Тема 1.9. Человек как личность и индивидуальность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 1.9. Человек как личность и индивидуальность

ПЛАН

1. Общее представление о личности

2. История исследований личности

3. Современные теории личности

4. Самосознание личности. «Я-концепция»

5. Механизмы психологической защиты личности

6. Формирование и развитие личности

 

Личность… то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Он утверждает ее и в повседневных делах и общениях, и в людях, которым он передает частицу себя, и на баррикадах классовых боев, и на полях сражений за Родину, порою сознательно утверждая её даже ценой своей физической жизни.

А. Н. Леонтьев

Общее представление о личности

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе.

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Понятие личность соотносится с такими понятиями какчеловек, индивид, индивидуальность.

Человек Совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям.
Индивид Характеризует конкретного человека и только ему присущие психологические и биологические свойства. Присуще и человеку, и животному. Является носителем врожденных свойств, и тех, которые приобретены в ходе эволюции.
Индивидуальность Подчеркивает неповторимое своеобразие человека, его отличия от других, их степень.

 

Соотношение объёмов понятий «человек», «личность», «индивид», и «индивидуальность».

 


Индивидами рождаются, а личностями становятся.

Структура личности

 
 

 

 


Способности воля мотивация характер

 

социальные установки

эмоции темперамент

 

История исследований личности

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. ЕЕ становление связано с такими именами ученых, как А. Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени и в истории исследований можно выделить три периода: философско-литературный, клинический, экспериментальный.

 

Философско-литературный Начался с работ древних мыслителей и продолжался до начала XIX века.
клинический В начале XIX века проблемами психологии заинтересовались врачи-психиатры, которые стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности.
экспериментальный В начале XX века изучением личности стали заниматься профессиональные психологи. Они попытались придать исследованиям экспериментальный характер. Важной задачей этого периода стала разработка надежных тестовых методов оценивания нормальной личности. В России эти исследования начал А. Ф. Лазурский, а за рубежом Г. Айзенк, Р. Кеттел.

 

 

Современные теории личности


Типы теорий личности

Психодинамические – описывают личность и объясняют ее поведение исходя из ее психологических или внутренних, субъективных характеристик.

Социодинамические - главная роль отводится внешней ситуации, не придается существенного значения внутренним свойствам личности.

Интеракционистские – основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

Экспериментальные – построены на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов.

Неэкспериментальные - авторы опираются на жизненные впечатления, не обращаясь к эксперименту.

Структурные – главная проблема, выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью, которых она должна описываться.

Динамические - основная тема – преобразование, изменение в развитии личности, т.е динамика.

Компоненты «Я - концепции»

1. Когнитивный– «образ Я» - характеризует содержание представлений человека о себе. В «образ Я» могут входить представления человека о своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальных ролях, интересах, качествах личности. Перечисление практически бесконечно, поскольку сюда может включаться, все, что значимо для человека.

2. Эмоционально- ценностное отношение к себе – отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности, проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке и уровне притязаний. Фундамент эмоционально-ценностного компонента составляет самоуважение, или чувство собственного достоинства, собственной ценности. Самоуважение – это вера в собственные силы, возможности.

Самооценка– оценка личностью себя в целом, и отдельных сторон личности, отношений с другими людьми.

3. Поведенческий - определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки. Выражается в уверенности, неуверенности в себе.

«Я – концепция» выражает:

       
 
   
 

 


реальное Я «Я – маска»

идеальное Я «Я – динамическое»

 

зеркальное Я

Список литературы

1. Р. С. Немов «Общие основы психологии», Москва, «Просвещение» 1995

2. Я. Л. Коломинский « Человек: Психология», Москва, « Просвещение» 1986

3. И. В. Дубровина «Психология», Москва 1999.

 

 

А.Г. Ковалев

Психика человека, мир его психических явлений не только производное его собственного развития, но и результат воздействия окружающего мира, общественных отношений. Богатство психики человека зависит от многообразия его связей с другими людьми, от активного отношения к жизни. В этом случае человек предстает как личность, как член общества.

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся, прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ.

Личность находится также в сфере политических отношений. От того, свободна ли она или угнетена, имеет политические права или нет, может реально избирать или быть избранной, обсуждать вопросы общественной жизни или быть исполнительницей воли господствующего класса, зависит психология личности.

Личность находится в сфере действия идеологических отношений. Идеология как система идей об обществе оказывает на нее огромное влияние, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.

