Кафедра «Административного и финансового права»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра «Административного и финансового права»

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

_________________________

_________________________

_________________________

«___»_______________2011г.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Для специальности 030501 «Юриспруденция»

 

Санкт-Петербург

 

УМК разработан авторским коллективом в составе: Глущенко П.П. – доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом РФ, деканом юридического факультета, заведующим кафедрой государственного и международного права, заслуженным юристом РФ; Мазуриным С.Ф. – кандидатом юридических наук, доцентом, заведующим кафедрой административного и финансового права.

 

Рецензенты:

кафедра административного права Санкт-Петербургской академии Государственной Службы;

Сальников В.П. – руководитель Управления Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель наук РФ, заслуженный юрист РФ,

действительный член РАН.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Цели и задачи изучения дисциплины ……………………………………….…. 6

2. Тематический план с распределением общего бюджета времени в часах ….. 8

3. Содержание учебной дисциплины ………………………………………..…… 9

4. Тематика ролевых игр, кейсовских заданий и упражнений ………...……….. 11

5. Вопросы для итогового контроля знаний …………………………………….. 12

6. Список источников и литературы …………………………………..…………. 13

7. Тесты рубежного контроля………………………………………………………18

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Юридический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_________________Е.С.Ивлева

«20» января 2011 г.

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Правовые основы управления

 

Для специальности 030501 Юриспруденция.

Государственно-правовая специализация.

Кафедра административного и финансового права.

 

Вид учебных занятий Всего часов Семестр IX
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия
Лекции
Практические занятия
Семинарские занятия
Вид итогового контроля экзамен экзамен

 

 

Санкт-Петербург

ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «Правовые основы управления» предназначена для обучения управленческих кадров высшего и среднего звена. В ней представлены: понятие, сущность и содержание механизма организации и осуществления управленческой деятельности; принципы, методы, средства, формы и способы управления; порядок и особенности организации управления в социально-управленческой, социально-экономической, социально-политической, информационной, внешнеэкономической сферах; проблемы и основные направления дальнейшего повышения эффективности управления.

Рабочая учебная программа УМК разработана в соответствии с требованиями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17 апреля 2006г. № 02-55-77 ин/ак. Управление в любой сфере деятельности является эффективным социальным средством упорядочения отношений между субъектами управленческих правоотношений, механизм реализации которого включает в себя методы, формы, средства и способы, регламентированные российским законодательством.

Приобретение навыков управления, постоянное повышение эффективности методики его организации и осуществления есть показатель пригодности специалиста к управленческой деятельности, к объединению усилий коллектива на бесперебойное, бесконфликтное, эффективное функционирование и достижение функциональных целей. Настоящая дисциплина является взаимосвязующей между дисциплинами, включенными в Программу подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства, ибо любая из них прежде всего базируется на предписаниях законов и подзаконных актов.

 

 

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями усвоения дисциплиныявляются: приобретение и закрепление навыков осуществления правотворческой, правоприменительной, правоисполнительной и правоохранительной функций в процессе управления; обеспечение законности, правопорядка и условий безопасности в управленческой деятельности; приобретение навыков использования правовых методов, форм, средств и способов обеспечения противозатратной управленческой функции; совершенствование методики организации и осуществления управления в различных сферах деятельности; овладение методикой обращения к институту административного (служебного) расследования и механизму применения мер государственного принуждения; повышение эффективности механизма взаимодействия между субъектами управленческой деятельности, хозяйственно-производственных правоотношений.

Задачи для достижения целейдисциплины «Правовые основы управления»: организация и осуществление сравнительно-правового анализа содержания нормативной и источниковедческой баз, относящихся к управленческой деятельности; ознакомление с результатами практической управленческой деятельности в административно-политической, социально-культурной, социально-экономической и внешнеэкономической сферах; разработка проектов миссий – стратегий организации управленческой деятельности; обоснование направлений повышения эффективности управленческих решений. Решение указанных задач позволит:

получить всестороннее представлениеоб институте управления, механизме его организации и осуществления, функциях, методах, формах, средствах и способах их действия в различных сферах деятельности;

приобрести навыки и умения:

§ осуществлять управленческие функции;

§ разрабатывать и применять нормативные правовые акты;

§ обеспечивать законность, правопорядок, трудовую и исполнительную дисциплину в возглавляемых органах, организациях, предприятиях и учреждениях;

§ разрешать проблемы и спорные вопросы, возникающие в производственно-хозяйственной и социально-управленческой деятельности;

§ обеспечивать процесс управления (планирование, координацию, организацию, мотивацию и контроль) в социально-управленческой, организационно-правовой, социально-экономической и внешнеэкономической областях.

