Деятельностью называется совокупность действий /активность/ человека, направленных на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Деятельностью называется совокупность действий /активность/ человека, направленных на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. любая деятельность человека всегда связана с внешним движением, движением его мышц.

Б. Деятельность человека вне общества не существует, как нет ее у младенца, у любого ребенка, не достигшего определенного уровня психологического развития.

В. Деятельность не является и не может быть врожденной формой активности, она приобретается людьми в филогенезе и осваивается отдельно взятым человеком в процессе его индивидуального развития в обществе, среди людей.

ПРИЗНАКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность.

/ДРУГОЙ ВАРИАНТ/: Как форма социальной активности человека деятельность отличается следующими признаками:

1 Она является внутренне мотивированной формой активности. Этим деятельность как вид активности отличается от поведения и реакции, которые могут быть следствием воздействия внешних причин на человека.

2 Деятельность человека продуктивна, воплощается в продуктах (материальных и идеальных). Соответствующий процесс носит название «опредмечивание деятельности».

3. Деятельность человека исходит из собственно человеческихвысших, социальных потребностей.

 

НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

!!! Формы активности, имеющие исключительно потребительский характер, деятельностью не являются.

!!! Разнообразные формы активности, порождаемые органическими потребностями, также не являются видами деятельности.

ПРОБЛЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА:

Деятельностный подход в психологии - система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы.

Деятельностный подход опирается на основные принципы диалектического материализма. Главный тезис этого философского направления: не сознание определяет бытие, деятельность человека, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание.

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

1. Принцип единства сознания и деятельности (сознание не может быть замкнутым в самом себе и проявляется только в деятельности).

2 Принцип активности (деятельность — это активный целенаправленный процесс преобразования действительности;

при этом часть активности человека носит надситуативный характер — то есть не обусловлена непосредственными стимулами внешней среды).

3 Принцип предметности (действия человека предметны).

4 Принцип социальной обусловленности (цели деятельности носят социальный характер).

5. Принцип единства построения внешней и внутренней деятельности (прежде чем начать преобразование внешнего мира, человек сначала производит эти действия в своем сознании).

6. Принцип развития (любая деятельность человека складывается и развивается постепенно в процессе онтогенеза и процессов научения).

7. Принцип историзма (деятельность может быть адекватно объяснена только в контексте исторического развития общества).

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Структура деятельности - кратко:

 

1 МОТИВЫ - внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или другой деятельностью.

Мотивы— совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее цели и задачи.

Выделяют следующие виды мотивов: стремление к достижению успеха; избегание неудачи; уничижение (подчинение, самобичевание); аффилиация (стремление к установлению равных дружеских отношений); агрессия (стремление нанести вред другому); автономия (потребность в уединении); преодоление трудностей (стремление к преодолению препятствий); повиновение (подчинение авторитету); самооправдание; доминирование (стремление к власти); демонстративность (артистизм, самолюбование); избегание опасности и др.

 

2 ЦЕЛИ -это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют смысл его деятельности.

Цель выступает в образе результата деятельности.

Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными.

УМЕНИЯ И НАВЫКИ.

УМЕНИЕМ называют освоенный человеком способ выполнения деятельности.

А. В одних случаях умение есть освоенный человеком способ применения знаний на практике.

Для того чтобы учащийся овладел умениями, он должен знать, как это надо делать. Получив знания, он учится применять их в практической деятельности — у него вырабатывается умение.

Вместе с тем, имея знания, ученик может не обладать соответствующими умениями. Знание правила не говорит еще об умении грамотно писать.

УРОВНИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней.

1 Верхний уровень — это уровеньособых видов деятельности (игровая, учебная, трудовая),

2 затем следует уровеньдействий,

3 за ним — уровень операций,

4 самый низкий уровень — уровень психофизиологических функций.

Подробно:

Й уровень: ОПЕРАЦИИ.

Под операцией понимается конкретный способ выполнения какого-то действия.

В зависимости от задачи операция может состоять из разнообразных действий, которые могут подразделяться на еще более мелкие (частные) действия. Таким образом, операции — это более крупные единицы деятельности, чем действия.

Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия.

Уровень операций — это уровень автоматических действий и навыков. /см.:/

ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ

Действия в зависимости от особенностей и целей делятся на следующие виды:

1. моторные;

2. гностические (познавательные):

А) перцептивные (рассмотреть, расслышать, определить на ощупь);

Б) мыслительные (умственные, логические, интеллектуальные — вывести новое знание из известного, сделать вывод);

3. социально-коммуникативные:

коммуникативные действия (установление или поддержание
социальных контактов);

организующие действия (приказ команда, совет);

обслуживающие (полезные действия по удовлетворению тех
или иных потребностей людей).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Деятельностью называется совокупность действий /активность/ человека, направленных на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. любая деятельность человека всегда связана с внешним движением, движением его мышц.

Б. Деятельность человека вне общества не существует, как нет ее у младенца, у любого ребенка, не достигшего определенного уровня психологического развития.

В. Деятельность не является и не может быть врожденной формой активности, она приобретается людьми в филогенезе и осваивается отдельно взятым человеком в процессе его индивидуального развития в обществе, среди людей.

ПРИЗНАКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность.

/ДРУГОЙ ВАРИАНТ/: Как форма социальной активности человека деятельность отличается следующими признаками:

1 Она является внутренне мотивированной формой активности. Этим деятельность как вид активности отличается от поведения и реакции, которые могут быть следствием воздействия внешних причин на человека.

2 Деятельность человека продуктивна, воплощается в продуктах (материальных и идеальных). Соответствующий процесс носит название «опредмечивание деятельности».

3. Деятельность человека исходит из собственно человеческихвысших, социальных потребностей.

 

НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

!!! Формы активности, имеющие исключительно потребительский характер, деятельностью не являются.

!!! Разнообразные формы активности, порождаемые органическими потребностями, также не являются видами деятельности.

ПРОБЛЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА:

Деятельностный подход в психологии - система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы.

Деятельностный подход опирается на основные принципы диалектического материализма. Главный тезис этого философского направления: не сознание определяет бытие, деятельность человека, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание.



Дата: 2016-09-30, просмотров: 248.