Развитие сестринского дела в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

История сестринского дела

Этический кодекс медицинской сестры России

Часть I. Общие Положения

Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры является гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры выступают комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний.

Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры, призван способствовать правовому обеспечению сестринской деятельности, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в России.

Часть II. Медицинская сестра и пациент

Статья 1. Медицинская сестра и право пациента на качественную медицинскую помощь.

Медицинская сестра должна уважать неотъемлемые права каждого человека на наивысший уровень физического и психического здоровья и на получение адекватной медицинской помощи. Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам. Медицинская сестра несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом. Профессиональная и этическая обязанность медицинской сестры – оказывать в меру своей компетенции неотложную медицинскую помощь любому человеку, нуждающемуся в ней.

Статья 2. Основное условие сестринской деятельности – профессиональная компетентность.

Медицинская сестра должна всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня – первейший профессиональный долг медицинской сестры. Медицинская сестра должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента.

Статья 3. Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав.

Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Медицинская сестра обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Медицинская сестра не вправе участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми. Медицинская сестра не вправе способствовать самоубийству больного. Медицинская сестра в пределах своей компетенции ответственна за обеспечение прав пациента, провозглашенных Всемирной медицинской ассоциацией, Всемирной организацией здравоохранения и закрепленных в законодательстве Российской Федерации.

В 1930-е гг. в России впервые появились отряды ГСО (дословно – «Готов к санитарной обороне») для взрослого населения и БГСО (дословно – «Будь готов к санитарной обороне») для детей, были организованы санитарные дружины, санитарные посты, а все население централизованно обучалось элементарным навыкам ухода и оказанию неотложной помощи.

Статья 4. Уважение человеческого достоинства пациента.

Медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий. Осуществляя уход, медицинская сестра должна уважать право пациента на участие в планировании и проведении лечения. Проявление высокомерия, пренебрежительное отношение или унизительное обращение с пациентом недопустимы. Медицинская сестра не вправе навязывать пациенту свои моральные, религиозные, политические убеждения. При установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам медицинская сестра должна руководствоваться только медицинскими критериями, исключая какую-либо дискриминацию. В случаях, требующих по медицинских показаниям контроля за поведением пациента, медицинской сестре следует ограничивать свое вмешательство в личную жизнь пациента исключительно профессиональной необходимостью.

Часть III. Медицинская сестра и ее профессия

Часть IV. Медицинская сестра и общество

Часть V. Действие этического кодекса медицинской сестры России, ответственность за его нарушения и порядок его пересмотра

Обследование пациента

Целью этого метода является сбор информации о больном. Ее получают путем субъективного, объективного и дополнительных способов обследования.

Субъективное обследование заключается в опросе пациента, его родственников, ознакомлении с его медицинской документацией (выписками, справками, медицинской картой амбулаторного больного).

Для получения полной информации при общении с пациентом медсестра должна придерживаться следующих принципов:

1) вопросы должны быть подготовлены заранее, что облегчает общение медсестры и пациента, позволяет не пропустить важные детали;

2) необходимо внимательно выслушивать пациента, доброжелательно относиться к нему;

3) больной должен чувствовать интерес медсестры к своим проблемам, жалобам, переживаниям;

4) полезно кратковременное молчаливое наблюдение за пациентом перед началом опроса, что дает возможность больному собраться с мыслями, привыкнуть к окружающей обстановке. Медработник в это время может составить общее представление о состоянии больного;

5) во время беседы рекомендуется вести короткие записи, чтобы не забыть в последующем важную информацию.

Во время опроса медсестра выясняет жалобы больного, анамнез заболевания (когда началось, с каких симптомов, как изменялось состояние больного по мере развития заболевания, какие лекарственные препараты принимались), анамнез жизни (перенесенные болезни, особенности быта, питания, наличие вредных привычек, аллергических или хронических заболеваний).

При объективном обследовании проводят оценку внешнего вида больного (выражение лица, положение в кровати или на стуле и др.), исследование органов и систем, определяют функциональные показатели (температуру тела, артериальное давление (АД), частоту сердечных сокращений (ЧСС), частота дыхательных движений (ЧДД), рост, массу тела, жизненную емкость легких (ЖЕЛ) и т. д.).

Законодательством Российской Федерации запрещено проведение абортов вне лечебного учреждения. Если искусственное прерывание беременности произведено вне специализированного медицинского учреждения или лицом со средним медицинским образованием, то на основании ч. 2 ст. 116 Уголовного кодекса РФ выполнивший аборт привлекается к уголовной ответственности.

