Постановка сестринского диагноза
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На этом этапе выявляются физиологические, психологические и социальные проблемы пациента, как актуальные, так и потенциальные, приоритетные проблемы и производится постановка сестринского диагноза.

План изучения проблем пациента:

1) определить актуальные (имеющиеся в наличии) и потенциальные проблемы пациента;

2) выявить факторы, вызвавшие возникновение актуальных проблем или способствовавшие появлению потенциальных проблем;

3) определить сильные стороны пациента, которые помогут решению актуальных и предотвращению потенциальных проблем.

Так как в подавляющем большинстве случаев у пациентов выявляется несколько актуальных проблем, связанных со здоровьем, то для их решения и успешной помощи пациенту необходимо выяснить приоритет той или иной проблемы. Приоритет проблемы может быть первичным, вторичным и промежуточным.

Первичный приоритет имеет проблема, требующая экстренного или первоочередного решения.

Промежуточный приоритет связан с состоянием здоровья пациента, не угрожающим его жизни и не является первоочередным. Вторичный приоритет имеют проблемы, не соотносящиеся с конкретным заболеванием и не влияющие на его прогноз.

Следующей задачей является формулирование сестринского диагноза.

Целью сестринской диагностики является не диагностика заболевания, а выявление реакций организма больного на заболевание (боль, слабость, кашель, гипертермия и т. д.). Сестринский диагноз (в отличие от врачебного) постоянно меняется в зависимости от смены реакции организма пациента на болезнь. Одновременно один и тот же сестринский диагноз может ставиться при различных заболеваниях различным больным.

Планирование сестринского процесса

Составление плана медицинских мероприятий преследует определеные цели, а именно:

1) координирует работу сестринской бригады;

2) обеспечивает очередность мероприятий по уходу за больным;

3) помогает поддерживать связь с другими медицинскими службами и специалистами;

4) помогает определить экономические траты (так как в нем указываются материалы и оборудование, необходимые для выполнения мероприятий по сестринскому уходу);

5) юридически документирует качество оказания сестринской помощи;

6) помогает в последующем оценить результаты проведенных мероприятий.

Цели сестринских мероприятий – предотвращение рецидивов, осложнений заболевания, профилактика заболеваний, реабилитация, социальная адаптация больного и т. д.

Этот этап сестринского процесса состоит из четырех стадий:

1) выявления приоритетов, определения порядка решения проблем пациента;

2) разработки ожидаемых результатов. Результат – это эффект, которого хотят достичь медсестра и пациент в совместной деятельности. Ожидаемые результаты являются следствием выполнения следующих задач сестринского ухода:

а) решения проблем пациента, связанных со здоровьем;

б) снижения остроты проблем, устранить которые невозможно;

в) предотвращения развития потенциально возможных проблем;

г) оптимизации возможности пациента в плане самопомощи или помощи со стороны родственников и близких людей;

3) разработки сестринских мероприятий. Конкретно определяется, каким образом медсестра поможет пациенту достичь ожидаемых результатов. Из всех возможных мероприятий выбираются те, которые помогут достигнуть поставленной цели. Если существуют несколько видов эффективных способов, пациенту предлагают самому сделать выбор. Для каждого из них должны быть определены место, время и способ выполнения. 4) внесения плана в документацию и обсуждения его с другими членами сестринской бригады. Каждый план сестринских мероприятий должен иметь дату составления и заверяться подписью лица, составившего документ. Важным компонентом сестринских мероприятий является выполнение назначений врача. Необходимо, чтобы сестринские мероприятия согласовались с терапевтическим решениями, основывались на научных принципах, являлись индивидуальными для конкретного больного, использовали возможность обучения пациента и позволяли ему принимать активное участие.

На основании ст. 39 Основ законодательства об охране здоровья граждан медицинские работники должны оказывать первую медицинскую помощь всем нуждающимся в ней в медицинских учреждениях и на дому, на улице и в общественных местах.

 

Выполнение сестринского плана

В зависимости от участия врача сестринские мероприятия подразделяются на:

1) независимые мероприятия – действия медсестры по собственной инициативе без указаний врача (обучение пациента навыкам самообследования, членов семьи – правилам ухода за пациентом);

2) зависимые мероприятия, выполняющие на основе письменных распоряжений врача и под его наблюдением (выполнение инъекций, подготовка пациента к различным диагностическим обследованиям). Согласно современным представлениям медсестра не должна выполнять назначения врача автоматически, должна продумывать свои действия, а при необходимости (в случае несогласия с врачебным назначением) консультироваться у врача и обращая его внимание на нецелесообразность сомнительного назначения;

3) взаимозависимые мероприятия, предусматривающие совместные действия медсестры, врача и других специалистов.

Помощь, оказываемая пациенту, может быть:

1) временной, рассчитанной на короткое время, которая оказывается при неспособности пациента к самообслуживанию, самостоятельному уходу за собой, например после операций, травм;

2) постоянной, необходимой в течение всей жизни пациента (при тяжелых травмах, параличах, при ампутации конечностей);

3) реабилитирующей. Это сочетание лечебной физкультуры, лечебного массажа и дыхательной гимнастики.

