Психологическая проза классицизма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мари-Мадлен де Лафайет – роман«Принцесса Клевская»

Франсуа де Ларошфуко - «Максимы»

Жан Лабрюйер - «Характеры»

Литература Просвещения

Даниэль Дефо – повесть«Робинзон Крузо»

Джонатан Свифт – повесть «Путешествие Гулливера»

Лоренс Стерн – повесть «Сентиментальное путешествие»

Вольтер – философские повести «Кандид», «Микромегас»

Дени Дидро – «Племянник Рамо»

Жан-Жак Руссо - «Исповедь» (книги I-VII)

Пьер Огюстен Карон де Бомарше – комедия «Женитьба Фигаро»

Пьер Шодерло де Лакло – роман «Опасные связи»

Фридрих Шиллер – драма «Коварство и любовь»

И.В. Гете – повесть «Страдания юного Вертера», драма «Фауст»

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство Италии

Аннибале Карраччи (1560-1609)

Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610)

Гвидо Рени (1575-1642)

Сальватор Роза (1615-1673)

Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680)

Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770)

Каналетто (Джованни Антонио Каналь, 1697-1768)

Франческо Гварди (1712-1793)

Антонио Канова (1757−1822)

Живопись Испании

Эль Греко (Доми́никос Теотоко́пулос, 1541-1614)

Хосе де Рибера (1591-1652)

Франсиско Сурбран (1598-1664)

Дие́го Родри́гес де Вела́скес (1599-1660)

Бартоломе́ Эсте́бан Мури́льо (1617-1682)

Франсиско Хосе де Гойя (1746-1828)

Живопись Фландрии и Голландии

Питер Пауль Ру́бенс (1577-1640)

Якоб Йорданс (1593-1678)

Антонис Ван Дейк (1599-1641)

Франс Хальс (1580/1585-1666)

Ян Верме́ер Де́лфтский (1632-1675)

Ре́мбра́ндт Ха́рменс ван Рейн (1606-1669)

Живопись Франции

Жорж Дюмениль де Латур (1593-1652)

Братья Ленен (Антуан и Луи)

Николя́ Пуссе́н (1594-1665)

Клод Лоррен (1600-1682)

Жан Антуан Ватто (1684-1721)

Франсуа Буше (1703-1770)

Жан Оноре́ Фрагона́р (1732-1806)

Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779)

Жак Луи́ Дави́д (1748-1825)

Изобразительное искусство Англии

Уильям Хогарт (1697-1764)

Джошуа Рейнольдс (1723-1792)

Томас Гейнсборо (1727-1788)

 

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

I. Музыка эпохи барокко (1600-1750)

 

Инструментальная музыка барокко

1.Генри Перселл - "Новый граунд" для клавесина и флейты

2. Арканджело Корелли - Соната № 12 (Фолия). Op.5 (для скрипки и бассо континуо)

3. Франсуа Куперен - "Маленькие ветряные мельницы" (пьеса для клавесина из 17 сюиты)

4. Георг Фридрих Гендель - Концерт для органа с оркестром "Кукушка и соловей". 2 часть. Аллегро.

5. Антонио Вивальди - Концерт для скрипки с оркестром "Весна". 1 часть.

6. Антонио Вивальди - Концерт для скрипки с оркестром "Лето". 3 часть.

7. Антонио Вивальди - Концерт для скрипки с оркестром "Зима". 1 часть.

8. Иоганн Себастьян Бах - Фуга № 2 из "Хорошо темперированного клавира".

9. И.С. Бах - "Шутка" из Сюиты для оркестра № 2.

10. И.С. Бах - Ария из Сюиты для оркестра № 3.

11. И.С. Бах - Концерт для двух скрипок с оркестром. Часть 1-я.

 

Становление оперы

1. Клаудио Монтеверди - Ламенто нимфы (8 книга мадригалов, 1638).