План объективного обследования пациента:

1) внешний осмотр (охарактеризовать общее состояние больного, внешний вид, выражение лица, сознание, положение больного в постели (активное, пассивное, вынужденное), подвижность пациента, состояние кожи и слизистых оболочек (сухость, влажность, цвет), наличие отеков (общих, местных));

2) измерить рост и массу тела больного;

3) подсчитать частоту дыхательных движений, определить ритм и глубину дыхания, выявить наличие патологического дыхания;

4) подсчитать частоту пульса, определить его качество;

5) измерить АД на обеих руках;

6) при наличии отеков определить суточный диурез и водный баланс;

7) зафиксировать основные симптомы, характеризующие состояние:

а) органов дыхательной системы (кашель, выделение мокроты, кровохарканье);

б) органов сердечно-сосудистой системы (боль в области сердца, изменения пульса и АД);

в) органов желудочно-кишечного тракта (состояние ротовой полости, нарушение пищеварения, осмотр рвотных масс, кала);

г) органов мочевыделительной системы (наличие почечной колики, изменение внешнего вида и количества выделенной мочи);

8) выяснить состояние мест возможного парентерального введения лекарственных средств (локтевого сгиба, ягодиц);

9) определить психологическое состояние больного (адекватность, общительность, открытость). Дополнительные способы обследования включают лабораторные, инструментальные, рентгенологические, эндоскопические методы и УЗИ. Обязательным является проведение таких дополнительных исследований, как:

1) клинический анализ крови;

2) анализ крови на сифилис;

3) анализ крови на глюкозу;

4) клинический анализ мочи;

5) анализ кала на яйца гельминтов;

6) ЭКГ;

7) флюорография.

Конечной ступенью первого этапа медсестринского процесса является документирование полученной информации и получение базы данных о пациенте, которые записываются в сестринскую историю болезни соответствующей формы. История болезни юридически документирует самостоятельную профессиональную деятельность медсестры в пределах ее компетенции.

Планирование сестринского процесса

Составление плана медицинских мероприятий преследует определеные цели, а именно:

1) координирует работу сестринской бригады;

2) обеспечивает очередность мероприятий по уходу за больным;

3) помогает поддерживать связь с другими медицинскими службами и специалистами;

4) помогает определить экономические траты (так как в нем указываются материалы и оборудование, необходимые для выполнения мероприятий по сестринскому уходу);

5) юридически документирует качество оказания сестринской помощи;

6) помогает в последующем оценить результаты проведенных мероприятий.

Цели сестринских мероприятий – предотвращение рецидивов, осложнений заболевания, профилактика заболеваний, реабилитация, социальная адаптация больного и т. д.

Этот этап сестринского процесса состоит из четырех стадий:

1) выявления приоритетов, определения порядка решения проблем пациента;

2) разработки ожидаемых результатов. Результат – это эффект, которого хотят достичь медсестра и пациент в совместной деятельности. Ожидаемые результаты являются следствием выполнения следующих задач сестринского ухода:

а) решения проблем пациента, связанных со здоровьем;

б) снижения остроты проблем, устранить которые невозможно;

в) предотвращения развития потенциально возможных проблем;

г) оптимизации возможности пациента в плане самопомощи или помощи со стороны родственников и близких людей;

3) разработки сестринских мероприятий. Конкретно определяется, каким образом медсестра поможет пациенту достичь ожидаемых результатов. Из всех возможных мероприятий выбираются те, которые помогут достигнуть поставленной цели. Если существуют несколько видов эффективных способов, пациенту предлагают самому сделать выбор. Для каждого из них должны быть определены место, время и способ выполнения. 4) внесения плана в документацию и обсуждения его с другими членами сестринской бригады. Каждый план сестринских мероприятий должен иметь дату составления и заверяться подписью лица, составившего документ. Важным компонентом сестринских мероприятий является выполнение назначений врача. Необходимо, чтобы сестринские мероприятия согласовались с терапевтическим решениями, основывались на научных принципах, являлись индивидуальными для конкретного больного, использовали возможность обучения пациента и позволяли ему принимать активное участие.

На основании ст. 39 Основ законодательства об охране здоровья граждан медицинские работники должны оказывать первую медицинскую помощь всем нуждающимся в ней в медицинских учреждениях и на дому, на улице и в общественных местах.

