ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

 

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

(часть 2)

 
 

 

 


УФА – 2011


Правоохранительная деятельность (учебно-методическое пособие - часть 2)- Уфа: Центр профессиональной подготовки МВД по Республике Башкортостан, 2011.

 

Учебно-методическое пособие подготовлено авторским коллективом в составе:

В.В. Боков, А.А.Ямалитдинов, Р.С. Галлямов – специалисты ЦПП МВД по РБ.

 

Под редакцией заместителя начальника Центра профессиональной подготовки МВД по Республике Башкортостан по учебной работе Н.В.Глуховой.

 

Пособие предназначено для подготовки слушателей ЦПП при МВД по РБ и учащихся полицейских классов к занятиям и зачётам по дисциплине «Правоохранительная деятельность».

 

 

Центр профессиональной подготовки МВД по Республики Башкортостан, 2011.


ТЕМА 9. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РОССИЙСКОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

Сущность, формы и назначение права. Основные направления строительства правового государства в России.

До возникновения государства отношения между людьми определялись обычаями, т.е. исторически сложившимися и вошедшими в привычку правилами поведения.

Государство– это политико-территориальная, суверенная организация публичной власти классового общества, имеющая аппарат принуждения и веления которой обязательны для населения всей страны.

Одновременно с государством возникает и право, т.к. в такой ситуации обычаи уже не в состоянии регулировать поведение людей. В общественной жизни должен был появиться новый регулятор отношений людей – Право.

Схема «Понятие права»

 
 

 
 


Право – это система особых социальных норм, которые устанавливаются и защищаются государством, формально определенны и общеобязательны для всех членов общества.

Социальные нормы – правила поведения людей в обществе, распространяющиеся на всех членов общества и имеющие обязательный характер (нормы права, морали, обычаев, традиций, политические и экономические нормы и т.д.)

Право - это система общих правил поведения, установленных государством, охраняемых им от нарушений.

Издавая общеобязательные правила поведения, государство не может оставить их без своей охраны. Она выражается в установлении ответственности за нарушение этого права.

Значит право – это система общеобязательных, установленных и гарантированных норм, выражающих волю государства и выступающих в качестве регулятора общественных отношений.

Милиция является одним из органов, обеспечивающих соблюдение

Дать под запись   Дать под запись   Показать схему Дать под запись  
гражданами норм права.

Назначение права – регулировать общественные отношения, защищать их от различных посягательств.

Схема «Признаки права»

 


Издание правовых норм государством – только государство в лице специально уполномоченных органов при соблюдении процедуры может принимать правовые нормы.

Формальная определенность – нормы четко сформулированы и закреплены в письменном виде.

Общий характер – действуют применительно не к конкретному человеку, а к описанной в норме ситуации.

Многократность применения – действуют во всех случаях, когда возникает необходимость их применения.

Подкрепленность принудительной силой государства- возможность применения мер принуждения со стороны государства.

Понятие и виды форм (источников) права.

Формы права – это способ выражения во вне государственной воли, юридических правил поведения.

Основные формы права:

1. Нормативный акт – это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирования определенных общественных отношений. (К их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты…).

2. Правовой обычай – это исторически сложившиеся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. /Например, согласно ст.5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регламентироваться обычаями делового оборота/.

3. Юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому предается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении сложных дел. /Англия, США, Канада…/.

4. Нормативный договор – это соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права.

Нормативно-правовые акты находятся в строгой соподчиненности, в зависимости от органа, их принявшего. Статус нормативно-правового акта определяется его юридической силой.

Федеральные законы

Указы Президента РФ

Статья 6. Законность

1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

Российской Федерации.

Раздел 2 Конституции РФ закрепляет права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Права и свободы делятся на:

- Личные (гражданские);

- Политические;

- Экономические;

- Социальные;

- Культурные.

личные права:

- право на жизнь (ст.20),

- право на достоинство личности (ст.21),

- право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22),

- право на неприкосновенность частной жизни (ст.23),

- право на неприкосновенность жилища (ст.25),

- право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться своим языком (ст.26),

- право на свободу передвижения и выбора места пребывания и места жительства (ст.27),

- право на свободу совести (ст.28)

политические права:

- свобода мысли и слова (ст.29),

- право на объединение (ст.30),

- право граждан РФ собираться мирно без оружия (ст.31),

- право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ст.32),

- равный доступ граждан РФ к государственной службе,

- право граждан РФ обращаться в государственные органы РФ (ст.33).

экономические права и свободы:

- право частной собственности (ч.1 ст.35)

- право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст.36),

- право на свободу предпринимательской деятельности (ст.34),

- право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37),

- право на труд и вознаграждение за труд (ч.3 ст.37).

