Критерии определения научности:
- принцип верификации (только знания, которые подтверждены опытами)
-Карл Поппер.
Противоречия между теорией и фактами является хорошим критерием - принцип фальсифицирования – опровержение фактов, выведенных наукой.
Если теория всегда права, она не дает знаний о мире
-парадигмальный критерий (Томас Кун)
Парадигма – совокупность убежден ценностных технических средств и установленных разделелений определенных научным сообществом.
Помощь науки необходима для познания тайн или иной ситуации
Философию следует изучать за то, сто она постоянно ставит вопросы, которые заставляют человека мыслить.
Философия в ее историческом развитии
Философия и история философии
Периодизация и основные черты западно-европейской философии
Специфика восточной философии
История философии, как науки возникла со времен Аристотеля
Гегель первым попытался дать определение истории философии
«каждая философская система – самосознание конкретной исторической эпохи»
Историч-фил процесс – система развивающихся фил знаний
-Вильгельм Дильтей
-2 принципа периодизации фил:
Способ философствования
· принцип развития
· социокультурная обусловленность знаний
Теоретическая модель
Общность в понимании предмета фил
Общность в понимании задачи фил
3.общность в понимании проблемных ….?
Общность в понимании языка фил
Общая периодизация
Античная философия (6в до нэ – 6в нэ)
Средний способ философствования (1-2вв – 16в нэ)
Буржуазный способ философствования
Западная фил последовательно развивается, научные рациональные мысли
Восточная философия
Не географическое, а культурно-историческое разделение востока и запада
Фил зарождается в глубокой древности.
Различия в антологической ориентации:
Запад – ориентация на природу, как модель бытия(Бытие исходная категория)
Восток - ориентация на человека (небытие – предельно филос категория)
Различное отношение востока и запада к небытию
Личность на Востоке!
Различное понимание бытия.
В Западной фил – идея доминирования чел над прир,
В Восточной – гармония
В Англии: умертвляет природу, чтобы познать Бога, жизнь
Восток – иное пространство существования
Взаимодействие с другими формами духовной культуры. На Востоке поддерживали, а на Западе - противостояние фил и религии.
Отличительные черты
-Западный ум – индуктивен, научен, концептуален, схематичен, аналитичен, обобщающий разум, склонен навязывать свое
- Восточный ум - синтетический, дедуктивный, несистематический, субъективный
Древнекитайская философия
В 5-3вв до нэ в период Чжань-го. Вытесняет мифологическую картину мира, изложенную в «Пятикнижие» (главное где «книга песен» И-узий)
Преодолев порядком, укрепл в Дао. (но не так, как в трансцендентном, а как в имманентном начале) – выступающий, как закон развития Универсума.
Как закон развития бытия: понять ритм изменяющихся отношений.
Представления о мировом процессе в том же ключе (гадательн),
3 основные силы:
НЕБО-ЗЕМЛЯ-ЧЕЛОВЕК
Мировой процесс не имеет ни начала, ни конца, в нем постоянно перемены!
Заряжают цин (либо ян, либо инь): светлый и темный склон горы. Но потом стали основными понятиями, ритм сочетания которых определяет все
Вся тьма вещей из них сочетан:
ЯН – мужское начало –
ИНЬ – женское начало –
В Европе взаимодействие 4х основных стихий: здесь:
ОГОНЬ
ДЕРЕВО ЗЕМЛЯ МЕТАЛЛ
ВОДА
У син – взаимодействие физических элементов, которому отчасти соответствует и взаимодействие на другом уровне:
И - справедливость
ЛИ – ритуал ДЭ – добродетель СИНЬ – доверие
ТЭНЬ – взаимность
Нравственных начал, соответствующих физ стихиям.
Можно создавать тринраммы
ВОДА
Но обычно гексограммы – 6 полосок: основные св-ва элементов в мире
Считается, что человек добрый на природе. Но нужно совеншенствоваться: следоватьправилам должного воспитания и ритуалам.
Иерархичность всего сущего устонавл сыном Неба надо мириться с положением вещей.
Нет противополжности, ассоциативности, модель мышления – нумерология
Символ начала инь и ян
Уровня сущего
Стихий и добродетелей
Тьма вещей – огромное многообразие. Где надо поддерживать гармоничное единство («ХЭ»)
Единство достигается солансированностью имеющихся вещей, а не столкновеием. Надо найти гармонию, дающую порядок.
Нужно во всем опираться на традиции предков. Ниций говорил, что оплошность молодою- позор предков (плохо воспитали)
Тот, кто следует старому – показывает новое (Конфуций). Установка – не менять устаревшее.
ПРОЦЕСС ПРЕВРАЩЕНИЯ ИНДИВА В ЛИЧНОСТЬ:
К знаниям
Установки
Перестал
Слух стал послушен
Следуй желаниям сердца, не преступая меры.
Имелось введу, скорее всего, умение слушать. Направлена на умение систематезировать конкретное (классифицировать). Надо содействовать гармонизации.
Во многом этому способствует музыка, песни, танец – проявление естественности, спонтанность действия. Идя слейся с природой, для обретения идеального ритма – это самое лучшее, главная цель. (чел в водопаде следовал его ритму. Доминирует во всей китайской культуре)
Даосы близки буддистам, считаю. Сто люди должны принимать себя такими, какие они есть -> меньше нарушения порядка, чем при стремлении к недостижимому идеалу.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 185.