ГЛАВНОЕ – находить самое простое решение с наименьшими затратами. Это ПРИНЦИП НЕДЕЛЕНИЯ
Проблему только из-за разума (отклонение от природы. Нечто искусственное)
Должно быть доверие к человеческой природе. Альтернативы не существует.
Не должны поддаваться соблазнам. Пустота и ничто – обитель ДАО. Полное безразличие ко внешней реакции. (Чжоан-цзе: человек таскал воду из колодца, черпаком – следует ритму, тогда хозяин природы он)
С тз конфуцианства доминирует человек, как субъект социальных отношений (именно этой гармонии и пытаются достичь), а не индивид.
Лао-цзы на все отвечает добром, Конфуций на зло – нет.
Для первого модель – природа, где все равно, она безоценочна.
Самое распространенное из 6 школ.
Конф – основа во многом для устройства гос-ва.
ДАОСИЗМ
Лао-цзы – хранитель царских архивов.
Пример совершенно мудрого. Разное отношение к нему. Даосы уподобляют телу ребенка:
Голос не хрипнет (гармоничная постепенность), движется, но не знает куда – со всем сущим, видит, но не знает, что.
Думают, что трактат на самом деле принадлежит Чжоану-цзы.
Взаимозависимость и процессуальность всего сущего.
Главное – небытие, поэтому нет однозначного определения: символы, метафоры.
Дао часто сравнивают с водой: течет не сопротивляясь природе, прозрачна, может принять любую форму(но может нести тяжелые грузы).
В тонуих щелях места для ножа много.
Чел, следующий даосизму, должен придерживаться у-вэя и магани.
Главное не делать противоречащего естественному ритму природы. Чтобы нетрудно, но мудро. Нужно понять суть вещей, а не внешность.
Что сделать, чтобы стать истинным мастером – абстрагироваться от буд оценок других.
Считалось, что нельзя научить словами.
Даосизм серьезно занимается вопросами объективной карт мира в его абстрактно - фил категориальном аспекте – проблемы бытия, небытия, становления единства, многого и тд, делая из этого выводы относительно человеческого об-ва и чел а его системе.
Основатель Даосизма – Лао-цзы
«ДАО» - основа мировоззрения даосской школы
ДАО – всеобъемлющее мировоззр. понятие, первоначало, первооснова, завершение всего сущего в поднебесной и во всем мире; всеобщий закон мироздания
Все сущее находит в Дао свой источник и окончательное завершение
Дао – основа вещей, и сущность, их вечное начала
Нередко о доа говорится как о живом существе.
Дао наделено противоречивыми свойствами, Дао – тождество противоположностей
Безымянное Дао – нет формы, бессменно, беззвучно, туманно, невидимо, пусто
Дао, обладающее именем – нечто состоящее из мельчайших частиц (ци), содержащее в себе образы – вещи; бесконечное, неисчерпаемое, непобедимое, всемогущее.
Оба Дао внутренне связаны, переходят друг в друга
Есть основание отождествлять небытие с безымянным Дао, а бытие – с дао имеющим имя.
ДАОССКАЯ КАРТИНА МИРА
Небытие первично – это Дао, не имеющее имени. О небытии можно говорить только отрицательно.
Небытие порождает бытие.
Бытие – Дао, имеющее имя, физическим аналогом которого является небо и земля. вещи непрочны, тк имеют своей субстанцией глубочайшее небытие, они постоянно уходят в небытие, обретая покой.
Только ничто вечно!
На уровне вещей Дао сопровождается дэ. Ни одна вещь невозможна без того или иного отношения к Дао и дэ.
Гармония вещей состоит в том, что они заключают в себе противоположность и что они переходят в себе противоположное благодаря максимальному возрастания одной из противоположностей. – речь идет не о бесчувственных вещах, а о человеческом мире.
«твердое и крепкое – это то, что погибает,
Нежное и слабое – то, что начинает жить».
«покой есть главное в движении»
Двум Дао соответствуют два вида знания.
Безымянное Дао – особое знание с мистикой; состоит в молчании; доступно это знание не всем, а лишь совершенномудрым.
Дао в конечной форме – мир вещей, опирающийся непосредственно на Дао, имеющий имя.
Оба вида знания связаны.
ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ДАОСОВ
Это человек высшего Дао и дэ
Даосы отвергали ценности конфуцианства – человеколюбие, мудрость, сыновнюю почтительность, отцовскую любовь.
«человек с высшим дэ не стремится делать добрые дела, поэтому он добродетелен».
Он подобен Дао, не имеющему имени. Его главное качество – победоносное недеяние, он «не борется, но умеет побеждать».
УПРАВЛЕНИЕ
Совершенномудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путем – путем Дао. Он ни во что не вмешивается, не мешает Дао. «… лучший правитель лишь тот, о котором народ знает лишь то, что он существует»
Настоящий правитель впереди всех, который что подражает Дао ставит себя ниже других
СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ ДАОСОВ
Даосы делали в древности народ невежественным, тк «трудно управлять народом, когда у него много знаний». Необходимо вернуться к первобытному времени.
В «Дао де цзыне» рисуется картина мира, патриархального общество, в котором «небесное Дао» отнимает награбленное и возвращает его бедным. Народ не подавлялся.
Государства должны стать небольшими и малочисленными., люди должны перестать переходить с места на место. Пользоваться людьми. Никто не должен посещать другие государства.
Даосы – сторонники мира.
Путь Дао – путь мира.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 235.