На психологию личности вместе с тем влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит. В процессе взаимодействия и общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношении к обществу, труду, людям, собственным качествам. В то же время в группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенную роль.

Личность не только объект общественных отношении, но и их субъект, т .е. активное звено. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.

Личность существо активное и сознательное. Она может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить собственными интересами.

Человек — это общественное существо, неразрывно связанное с социальной средой, в которой оно живет и без которой не может существовать. Все необходимое человек получает от общества в результате своей целенаправленной деятельности, руководствуясь при этом определенными целями и задачами.

Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены, выражают все то, что требует у него своего удовлетворения. В них проявляются также и свойственные личности отношения, сложившиеся в процессе жизни и воспитания, т.е. характерное для нее отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в данной социальной среде, в частности.

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное.

Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность.

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.

Личность — это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно полезную деятельность и отличающийся своими, присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими особенностями.

Субъект. Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Индивидуальность — не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других — малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах и одновременно во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении каждой конкретной личности.

Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.

В личности выделяется, прежде всего, ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т.е. создает человека природа, а формирует его общество.

Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются:

1. Содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью.

Мировоззрение человека это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянии ее индивидуально- и социально-психологических качеств на поведение, действия и поступки.

Направленность личности

Каждый живой организм для того, чтобы жить, нуждается в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой. Человек, как и другие живые существа, также нуждается в них для своего существования и деятельности. Он должен иметь общение с внешним миром, пищу, индивида другого пола, книги, развлечения и т.д.

 

Задание на размышление.

Ответьте на предложенные ниже вопросы.

1. Какие из приведенных ниже черт человека характеризуют его как индивида? Как личность? Как индивидуальность? Объясните свой ответ.

2. Могут ли черты индивида становиться чертами личности? Индивидуальности? Если да, то, при каких условиях?

3. Всегда ли можно считать человека с высокой самооценкой зазнайкой? Если нет, то, в каких случаях?

4. Как вы думаете, о каком личностном образовании идет речь в стихотворении В. Берестова?

Любил тебя без особых причин,

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш, за то, что растешь, за то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

5. Направленность личности определяют разные авторы по-разному: как «совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих направление и ее поведение» (Р.С. Немов), как «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций». (Краткий психологический словарь), в некоторых учебниках и словарях это свойство личности и вовсе не рассматривается. Сравните два приведенных определения: есть ли в них разница?

6. Сравните следующие определения личности:

1. «Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность». (Немов)

2. «Личностью, т.е. социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития», мы можем назвать «взрослого, нормального человека» (но не новорожденного и не умалишенного) – так сказано в учебнике «Общая психология», под ред. А.В. Петровского.

3. «Личность – термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и социальной деятельности или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Личность появляется только с возникновением сознания и самосознания». (Психологический словарь)

4. «Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения». (Краткий психологический словарь)

– Прочтите и другую литературу, где даются определения понятию личности, и, сравнив их с приводимыми выше, проанализировав заложенное в них научное содержание, ответьте на следующие вопросы:

– Можно ли подвести под определение личности, данное Немовым, любого индивида, в том числе умалишенного или новорожденного?

– Какие из определений вам представляются наиболее соответствующими тому пониманию личности, которое принято в отечественной психологии?

– Попытайтесь сформулировать свое определение (исходя их имеющихся в литературе) более лаконично и более точно.

– Чем отличается понятие «личность» от понятий «человек», «индивид» и «индивидуальность»? Или, по-вашему, они тождественны?

7. Решите такую задачу: «Пяти военнослужащим (или милиционерам или сотрудникам службы охраны – все равно) предложили, чтобы трое из них добровольно пошли на выполнение важного, но рискованного (даже, возможно, опасного) задания по обезвреживанию забаррикадированного в служебном помещении (офисе) вора, который мог быть вооружен. Изъявили желание только двое, а остальные не решились. Мотивы отказа были разные: один сказал: «Боюсь, у меня маленький ребенок», второй объяснил отказ тем, что дело это добровольное, и он просто не желает, а третий отмолчался. Между тем, первый из них неоднократно выполнял довольно опасные задания, когда был холостяком, а вторые двое никогда не проявляли особой активности в таких ситуациях».

– Ответьте: подходит ли поведение первого под определение, данное в «Кратком психологическом словаре»?

– А можно ли охарактеризовать поведение всех троих как проявление направленности одного, другого и третьего как личностей? Если да, то какова она у каждого из них? Отличается ли направленность личности двух добровольцев от направленности личности оставшихся троих?

