ВОПРОС № 64 Характеристика преступлений против порядка управления. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Глава 32 ук. Преступления против порядка управления

 

Объектомрассматриваемой группы преступлений является нормальная деятельность органов власти и местного самоуправления, понимаемая как складывающиеся между органами управления и гражданами отношения по поводу осуществления первыми - распорядительных, административных функций и подчиненности, обязательности исполнения и дисциплины - вторыми. Посягательства на порядок управления не только нарушают нормальную деятельность органов власти и управления, но и подрывают авторитет власти и ее представителей в глазах населения. К тому же подобного рода деяния нередко ставят под угрозу причинения вреда личную безопасность представителей власти, их жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также соответствующие блага их близких.

С объективной стороны преступления против порядка управления характеризуются активной формой поведения, о чем свидетельствуют используемые законодателем термины: "посягательство", "применение насилия", "разглашение сведений", "приобретение", "подделка" и т.д.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется только умышленной формой вины. Для некоторых преступлений обязательным признаком является специальная цель: посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК), разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК) и др.

Субъектом преступления может быть только частное лицо, достигшее 16-летнего возраста. В случае совершения преступления, предусмотренного гл. 32 УК, должностным лицом ответственность последнего наступает по статьям о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Таким образом, преступления против порядка управления представляют собой совершаемые частными лицами умышленные общественно опасные деяния, причиняющие вред или ставящие под угрозу причинения вреда нормальную деятельность органов власти и самоуправления.

Наиболее предпочтительная классификация по непосредственному объекту посягательства, которая позволяет отразить природу преступления, механизм причинения вреда управленческим отношениям.

Первая группа преступлений характеризуется различными формами противодействия субъектам управленческой деятельности по осуществлению их функций. К этой группе относятся: ст. 317 УК; ст. 318 УК; ст. 319 УК; ст. 320 УК; ст. 321 УК.

Вторая группа преступлений посягает на режим Государственной границы Российской Федерации и символы государственности: ст. 322 УК; ст. 323 УК; ст. 329 УК.

Третья группа преступлений посягает на установленный порядок ведения официальных документов и документальное оформление фактов, имеющих юридическое значение: ст. 324 УК; ст. 325 УК; ст. 326 УК; ст. 327 УК.

Четвертая группа преступлений связана с посягательствами на установленный порядок реализации прав и обязанностей граждан: ст. 328 УК; ст. 330 УК.

 

Статья 317. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа

 

Статья 317 является специальной нормой по отношению к п. "б" ч. 2 ст. 105 комментируемого Кодекса.

Сотрудник правоохранительного органа - гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности прокурора; следователя; лица, производящего дознание; лица, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность; сотрудника органов внутренних дел, осуществляющего охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудника органа контрразведки; сотрудника органа налоговой полиции; судебного исполнителя; сотрудника федеральных органов государственной охраны <*>, а также иные обязанности в органах, для которых охрана правопорядка согласно закону является основной или одной из основных задач.

С объективной стороны преступление, ответственность за которое установлена в данной статье, выражается в активных действиях, непосредственно направленных на лишение жизни хотя бы одного сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего, а равно близкого им лица любым способом.

Преступление является оконченным с момента начала действий, непосредственно направленных на лишение жизни сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, независимо от наступившего результата.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких может быть совершено лишь с прямым умыслом.

Обязательными элементами субъективной стороны рассматриваемого преступления являются либо специальная цель в виде воспрепятствования законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, либо мотив мести за такую деятельность.

Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких, совершенное лицом в возрасте 14 и 15 лет, подлежит квалификации по п. "б" ч. 2 ст. 105 либо по ч. 3 ст. 30 и п. "б" ч. 2 ст. 105 комментируемого Кодекса в зависимости от наступления смерти потерпевшего.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 181.