Понятие эффективности управления. Эффективность и результативность управления.
Факторы эффективности управления. Управленческие отношения как фактор эффективности менеджмента.
Критерии эффективности управления. Качественные показатели эффективности. Количественные показатели эффективности. Оценка эффективности менеджмента
Рекомендуемая литература
Базовые учебники:
Герчикова И. Н. Менеджмент. - М., 2008.
Веснин В. Р. Основы менеджмента. - М., 2009.
Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент. - М., 2009.
Основная:
1.Антикризисное управление / Под ред. Э. М. Короткова. - М., 2009.
4.Басовский Л. Е. Менеджмент. - М., 2009.
5.Большаков А. С, Михайлов В. И. Современный менеджмент. Теория и практика. - М., 2008.
6.Бреддик У. Менеджмент организации. - М., 2008.
10.Дункан Д. У. Основополагающие идеи в менеджменте / Пер. с англ. - М., 2006.
11.Менеджмент (Современный российский менеджмент) / Под ред. Ф. М. Русинова. - М., 2007.
17.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 2008.
Дополнительная:
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Цель семинарских и практических занятий - закрепление знаний, полученных студентами в результате прослушивания лекций, умение логично и содержательно излагать свои мысли, решать практические задачи, используя эти знания.
Семинарские и практические занятия особенно важны для студентов по специальности Менеджмент организации, которые должны в процессе этих занятий научиться легко и непринужденно выступать, четко и логично излагать свои мысли, что необходимо для их профессиональной деятельности.
Семинарские и практические занятия являются промежуточным контролем знаний, поэтому их посещение и активное участие в них студентов обязательно.
Семинарские занятия
Тема 1. Общая теория управления
Вопросы для обсуждения
1. Определение понятия «управление» и характеристика его элементов.
2. Основные категории и понятия теории управления.
3. Управленческие отношения.
Список рекомендуемой литературы:
1.Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ИМПЭК, 2009.
2.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 2009.
3.Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс, 2000.
4. Кравченко А.И. История менеджмента. М.: Академический проспект, 2010.
5.Семенова И.И. История менеджмента. М.: ЮНИТИ, 2010.
6.Мескон М.Х., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2008.
Тема 2. Сущность и содержание менеджмента
Вопросы для обсуждения
1.Определение понятия «менеджмент».
2. Содержание менеджмента.
3. Методы менеджмента.
Список рекомендуемой литературы:
1.Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ИМПЭК, 2009.
2.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 2009.
3.Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс, 2000.
64 Кравченко А.И. История менеджмента. М.: Академический проспект, 2010.
5.Семенова И.И. История менеджмента. М.: ЮНИТИ, 2010.
6.Мескон М.Х., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2008.
Тема 3. Цели и задачи менеджмента
Вопросы для обсуждения
1. Цели менеджмента.
2. Задачи менеджмента.
Список рекомендуемой литературы:
1.Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ИМПЭК, 2009.
2.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 2009.
3.Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс, 2000.
4. Кравченко А.И. История менеджмента. М.: Академический проспект, 2010.
5.Семенова И.И. История менеджмента. М.: ЮНИТИ, 2010.
6.Мескон М.Х., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2008.
Тема 4. Современная система взглядов на менеджмент
Вопросы для обсуждения
1. Современные концепции и подходы к управлению.
2. Система взглядов на управление в современной экономике России.
Список рекомендуемой литературы:
1.Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ИМПЭК, 2009.
2.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 2009.
3.Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс, 2000.
4. Кравченко А.И. История менеджмента. М.: Академический проспект, 2010.
5.Семенова И.И. История менеджмента. М.: ЮНИТИ, 2010.
6.Мескон М.Х., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2008.
Тема 5. Природа и состав функций менеджмента
Вопросы для обсуждения
1.Функции менеджмента.
2.Классификация функций менеджмента
Список рекомендуемой литературы:
1.Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ИМПЭК, 2009.
2.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 2009.
3.Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс, 2000.
4.Мескон М.Х., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2008.
Тема 6. Формы организации системы менеджмента
Вопросы для обсуждения
1. Специфика менеджмента в различных сферах деятельности.
2. Виды менеджмента в зависимости от сфер деятельности.