 

Виды, формы и методы проведения учебных занятий:

 

- проблемные лекции, круглые столы, обсуждения, отчеты о самостоятельно выполненных персонифицированных заданиях;

- ролевые (практические) занятия по отработке механизма организации и осуществления каждой управленческой функции;

- разрешение задач, упражнений, ситуаций управленческого характера;

- моделирование административно-правового статуса руководителя высшего и среднего звена;

- составление экспертных заключений по различным управленческим решениям;

- разработка командных (групповых) проектов стратегии организации управленческой деятельности.

 

Формы контроля знаний:

 

- анализ содержания кейсов, персонифицированных заданий;

- решение задач, ситуаций в процессе отработки различных тем;

- тестирование по каждой теме дисциплины;

- выполнение ролевых полномочий;

- реферирование отдельных работ, статей, публикаций по проблемам управленческого характера и назначения;

- разработка проектов нормативных актов, управленческих документов.

Завершается изучение дисциплины экзаменом.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ОБЩЕГО БЮДЖЕТА ВРЕМЕНИ В ЧАСАХ

№ п/п Наименование тем Количество часов
Всего ауди-торных Лек-ции Практи-ческие (ролевые) занятия Самостоя-тельная работа
1. Тема 1.Государственно-управленческая деятельность в правовом государстве.
2. Тема 2.Государственно-управленческие отношения.
3. Тема 3.Субъекты государственного управления
4. Тема 4.Органы государственной власти Российской Федерации в государственном управлении.
5. Тема 5.Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в государственном управлении.
6. Тема 6.Административно-правовые формы и методы государственной управленческой деятельности
7. Тема 7.Государственное управление основными народнохозяйственными комплексами
Итого:

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

В правовом государстве

Понятие и сущность государственного управления. Функции государственного управления. Системы, виды и механизм государственного управления в Российской Федерации. Принципы государственного управления. Понятие, сущность и назначение института государственного управления. История возникновения и становления института государственно-управленческой деятельности.

 

И УПРАЖНЕНИЙ

 

1. Организация и осуществление управления в особых условиях.

2. Функции управленческой деятельности: пути повышения эффективности.

3. Основные направления совершенствования управленческой деятельности органов системы государственной власти.

4. Механизм организации и осуществления государственно-управленческой деятельности.

5. Правовая культура субъектов управленческих правоотношений: понятие, элементы, направления повышения.

6. Порядок и особенности организации и осуществления управления в промышленной сфере.

7. Механизм организации и осуществления управления жилищно-коммунальным хозяйством.

8. Организация и осуществление управления в охране природной среды.

9. Механизм управленческих отношений в сфере внешнеэкономической деятельности.

10. Понятие, классификация управленческих решений, порядок и особенности их принятия и осуществления.

11. Методика принятия управленческих решений в различных видах деятельности.

12. Критерии формирования модели стратегического управления в различных сферах деятельности.

13. Сущность процесса управления: особенности его осуществления.

14. Принципы управления и их краткая характеристика.

15. Сущность, содержание, роль и место миссии в стратегии организации управленческой деятельности.

16. Условия и основания выбора организационных структур управления.

17. Мотивация в механизме повышения эффективности управленческой деятельности (понятие, сущность, содержание, основные элементы).

18. Порядок и особенности обращения к правовым методам, средствам и способам обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов субъектов управленческих правоотношений.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Понятие и сущность государственного управления. Функции государственного управления.

2. Системы, виды и механизм государственного управления в Российской Федерации.

3. Принципы государственного управления.

4. Понятие, сущность и назначение института государственного управления.

5. История возникновения и становления института государственно-управленческой деятельности.

6. Понятие и сущность государственно-управленческих отношений.

7. Элементы и особенности государственно-управленческих отношений их возникновение и прекращение.

8. Правовое регулирование государственных управленческих отношений.

9. Понятие и классификация субъектов государственного управления.

10. Правовой статус субъектов государственного управления.

11. Принципы деятельности субъектов государственного управления.

12. Органы государственной власти в государственном управлении.

13. Президент Российской Федерации в государственном управлении.

14. Правительство Российской Федерации в государственном управлении.

15. Механизм взаимодействия между органами государственной власти в процессе государственного управления.

16. Виды органов государственного управления в субъектах Российской Федерации.

17. Виды органов государственного управления в Санкт-Петербурге и Ленинградской области и их правовой статус.

18. Формы государственного управления.

19. Методы государственного управления.

20. Правовое обеспечение государственного управления (источники государственного управления).

