Только в таком случае могут приниматься эффективные решения стратегического плана, организации управленческой деятельности по всем составляющим технологического процесса, управления ресурсами, и, в первую очередь, человеческими.
Классификация управленческих решений
Основания типологизации управленческих решений:
· по характеру целей – операционные, тактические, стратегические;
· по количеству целей – одноцелевые и многоцелевые;
· по характеру действия (функциональному содержанию): плановые, активизирующие, организационные, регулирующие, координирующие, прогнозные, контрольные, мотивационные;
· по характеру задач и содержанию – экономические, технические, технологические, экологические, социальные, политические;
· по причинам возникновения – ситуационные, программные, инициативные,
· по уровням иерархии – решения высшего, среднего и низшего (первого) уровня менеджмента;
· по организационному оформлению и выполнению:– жесткие, ориентирующие, нормативные, обязательные, рекомендательные;
· по психологическому содержанию – запрещающие(отменяется задуманное подчиненными, запрещаются отдельные действия), разрешающие и конструктивные, консультативные;
· по характеру разработки – единоличные, коллегиальные, коллективные, парламентские;
· по периоду действия и реализации: оперативные, текущие, перспективные, долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные;
· по частоте принятия – выборочные и систематические, повторяющиеся и разовые, эпизодические, периодические;
· по ширине охвата – общие, частные и специальные;
· по степени уникальности – рутинные; селективные (инициатива и свобода действий выборочно ограничена), адаптационные (рассчитаны на дополнительные, непредусмотренные трудности) и новаторские (содержат нововведения);
по предопределенности – запрограммированные (стандартные, принимаемые в повторяющихся, типичных ситуациях) и незапрограммированные (решения, принимаемые в новых ситуациях);
· по условиям – детерминированные (принимаемые в условиях определенности, полной информации), вероятностные (принимаемые в условиях риска), неопределенные (принимаемые в условиях отсутствия информации);
· по способу передачи – вербальные, письменные, электронные;
· по технологии принятия – стандартные, бинарные («за – против»), многоальтернативные, инновационные;
· по степени регламентации – регламентирующие, ориентирующие, рекомендующие (контурно обозначают возможности деятельности подчиненных, предоставляя широкий выбор конкретных путей и проявления инициативы).
Решения, которые принимает руководитель в рамках выполнения своих должностных обязанностей, называются организационными решениями. Наиболее ценными организационными решениями являются те, которые позволяют организации в кратчайшее время и с наименьшими затратами приблизиться к поставленной цели.
3. Формы и структура управленческих решений:
Смирнов Э. А. Разработка управленческих решений: Учебник. – М., 2000. – С. 22 – 27.
Основные формы управленческих решений
Указ– решение главы государства, утвержденное парламентом.
Указание – решение, носящее методический, технологический характер и реализуемое в форме наставления или разъяснения.
Закон– решение высшей государственной власти, носящее общеобязательный и непреложный характер.
Акт– решение широкого круга государственных и общественных организаций.
Приказ, распоряжение (письменные или устные) – решение руководителя.
Протокол– решение об отражении каких-либо событий, обстоятельств, правил, поручений.
Инструкция– решение, устанавливающее порядок и способ выполнения каких-либо действий.
Договор– решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств в коммерческих и некоммерческих сферах деятельности.
Соглашение – решение, формирующее общие направления деятельности.
План– решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации.
Контракт– решение, обычно коммерческого характера, о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств.
Положение– решение, регламентирующее деятельность.
Правила– набор предлагаемых для исполнения устоявшихся норм поведения и деятельности.
С формами разработки соотносятся формы реализации управленческих решений:
Предписание – официальное извещение должностному лицу об обязательном выполнении решения в установленный срок.
Деловая беседа – специально организованная руководителем встреча с подчиненными для обмена мнениями по альтернативам разрешения проблемной ситуации.
Убеждение – форма воздействия с целью формирования у подчиненных требуемых взглядов или понятий по содержанию управленческого решения для его выполнения.
Разъяснение – доведение сути и содержания управленческого решения.
Принуждение – форма побуждения работника к выполнению управленческого решения (угрозы, предупреждение, повышенное вознаграждение).
Дата: 2016-10-02, просмотров: 176.