 

Выполнение сестринского плана

В зависимости от участия врача сестринские мероприятия подразделяются на:

1) независимые мероприятия – действия медсестры по собственной инициативе без указаний врача (обучение пациента навыкам самообследования, членов семьи – правилам ухода за пациентом);

2) зависимые мероприятия, выполняющие на основе письменных распоряжений врача и под его наблюдением (выполнение инъекций, подготовка пациента к различным диагностическим обследованиям). Согласно современным представлениям медсестра не должна выполнять назначения врача автоматически, должна продумывать свои действия, а при необходимости (в случае несогласия с врачебным назначением) консультироваться у врача и обращая его внимание на нецелесообразность сомнительного назначения;

3) взаимозависимые мероприятия, предусматривающие совместные действия медсестры, врача и других специалистов.

Помощь, оказываемая пациенту, может быть:

1) временной, рассчитанной на короткое время, которая оказывается при неспособности пациента к самообслуживанию, самостоятельному уходу за собой, например после операций, травм;

2) постоянной, необходимой в течение всей жизни пациента (при тяжелых травмах, параличах, при ампутации конечностей);

3) реабилитирующей. Это сочетание лечебной физкультуры, лечебного массажа и дыхательной гимнастики.

Реализация плана сестринских мероприятий осуществляется в три стадии, включающие:

1) подготовку (пересмотр) сестринских мероприятий, установленных во время этапа планирования; анализ сестринских знаний, умений, навыков, определение возможных осложнений, которые могут возникнуть во время выполнения сестринских манипуляций; обеспечение необходимыми ресурсами; подготовку оборудования – I стадия;

2) выполнение мероприятий – II стадия;

3) заполнение документации (полное и точное занесение выполненных действий в соответствующую форму) – III стадия.

Оценка результатов

Цель этого этапа – оценка качества оказанной помощи, ее эффективности, полученных результатов и подведение итогов. Оценка качества и эффективности сестринской помощи производится пациентом, его родственниками, самой медсестрой, выполнявшей сестринские мероприятия, и руководством (старшей и главной медсестрами). Результат выполнения этого этапа – выявление положительных и отрицательных сторон в профессиональной деятельности медсестры, пересмотр и коррекция плана мероприятий.

Сестринская история болезни

Вся деятельность медсестры в отношении пациента протоколируется в сестринской истории болезни. В настоящее время этот документ применяется еще не во всех лечебно-профилактических учреждениях, но по мере реформирования сестринского дела в России приобретает все большее применение.

+

Сестринская история болезни включает следующее:

1. Данные о пациенте:

1) дата и время госпитализации;

2) отделение, палата;

3) Ф. И. О;

4) возраст, дата рождения;

5) пол;

6) адрес;

7) место работы;

8) профессия;

9) семейное положение;

10) кем направлен;

11) лечебный диагноз;

12) наличие аллергических реакций.

 

2. Сестринское обследование:

1) субъективнее обследование:

а) жалобы;

б) анамнез болезни;

в) анамнез жизни;

2) объективное обследование;

3) данные дополнительных методов исследования.

3. Сестринский диагноз:

1) актуальные проблемы;

2) потенциальные проблемы.

Вариант составления плана медицинских мероприятий представлен в таблице 1.

Таблица 1

Приблизительный план сестринских мероприятий

 

 

Действия медсестры

1. Провести беседу с пациентом, выяснить уровень знаний об имеющемся заболевании

2. Объяснить больному суть заболевания, причины возникновения боли

3. Перечислить предвестники приступа, научить пациента, как себя вести, что делать для уменьшения интенсивности боли

4. Порекомендовать принимать отвары или настойки успокоительных трав

5. Порекомендовать пациенту постоянно иметь при себе нитроглицерин, научить, как его принимать, объяснить, что во время приема нитроглицерина может возникнуть головная боль

6. Выполнять все рекомендации врача

7. Объяснить родственникам, что больному требуется избегать стрессов, необходимо создать спокойную атмосферу

 

 

 

Действия медсестры

1. Провести беседу с пациентом о вреде курения и приема алкоголя. Объяснить механизм действия алкоголя и никотина на сердечно-сосудистую систему

2. Научить больного правильной организации труда и отдыха

3. Привести пример комплекса лечебной физкультуры (ЛФК)

 

 

 

 

Часть II
Организация работы лечебно-профилактического учреждения

Лечебно-профилактические учреждения – это медицинские учреждения различных форм собственности, оказывающие лечебно-профилактическую помощь населению.

