Статья 292. Служебный подлог
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, -

наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к статье 292

1. Данное преступление посягает на нормальную деятельность органов государственной власти, существенно нарушает интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Предметом рассматриваемого преступления, как говорит сам закон, являются только официальные документы - материальные носители информации, письменные акты федеральных органов государственной власти и государственного управления, органов власти и управления субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных государственных и муниципальных учреждений. Официальные документы, удостоверяющие определенные факты или события, имеющие юридическое значение, обладают, по общему правилу, соответствующей формой и реквизитами (бланк, штамп, печать, входящий или исходящий номер, дата, наименование должности и подпись надлежащего должностного лица).

Документы, исходящие из различных коммерческих структур, независимо от формы собственности, а также некоммерческих организаций, не являющихся государственным органом местного самоуправления или муниципальным учреждением, предметом рассматриваемого преступления быть не могут. Их подлог может образовать состав преступления, предусмотренного ст. 327 УК ("Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков").

2. Характеризуя объективную сторону рассматриваемого преступления, закон пользуется собирательным термином "служебный подлог", раскрывая содержание этого понятия, указывая на его разновидности. К их числу относятся: 1) внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, 2) внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание. Любое из названных деяний образует объективную сторону состава рассматриваемого преступления. Причем по способу исполнения подлог официального документа может быть материальным, т.е. внесение в него различных исправлений, подчисток, пометок другим числом, вытравление подлинного текста и замена его на другой и т.д., и интеллектуальным, т.е. изготовление изначально ложного, фальсифицированного документа, содержащего сведения, не соответствующие действительности или фактическому положению дел.

3. По своей законодательной конструкции служебный подлог - формальный состав преступления. Оно признается оконченным с момента внесения в документ заведомо ложных сведений или каких-либо исправлений. Направление подложного документа в ту или иную инстанцию или иное его использование лежат за пределами признаков состава данного преступления.

4. Служебный подлог - преступление, совершаемое с прямым умыслом: виновный сознает, что он подделывает официальный документ, и желает этого. Обязательным признаком субъективной стороны рассматриваемого преступления являются определенные мотивы - корыстная или иная личная заинтересованность (см. комментарий к ст. 285).

5. Субъектом преступления могут быть только должностные лица, государственные служащие и служащие органов местного самоуправления (см. комментарий к ст. 285).

6. Если подложный документ был изготовлен должностным лицом, а затем был им использован при хищении имущества путем злоупотребления служебным положением - налицо реальная совокупность преступлений, предусмотренных ст. 292 и п. "в" ч. 2 ст. 160 УК.

Статья 293. Халатность

1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, -

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Комментарий к статье 293

1. О характеристике объекта рассматриваемого преступления см. в комментарии к ст. 285 УК.

2. Объективную сторону халатности составляют следующие обязательные признаки:

а) общественно опасное деяние в виде бездействия или действия - неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей;

б) общественно опасное последствие - существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

в) причинная связь между общественно опасным деянием и общественно опасным последствием.

3. Неисполнение должностным лицом своих обязанностей может быть как полное, так и частичное и выражается в его бездействии при наличии обязанности и реальной возможности выполнять определенные функции, вытекающие из служебного положения. Нельзя вменять в вину должностному лицу несовершение им действий, которые не входили в его обязанности <1>.

4. Ненадлежащим исполнением должностным лицом своих обязанностей является неполное, несвоевременное, неточное их исполнение.

5. Обязанности должностного лица определяются законами, подзаконными актами (инструкциями, положениями), трудовым соглашением (контрактом) или приказом вышестоящего лица (органа управления).

Для привлечения к уголовной ответственности за халатность необходимо устанавливать: 1) какие служебные права и обязанности были возложены на должностное лицо и какими нормативными документами они были определены; 2) какие именно обязанности были не исполнены или исполнены ненадлежащим образом; 3) повлекло ли это деяние существенное нарушение прав и законных интересов; 4) имело ли должностное лицо реальную возможность (объективно и субъективно) для надлежащего исполнения служебных обязанностей.