Данная ситуация условная, но она моделирует одну из возможных реальностей.

 

ПЛАН

1. Общее представление о личности.

2. Психологические теории личности.

3. Структура личности.

4. Формирование и развитие личности.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Опишите основные темы или вопросы, касающиеся поведе­ния человека, ответы на которые должна стремиться получить общая теория личности?

2. Думаете ли вы, что психология со временем откроет все, что можно узнать о природе людей?

3. По каким внешним проявлениям личности можно судить об уровне ее развития и общественной ценности?

4. Как соотносятся потребности и интересы с мотивами поведе­ния личности? Что еще может выступать в качестве побужде­ний к поступкам и деятельности?

5. Приведите из опыта своей жизни примеры переживания сво­ей сопричастности природе, миру.

6. Какое из трех основных направлений психологии XX в. — пси­хоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология — наи­более адекватно отвечает вашей точке зрения на личность и поведение человека? Почему?

 

Темы для рефератов

1. Сравнительный анализ различных определений личности.

2. Характеристика современных теорий личности.

3. Проблема личностного смысла в психологии.

4. Источники, факторы, условия и движущие силы развития личности.

 

Литература

1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследо­вания. — М., 1984.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрас­те. - М., 1968.

3. Братусъ Б. С. Психологические аспекты нравственного разви­тия личности. — М., 1987.

4. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. -М., 1982.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982.

6. Мерлин В. С. Личность как предмет психологического исследо­вания. —. Пермь, 1988.

7. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л., 1960.

8. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2. т. — М., 1989.

10. Столиц В. В. Самосознание личности. — М., 1984.

11. Теории личности в западно-европейской и американской психо­логии / Хрестоматия по психологии личности. — Самара, 1996.

12. ФельдштейнД. И. Психология развития личности в онтогене­зе. - М., 1989.

13. Хьелл Л., Зингер Д. Теории личности. - СПб., 1997.

14. Чудповский В. Э. Нравственная устойчивость личности школь­ника. - М., 1981.

 

Тема 1.9. Человек как личность и индивидуальность. Практическое занятие.

 

Личностью в психологии называется системное социально-психологическое качество человека, формирующееся и развивающееся у него в процессе жизни в обществе по мере освоения разных видов деятельности и общения. Личность существует в пространстве разнообразных характерных для общества отношений. Имея сознание, человек ориентируется в сложной системе взаимоотношений, вступает вo взаимодействия, осознает себя, сравнивая с другими, переживает ситуации успеха и неудач. Мотивационная

функция деятельности и общения реализуется в виде побуждений, влечений, желаний, направленности благодаря таким компонентам личности, как потребности, мотивы, интересы. Ориентировка в жизни, особенно в людях, в том числе в самом себе, в межличностных отношениях, возможна благодаря познавательным процессам и выявляется не только в понятиях, суждениях, представлениях и умозаключениях, но и в идеалах, самосознании, убеждениях, мировоззрении. Реализация поведения человека, программирование его деятельности и общения связаны с целеполаганием, способностями, установками и убеждениями. Регуляция и контроль деятельности, общения и отношений происходит не только благодаря темпераменту и характеру, но и притязаниям и самооценке личности.

В данный практикум вошли задания, позволяющие охарактеризовать некоторые регуляционные отношения личности к себе и другим людям.

Задание 37
Исследование самооценки личности

Цель исследования: определить уровень самооценки. Материал и оборудование: список слов или специальный бланк со словами, характеризующими отдельные качества личности, ручка.

Это исследование имеет два существенно различающихся по процедуре варианта определения самооценки личности. В обоих случаях можно работать как с одним испытуемым, так и с группой.

Первый вариант исследования

В основе исследования самооценки в этом варианте методики лежит способ ранжирования. Процедура исследования включает две серии. Материалом, с которым работают испытуемые, является напечатанный на специальном бланке список слов, характеризующих отдельные качества личности. Каждый испытуемый получает такой бланк в начале исследования. При работе с группой испытуемых важно обеспечить строгую самостоятельность ранжирования.

Первая серия

Задача первой серии: выявить представление человека о качествах своего идеала, то есть "Я" идеальное. Для этого слова, напечатанные на бланке, испытуемый должен расположить в порядке предпочтения.

Инструкция испытуемому: "Прочитайте внимательно все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения присущности их идеальной личности, то есть с точки зрения полезности, социальной значимости и желательности. Для этого проранжируйте их, оценив каждое в баллах от 20 до 1. Оценку 20 поставьте в бланке, в колонке №1 слева от того качества, которое, по Вашему мнению, является самым полезным и желательным для людей.