Лечебно-профилактическая помощь – государственная система всеобщего обеспечения населения всеми видами квалифицированной медицинской помощи, включающая полный комплекс лечебно-диагностических и профилактических мероприятий.

В последние десятилетия отмечается заметное ухудшение состояния здоровья населения нашей страны: неуклонно растет уровень заболеваемости и смертности, уменьшается средняя продолжительность жизни на фоне падения уровня рождаемости. Население стареет, нарастает демографический кризис, что во многом обусловлено сложной экономической ситуацией. Положение усугубляется практически неконтролируемым притоком мигрантов из сопредельных государств, поскольку эти люди не состоят на учете в медицинских учреждениях и нередко являются носителями опасных инфекций. Тем не менее в любых условиях медицинские работники должны максимально использовать все свои знания и навыки для оказания населению квалифицированной медицинской помощи.

Глава 1
Типы лечебно-профилактических учреждений

В зависимости от вида оказываемой лечебно-профилактической помощи лечебно-профилактические учреждения делятся на амбулаторно-поликлинические, стационарные и санаторно-курортные. Отдельно выделяются следующие учреждения:

1) станции скорой помощи, больницы или отделения скорой и неотложной помощи;

2) специализированные медицинские учреждения для оказания акушерско-гинекологической помощи, к которым относятся женские консультации, родильные дома, родильные и специализированные гинекологические отделения и стационары;

3) медицинско-педиатрические учреждения (детские поликлиники и больницы);

4) санаторные и санаторно-профилактические учреждения.

Существующая номенклатура лечебно-профилактических учреждений включает также учреждения особого типа (лепрозорий) и станции переливания крови.

Дезинфекция

Дезинфекция – это мероприятия, направленные на уничтожение возбудителей заболеваний в окружающей среде. Дезинфекционной обработке в лечебно-профилактических учреждениях подлежат все предметы, имеющие непосредственный контакт с раневыми поверхностями, кровью, выделениями больных. Дезинфекции подвергаются все предметы, использующиеся в уходе за пациентами (грелки, термометры, посуда и др.). Загрязненный медицинский инструментарий и перчатки помещают в емкость с дезинфицирующим раствором на 1 ч, после чего промывают водой до полного исчезновения запаха хлора. Используют 5 %-ный раствор хлорамина для дезинфекции одноразового инструментария, 3 %-ный раствор хлорамина – для обработки инструментов, перчаток, использованной ветоши; 1 %-ный – для обработки поверхностей, термометров, мытья полов, кушеток; 0,5 %-ный – для обработки рук. Кроме того, для дезинфекции можно применять кипячение. Для дезинфекционной обработки помещений осуществляют влажную уборку с обеззараживающими растворами и фильтрацию воздуха.

Виды дезинфекции

Профилактическая дезинфекция выполняется, если источники инфекции не обнаружены, но допускается их наличие. Целью данного вида дезинфекции является снижение обсемененности инструментария, предметов обстановки и помещений и уменьшение вероятности заражения пациентов. Профилактическая дезинфекция проводится постоянно или периодически.

Текущая дезинфекция в лечебно-профилактических учреждениях применяется постоянно, заключительная дезинфекция – после выписки или смерти пациента.

Методы дезинфекции

К методам дезинфекции относят:

1) механический;

2) физический;

3) химический.

Механические методы дезинфекции предполагают вытряхивание предметов обстановки (ковров), чистку пылесосом, стирку и мытье, а также проветривание помещений, где находится больной, и фильтрацию воды. Целью механической дезинфекции является снижение количества микроорганизмов на обрабатываемых объектах.

Физические методы дезинфекции предполагают ликвидацию микроорганизмов путем воздействия на них физическими методами, такими как прокаливание, обжигание, кипячение, обдувание сухим горячим воздухом, воздействие солнечным светом, радиацией и т. д. Физические методы дезинфекционной обработки можно комбинировать с химическими в специальных камерах.

Химические методы дезинфекции осуществляются посредством воздействия на микроорганизмы химическими веществами, обладающими бактерицидным, спороцидным, вирулецидным и фунгицидным эффектом. Наиболее часто для химической дезинфекции применяются хлорсодержащие препараты, фенолы, формалин, перекись водорода и спирты.

