивный тип характеризуется доминирующей потребностью управлять окружающими людьми.

Это может быть как прямое проявление власти, основанное на соперничестве, так и косвенное манипулирование под видом сверхзаботливости или обязывания людей.

Он нуждается в ощущении превосходства, в успехе, престиже или другой форме признания.

Устраненный тип личности

Устраненный тип характеризует господствующая внутренняя потребность в установлении эмоциональной дистанции, отделяющей от других людей, в избегании вовлеченности в дела и заботы окружающих, чтобы реализовать, таким образом, потребность в самодостаточности и уединении.

С точки зрения науки управления персоналом, считается, что ведущие мотивации уступчивого и агрессивного типов направлены на позитивные цели: любовь, привязанность, близость и выживание, доминирование, успех. А устраненный тип преследует цели негативные: не быть ни чем связанным, ни в ком не нуждаться и не позволять другим оказывать на него влияние.

 


Дата: 2016-09-30, просмотров: 148.