6. Состав "халатности" по конструкции материален - обязательным признаком объективной стороны является наличие общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (п. 5 комментария к ст. 285).

7. Субъектом является только должностное лицо (п. 8 комментария к ст. 285).

8. С субъективной стороны халатность характеризуется неосторожной виной. Неосторожная вина может быть выражена преступным легкомыслием, а также преступной небрежностью. При преступном легкомыслии должностное лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своих действий или бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий. При преступной небрежности должностное лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своих действий или бездействия, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия. Во всех случаях необходимо устанавливать наличие реальной возможности для должностного лица надлежащим образом исполнять свои служебные обязанности как объективно, так и субъективно.

Объективная возможность для надлежащего исполнения обязанностей определяется, в первую очередь, внешними условиями, которые непосредственно не зависят от субъекта.

К субъективным возможностям для надлежащего исполнения обязанностей следует относить личные особенности должностного лица (опыт, уровень профессиональной подготовки, состояние здоровья и т.д.). Должностное лицо не может подлежать уголовной ответственности при отсутствии либо объективной, либо субъективной возможности для надлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

9. От халатности как должностного преступления, состоящего в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом своих обязанностей, следует отличать случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей, никак не связанных с должностными полномочиями субъекта: например, врач за допущенную врачебную ошибку будет нести ответственность за вред, причиненный здоровью потерпевшего.

10. Статья 293 УК - общая норма в ряду специальных норм (например, ст. 215 "Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики", ст. 283 "Разглашение государственной тайны", ст. 284 "Утрата документов, содержащих государственную тайну" и др.). В случае конкуренции общей и специальной нормы применяется специальная норма.

ВОПРОС № 35 Злоупотребление должностными полномочиями. Превышение должностных полномочий.

Комментарий к статье 285

Непосредственный объектпревышения должностных полномочий не отличается от объекта преступного посягательства при злоупотреблении должностными полномочиями. В зависимости от : характера преступной деятельности должностного лица, превышающего свои полномочия, дополнительными объектами этого преступления могут быть здоровье, свобода, честь и достоинство личности, конституционные права и свободы человека и гражданина и другие ценности.

1. Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями характеризуется следующими обязательными признаками в их совокупности: 1) деяние в виде использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2) наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинная связь между деянием и последствием.

2. Злоупотреблением должностными полномочиями могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности .Новая редакция нормы об ответственности за злоупотребление должностными полномочиями исключает уголовную ответственность за использование должностным лицом авторитета занимаемой должности, служебных связей.

Конкретные формы злоупотребления должностными полномочиями могут быть самыми разнообразными (сферы деятельности должностных лиц весьма различны), они могут быть осуществлены в виде как действия, так и бездействия (умышленное несовершение должностным лицом каких-либо действий по службе, которые оно обязано совершить и для совершения которых имеет реальную возможность).

3. Интересы службы, служебный долг, вопреки которым должностное лицо использует свои служебные полномочия, определяются объемом обязанностей лица, вытекающих из соответствующих нормативных актов и трудового договора с государственными или иными предприятиями и организациями, деятельность которых не противоречит действующему законодательству <1>.

4. Обязательным признаком объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями является наличие общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Данное последствие может выражаться в виде реального материального ущерба, в упущенной выгоде, а также в причинении иного вреда различным интересам (в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т.п.). При решении вопроса о существенности нарушения прав и законных интересов следует руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4. Так как "существенное нарушение" - понятие оценочное, то при этом необходимо учитывать число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда, степень отрицательного влияния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба и т.п.

5. С субъективной стороны злоупотребление должностными полномочиями - умышленное преступление. Умысел может быть как прямым, так и косвенным. Субъект сознает общественную опасность злоупотребления должностными полномочиями, т.е. что совершает действия вопреки интересам службы, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий в виде существенного нарушения прав, законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и желает их наступления или не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично.