Оценку 1 – в той же колонке №1 слева от качества, которое наименее полезно, значимо и желательно. Все остальные оценки от 19 до 2 расположите в соответствии с Вашим отношением ко всем остальным качествам. Следите, чтобы ни одна оценка не повторялась дважды".

Вторая серия

Задача второй серии: выявить представление человека о своих собственных качествах, то есть его "Я" реальное. Как и в первой серии испытуемого просят проранжировать напечатанные на бланке слова, но уже с точки зрения характерности или присущности обозначаемых ими качеств личности себе самому.

Инструкция испытуемому. "Прочитайте снова все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения присущности их Вам. Проранжируйте их в колонке №2, оценив каждое от 20 до 1. Оценку 20 – поставьте справа от того качества, которое, по Вашему мнению, является присущим Вам в наибольшей степени, оценку 19 – поставьте тому качеству, которое характерно для Вас несколько меньше, чем первое, и так далее. Тогда оценкой 1 у Вас будет обозначено то качество, которое присуще Вам меньше, чем все остальные. Следите, чтобы оценки-ранги не повторялись дважды".

Бланк со словами, характеризующими качества личности выглядит следующим образом.

Бланк

№1 Качества личности №2 d d2
  Уступчивость      
  Смелость      
  Вспыльчивость      
  Нервозность      
  Терпеливость      
  Увлекаемость      
  Пассивность      
  Холодность      
  Энтузиазм      
  Осторожность      
  Капризность      
  Медлительность      
  Нерешительность      
  Энергичность      
  Жизнерадостность      
  Мнительность      
  Упрямство      
  Беспечность      
  Застенчивость      
  Ответственность      

 

Обработка результатов

Цель обработки результатов – определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления "Я" – идеальное и "Я" реальное. Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч.Спирмена. Оценки от 1 до 20 предложенных качеств в обоих рядах принимаются за их ранги. Разность рангов, определяющих место того или иного качества личности, дает возможность вычислить коэффициент по формуле:

 

п – число предложенных качеств личности (п=20);

d – разность номеров рангов.

Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале подсчитать на бланке, в специально отведенной колонке, разность рангов (d) по каждому предложенному качеству. Затем каждое полученное значение разности рангов (d) возводят в квадрат и записывают результат на бланке в колонке (d ), суммируют и сумму (Sd2) вносят в формулу.

Если количество качеств равно 20, то формула имеет упрощенный вид:

 

Коэффициент ранговой корреляции (г) может находиться в интервале от –1 до +1. Если полученный коэффициент не менее -0,37 и не более +0,37 (при р = 0,05), то это указывает на слабую незначимую связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и своих реальных качествах. Такой показатель может быть вызван несоблюдением испытуемым инструкции. Но если инструкция выполнялась, то малая связь означает нечеткое и недифференцированное представление человеком своего идеального "Я" и "Я" реального.

Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 – свидетельство наличия значимой положительной связи между "Я" – идеальным и "Я" – реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при R от +0,39 до-И), 89, тенденции к завышению. Но, значения от+0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от –0,38 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между "Я"-идеальным" и "Я"-реальным". Он отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким ему нужно быть, и тем, какой он, по его представлению, на самом деле. Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к – 1, тем больше степень несоответствия.

Второй вариант исследования

Второй вариант исследования самооценки основан на способе выбора. Материалом является список слов, характеризующих отдельные качества личности. Этот вариант исследования также состоит из двух серий.

Первая серия

Задача первой серии: определить список и количество эталонных качеств желаемого и нежелаемого образа – Я. Испытуемого просят просмотреть слова из списка и, выбрав, составить два ряда. В один ряд нужно записать слова, обозначающие те качества личности, которые относятся к субъективному идеалу, то есть составляют "положительное" множество, а в другой ряд – те качества, которые нежелательны, то есть составляют "отрицательное" множество.

Инструкция испытуемому: "Посмотрите внимательно на список предложенных слов, характеризующих личность. В левом столбике на листе бумаги запишите те качества, которые Вы хотели бы у себя иметь, а в правый – те, которые не хотели бы у себя иметь. Качества, смысл которых Вам непонятен или которые Вы не можете отнести ни в один, ни в другой столбик, никуда не пишите. Не думайте о том, есть ли данное качество у Вас или нет, важно только одно: хотите его иметь или нет".