социальные права:

- право на гарантированный МРОТ (ч.2 ст.7),

- право на защиту от безработицы (ч.3 ст. 37),

- право на отдых (ч.5 ст.37),

- право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч.1 ст.38),

- право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца (ст.39),

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41),

- право на благоприятную окружающую среду (ст.42)

- право на образование (ч.1 ст.43)

культурные права:

- свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч.1 ст.44),

- свобода преподавания (ч. 1 ст.44),

- право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни (ч. 2 ст.44).

Гражданство – это правовая принадлежность лица к определенному государству, правовая связь между государством и находящимся под его властью человеком независимо от того, находится гражданин в пределах государства или вне его.

В России.

Иностранные граждане проживают на территории РФ и имеют доказательство своей принадлежности к гражданству иностранного государства (гражданский паспорт, дипломатический паспорт, паспорт моряка и т.д.)

Лицами без гражданства признаются лица, не имеющие доказательств о принадлежности к гражданству иностранного государства.

 

Иностранные граждане и лица без гражданства на территории РФ пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане Российской Федерации, за исключением:

· им запрещается находится на государственной или муниципальной службе;

· они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и управления;

· они не могут быть приняты на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ;

· иностранный гражданин не может быть призван на военную службу, не может поступить на военную службу и не может быть принят на работу в Вооруженные Силы в качестве лица гражданского персонала (граждане СНГ могут служить в Вооруженных Силах РФ по контракту);

· они не могут посещать территории, организации и объекты, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение.

Примечание. Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане (получившие вид на жительство сроком до 5 лет) имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

На территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и иную ответственность на общих основаниях, как и граждане РФ, за исключением иностранных граждан, пользующихся дипломатическим иммунитетом (неприкосновенностью), - это послы, консулы, военные и торговые атташе, первые, вторые и третьи секретари посольств, которые имеют ряд привилегий. Вопрос об их ответственности решается на уровне договоров между государствами, дипломатическим путем.

Пример. Если иностранный гражданин совершит уголовное преступление на территории Российской Федерации, он понесет ответственность по всей строгости российского законодательства. Однако, если он предъявит свидетельство своей дипломатической неприкосновенности (дипломатический паспорт), к нему нельзя будет применить меры уголовного принуждения и он должен будет отпущен с последующей высылкой из страны. Обстоятельства преступления должны быть строго зафиксированы и переданы иностранному государству, гражданином которого является виновное лицо, для решения вопроса о привлечении к ответственности по закону данного государства.

 

ТЕМА 10. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

 

Доставление, понятие и цели

 

Доставление

(Статья 27.2 КоАП РФ.)

1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, еслление протокола является обязательным…

2. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

3. О доставлениляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

 

Формы соучастия

Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) (Статья 35 УК РФ).

Простое ( все соучастники – соисполнители, нет распределения ролей):

1. Преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора.

Сложное (имеется распределение ролей):

2. Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

3. Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

4. Преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданным в тех же целях.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 9. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РОССИЙСКОГО.. 3

ТЕМА 10. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО..

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. 12

ТЕМА 11. МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ.. 14

ТЕМА 12. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД. 15

ТЕМА 13. ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ 19

ТЕМА 14. КОМПЕТЕНЦИЯ ОВД В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ. 21

ТЕМА 15. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ. 29

 

 


В.В. Боков, А.А.Ямалитдинов, Р.С.Галлямов

Правоохранительная деятельность (учебно-методическое пособие)

Под редакцией заместителя начальника Центра профессиональной подготовки МВД по Республике Башкортостан по учебной работе Н.В.Глуховой.

 

 

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(учебно-методическое пособие)

 

 

Уфа, ул. Летчиков, 2

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

 

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

(часть 2)

 
 

 

 


УФА – 2011


Правоохранительная деятельность (учебно-методическое пособие - часть 2)- Уфа: Центр профессиональной подготовки МВД по Республике Башкортостан, 2011.

 

Учебно-методическое пособие подготовлено авторским коллективом в составе:

В.В. Боков, А.А.Ямалитдинов, Р.С. Галлямов – специалисты ЦПП МВД по РБ.

 

Под редакцией заместителя начальника Центра профессиональной подготовки МВД по Республике Башкортостан по учебной работе Н.В.Глуховой.

 

Пособие предназначено для подготовки слушателей ЦПП при МВД по РБ и учащихся полицейских классов к занятиям и зачётам по дисциплине «Правоохранительная деятельность».

 

 

Центр профессиональной подготовки МВД по Республики Башкортостан, 2011.


ТЕМА 9. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РОССИЙСКОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.










Дата: 2016-09-30, просмотров: 159.