6. Наличие мотива преступления в составе, предусмотренном ст. 285 УК, обязательно. Он определен в законе как корыстная или личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность может быть выражена в стремлении субъекта получить посредством злоупотребления должностными полномочиями какой-либо имущественной выгоды с незаконного безвозмездного изъятия государственных средств в свою собственность или собственность других лиц, например получить вне очереди квартиру для себя или своих родственников.

Иная личная заинтересованность как мотив злоупотребления должностными полномочиями может быть выражена в желании субъекта извлечь из своих действий выгоду неимущественного характера: угодить начальству, карьеризм, кумовство и т.д.

7. Субъектом злоупотребления должностными полномочиями может быть только должностное лицо, которое кроме общих признаков субъекта преступления обладает рядом специальных. Они относятся к характеру осуществляемых лицом постоянно, временно или по специальному полномочию функций, вытекающих из его служебного положения или должности, на которую он временно назначен специальным поручением вышестоящего начальника.

Функции представителей власти. Представители власти осуществляют функции федеральной государственной власти субъектов Федерации, а также властные полномочия органов местного самоуправления. Особенностью представителей власти является то, что они в пределах своей компетенции наделены правом предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности, подчиненности и форм собственности. Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с лицами, не находящимися в его служебном подчинении. Многие представители власти вообще не имеют подчиненных им по службе лиц, но обладают властными полномочиями по отношению к широкому, неопределенному кругу лиц.

Законодательную власть осуществляют депутаты представительных органов государственной власти соответствующего уровня (Федерации и субъектов Федерации). Исполнительную власть представляют и осуществляют Правительство РФ и правительства субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления, а также работники тех властных структур, которые осуществляют надзор за исполнением законов, поддержанием общественного порядка, ведут борьбу с преступностью, обеспечивают государственную, радиационную, пожарную, противоэпидемиологическую и иную безопасность (криминальная милиция и милиция общественной безопасности, Федеральная служба безопасности, прокуратура, Государственная таможенная служба, Департамент налоговой полиции, Государственная налоговая служба, Федеральный антимонопольный орган, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности, Федеральный санитарно - эпидемиологический надзор, Федеральный горный и промышленный надзор, Государственный архитектурно - строительный надзор, Государственная лесная охрана и т.д.). Судебная власть осуществляется судьями Конституционного Суда, Верховного Суда РФ, территориальных судов и арбитражных судов всех уровней.

К числу лиц, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителей власти, следует отнести народных и присяжных заседателей в судах, различных представителей общественности, в соответствии с законодательством официально привлекаемых к осуществлению властных полномочий по борьбе с преступностью или при выполнении различных надзорных и контрольных функций, например, общественные инспекторы органов рыбоохраны.

Организационно - распорядительные функции по руководству трудовым коллективом, участком работы, отдельными работниками (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, контроль и проверка исполнения, поддержание трудовой дисциплины и т.д.). Всякий работник учреждения, имеющий в своем служебном подчинении других сотрудников, руководящий их деятельностью, направляющий и организующий их работу, является должностным лицом в связи с наличием у него организационно - распорядительных обязанностей. Такие функции, в частности, осуществляют руководители министерств, комитетов, департаментов, ведомств, заведующие (ректоры, проректоры) учреждениями науки, культуры, образования и т.д. (п. 2 "б" Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4).

8. Административно - хозяйственные функции - это полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом: установление порядка его хранения, переработки, реализации, учет и контроль над расходованием материальных ценностей, получение и выдача денежных средств и документов и т.п. Такими полномочиями в том или ином объеме обладают начальники планово - хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместители и т.д. (п. 2 "в" Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4).

9. Новая редакция примечания к ст. 285 УК устанавливает, что должностными лицами в статьях гл. 30 УК являются лица, выполняющие организационно - распорядительные и административно - хозяйственные функции только в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.