21. Государственная экономическая политика.

22. Управление промышленностью.

23. Управление топливно-энергетическим комплексом.

24. Управление агропромышленным комплексом.

25. Управление государственным имуществом.

26. Межотраслевое государственное управление.

 

ТЕСТЫ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

1. Классификации: 1) административные и экономические; 2) прямые и косвенные; 3) убеждение и принуждение; 4) государственные и общественные - применимы к понятию:

1) методы государственного управления

2) формы государственного управления

3) функции государственного управления

4) принципы государственного управления

 

2. Формы управленческой деятельности по характеру вызываемых ими последствий (по наличию юридических последствий) делятся на :

1) регулятивные и правоохранительные

2) коллегиальные и единоначальные

3) нормативные и индивидуальные

4) правовые и неправовые

 

3. Основным отличительным признаком правового акта управления от иных правовых актов являются:

1) издание субъектами исполнительной власти и подзаконность

2) официальный характер волеизъявления

3) наличие в нем норм административного права, распространяющихся на широкий круг лиц

4) регулятивный или правоохранительный характер акта

 

4. Из приведенных актов: 1) приказ о назначении на должность; 2) решение суда по гражданскому делу; 3) договор об аренде помещения; 4) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - правовыми актами управления являются:

1) 1

2) 4

3) 2,3

4) 1,2,3,4

 

5. Примерами правовых форм управления являются:

1) обработка и распространение информации

2) принятие нормативных актов, заключение административных договоров

3) организационные действия, материально-технические операции

4) разработка программ, методических рекомендаций, осуществление бухгалтерского и статистического учета

 

6. Определение "Особый вид подзаконных актов, принимаемых субъектами исполнительной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащих односторонние властные волеизъявления и влекущих юридические последствия" - относится к понятию:

1) правовой акт управления

2) нормативно-правовой акт

3) административный договор

4) административно-правовое соглашение

 

7. Решение жилищной комиссии о предоставлении гражданину жилплощади относится к актам управления:

1) нормативным

2) общим

3) смешанным

4) индивидуальным

 

8. Правовые акты управления в зависимости от порядка их принятия делятся на:

1) акты федеральных органов исполнительной власти и акты органов исполнительной власти субъектов федерации

2) отраслевые, межотраслевые, общие

3) коллегиальные и единоначальные

4) нормативные, индивидуальные, смешанные

 

9. В основе разграничения актов управления на письменные, устные и конклюдентные лежит:

1) форма акта управления

2) пределы действия акта

3) вид субъекта, принявшего акт

4) функциональное назначение акта

 

10. По своему юридическому содержанию правовые акты управления делятся на:

1) отраслевые, межотраслевые, общие

2) нормативные, индивидуальные, смешанные

3) письменные, устные, конклюдентные

4) коллегиальные, единоначальные

 

11. Правовые акты управления, регулирующие однотипные управленческие общественные отношения путем установления определенных правил поведения в сфере государственного управления, рассчитанные на длительное применение и распространяющие свое действие на широкий, неопределенный круг лиц, называются:

1) индивидуальные

2) специальные

3) нормативные

4) коллегиальные

 

12. Правовые акты, распространяющие свое действие на определенные общественные отношения независимо от того, в какой сфере или отрасли они возникают, называются :

1) общие

2) специализированные

3) федеральные

4) отраслевые

 

13. Правовые акты, регламентирующие вопросы организации государственного управления в отдельных отраслях и сферах, называются:

1) регулятивные

2) специализированные

3) индивидуальные

4) региональные

 

14. Наличие у автора управленческого решения соответствующей компетенции отвечает такому требованию, предъявляемому к актам управления, как:

1) законность

2) целесообразность

3) культура оформления акта

 

15. Ничтожными актами управления являются акты:

1) юридическая несостоятельность которых настолько очевидна, что они не подлежат исполнению

2) содержащие ошибки фактического характера

3) являющиеся нецелесообразными с точки зрения публичных интересов

 

16. Федеративный Договор - это:

1) правовой акт управления

2) административно-правовое соглашение

3) гражданско-правовой договор

4) метода управленческого воздействия

 

17. Одной из черт, отличающих административный договор от гражданско-правового договора, является:

1) обеспечение судебной защитой

2) двухсторонний характер

3) общественная значимость

4) равенство субъектов

 

18. Одним из видов административных договоров является:

1) контракт о прохождении военной службы

2) договор найма жилого помещения

3) договор купли-продажи

4) трудовой договор

 

19. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации:

1) со дня их подписания

2) в течение десяти дней после дня их регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации

