Система должна создаваться на основе стандартных и открытых решений, быть устойчивой к внешним воздействиям, обеспечивать синхронность и достоверность измерений, иметь возможность расширения списка и подключения АСКУЭ субъектов рынка.
Система учета электроэнергии состоит из четырех подсистем:
1) подсистемы измерений электроэнергии;
2) подсистемы сбора данных;
3) подсистемы телекоммуникаций;
4) подсистемы отображения, хранения и управления данными.
В состав подсистемы измерений входят измерительные трансформаторы тока и напряжения, современные электронные счетчики электроэнергии с долговременной памятью, имеющие последовательный интерфейс для цифровой передачи данных. Счетчик электроэнергии осуществляет автоматическое измерение активной и реактивной электроэнергии.
Приборы учета устанавливаются в точке балансового раздела.
На линиях 110 кВ и выше, по которым передается энергия между субъектами рынка в обоих направлениях, на каждом конце линии должны быть установлены комплексы учета электроэнергии с устройствами сбора и передачи данных в систему АСКУЭ.
Сбор данных учета осуществляется с помощью автоматизированных УСПД.
Подсистема телекоммуникаций обеспечивает надежный обмен данными, что обеспечивается использованием дублированных каналов связи.
Базовой телекоммуникационной средой является телекоммуникационная сеть системного оператора. Подключение подсистемы телекоммуникаций субъекта рынка к базовой телекоммуникационной сети осуществляется в ближайшем пункте системного оператора (подстанция, РДЦ или ЦДУ).
Создание подсистемы телекоммуникаций требует достаточно высоких капиталовложений, поэтому её рекомендуется создавать по отдельному проекту в составе формирования информационной сети каждого субъекта рынка.
Подсистема отображения, хранения и управления данными обеспечивает прием и обработку данных, формирование базы данных, архивирование и хранение данных, графическое и табличное отображение данных, формирование нужного объема информации для взаимообмена данными с информационными центрами других уровней.
База данных учетной информации должна обеспечивать формирование и хранение информации, отвечающей требованиям раздела 5 Электросетевых правил Республики Казахстан.
Данные показаний счетчиков электроэнергии содержат фиксированное время измерения и записываются в базу данных по этому признаку.
В базе данных создаются атрибуты пользователей, и осуществляется их контроль. Каждому пользователю присваивается имя и пароль.
Администратор базы данных должен иметь возможность создавать и удалять пункты измерения в базе данных и предписывать их каналу связи.
Метрологическое обеспечение АСКУЭ
С метрологической точки зрения АСКУЭ представляет собой специфический тип измерительной системы, которая реализует процесс измерения и обеспечивает автоматическое (автоматизированное) получение результатов измерений. Метрологическое обеспечение АСКУЭ должно проводиться в соответствии с общими правилами, распространяющимися на измерительные системы.
Метрологическое обеспечение АСКУЭ - это комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение достоверности информации о количественном учете электроэнергии, базирующихся на положениях Закона Республики Казахстан «Об обеспечении единства измерений» и других нормативно-технических документах Госстандарта РК.
АСКУЭ должны выполняться на базе серийно выпускаемых технических средств и программного обеспечения. Смонтированные, налаженные и прошедшие опытную эксплуатацию системы АСКУЭ субъектов рынка должны быть аттестованы Госстандартом РК.
Средства и каналы передачи данных от энергообъектов на следующие уровни управления, а также средства обработки информации не подлежат метрологической аттестации, поскольку не являются средствами измерения электроэнергии.
Средства измерения, входящие в систему АСКУЭ, должны проходить периодическую поверку согласно установленным межповерочным интервалам.
Вопросы для самоконтроля
1. В каких случаях необходимо применять автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии ?
2. Где устанавливаются расчетные счётчики ?
3. Какие требования предъявляются к средствам инструментального обеспечения АСКУЭ ?
4. Как осуществляется целенаправленное регулирование энергопотребления с помощью АСКУЭ?
5. Как учитывается сложившаяся инфраструктура энергетического учета при создании систем автоматизированного контроля и учета ?
6. Что позволило разработать универсальные автоматизированные системы, адаптируемые к любым дифференциальным тарифам
7. Перечислите подсистемы АСКУЭ оптового рынка электроэнергии.
Документы, определяющие необходимость создания АСКУЭ субъектами ОРЭ:
1 Закон «Об электроэнергетике»
2 Постановление Правительства от 18 февраля 2004 года № 190 «О мерах по дальнейшему развитию рыночных отношений в электроэнергетике Республики Казахстан»
3 «Программа создания автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии» (приказ МЭМР от 18 августа 2004 г. № 183)
4 «Электросетевые правила Республики Казахстан» (приказ МЭМР от 24 декабря 2001 года № 314 зарегистрирован МЮ 28 декабря 2001 года № 1708, с изменениями, внесенными приказом МЭМР от 16 сентября 2004 года № 222 зарегистрирован МЮ 27 сентября 2004 года № 3106)
5 «График ввода АСКУЭ субъектами оптового рынка электрической энергии в 2008–2010 годах» (Приказ МЭМР от 23 мая 2008 года № 147)
Руководящие документы при разработке технической документации:
6 Правила приемки автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии в промышленную эксплуатацию
7 СТ РК 34.015–2002 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы»
8 СТ РК 34.014–2002 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Термины и определения»
9 ГОСТ 34.601–90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Стадии создания»
10 ГОСТ 34.201–89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем»
11 РД 50–34.698–90 «Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов»
12 ГОСТ 27300–87 «Информационно-измерительные системы. Общие требования, комплектность и правила составления эксплуатационной документации»
13 СТ РК 1087–2002 «Единая система программной документации. Руководство пользователя. Требования к составу, содержанию и оформлению»
Примечание: стандарты не могут быть опубликованы без разрешения Госстандарта РК.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 455.