Список рекомендуемой литературы:
1.Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ИМПЭК, 2009.
2.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 2009.
3.Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс, 2000.
4.Мескон М.Х., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2008.
Тема 7. Организационная структура управления
Вопросы для обсуждения
1. Организация в системе менеджмента.
2. Принципы построения организации.
3. Типы и формы организаций.
4. Организационная структура и ее основные типы.
Список рекомендуемой литературы:
1.Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ИМПЭК, 2009.
2.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 2009.
3.Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс, 2000.
4.Мескон М.Х., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2008.
Тема 8. Организационные отношения в системе менеджмента
Вопросы для обсуждения
1. Функция организации - формирование взаимоотношений в системе менеджмента.
2. Делегирование полномочий как средство реализации организационных отношений.
3. Классификация полномочий.
Список рекомендуемой литературы:
1.Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ИМПЭК, 2009.
2.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 2009.
3.Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс, 2000.
4.Мескон М.Х., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2008.
Тема 9. Инфраструктура менеджмента
Вопросы для обсуждения
1. Коммуникации в менеджменте.
2. Аппарат управления фирмой.
3. Информационное обеспечение менеджмента.
Список рекомендуемой литературы:
1.Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ИМПЭК, 2009.
2.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 2009.
3.Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс, 2000.
4.Мескон М.Х., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2008.
Тема 10. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
Вопросы для обсуждения
1.Сущность стратегического менеджмента, его функции и принципы.
2. Понятие стратегии и типы стратегий: корпоративная (портфельная), деловая, функциональная.
3.Системы целей в менеджменте.
Список рекомендуемой литературы:
1.Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ИМПЭК, 2009.
2.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 2009.
3. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Высшая школа, 2009
4.Мескон М.Х., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2008.
Тема 11. Мотивация труда персонала в менеджменте
Вопросы для обсуждения
1. Понятие и сущность мотивации в менеджменте.
2. Содержательная концепция мотивации.
3.Процессуальные теории мотивации.
Список рекомендуемой литературы:
1. Герчикова И. Н. Менеджмент. - М., 2008.
2Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ИМПЭК, 2009.
3.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 2009.
4.Мескон М.Х., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2008.
Тема 12. Моделирование ситуаций и принятие решений
Вопросы для обсуждения
1.Классификация управленческих решений: классификационный признак и группы управленческих решений.
2.Технология принятия решений.
Список рекомендуемой литературы:
1. Герчикова И. Н. Менеджмент. - М., 2008.
2Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ИМПЭК, 2009.
3.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 2009.
4.Мескон М.Х., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2008.
Тема 13. Контроль в системе менеджмента
Вопросы для обсуждения
1.Формы контроля: предварительный, текущий, заключительный.
2.Виды и уровни контроля.
3.Методы административного контроля. Организация контроля за деятельностью подчиненных,
Список рекомендуемой литературы:
1. Герчикова И. Н. Менеджмент. - М., 2008.
2Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ИМПЭК, 2009.
3.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 2009.
4.Мескон М.Х., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2008.
Тема 14. Руководство: власть и партнерство
Вопросы для обсуждения
1 Руководство как основа управления.
2. Определение власти. Основы власти, способы е реализации.
3. Партнерство и власть.
Список рекомендуемой литературы:
1. Герчикова И. Н. Менеджмент. - М., 2008.
2Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ИМПЭК, 2009.
3.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 2009.
4.Мескон М.Х., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2008.
Тема 15. Групповая динамика в менеджменте
Вопросы для обсуждения
1. Понятие «групповая динамика».
2. Лидерство как механизм реализации власти группе.
Список рекомендуемой литературы:
1. Герчикова И. Н. Менеджмент. - М., 2008.
2Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ИМПЭК, 2009.
3.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 2009.
4.Мескон М.Х., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2008.
Тема 16 Лидерство в системе менеджмента
Вопросы для обсуждения
1.Понятие лидерства в менеджменте.
2.Характеристика стилей лидерства.
3.Базовые теории и подходы к лидерству.
Список рекомендуемой литературы:
1. Герчикова И. Н. Менеджмент. - М., 2008.
2Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ИМПЭК, 2009.
3.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 2009.