3) по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования

4) по истечении десяти дней после дня их первого официального опубликования

 

20. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации:

1) со дня их подписания

2) по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования

3) по истечении десяти дней после дня их первого официального опубликования

4) в течение десяти дней после дня их регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации

 

21. По общему правилу нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации:

1) со дня их подписания

2) в течение десяти дней после дня их регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации

3) по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования

4) по истечении десяти дней после дня их официального опубликования

 

22. Постановления Правительства Российской Федерации, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию:

1) в течение семи дней после дня их подписания

2) в течение десяти дней после дня их подписания

3) не позднее пятнадцати дней со дня их принятия

4) в течение десяти дней после дня их регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации

 

23. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение:

1) десяти дней после дня их подписания

2) семи дней после дня их подписания

3) десяти дней после дня их регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации

4) семи дней после дня их регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации

 

24. Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Министерством юстиции Российской Федерации в срок до:

1) 10 дней с даты получения

2) двух недель с даты получения

3) 15 дней с даты получения

4) одного месяца с даты получения

 

Указать акты Правительства Российской Федерации вступающие в силу одновременно на всей территории Российской Федерации со дня их подписания: 1) затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, 2) устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, 3) иные акты (не указанные в пунктах 1 и 2).

1) 1,2

2) 1,2,3

3) 2

4) 3

5) 2,3

26. Не являются субъектами государственного управления:

1) законодательные органы власти субъектов Российской Федерации

2) администрация органов местного самоуправления.

3) политические партии и общественные организации

4) Президент РФ

27. К видам государственного управления относится:

1) Корпоративное, социальное управление и общественное самоуправление

2)Корпоративное управление и общественное самоуправление

3)Социальное управление и муниципальное самоуправление

4) Социальное управление.

 

28. По Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации обладает юридическим статусом:

1) главы государства

2) главы исполнительной власти

3) главы законодательной, исполнительной и судебной власти

 

29. Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами в Российской Федерации является:

1) Президент Российской Федерации

2) Председатель Правительства Российской Федерации

3) Министр обороны Российской Федерации

4) начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации

 

30. Из перечисленных пунктов: 1) возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации; 2) назначает и освобождает высшее военное командование Вооруженных сил Российской Федерации; 3) в установленных законом случаях вводит чрезвычайное положение; 4) объявляет амнистию - к функциям Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти относится:

1) 1,2,3

2) 1,2,3,4

3) 2,3,4

4) 4

 

31. Определение "структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь законов в процессе руководства (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества" -соответствует понятию :

1) орган государственной власти

2) орган законодательной власти

3) орган исполнительной власти

4) орган местного самоуправления

5) орган общественной самодеятельности

 

32. Отметить функции государственного управления, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации:

1) Обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности.

2) Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина.

3) Оборона и безопасность.

4) Все перечисленное.

 

33. В соответствии с действующим законодательством систему органов исполнительной власти в России возглавляет:

1) Президент Российской Федерации

2) Правительство Российской Федерации

3) Государственный совет

4) Совет Федерации

 

34. Разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, обеспечение проведения в Российской Федерации финансовой и денежной политики - являются полномочиями:

1) Президента Российской Федерации

2) Государственной Думы

3) Правительства Российской Федерации

4) Министерства финансов Российской Федерации

 

35. В состав Правительства Российской Федерации, кроме его Председателя и заместителей Председателя, входят также:

1) должностные лица, возглавляющие высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации

2) федеральные министры

3) руководители федеральных органов исполнительной власти

4) все перечисленные

 

36. Правительство Российской Федерации формируется на срок:

1) 6 лет

2) 5 лет

3) 4 года

4) 3 года

 

37. Структуру федеральных органов исполнительной власти утверждает:

1) Президент Российской Федерации по представлению Председателя Правительства

2) Государственная Дума

3) Совет Федерации

4) Председатель Правительства Российской Федерации

 

Общественно значимую деятельность, которая осуществляется с целью обеспечения согласованности и упорядоченности совместных действий людей, их коллективов в интересах эффективного достижения стоящих перед ними задач, составляет понятие -

1) социальное управление.

2) государственное управление

3) управление

4) самоуправление

Система органов государственной власти, осуществляющих в процессе исполнения законов практическое управление обществом и использующих в предусмотренных законом случаях административное принуждение, составляет понятие -

1) государственное управление

2) исполнительная власть.

3) государственная администрация

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра «Административного и финансового права»

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

_________________________

_________________________

_________________________

«___»_______________2011г.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дата: 2016-10-02, просмотров: 213.