Стерилизация

Стерилизация – это полное уничтожение микроорганизмов, их вегетативных форм с медицинского инструментария и предметов медицинского назначения.

Стерилизации подлежат все предметы, контактировавшие с раневой поверхностью, загрязненные кровью или инъекционными формами лекарственных препаратов, а также инструменты, которые при использовании могут повредить целостность слизистых оболочек

Методы стерилизации

Методы стерилизации включают:

1) физический (паровой, воздушный, радиационный;

2) химический (стерилизующие растворы и газы). К воздушному методу стерилизации относится обработка инструментов в сухожаровых шкафах. В стандартном воздушном стерилизаторе инструмент должен находиться 1 ч при температуре 180 °C.

Паровой метод стерилизации предполагает автоклавирование. Используются два режима:

1) температура пара 120 °C, давление 1,1 атм на протяжении 45 мин;

2) температура пара 132 °C, давление 2 атм в течение 20 мин.

Мягкий инвентарь, металлические и стеклянные изделия для стерилизации помещают в металлические биксы или двухслойные мешки из плотной ткани и осуществляют автоклавирование при температуре 132 °C, давлении 2 атм в течение 20 мин.

Изделия из резины стерилизуют в тех же упаковках, но при другом температурном режиме – 120 °C и давлении 1,1 атм на протяжении 45 мин. На биксах отмечаются дата и время проведения стерилизации. При подготовке предметов медицинского назначения к стерилизации в упаковку закладывается термовременная лента «Винар». При соблюдении определенного режима стерилизации она меняет свой цвет. Соответствие цвета индикаторной ленты шкале для сравнения возможно только при строгом соблюдении режима стерилизации. В специальном журнале учета стерилизации фиксируется время начала и окончания процесса стерилизации и наклеивается фрагмент изменившей цвет винар-ленты.

Радиационный метод стерилизации (γ-излучение) используется в заводских условиях.

Для проведения стерилизации химическим методом чаще всего применяют 6 %-ный раствор перекиси водорода. При комнатной температуре раствора время стерилизации составляет 6 ч, при нагревании раствора перекиси водорода до 50 °C время стерилизации сокращается до 3 ч.

Стерилизация газовым методом (окисью этилена, парами формальдегида) проводится обычно в заводских условиях для обработки одноразовых инструментов и изделий медицинского назначения (шприцев, шовного материала и др.).

Глава 3
Лечебно-охранительный режим в лечебно-профилактических учреждениях

Лечебно-охранительный режим в лечебно-профилактических учреждениях предусматривает создание оптимальных условий для выздоровления пациента. В лечебно-охранительный режим входит определенная организация дня пациента – расписание выполнения лечебно-диагностических мероприятий, режим питания, сна, общения с посетителями и др. Кроме того, лечебно-охранительный режим включает создание у пациента определенного психологического настроя на выздоровление, улучшение состояния, преодоление проблем со здоровьем. Поэтому персоналу рекомендуется проявлять доброжелательность к пациентам, разговаривать спокойным негромким голосом, соблюдать по возможности установленный для них режим дня. Пациентов, страдающих тяжелыми заболеваниями или находящихся на строгом постельном или постельном режиме, рекомендуется помещать в отдельные палаты или отгораживать ширмой на время проведения гигиенических мероприятий и физиологических отправлений. Это необходимо для комфортного самочувствия самого пациента и окружающих его людей.

Для соблюдения тишины персоналу медицинского учреждения рекомендуется носить бесшумную обувь. Не следует включать громкую музыку, кричать, выяснять отношения в присутствии пациента.

Комфортные и уютные палаты помогают адаптироваться пациентам к больничным условия, создают благоприятный психологический фон. При отделке помещений в лечебно-профилактических учреждениях следует использовать экологичные материалы теплых цветов. Это также положительно влияет на психологическое состояние пациента.

В зависимости от состояния больного ему могут быть назначены различные виды режима – общий, полупостельный, постельный, строгий постельный.

Строгий постельный режим рекомендован для обеспечения пациенту максимального покоя. При нем больной постоянно находится либо в горизонтальном положении на спине, либо в полусидячем положении с приподнятым изголовьем кровати. Пациенту, которому назначен строгий постельный режим, не позволяется самостоятельно менять положение тела и осуществлять движения в крупных суставах. Такой пациент нуждается в полном уходе (все гигиенические процедуры, кормление, помощь при физиологических отправлениях осуществляет медсестра).