Не признаются субъектами должностных преступлений лица, выполняющие подобные функции в общественных объединениях, партиях, коммерческих структурах, совместных предприятиях. Уголовная ответственность для этой категории лиц предусмотрена в гл. 23 УК "Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях".

10. Квалифицированным видом злоупотребления должностными полномочиями является совершение действий, предусмотренных ч. 1 ст. 285, лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. К лицам, занимающим должности РФ, относятся те, кто занимает должности, установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и другими федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Лица, занимающие государственные должности субъектов РФ, - это лица, должности которых установлены конституциями или уставами субъектов РФ.

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думой), Правительством, судами. Государственную власть в субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах) осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Органы местного самоуправления (в городах, районах, поселках и т.д.) не входят в систему органов государственной власти.

Федеральным государственным служащим является гражданин, занимающий в порядке, установленном Положением о федеральной государственной службе, утвержденным Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., оплачиваемую государственную должность. Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. утвержден реестр государственных должностей федеральных государственных служащих и рекомендовано субъектам Федерации утвердить реестры государственных должностей государственных служащих субъектов РФ. Федеральные государственные служащие занимают высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности в Администрации Президента и Совете Безопасности, в аппаратах палат Федерального Собрания, аппаратах Правительства и федеральных органов исполнительной власти, Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, Генеральной прокуратуры, Центральной избирательной комиссии.

11. Особо квалифицированным видом злоупотребления должностными полномочиями является причинение ими тяжких последствий (ч. 3), к которым можно отнести: дезорганизацию работы учреждения, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах и т.д.

Комментарий к статье 286

1. Непосредственный объектпревышения должностных полномочий не отличается от объекта преступного посягательства при злоупотреблении должностными полномочиями. В зависимости от : характера преступной деятельности должностного лица, превышающего свои полномочия, дополнительными объектами этого преступления могут быть здоровье, свобода, честь и достоинство личности, конституционные права и свободы человека и гражданина и другие ценности.

2. Объективная сторона данного деяния выражена в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий. В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью и служебных полномочий, халатности и должностном подлоге" указаны основные виды превышения должностных полномочий:

1) совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица;

2) совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте;

3) совершение должностным лицом единолично действий, которые имеет право совершить только коллегиальный орган;

4) совершение должностным лицом действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Общим для всех этих случаев является то, что должностное лицо совершает действия, явно выходящие за пределы его прав и полномочий.

Объективная сторона данного состава может выполняться как в виде активных действий, так и бездействия (невыполнение постановления об освобождении из-под стражи со стороны начальника следственного изолятора).

3. Обязательными признаками объективной стороны превышения должностных полномочий являются наступление общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также причинная связь между деянием и последствием.

При решении вопроса о размере причиненного вреда при превышении должностных полномочий следует исходить из конкретных обстоятельств совершенного деяния, значимости нарушенных общественных отношений (характера и размера причиненного ущерба, числа потерпевших и т.д.).

4. Субъективная сторона превышения должностных полномочий характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла. Лицо сознает общественную опасность превышения должностных полномочий, желает совершить эти действия, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, желает их наступления или не желает, но сознательно допускает эти последствия.

Мотив и цель превышения должностных полномочий не входят в число обязательных признаков состава и не оказывают существенного влияния на факт наступления уголовной ответственности.

5. Субъектом превышения должностных полномочий является должностное лицо (см. п. 8 комментария к ст. 285).

6. Квалифицированным видом превышения должностных полномочий (ч. 2 ст. 286) является совершение действий, предусмотренных основным составом, лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (см. п. 10 комментария к ст. 285).

7. Особо квалифицированными видами превышения должностных полномочий является совершение деяний, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 286 УК, при следующих обстоятельствах:

с применением насилия или угрозой его применения (п. "а" ч. 3 ст. 286).

В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. разъяснятся, что под применением насилия следует понимать такие действия виновного, когда они сопряжены с нанесением потерпевшему побоев, причинением телесных повреждений, физической боли, а также ограничением его свободы.

