Интересы— это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.
Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразными. Прежде всего они отличаются по своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, истории, литературе; интересы технические, конструкторские, научные, спортивные, музыкальные, общественные (к жизни общества) и др.
Кроме того, интересы делятся на виды в зависимости от качественных психологических характеристик, отображенных на схеме (они не нуждаются в развернутом объяснении).
Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), вызывающих интерес человека, характеризует объем интересов, указывающий обычно на духовное богатство и многосторонность развития личности. Однако из множества интересов должен быть выделен центральный, наиболее увлекающий личность, или ведущие интересы в отдельных видах ее деятельности: трудовой, учебной, научной, общественной и развлекательной (досуг).
Особенностями интересов являются:
— активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности;
— большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности; расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;
— своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.
Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего, для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходимых в деятельности личности.
Контрольные задания
Задание на размышление.
Ответьте на предложенные ниже вопросы.
1. Какие из приведенных ниже черт человека характеризуют его как индивида? Как личность? Как индивидуальность? Объясните свой ответ.
2. Могут ли черты индивида становиться чертами личности? Индивидуальности? Если да, то, при каких условиях?
3. Всегда ли можно считать человека с высокой самооценкой зазнайкой? Если нет, то, в каких случаях?
4. Как вы думаете, о каком личностном образовании идет речь в стихотворении В. Берестова?
Любил тебя без особых причин,
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш, за то, что растешь, за то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
5. Направленность личности определяют разные авторы по-разному: как «совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих направление и ее поведение» (Р.С. Немов), как «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций». (Краткий психологический словарь), в некоторых учебниках и словарях это свойство личности и вовсе не рассматривается. Сравните два приведенных определения: есть ли в них разница?
6. Сравните следующие определения личности:
1. «Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность». (Немов)
2. «Личностью, т.е. социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития», мы можем назвать «взрослого, нормального человека» (но не новорожденного и не умалишенного) – так сказано в учебнике «Общая психология», под ред. А.В. Петровского.
3. «Личность – термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и социальной деятельности или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Личность появляется только с возникновением сознания и самосознания». (Психологический словарь)
4. «Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения». (Краткий психологический словарь)
– Прочтите и другую литературу, где даются определения понятию личности, и, сравнив их с приводимыми выше, проанализировав заложенное в них научное содержание, ответьте на следующие вопросы:
– Можно ли подвести под определение личности, данное Немовым, любого индивида, в том числе умалишенного или новорожденного?
– Какие из определений вам представляются наиболее соответствующими тому пониманию личности, которое принято в отечественной психологии?
– Попытайтесь сформулировать свое определение (исходя их имеющихся в литературе) более лаконично и более точно.
– Чем отличается понятие «личность» от понятий «человек», «индивид» и «индивидуальность»? Или, по-вашему, они тождественны?
7. Решите такую задачу: «Пяти военнослужащим (или милиционерам или сотрудникам службы охраны – все равно) предложили, чтобы трое из них добровольно пошли на выполнение важного, но рискованного (даже, возможно, опасного) задания по обезвреживанию забаррикадированного в служебном помещении (офисе) вора, который мог быть вооружен. Изъявили желание только двое, а остальные не решились. Мотивы отказа были разные: один сказал: «Боюсь, у меня маленький ребенок», второй объяснил отказ тем, что дело это добровольное, и он просто не желает, а третий отмолчался. Между тем, первый из них неоднократно выполнял довольно опасные задания, когда был холостяком, а вторые двое никогда не проявляли особой активности в таких ситуациях».
– Ответьте: подходит ли поведение первого под определение, данное в «Кратком психологическом словаре»?
– А можно ли охарактеризовать поведение всех троих как проявление направленности одного, другого и третьего как личностей? Если да, то какова она у каждого из них? Отличается ли направленность личности двух добровольцев от направленности личности оставшихся троих?
Данная ситуация условная, но она моделирует одну из возможных реальностей.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 363.