2. К. Монтеверди - Ламенто Орфея из оперы "Орфей" (1607)

3. К. Монтеверди - Дуэт "Вернись Зефир, вернись" (9 книга мадригалов, 1651)

4. Жан-Батист Люлли - Увертюра к опере "Ацис и Галатея" (1687)

5. Ж.-Б. Люлли - Пролог к опере "Изида" (1677)

6. Ж.-Б. Люлли - Пассакалья из оперы "Армида" (1686)

7. Г. Перселл - Речитатив и ламенто Дидоны из оперы "Дидона и Эней" (1689)

8. Г.Перселл – Ария Гения Холода из семи-оперы «Король Артур» (1691)

9. А. Вивальди - Речитатив и ария Аминта из оперы "Олимпиада" (1733)

10. Г.Ф. Гендель - Ария Альмирены из оперы "Ринальдо" (1711)

11. Жан-Филипп Рамо - Сцена землетрясения и трио из оперы-балета "Галантная Индия" (1735)

12. Ж.-Ф. Рамо - Танец и хор дикарей из оперы-балета "Галантная Индия" (1735)

 

Оратория и религиозная музыка

1. Г.Ф. Гендель - Ария Ангела "Раскройтесь, врата Ада " из оратории "Воскресение" (1707)

2. Г.Ф. Гендель - Хор "Он наслал град" из оратории "Израиль в Египте" (1739)

3. Г.Ф. Гендель - Хор "Он поразил первенцев" из оратории "Израиль в Египте" (1739)

4. Г.Ф. Гендель - Хор "Господь приказал морю" из оратории "Израиль в Египте" (1739)

5. Г.Ф. Гендель - Хор "Аллилуйя" из оратории "Мессия" (1742)

6. И.С. Бах - "Магнификат". Дуэт альта и тенора (1723).

7. И.С. Бах - "Магнификат". Вступительный хор.

8. И.С. Бах - "Страсти по Матфею" (1729). Вступительный хор «Придите дщери».

9. И.С. Бах - "Страсти по Матфею". Ария альта «Смилуйся».

10. И.С. Бах - "Страсти по Матфею". Дуэт и хор «Вот мой Иисус схвачен».

11. И.С. Бах - "Страсти по Иоанну"(1724). Заключительный хор «Покойся с миром».

12. И.С.Бах. – «Рождественская оратория» (1734). Вступительный хор «Ликуйте, возрадуйтесь!».

 

II.Музыка классицизма (1750-1800)

 

Инструментальная музыка

1. Йозеф Гайдн - Симфония № 48 "Мария Терезия". 1-я часть. Аллегро.

2. Й. Гайдн - Симфония № 22 "Философ".1-я часть. Адажио.

3. Й. Гайдн - Симфония № 83 "Курица". 1-я часть. Аллегро спиритуозо.

4. Вольфганг Амадей Моцарт - Соната для фортепьяно. К331. Часть 3-я. Аллегретто.

5. В.А. Моцарт - Концерт для фортепьяно № 23. 2я часть.

6. В.А. Моцарт - Концерт для фортепьяно № 17. 3я часть.

7. В.А. Моцарт - Симфония № 25. 1я часть.

8. В.А. Моцарт - Симфония № 40. 1я часть.

 

Опера

1. Кристоф Виллибальд Глюк - Сцена из 2 акта оперы "Орфей и Эвридика" (венская редакция, 1762 г.) - Орфей и фурии.

2. К.В. Глюк - Танец фурий из оперы "Орфей и Эвридика" (парижская редакция, 1774 г.)

3. К.В. Глюк - Ария Орфея "Потерял я Эвридику" (парижская редакция, 1774 г.)

4. К.В. Глюк - Речитатив и ария Клитемнестры из 4 акта оперы "Ифигения в Алвиде" (1774)

5. В.А. Моцарт - "Женитьба Фигаро" (1786). Ария Фигаро.

6. В.А. Моцарт - "Женитьба Фигаро" (1786). Ария Керубино.

7. В.А. Моцарт - "Так поступают все" (1790). Терцет «Soave sia il vento» из I действия.

8. В.А. Моцарт - "Дон Жуан"(1789). Ария Дон Жуана.

9. В.А. Моцарт - "Дон Жуан"(1789). Финал.

10. В.А. Моцарт - "Волшебная флейта" (1791). Ария Царицы ночи из 2 акта.

 

Религиозная музыка

1.Джованни Батиста Перголези - "Stabat Mater" (1736). № 1. Интродукция и дуэт "Мать скорбящая стояла".

2.В.А. Моцарт - Мотет "Exsultate, jubilate". K. 165. Ария №1.

3.В.А. Моцарт - "Реквием" (1791). Интродукция и хор.

4.В.А. Моцарт - "Реквием". - "Лакримоза"

 

 

вопросы к экзамену

1. Основные тенденции развития Европы в XVII веке: историческая ситуация и духовная жизнь общества

2. Социально-экономическое развитие Европы в XVII веке.

