Политическая система - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.) в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Таким образом, политическая система общества представляет собой отражение политической жизни общества в целом.
Говоря о структурных элементах политической системы, следует отметить, что в юридической литературе существует множество точек зрения по данному вопросу. При этом в большинстве случаев в качестве элементов рассматриваются лишь ее статичные, организационно-структурные элементы (партии, общественные организации, фонды и др.), что не позволяет в полном объеме отразить функционирование, практику действия политической системы, ее динамику в современных условиях. В этой связи понятие системы предполагает взаимосвязь, взаимодействие всех элементов, их взаимообусловленность и зависимость друг от друга, призванных раскрыть ее жизнедеятельность как систему взаимодополняющих связей и отношений между субъектами политической системы.
В юридической литературе выделяют пять структурных элементов политической системы, каждый из которых характеризует различные стороны ее жизнедеятельности.
· Институционный (организационный) элемент является основным в политической системе, т.к. придает системе устойчивость, формирует ее нормативную основу и другие средства воздействия на общество. В данный элемент входят государственные органы, общественные объединения (организации, фонды, органы самодеятельности и т.п.) политические партии как специфический субъект и др.
· Нормативный элемент включает в себя нормативные основы деятельности политической системы (политические нормы, содержащиеся в Уставах политических партий, нормы права, содержащиеся в Конституции, Федеральном законе «Об общественных объединениях» и др., политические обычаи и традиции (например, открытие первой сессии парламента старейшим депутатом);
· Функциональный элемент раскрывает содержание конкретных действий и функционирования на практике данного элемента политической системы (например, политические действия - проведение митингов, шествий, демонстраций, пикетирования и др.; политические процессы - процесс формирования парламента, Правительства, общественного мнения и др.; акты реализации функций, присущих структурным элементам политической системы - фактическое выдвижение кандидата в выборные государственные органы).
· Идеологический элемент включает в себя теории, представления, понятие об обществе и путях его развития, политическое сознание в обществе и др.
· Коммуникативный элемент включает в себя все виды средств массовой информации и представляет собой те каналы, по которым до общества доводится информация о деятельности различных компонентов политической системы и решениях, принимаемых теми или иными органами.
При этом следует отметить, что указанные выше элементы политической системы рассматриваются в их единстве и взаимосвязи.
Существует и иная классификация структурных элементов политической системы, которая включает в себя следующие компоненты: политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации, трудовые коллективы и т.п.; политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы; социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти; политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти; политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.
В юридической литературе, в зависимости от различных оснований выделяют следующие виды политических систем. По видам правовых культур: романо-германская; английская; социалистическая; религиозно-традиционная. По характеру политического режима: демократические; антидемократические. По видам политических культур: англо-американская; континентально-европейские; доиндустриальные и частично индустриальные; тоталитарные. По степени участия граждан в политическом процессе: развивающиеся; коммунистические; «либерально-демократические», для которых характерна высокая степень добровольного, но пассивного политического участия. Кроме того системы подразделяются на открытые, т.е. имеющие динамическую структуру и широкие связи с другими системами и закрытые, т.е. имеющие жестко фиксированную структуру и характеризующиеся минимальными связями с внешней средой.
Говоря о сущности политической системы общества, следует заметить, что она наиболее ярко проявляется в ее функциях. В юридической литературе выделяют следующие функции политической системы
Функция – это любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии. Они представляют собой способы реагирования на изменения её внутреннего состояния и внешней среды. В современной политической науке существуют, следующие основные классификации функций политической системы. Для отечественной литературы характерны схожие классификации функций. Обычно выделяют следующие: Политическое руководство обществом (управление общественными делами). Функция управления предполагает, прежде всего, определение стратегических целей и перспектив общественного развития. Поэтому соответствующую деятельность иногда называют функцией целеполагания. Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция). Она объективно обусловлена существованием разнонаправленных политических процессов, за которыми стоят различные политические силы, борьба которых между собой всегда чревата самыми тяжелыми последствиями для общества. Регулятивная функция. Она связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе. Данная функция связана с системой ценностей, в которых находят свое выражение наиболее существенные и распространенные в обществе представления, взгляды и воззрения, объединяющие и связующие воедино более или менее разрозненные его части. Итак, регулятивная функция проявляется не только в создании особой подсистемы социально-политических норм права, морали, но и в выработке стереотипов поведения, следование которым признается эталоном общественно приемлемого и разумного поведения. Мобилизационная функция, обеспечивающая максимальное использование ресурсов общества. Дистрибутивная функция, направленная на распределение ресурсов и ценностей между его членами. Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 275.