Исходя из санкции по ч. 3 ст. 286 УК следует, что под "применением насилия" следует понимать причинение потерпевшему следующих повреждений: тяжкого вреда здоровью, средней тяжести вреда здоровью, легкого вреда здоровью, побоев и истязания. В случаях умышленного или неосторожного причинения смерти потерпевшему вследствие превышения должностных полномочий содеянное составом ст. 286 УК не охватывается и должно быть квалифицировано по совокупности статей (ст. 105 "Убийство" или ст. 109 "Причинение смерти по неосторожности").

В ст. 286 УК содержание особо квалифицирующего обстоятельства дополнено уголовной ответственностью за угрозу применения насилия. Угроза применения насилия представляет собой психическое насилие, которое может быть выражено в действиях или высказываниях со стороны должностного лица в отношении личности, когда имеются объективные основания опасаться применения физического насилия;

с применением оружия или специальных средств (п. "б" ч. 3 ст. 286).

Под применением оружия понимается его непосредственное использование по назначению как для физического, так и для психического воздействия. В качестве оружия могут быть использованы самые разнообразные средства - пистолеты, автоматы, карабины армейского образца, штык, ножи. К специальным средствам относятся: резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, водометы, средства разрушения преград и другие - см. Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. "О милиции" (ст. 14), Закон РФ от 20 мая 1993 г. "Об оружии".

При превышении должностных полномочий, сопровождавшихся применением оружия, для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы оно применялось в нарушение установленных оснований и порядка его использования;

с причинением тяжких последствий (п. "в" ч. 3 ст. 286):

- оценочный признак, определяемый в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела (количество потерпевших, размер причиненного вреда и т.д.). См. п. 11 комментария к ст. 285 УК.

8. Превышение должностных полномочий, если оно сопровождалось мучительными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями и не было связано с применением насилия или угроз со стороны должностного лица и не повлекло тяжких последствий, квалифицируется по ч. 1 ст. 286 УК.

ВОПРОС № 36 Общая характеристика уголовно-наказуемых преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта - 1. Понятие, общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Увеличивающиеся с каждым годом интенсивность и объем перевозок, а также число транспортных средств выдвигают в качестве одной из первоочередных задач обеспечение безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Этот вывод подтверждается также неблагополучной динамикой и увеличением удельного веса таких преступлений в общей структуре преступности. Так, в 1998 г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано 116 040 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 14 841 и получили ранения 127 182 человека, в том числе пострадало 24,7 тыс. детей и подростков в возрасте до 16 лет*(706).

Специфика рассматриваемых преступлений, обусловившая выделение норм об ответственности за них в самостоятельную главу, заключается в том, что они совершаются при непосредственном использовании или соприкосновении с источниками повышенной опасности, при обращении с которыми требуется точное и неуклонное соблюдение всех правил, обеспечивающих безопасность их функционирования.

В теории уголовного права преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатацию транспорта, получили наименование "транспортные". Однако разработчики Уголовного кодекса 1996 г. пришли к выводу, что такое название главы как бы презюмирует наличие некого преступного компонента, присущего транспорту в процессе его функционирования. К тому же, как полагали некоторые ученые, название главы "Транспортные преступления" не отражает в полной мере специфики этих преступлений и дает основания относить к данной группе преступлений любые деяния, так или иначе связанные с транспортными средствами, например, угон транспортного средства, использование служебной автомашины в личных, корыстных целях.

Заголовок гл. 27 "Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств" УК 1996 г. представляется более удачным, так как раскрывает содержание видового объекта, который определяет место группы преступлений в системе Особенной части Кодекса, а также показывает их специфику и ограничивает круг статей этой главы только такими, которые предусматривают ответственность именно за посягательства на безопасность функционирования транспорта*(707).

Преступления, относящиеся к числу транспортных, характеризуются определенными общими объективными и субъективными признаками.