Вторая серия

Задача второй серии: определить набор качеств личности испытуемого, которые, по его мнению, ему присущи, среди выбранных эталонных качеств "положительного" и "отрицательного" множества.

Инструкция испытуемому: "Просмотрите внимательно слова, записанные Вами в левый и в правый столбик и отметьте крестиком или галочкой те качества, которые, по Вашему мнению, Вам присущи".

Обработка результатов

Цель обработки результатов – получение коэффициентов самооценки по "положительному" (СО+) и "отрицательному" (СО-) множествам. Для подсчета каждого из коэффициентов количество качеств в столбике, определенных испытуемым как присущих ему (М), делят на все количество качеств в данном столбике (Н). Формулы для подсчета коэффициентов выглядят следующим образом

М+ М-
СО+ = –– ; СО– = –– ; где
Н+ Н-

М+ и М- – количество качеств в "положительном" и "отрицательном" множествах, соответственно, отмеченных испытуемым, как присущие ему; Н+ и Н- – количество эталонных качеств, т.е. количество слов правого и левого столбика соответственно.

Уровень и адекватность самооценки определяют на основании полученных коэффициентов с помощью таблицы.

СО+ СО- Уровень самооценки
1-0,76 0-0,25 неадекватная, завышенная
0,75-0,51 0,26-0,49 адекватная с тенденцией к завышению
0,5 0,5 адекватная
0,49-0,26 0,51-0,75 адекватная с тенденцией к занижению
0,25-0 0,76-1 неадекватная, заниженная

 

Определяя уровень самооценки и ее адекватность, важно учитывать не только величину полученного коэффициента, но и количество качеств, составляющих то или иное множество (Н+ и Н-). Чем меньше качеств, тем примитивнее соответствующий эталон. Кроме того, уровень самооценки по "положительному" и "отрицательному" множеству у некоторых испытуемых может не совпадать. Это требует специального анализа и может быть вызвано защитными механизмами личности.

Анализ результатов

В двух предложенных вариантах исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между "Я" идеальным и "Я" реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны. Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми.

Однако, независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер, при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе с объективными основаниями этих представлений. Так, например, неадекватность в оценивании своего внешнего вида может быть вызвана, с одной стороны, ориентацией человека на внешние стандарты, оценки и искаженным представлением об этих оценках или незнанием их, с другой стороны.

Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных или желаемых представлений о себе. Адекватную самооценку с тенденцией к завышению можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка, наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

Выводы об адекватности и уровне самооценки будут надежными, если результаты совпадают по двум вариантам методики или подтверждаются наблюдением.

В процессе формирования самооценки важную роль играет сопоставление образа реального "Я" с образом идеального "Я". Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку, даже если идеальный образ не отличается объемом и когнитивной сложностью. Если же человек рефлексирует разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией оценок и социальных реакций других людей, а также с позицией, выбираемой человеком в системе общественных и межличностных отношений. Адекватная самооценка способствует достижению внутренней согласованности.

Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотивацией и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.

Внутренняя противоречивость и искаженность представления о себе могут порождать у человека страдания, чувство вины, стыда, обиды, отвращения, гнева. Для гармонизации системы самоотношения существуют методы психологической коррекции и развития, одним из которых является социально-психологический тренинг.

Задание 38
Исследование уровня притязаний

Цель исследования: определить уровень притязания личности, используя, моторную пробу Шварцландера.

Материал и оборудование: бланк с четырьмя прямоугольными секциями, каждая из которых состоит из маленьких квадратов, размер стороны которых равен 1,25 см, ручка,секундомер.

Процедура исследования

Исследование проводится в паре, состоящей из экспериментатора и испытуемого.Задание дается как тест на моторную координацию, об истинной цели исследования испытуемый не должен знать вплоть до окончания исследования.

Экспериментатор должен удобно усадить испытуемого за хорошо освещенный стол, дать бланк с четырьмя прямоугольными секциями, ручку и провести исследование, состоящее из четырех проб, давая инструкции и отмечая время их выполнения с помощью секундомера.

В каждой пробе дается задание проставить крестики в максимальное количество квадратов одной из прямоугольных секций за определенное время.

Перед каждой пробой испытуемого просят назвать количество квадратов, которое он может заполнить крестиками, расставляя их по одному в каждом квадрате за 10 секунд. Он записывает свой ответ в верхнюю большую ячейку первой прямоугольной секции. После пробы, начинающейся и зака<

Дата: 2016-09-30, просмотров: 1039.