 

Постельный режим показан, когда состояние здоровья пациента позволяет немного активизировать его движения. Основную часть времени такой больной проводит в горизонтальном или сидячем положении с приподнятым изголовьем. При этом ему позволяется выполнять движения конечностями, поворачиваться в постели, а также самостоятельно умываться и есть. Тем не менее пациенту необходимо помогать во время приема пищи, подавать судно, менять постельное и нательное белье и многое другое.

Палатный (полупостельный) режим рекомендован при необходимости постепенного увеличения двигательной активности. Пациенту, находящемуся на палатном режиме, разрешается половину дневного времени находиться в сидячем положении, несколько раз в день можно прохаживаться по палате.

Свободный (общий) режим показан при необходимости увеличить физическую нагрузку. При данном режиме большую часть времени пациент проводит вне постели, выходит за пределы палаты, допускаются прогулки на свежем воздухе. Однако тихий час пациент проводит, непременно лежа в постели.

В лечебно-профилактических учреждениях санаторного типа существуют три разновидности общего режима.

Щадящий режим по уровню физических нагрузок соответствует общему режиму в стационаре. Пациентам разрешаются прогулки на территории санатория, но определенная часть дневного времени должна проводиться в сидячем положении и относительном покое.

Щадяще-тренирующий режим предполагает участие пациента в экскурсиях и массовых культурных мероприятиях, ему разрешаются более длительные прогулки в окрестностях санатория.

Тренирующий режим допускает значительно более длительные прогулки и активное участие в любых мероприятиях.

 

 

Часть III
Медицинские манипуляции в сестринском деле

Глава 1
Техника проведения основных медицинских манипуляций

Психологическая подготовка пациента к манипуляции

Последовательность подготовки пациента к манипуляциии выглядит так:

1) нужно поздороваться с пациентом доброжелательно и с улыбкой, назвать свою должность и имя-отчество;

2) следует объяснить пациенту суть и ход предстоящей манипуляции, необходимость ее выполнения;

3) требуется получить согласие пациента на выполнение манипуляции;

Гигиеническая ванна

Последовательность выполнения процедуры:

1) проверить состояние ванной комнаты и ванны;

2) взять щетку для мойки ванны, 0,5 %-ный раствор хлорной извести или 1 %-ный раствор хлорамина, полотенце, мыло, шампунь, губку, деревянную подставку, водный термометр;

3) вымыть ванну щеткой с мылом и продезинфицировать ее дезраствором (двойным протиранием с интервалом в 15 мин), ополоснуть ванну горячей водой;

4) психологически подготовить пациента к выполнению манипуляции;

5) наполнить ванну холодной, а затем горячей водой в расчете на объем тела больного;

6) проконтролировать температуру воды (36–40 °C) водным термометром;

7) раздеть пациента в ванной комнате, помочь ему удобно разместиться в ванне, подложив под ноги деревянную подставку;

8) следить за пульсом, дыханием, цветом кожных покровов, общим состоянием больного;

9) вымыть пациента губкой с мылом в последовательности: голова, туловище, конечности, паховые складки, промежность, ноги;

10) помочь пациенту выйти из ванны и обтереться согретым полотенцем;

11) помочь пациенту одеться в чистое белье, халат, тапочки;

12) сделать пометку о проведении гигиенической ванны в температурном листке.

Гигиенический душ

Последовательность выполнения процедуры:

1) приготовить щетку для мойки душевой кабины или ванны, 0,5 %-ный раствор хлорной извести или 1 %-ный раствор хлорамина, полотенце, мыло, шампунь, губку, деревянную подставку, водный термометр;

2) психологически подготовить пациента к выполнению манипуляции;

3) проверить состояние душевой комнаты или ванны;

4) вымыть душевую кабину или ванну щеткой с мылом и продезинфицировать ее дезраствором путем двойного протирания с интервалом в 15 мин;

5) ополоснуть душевую кабину или ванну горячей водой;

6) включить душ и отрегулировать температуру воды;

7) помочь пациенту раздеться;

8) поставить в душевую кабину или ванную скамью и посадить пациента;

9) помочь ему вымыться в определенной последовательности: голова, туловище, конечности, паховые складки, промежность;

10) вытереть пациента;

11) помочь пациенту одеться;

12) сделать пометку о проведении гигиенического душа в температурном листке.

