Политические партии в политической системе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В политической системе общества наряду с государством важную роль играют партии, которые в процессе борьбы за власть могут о-разному взаимодействоавть государственным аппаратом. Термин «партия» в переводе с лат. Ознаает часть, группа. Он получил распространение еще Древнем мире. Однако собственно политические партии появляютс в процессе становления парламентаризма. (18-19 вв).

Политическая партия (ПП) – это наиболее акивная и оргнизованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть. Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении гос власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении именно своей политики. Партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие от других интститутов (профсоюзов, крестьянских объединений и других общественных организаций), которые хотя т занимаются политической деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, главным призванием политических партий является нацеленность на завоевание и осуществление власти. Борьба за руоводство гос делами. ПП,будучи наиболее последовательным выразителем устремлений, определенного класса, представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих цель завоевать, удерживть т использовать гос власть для реализации своих основных интересов.

Функции ПП:

· Выявление, формулирование, удовлетворение интересов больших социальных групп;

· Активизация и объединение определнной части людей;

· Борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм. Средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные. Нелегальные, революционные эволюционо-реформитские, вооруженные и ненасильственные;

· Подготовка и провдение избирательных компаний по формированию высших и метсных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью;

· Разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

· Политическое воспитани общества в целом или его части;

· Подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Структура ПП состоит из партийного аппарата, рядовых членов (партийной массы), стороников партии. ПП призваны вражать различные интересы разнх категорй людей, слоев, групп, классов общества. И, естественно, в это связи они весьма многообразны. Их можно классифицировать по следющим критериям:

· По социаьной направленности своей программы и д-ти ПП подразделяются на социал-демократические. Либерально-демократические, коммунистические, классовые, еационалистичские, расовые. Фашистские. Религизные, государственно-патриотические и т.п.

· По идейным основаниям их деятельности – на доктриальные (сориентированне прежде всего на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харазматичесие (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);

· По методам выполенения своей программы – на революционные (стремящиеся к радикальному качественому преобразованию общества), и реформистские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений);

· По характеру политических действий – на консервативно-реакционные, умеренные, ридикально-экстремистские;

· По представительству в высших органах гос власти и отношению к официальной политике – на правящие и оппозиционные 9последние в свою очередь могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);

· По месту в политическом спектре – на левые, центристские и правые.

Государство и религия

В теории государства и права до сих пор не было принято специально изучать взаимодействие государства и религии. В советское время установился порядок, в соответствии с которым церковь (мечеть) была отчужденна от государства, и религия фактически пре-следуясь формально была оставлена на усмотрение совести каждого взрослого человека. Да и не только у нас, но и во многих других странах в одно время господствовала идеология, считающая религию опиумом для народа.

Однако как бы сильно люди в отдельные периоды не были настроены атеистически, проблема взаимодействия государства и религии остается и она в историческом плане уходит в глубь человеческого общества.

В античные времена религия еще не оформилась во влиятельную общественную силу, и государству приходилось иметь дело с языческими его проявлениями. Язычество как общественная сила не могла создавать сколь-либо серьезные проблемы для античного государства, и тогда говорить о государственной политике в отношении религии, по существу, не приходилось.

В средневековье сильное развитие получила церковная религия, которая представляла уже большую силу, влияющую и на общественное развитие. Если в античные времена сам государь зачастую рассматривался представителем бога на земле, то в средневековье церковь превращается в царство божья, а государству отводится низшая и служебная роль военного и полицейского учреждения. Да и то, эта второстепенная роль признавалась незаконной, если государи не получали своего меча из рук церкви и не обращали его на ее защиту.

В новое время первенство вновь отдается государству. Усилиями таких мыслителей, как Маккиавелли, Гоббс, Руссо, Воден, Гегель и др. теоретически доказывается тезис о том, что государственная власть является универсальной, всеобъемлющей, а власть церкви распространяется только на верующих. С тех пор цивилизованный мир живет представлениями о верховенстве человеческих законов, что церковь сама должна жить и действовать в рамках государственных законов.

Правда и в наши дни остаются государства, где религиозные установления признаются и защищаются государством. Так, мусульманское право (Иран, Ирак, Пакистан и т.д.) почти полностью состоит из теологических нормативов божественных установлений, объективированных в шариате.

Таким образом, в современном мире в целом выделяются теократические и светские государства, и в зависимости от этого строится различная государственная политика в области религии.

Правовое государство - это светское государство. Поэтому важнейшим направлением в деятельности светского государства должна быть правильная постановка проблемы взаимоотношений публичной власти и религии.

Религия - распространенная и важнейшая сторона духовной жизни в рамках любого государствообразующего общества. В современном мире нет ни одного государства, где бы не было верующих и где бы не было надобности в оптимальном определении этой стороны духовной жизни.

Исходя из современных достижений науки теории государства и права, цивилизованное государство не должно ни мешать, ни способствовать становлению и развитию в обществе какой-либо идеологии. В значительной мере это зависит от того, как то или иное государство относится к сфере идеологии. Государство не должно допускать установление в обществе монополии какой-либо одной идеологии. Само же государство также должно быть деидеологизи-ровано. Оно и его служащие не могут придерживаться линии одной лишь идеологической концепции. Государство, основываясь на легитимных законах, представляет интересы всех слоев населения, независимо от их идеологических убеждений и представлений. В правовом государстве, на основе легитимных законов, обеспечивается подлинный плюрализм в духовной сфере. Причем плюрализм в духовной сфере допускается не только потому, что в правовом государстве иначе быть не может, а в значительной степени потому, что только плюрализм в духовной сфере позволяет оптимально развиваться науке, искусству, образованию, религии и т.д. Мировая общественная практика достаточно убедительно показала, что основа застоя в общественном развитии, загнивания во всех сферах жизни закладывается тогда, когда все общество начинает поклоняться одной идеологии, или когда какая-то одна идеология самим государством объявляется единственно правильной и верной на все времена. Как уже отмечалось, любое государствообразующее общество объективно плюралистично, в нем среди людей проявляется множество идеологических представлений и убеждений, поэтому правовое государство, основываясь на легитимные законы, должно не только «терпеть» различные идеологии, инакомыслие и духовную раскрепощенность, но принять меры к обеспечению цивилизованного взаимодействия различных представлений о жизни и развитии общества друг с другом. Право в правовом государстве должно формироваться с учетом объективной потребности взаимодействия людей, приверженных к различным формам общественного сознания, религии и т.д.

В чисто практическом плане взаимодействия государства и религиозных организаций следует заметить, что теократы, какую бы религию не представляли, своей идеологией, впрочем, также как и этнократы, в конечном счете, в обществе сеют раздор, так как объективно призывают к конфессиальной разобщенности. Их, конечно, можно понять {материальные и иные выводы для представителей религиозной концессии), но применять меры государственного воздействия при этом нельзя. Силовой разговор государства с теократами, также как и с этнократами, как свидетельствует история, ослабляет идеологию оправдания государства перед значительной частью населения.

Лучшее лекарство от теократов - терпеливое просвещение, разъяснение необходимости правоверия, оправдание правовой необходимости всей деятельностью государства. Ведь если глубоко задуматься, то нетрудно прийти к выводу о том, что из многоверной по сути теократии, также как и из многонациональной этнократии, естественное развитие должно привести только к правоверию, к справедливости в взаимоотношениях между различными конфессиями, различными национальностями. Другого пути просто не существует, если само государство не внесет сумятицу в естественно-историческое развитие общества. Государство, основанное в своей деятельности на праве, то есть подлинное правовое государство - оно и есть средство освобождения людей от теократических, этнократических отклонений.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 213.