Каждый возрастной период характеризуется определенным видом ведущей деятельности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ведущая — это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данном возрастном этапе.

Ведущая деятельность соответствует основным потребностям ребенка.

Представления о ведущей деятельности и о ее определяющей роли в психическом развитии человека было развито Д. Б. Эльконинымдля построения периодизации развития психики.

Развитие основано на поочередной смене ведущей деятельности, которая в одном возрастном периоде обеспечивает преимущественно развитие мотивационно-потребностной сферы, а на сменяющем его этапе — сферы операционально-технической.

Смена ведущей деятельности означает переход на новую стадию. Основной механизм при этом — сдвиг мотива на цель, превращения того, что выступало, как одна из целей, в самостоятельный мотив.

 

Период Ведущая деятельность
Младенчество Общение со взрослым
Ранний (преддошкольный) возраст Предметно-манипулятивная
Дошкольный Игровая
Младший школьный Учебная
Подростковый Общение со сверстниками
Старший школьный Учебно-профессиональная

 

УРОВНИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней.

1 Верхний уровень — это уровеньособых видов деятельности (игровая, учебная, трудовая),

2 затем следует уровеньдействий,

3 за ним — уровень операций,

4 самый низкий уровень — уровень психофизиологических функций.

Подробно:

Й уровень: ОСОБЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (или особые виды деятельности).

Совокупность действий, которая как бы «гнездится» вокруг одного мотива называют особенной деятельностью или особенным видом деятельности.

Особенные виды деятельности:игровая, учебная, трудовая деятельность.

Одна и та же деятельность может побуждаться разными мотивами, в этом случае говорят о полимотивации деятельности.

/2-й уровень — уровень ДЕЙСТВИЙ — рассмотрен ниже/

Й уровень: ОПЕРАЦИИ.

Под операцией понимается конкретный способ выполнения какого-то действия.

В зависимости от задачи операция может состоять из разнообразных действий, которые могут подразделяться на еще более мелкие (частные) действия. Таким образом, операции — это более крупные единицы деятельности, чем действия.

Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия.

Уровень операций — это уровень автоматических действий и навыков. /см.:/

Одна и та же операция может входить в структуру разных действий.

Четкую грань между операциями и действиями выделить трудно. Например, при выпечке блинов вы не задумываясь переворачиваете блин с одной стороны на другую — это операция. Но если вы при выполнении этой деятельности начинаете себя контролировать и думать, как сделать лучше, то сталкиваетесь с необходимостью выполнения целого ряда действий. В этом случае переворачивание блина превращается в цель целой серии действий, что само по себе не может рассматриваться в качестве операции.

Следовательно, одним из наиболее информативных признаков, разграничивающих действия и операции, является соотношение между степенью осознания выполняемой деятельности.

Помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), который определяется не самой по себе целью, а объективно предметными условиями ее достижения.

Поэтому действие имеет особое качество, а именно способы, какими оно осуществляется.

Определение. Операцией называется способ выполнения действия.

Совершить действие, т. е. достичь одну и ту же цель можно несколькими способами (совершить разные операции).

Операции характеризуют техническую сторону выполнения действия; то, что называют «техникой», ловкостью, сноровкой, относят почти исключительно к уровню операций.

Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Если действие подчинено цели, то операция - условиям, в которых эта цель дана.

При этом под «условиями» подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние свойства самого действующего субъекта.

По существу, уровень операций заполнен автоматизированными действиями и навыками. Характеристики последних есть одновременно и характеристики операций.

Операции бывают двух видов:

1. Возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания. Эти операции практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных условиях.

2. Возникают из действий путем их автоматизации. Эти операции находятся на границе сознания, они как бы «подстораживаются» сознанием и могут стать актуально сознаваемыми: осознаваемость (неосознаваемомость) операций означает подвижность границы между операциями и действиями.

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 179.