Это, в первую очередь, видовой объект рассматриваемой группы преступлений - безопасность движения и эксплуатации любого вида транспорта, как подсистема родового объекта раздела IX УК - общественной безопасности. Последняя в широком смысле слова является родовым понятием нескольких групп общественных отношений, посягательства на которые предусмотрены гл. 24-28 УК.

С объективной стороны преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, заключаются в нарушении установленных правил и требований, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта. Поэтому диспозиции статей, содержащих ответственность за рассматриваемые преступления, являются бланкетными, т.е. отсылающими к другим законам или иным нормативным актам другой отрасли права. Так, бланкетная диспозиция ст. 264 УК отсылает к Правилам дорожного движения. Сами эти Правила в уголовном законе не расшифровываются. Их нарушение при отсутствии предусмотренных в ст. 264 УК последствий является административным правонарушением.

Подавляющее большинство транспортных преступлений может быть совершено путем как действия, так и бездействия. Исключения составляют приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК), что может быть совершено лишь путем действия, и неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК), осуществляемое путем бездействия.

Составы большинства преступлений, посягающих на безопасность движения и эксплуатации транспорта, сконструированы законодателем как материальные составы (исключение составляют ст. 270 и 271), что предполагает наличие общественно опасных последствий. Во всех этих преступлениях такими последствиями является причинение смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью личности или, в некоторых случаях, крупного материального ущерба. Нарушения правил, повлекшие легкий вред здоровью или незначительный материальный ущерб, рассматриваются в административном, дисциплинарном или гражданско-правовом порядке.

Ответственность за транспортное преступление возможна при условии, что наступившие последствия находятся в причинной связи с нарушением конкретного правила, обеспечивающего безопасное функционирование транспорта. Поэтому вопрос о причинной связи должен обсуждаться после установления факта нарушения соответствующих правил, обеспечивающих безопасное движение и эксплуатацию транспорта, и выяснения объема и характера вредных последствий, которые зачастую являются результатом сложного взаимодействия ряда причин и условий. Таковыми могут быть неправомерные действия (бездействие) водителей других транспортных средств; неосторожное поведение иных участников движения, особенности дороги и погоды; техническое состояние транспортных средств, средств сигнализации и т.д.

Если вредные последствия являются результатом совместных действий нескольких лиц, то и эти лица могут привлекаться к ответственности по различным статьям Уголовного кодекса при наличии в их действиях (бездействии) признаков конкретного состава преступления.

Можно выделить несколько этапов развития причинной связи при совершении рассматриваемых преступлений:

1) вследствие нарушения правил, обеспечивающих безопасность функционирования транспорта, появляется абстрактная возможность наступления вредных последствий;

2) создается аварийная ситуация, однако субъект, приняв меры предосторожности, еще может предотвратить эти последствия;

3) техника полностью выходит из-под контроля субъекта и зависит лишь от ситуации;

4) причинение вреда становится неизбежным.

При бездействии причинная связь в транспортных преступлениях характеризуется некоторыми особенностями:

а) на субъекта возложена обязанность выполнения определенных правил;

б) субъект имел возможность выполнить эти правила;

в) выполнение правил предотвратило бы наступление вредных последствий;

г) субъект не выполняет правил предосторожности*(708).

С субъективной стороны все преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта (за исключением преступлений, предусмотренных ст. 265, 267, 270 и 271 УК), являются неосторожными, что специально подчеркнуто законодателем указанием на неосторожное причинение последствий, перечисленных в диспозиции соответствующих статей. Неосторожная вина при этом может быть в виде как легкомыслия, так и небрежности (ст. 25, 26 УК).

Субъектом преступлений может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Исключение составляет ст. 267 УК. Однако в большинстве статей законодатель предусматривает некоторые специальные признаки, что дает основание говорить о специальном субъекте ряда составов транспортных преступлений (например, ст. 263, 264, 266 УК и др.).

Итак, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (транспортные преступления) - это предусмотренные Уголовным кодексом общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на безопасное функ

Дата: 2016-10-02, просмотров: 172.