4.Мескон М.Х., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2008
Тема 17. Организационная культура
Вопросы для обсуждения
1. Организационная культура как способ выполнения работы и обхождения с людьми.
2. Технологии поддержания и развития организационной культуры.
Список рекомендуемой литературы:
1. Герчикова И. Н. Менеджмент. - М., 2008.
2Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ИМПЭК, 2009.
3.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 2009.
4.Мескон М.Х., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2008.
. Тема 18. Конфликтность в менеджменте
Вопросы для обсуждения
1. Понятие конфликта, стадии развития конфликта.
2. Классификация конфликтов, характеристика типов конфликтов.
3. Управление конфликтной ситуацией.
Список рекомендуемой литературы:
1. Герчикова И. Н. Менеджмент. - М., 2008.
2Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ИМПЭК, 2009.
3.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 2009.
4.Мескон М.Х., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2008.
Тема 19. Интеграционные процессы в менеджменте
Вопросы для обсуждения
1. Сущность интеграции в менеджменте.
2. Виды интеграции и их характеристика.
3. Основные принципы и методы интеграции.
Список рекомендуемой литературы:
1. Герчикова И. Н. Менеджмент. - М., 2008.
2Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ИМПЭК, 2009.
3.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 2009.
4.Мескон М.Х., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2008.
Тема 20. Определение эффективности менеджмента
Вопросы для обсуждения
1. Что означает термин «эффективность управления».
2. Критерии эффективности управления и методы ее оценки.
3. Список рекомендуемой литературы:
4. 1. Герчикова И. Н. Менеджмент. - М., 2008.
5. 2Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ИМПЭК, 2009.
6. 3.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 2009.
7. 4.Мескон М.Х., Альберт М., Хедаури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2008.
Вопросы к зачету
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Теоретические основы науки управления.
2. Процесс управления. Управленческая деятельность.
3. Менеджмент как управление социально-экономическими системами.
4. Сущность и содержание менеджмента.
5. Современная система взглядов на менеджмент.
6. Особенности менеджмента в российской экономике.
7. Опыт менеджмента в США и Японии.
8. Методы менеджмента и принципы их реализации.
9. Функции менеджмента. Их характеристика.
10. Формы организации в системе менеджмента.
11. Типы организаций в зависимости от уровня взаимодействия.
12. Департаментизация как способ типизации организаций.
13. Организационные отношения в менеджменте.
14. Делегирование полномочий как средство реализации организационной функции управления.
15. Коммуникации в управлении.
16. Процесс коммуникации и его составляющие
17. 1 7. Невербальная коммуникация.
18. Структура управления фирмой.
19. Информационное обеспечение менеджмента.
20. Требования, предъявляемые к информации.
Технология информационной деятельности
21. Сущность планирования.
22. Методы разработки планов.
23. Бизнес-план, назначение и особенности.
24. Мотивация деятельности в менеджменте.
25. Виды мотивации. Мотивационный процесс.
26. Теории мотивации (содержательные и процессуальные).
27. Подготовка, принятие и реализация управленческих решений.
28. Методы принятия управленческих решений.
29. Контроль в системе менеджмента.
30. Виды управленческого контроля.
31. Управление по отклонениям.
32. Регулирование как результат контроля.
33. Динамика групп и лидерство в менеджменте.
34. Формальный руководитель и лидер.
35. Психологическая структура личности.
36. Управление группой (коллективом).
37. Власть и партнерство.
38. Формальная и реальная власть. Источники власти.
39. Стиль менеджмента.
40. Методы руководства людьми.
41. «Одномерные» и «многомерные» стили управления.
42. Модели стилей управления В. Вурма и Ф. Йет-тона.
43. Менеджер: руководитель - профессионал.
44. Требования к профессиональной компетенции менеджера.
45. Имидж менеджера.
46. Конфликтность в менеджменте.
47. Типы конфликтов.
48. Стили разрешения межличностного конфликта.
49. Структурные методы управления конфликтом.
50. Стрессы как результат конфликтов.
51. Интеграционные процессы в менеджменте.
52. Сущность интеграции. Основные принципы интеграции.
53. Сущность эффективного управления.
54. Факторы эффективного управления.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 161.