Пост президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991г. А 12 июня 1991г. на этот пост всенародным голосованием был избран Борис Николаевич Ельцин. Конституция Российской Федерации, принятая в 1993г., установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т.е. до 12 июня 1996г.). Однако с 1993г. положение, функции и полномочия Президента определяются уже новой Конституцией.
По Конституции 1993г. ‘Президент Российской Федерации является главой государства’ (ст. 80). В прежней Конституции его функция была определена через термины ‘высшее должностное лицо’ и ‘глава исполнительной власти’. Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента Российской Федерации или его ‘отлучения’ от исполнительной власти. Термин ‘глава государства’ более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой основной ветви власти. Употребление термина ‘президентская власть’ означает только особенный статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с законодательной и исполнительной властями, но в основном - с исполнительной властью.
Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, т.е. населения избирательных округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент Российской Федерации, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет общие интересы всего народа и всей России. Поэтому неправомерны какие-либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент РФ, как глава Федерального государства, вправе контролировать президентов республик, входящих в Российскую Федерацию. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо политических объединений, это правозащитник всего народа. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.
Как и в других государствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т. д. В статус Президента РФ также входит его право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время пребывания в них.
Президент РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни. В одних случаях эти полномочия носят прерогативный характер (т.е. принадлежат исключительно ему), в других соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Совокупность президентских полномочий сбалансирована с полномочиями этих других органов государственной власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН РОССИИ, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.
Понятие Федерального Собрания как органа государственной власти Российской Федерации. Одной из незыблемых правовых основ стабильности конституционного строя, закрепленной в Конституции России 1993 г. (ст. 10), является проведение в жизнь принципа осуществления государственной власти на базе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны, равноправны, независимы. Не умаляя значения исполнительной и судебной властей, следует признать, что “первой среди равных”, несомненно, является законодательная власть. Ей, по Конституции, отведено особое место, поскольку в ее прерогативы входит разработка и принятие законов, на которых строится организация и деятельность всего государства. Закрепленные в законах правила обязаны соблюдать органы исполнительной власти, на их основе функционирует судебная система. Следовательно, в “тройственном союзе” разделения властей Федеральное Собрание, как выразитель законодательной власти, выступает в роли основополагающего органа государственной власти, наделенного правами влиять на каждую из них.
В отличие от других государственных органов Федеральное Собрание — сложный, многофункциональный механизм, имеющий разнообразные связи и отношения с другими государственными и общественными институтами. Отсюда его специфические особенности в формировании, функционировании и внутреннем устройстве.
Согласно Конституции (ст. 94) Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является постоянно действующим представительным и законодательным органом. В качестве постоянно действующего органа он осуществляет законодательную власть. Это означает, что никакой другой орган в Российской Федерации не может принимать законы на общефедеральном уровне, а его полномочия ни при каких условиях не могут быть кому-либо переданы или делегированы. Этим подчеркивается двуединая природа парламента и тесная взаимосвязь двух основополагающих его функций.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 207.