Обтирание пациента

Последовательность выполнения процедуры:

1) приготовить теплую воду, губку, клеенку, одеяло, уксус, камфорный или этиловый спирт, полотенце;

2) психологически подготовить пациента к выполнению манипуляции;

3) обнажить определенный участок тела;

4) подстелить под часть тела, которая подлежит обтиранию, клеенку;

5) протереть часть тела влажной губкой;

6) обсушить досуха эту часть тела полотенцем и прикрыть одеялом;

7) выполнять процедуру поэтапно от головы к ногам;

8) использованное оснащение продезинфицировать.

Смена нательного белья

Последовательность выполнения процедуры:

1) взять рубашку;

2) психологически подготовить пациента к манипуляции;

3) подтянуть грязную рубашку сзади к затылку, а спереди – к груди;

4) снять грязную рубашку через голову, подняв руки пациента, далее освободить руки;

5) надеть чистую рубашку поочередно на руки, потом через голову;

6) расправить аккуратно рубашку на спине и груди;

7) если у пациента больная рука, то рукав снять сначала со здоровой, а затем с больной руки; надеть чистую рубашку в обратном порядке;

8) грязное белье сложить в мешок или бак для грязного белья.

Смена постельного белья

Последовательность выполнения процедуры:

1) приготовить набор постельного белья;

2) психологически подготовить пациента к манипуляции.

I вариант (пациенту назначен постельный режим):

1) свернуть по длине до половины чистую простыню;

2) поднять голову пациента и убрать подушку;

3) переместить пациента к краю кровати, повернув его на бок;

4) свернуть грязную простыню по всей длине в направлении к пациенту;

5) расстелить чистую простыню на освободившейся части кровати;

6) повернуть пациента на спину, а затем на другой бок так, чтобы он переместился на чистую простыню;

7) забрать грязную простыню и закончить застилать чистую;

8) заправить под матрас край простыни.

II вариант (пациенту назначен строгий постельный режим):

1) свернуть полностью чистую простыню в поперечном направлении, как бинт;

2) осторожно убрать подушку из-под головы пациента;

3) свернуть грязную простыню от головного конца кровати к пояснице больного, осторожно приподняв пациента;

4) раскатать чистую простыню на свободную часть кровати;

5) приподнять таз, потом ноги пациента, сдвинуть грязную простыню, продолжая раскатывать чистую;

6) опустить таз и ноги пациента, заправить края простыни под матрас;

Сложить грязное белье в мешок или бак для грязного белья.

 

История сестринского дела

Развитие сестринского дела в России

В России сестринское дело как наука сформировалась относительно недавно. Тем не менее оно имеет многовековую историю. Во все времена тяжелый труд по уходу за больными и ранеными ложился в основном на плечи женщин. Так, в женских монастырях сестры осуществляли абсолютно бескорыстный уход за больными. Первое упоминание о лечебнице, где подобные обязанности выполняли женщины, относится к Х в., а создана она была легендарной княгиней Ольгой. В XVI в. Стоглавым собором был издан указ об основании мужских и женских богаделен, в которых могли служить в том числе и женщины.

Для ухода в условиях госпиталей и лазаретов женщины были впервые задействованы во время царствования великого реформатора Петра I. Несколько позже женский труд в лечебных учреждениях был упразднен (такое положение сохранилось до середины XVIII в.) согласно принятому в 1735 г. генеральному регламенту о госпиталях, в котором сфера деятельности женщин ограничивалась мытьем полов и стиркой белья, а роль сиделок была возложена на солдат-отставников.

Профессия медсестры как таковая появилась лишь в XIX в., причем термин «медицинская сестра» относится уже к XX в. Почти 200 лет назад в России возникла служба «сердобольных вдов», организованная при воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы. Параллельно при тех же воспитательных домах были основаны так называемые вдовьи дома для содержания больных, нищих и сирот (по терминологии того времени – «призрения Божьих людей»).

Безусловно, служба «сердобольных вдов» явилась предтечей службы сестринской помощи, основателем которой в России стал Xристофор фон Опель. Он же был автором первого в истории руководства по уходу за больными, изданного на русском языке в 1822 г. В данном пособии для женщин – помощниц врача впервые появились понятия об этике и деонтологии «ухаживающего персонала».

По указу Петра I в 1715 г. были учреждены воспитательные дома, для службы в которых привлекались женщины, так называемые бабы-сидельницы из числа вдов и жен больничных солдат.

 

Спустя 2 года после Отечественной войны

Дата: 2016-09-30, просмотров: 299.