Реализация плана сестринских мероприятий осуществляется в три стадии, включающие:

1) подготовку (пересмотр) сестринских мероприятий, установленных во время этапа планирования; анализ сестринских знаний, умений, навыков, определение возможных осложнений, которые могут возникнуть во время выполнения сестринских манипуляций; обеспечение необходимыми ресурсами; подготовку оборудования – I стадия;

2) выполнение мероприятий – II стадия;

3) заполнение документации (полное и точное занесение выполненных действий в соответствующую форму) – III стадия.

Оценка результатов

Цель этого этапа – оценка качества оказанной помощи, ее эффективности, полученных результатов и подведение итогов. Оценка качества и эффективности сестринской помощи производится пациентом, его родственниками, самой медсестрой, выполнявшей сестринские мероприятия, и руководством (старшей и главной медсестрами). Результат выполнения этого этапа – выявление положительных и отрицательных сторон в профессиональной деятельности медсестры, пересмотр и коррекция плана мероприятий.

Сестринская история болезни

Вся деятельность медсестры в отношении пациента протоколируется в сестринской истории болезни. В настоящее время этот документ применяется еще не во всех лечебно-профилактических учреждениях, но по мере реформирования сестринского дела в России приобретает все большее применение.

+

Сестринская история болезни включает следующее:

1. Данные о пациенте:

1) дата и время госпитализации;

2) отделение, палата;

3) Ф. И. О;

4) возраст, дата рождения;

5) пол;

6) адрес;

7) место работы;

8) профессия;

9) семейное положение;

10) кем направлен;

11) лечебный диагноз;

12) наличие аллергических реакций.

 

2. Сестринское обследование:

1) субъективнее обследование:

а) жалобы;

б) анамнез болезни;

в) анамнез жизни;

2) объективное обследование;

3) данные дополнительных методов исследования.

3. Сестринский диагноз:

1) актуальные проблемы;

2) потенциальные проблемы.

Вариант составления плана медицинских мероприятий представлен в таблице 1.

Таблица 1

Приблизительный план сестринских мероприятий

 

 

Действия медсестры

1. Провести беседу с пациентом, выяснить уровень знаний об имеющемся заболевании

2. Объяснить больному суть заболевания, причины возникновения боли

3. Перечислить предвестники приступа, научить пациента, как себя вести, что делать для уменьшения интенсивности боли

4. Порекомендовать принимать отвары или настойки успокоительных трав

5. Порекомендовать пациенту постоянно иметь при себе нитроглицерин, научить, как его принимать, объяснить, что во время приема нитроглицерина может возникнуть головная боль

6. Выполнять все рекомендации врача

7. Объяснить родственникам, что больному требуется избегать стрессов, необходимо создать спокойную атмосферу

 

 

 

Действия медсестры

1. Провести беседу с пациентом о вреде курения и приема алкоголя. Объяснить механизм действия алкоголя и никотина на сердечно-сосудистую систему

2. Научить больного правильной организации труда и отдыха

3. Привести пример комплекса лечебной физкультуры (ЛФК)

 

 

 

 

Часть II
Организация работы лечебно-профилактического учреждения

Лечебно-профилактические учреждения – это медицинские учреждения различных форм собственности, оказывающие лечебно-профилактическую помощь населению.

Лечебно-профилактическая помощь – государственная система всеобщего обеспечения населения всеми видами квалифицированной медицинской помощи, включающая полный комплекс лечебно-диагностических и профилактических мероприятий.

В последние десятилетия отмечается заметное ухудшение состояния здоровья населения нашей страны: неуклонно растет уровень заболеваемости и смертности, уменьшается средняя продолжительность жизни на фоне падения уровня рождаемости. Население стареет, нарастает демографический кризис, что во многом обусловлено сложной экономической ситуацией. Положение усугубляется практически неконтролируемым притоком мигрантов из сопредельных государств, поскольку эти люди не состоят на учете в медицинских учреждениях и нередко являются носителями опасных инфекций. Тем не менее в любых условиях медицинские работники должны максимально использовать все свои знания и навыки для оказания населению квалифицированной медицинской помощи.

Глава 1
Типы лечебно-профилактических учреждений

В зависимости от вида оказываемой лечебно-профилактической помощи лечебно-профилактические учреждения делятся на амбулаторно-поликлинические, стационарные и санаторно-курортные. Отдельно выделяются следующие учреждения:

1) станции скорой помощи, больницы или отделения скорой и неотложной помощи;

2) специализированные медицинские учреждения для оказания акушерско-гинекологической помощи, к которым относятся женские консультации, родильные дома, родильные и специализированные гинекологические отделения и стационары;

3) медицинско-педиатрические учреждения (детские поликлиники и больницы);

4) санаторные и санаторно-профилактические учреждения.

Существующая номенклатура лечебно-профилактических учреждений включает также учреждения особого типа (лепрозорий) и станции переливания крови.



Дата: 2016-09-30, просмотров: 180.