Традиционный подход | Современный подход | |
Теория Х | Теория Y | Теория Z |
Большинство сотрудников не любит работу и старается по возможности ее избегать | Работа является желанной для большинства сотрудников | Необходима забота о каждом сотруднике в целом (забота о качестве жизни) |
Большинство сотрудников необходимо заставлять выполнять работу, оказывая административное, экономическое и психологическое давление | Сотрудники способны к целеустремлённости и самоконтролю, способны самостоятельно определять стратегии достижения целей | Привлечение сотрудников к групповому процессу принятия управленческих решений |
Большинство сотрудников заинтересованы только в безопасности | Заинтересованность работников зависит от системы вознаграждений по окончательному результату | Периодическая ротация кадров и пожизненная гарантированность занятости |
Большинство сотрудников предпочитает быть исполнителями и избегает ответственности | Сотрудник стремится к ответственности и самостоятельно принимает управленческие функции. | |
Почти все сотрудники не имеют творческих способностей и инициативы | Многие сотрудники имеют развитое воображение, творческие способности, изобретательность |
Для характеристики структуры мотивов профессиональной деятельности можно воспользоваться способом, предложенным Б. И. Додоновым. Он отмечает, что причинами любой деятельности может быть совокупность следующих четырех факторов:
- удовольствие от самого процесса деятельности – П;
- прямого результата деятельности – Р;
- вознаграждения за деятельность – В;
- стремление избежать наказания – Д.
Каждая из этих причин может иметь и отрицательную валентность, не привлекая человека к деятельности, а отталкивая от нее:
(- П) – процесс деятельности человеку неприятен, тягостен;
(- Р) – отталкивает тот результат, который должен получиться (например, вред людям);
(- В) – вознаграждение предлагается за отказ от работы или за заведомый брак;
(- Д) – за данную деятельность грозит наказание или штраф.
Таким образом, мотивационную структуру любой деятельности любого работника можно представить можно представить четырехчленной формулой ПРВД с тем или иным индексом (от 0 до 3, обозначающих степень выраженности у человека данного фактора). Тогда для рабочего, который трудится ради заработной платы, формула мотива будет выглядеть примерно так:
-П2 Р0 В3 Д1-2
Для рабочего, которому работа доставляет удовольствие:
П2 Р3 В1-2 Д0
Особенности мотивации предпринимательской деятельности и мотивации потребителя
О.С.Дейнека отмечает следующие особенности мотивации предпринимательской деятельности:
1) свобода выбора и поиска способов экономических действий, ориентация на собственную цель, игнорирование давления группы (поле независимость, внутренний локус контроля);
2) преобладание рассудочности над импульсивностью, высокий уровень неопределенности принимаемых решений, наличие риска, угроза потерь (склонность к риску, ответственность);
3) стремление бороться и побеждать, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи (потребность в самоактуализации и общественном признании, направленность на результат).
Е.К.Завьялова, С.Т.Посохова в своей работе «Психология предпринимательства» выделяют потребности потребителя:
Утилитарные потребности – использование товара (качество, гарантийный срок, долговечность, возможность ремонта);
Эстетические потребности – внешний вид изделия (привлекательность), возможность сочетания с другими предметами (самые сильные и долговременные потребности).
Престижные потребности – подчеркнуть свой статус, материальный достаток и положение в обществе – в социальных группах.
4. Мотивация и стимулирование
В основе поведения всегда лежит мотивация, за исключением деятельности, основанной на безусловных рефлексах. В психологии мотив - это то, что активизирует поведение, либо поддерживает и направляет его.
Под мотивом понимается состояние предрасположенности, готовности, склонности человека действовать тем или иным способом. Среди внутренних побудителей мотив является звеном, предшествующим действию.
Предрасположенность – внутренняя позиция работника по отношению к различным объектам и ситуациям. Мотив – средство, с помощью которого личность объясняет и обосновывает свое поведение. Мотивы придают трудовой ситуации личностный смысл. Стабильная готовность к определенным действиям выражается понятием установка.
Функции мотивов:
1) Ориентирующая (мотив направляет поведение работника в ситуации выбора вариантов этого поведения);
2) Смыслообразующая (мотив определяет собой субъективную значимость данного поведения для работника, выявляя его личностный смысл);
3) Опосредующая (мотив рождается на стыке внутренних и внешних побудительных сил, опосредуя их влияние на поведение);
4) Мобилизующая (мотив мобилизует силы работника для реализации значимых для него видов деятельности);
5) Оправдательная (человек оправдывает свое поведение).
Различают следующие виды мотивов:
• Мотивы побуждения (истинные реальные мотивы, активизирующие к действиям);
• Мотивы суждения (провозглашаемые, открыто признаваемые, несут в себе функцию объяснения себе и другим своего поведения);
• Мотивы тормоза (удерживают от определенных действий, деятельность человека обосновывается одновременно несколькими мотивами или мотивационным ядром).
Мотивация – динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Мотивацией называются внутренние побуждения индивида, которые отвечают за уровень, направление и настойчивость усилий, затрачиваемых на работу.
Термином «мотивация» могут обозначаться две группы явлений: индивидуальная система мотивов и система действий по побуждению других сделать что-либо, которая часто обозначается неуклюжим термином «мотивирование».
Мотивация в кадровом менеджменте подразумевает создание условий, когда у человека пробуждаются его собственные мотивы, потребности.
Мотивации персонала в кадровой работе - группа качественных характеристик персонала и требований, предъявляемых к должности или рабочему месту.
Эта группа характеристик включает:
сферу профессиональных и личных интересов; стремление сделать карьеру; стремление к власти; готовность к дополнительной ответственности и дополнительным нагрузкам и т. п.
Соломанидина Т. О. указывает, что мотивация в управлении (менеджменте) как система построена на следующих «китах»: ожидание работника от компании, ожидания компании о работника, факторы внутренней и внешней среды (рис. 7).
Рис. 7. Составляющие мотивации в управлении
Ожидания (работника от компании, компании от работника) выделены в четыре основные группы и рассматриваются в таблицах 3 и 4. При этом, рассматривая ожидания работника от компании, выделяются:
1) личные ожидания;
2) групповые ожидания;
3) статусные ожидания;
4) Культурно-этические ожидания.
Рассматривая ожидания компании от работника, выделяются следующие группы:
1) Трудовые ожидания;
2) Групповые ожидания;
3) Ожидания по обеспечению безопасности;
4) Культурно-этические ожидания.
Таблица 3.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 221.