3. Философия и наука XVII века: научная революция и ее значение

4. Художественные стили XVII века: барокко и классицизм. Дискуссии о барокко в науке.

5. Эстетика и поэтика Барокко

6. Эстетика и поэтика Классицизма. «Спор древних и новых» и его значение.

7. Литература и театр XVII века.

8. Основные тенденции в развитии архитектуры и изобразительного искусства XVII века. Формирование национальных художественных школ.

9. Музыкальная культура XVII века: развитие оперы и новых музыкальных жанров.

10. Политическое и социально-экономическое положение Италии в XVII в. Материальная культура.

11. Архитектура и изобразительное искусство Италии в XVII в.

12. Итальянская литература, публицистика и театр в XVII в.

13. Музыкальная культура Италии XVII в. Становление оперы.

14. Франция в XVII в.: основные тенденции развития.

15. Французская архитектура и изобразительное искусство XVII века.

16. Французская литература и театр «Великого века».

17. Французская музыкальная культура XVII в. Лирическая трагедия.

18. Испанская империя в XVII в.: от расцвета к кризису. «Золотой век» испанской культуры. Особенности испанского барокко.

19. Испанская литература и театр XVII века: основные течения и их представители.

20. Испанская архитектура и живопись XVII века. Особенности испанской музыкальной культуры. Сарсуэла.

21. Борьба Нидерландов за независимость и раскол – образование Фландрии и Голландии. Особенности исторического развития региона.

22. Общая характеристика Фламандской культуры. Фламандская школа живописи и ее крупнейшие представители.

23. Голландия в XVII веке: особенности культурного развития. Голландская школа живописи и ее художественные открытия.

24. Английская культура XVII века.

25. Культура Германии XVII века.

26. Ведущие тенденции исторического развития Европы в XVIII в.: от Просвещения к Революции

27. Просвещение и просветители. Особенности идеологии Просвещения. Проблема Просвещения в науке.

28. Философия Просвещения и развитие науки в XVIII в.

29. Эстетика Просвещения и художественные стили XVIII в.

30. Просветительские тенденции в литературе и искусстве XVIII в.

31. Развитие музыкальной культуры XVIII в.: основные тенденции, открытия и достижения

32. Франция XVIII века: от кризиса абсолютизма к революции.

33. Французская публицистика и литература «века Просвещения»

34. Архитектура, скульптура и живопись Франции XVIII века.

35. Музыка Франции в XVIII веке: клавесинисты, музыкальная драма, комическая опера.

36. Культура Франции в эпоху революции 1789-1799 г. Художественная жизнь революционной эпохи: дискуссии и достижения

37. Английская культура XVIII в.: от «Славной революции» к Промышленному перевороту.

38. Английская литература и публицистика XVIII вв.: тенденции, направления и значение.

39. Изобразительное искусство Англии XVIII в.

40. Германия в XVIII веке: политическая раздробленность и рост национального самосознания. Особенности художественной жизни Германии.

41. Немецкая литература и публицистика века Просвещения.

42. Немецкая музыкальная культура XVIII в. Музыкальные гении Германии. «Венские классики».

43. Италия в XVIII в.: социально-экономический кризис и основные тенденции развития культуры.

44. Художественная жизнь Италии XVIII в.: литература и театр, живопись и скульптура,

45. Итальянская музыка XVIII в. «Вивальдианство» и его значение. Кризис оперы-сериа и развитие оперы-буффа.

V. ЛИТЕРАТУРА

Учебные пособия

Артамонов О. Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. М., 1988.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 2000

Зарубежная литература XVII-XVIII вв. Составитель С. Д. Артамонов. М., 1982.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М.: «Высшая школа», 1993

Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Т. 1-2. М., 1983-1984

Поликарпов В. С. История науки и техники. Ростов-на-Дону, 1999.

 

Общая литература по курсу

Базен Э. Барокко и рококо. М., 2000.

Булычева А.В. Сады Армиды: музыкальный театр французского барокко. М., 2004.

Бунин А.В. История градостроительного искусства. Т. 1. М., 1953.

Бунин А.В. Саваренская Т.Ф. Истории градостроительного искусства. Т.1. М.,1979.

Век Просвещения. М.-Париж, 1970.

Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. Исследование сущности и становления стиля барокко в Италии. СПб., 2004.

Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. М., 1977.

Всеобщая история архитектуры. Т. 7. М., 1969.

Всеобщая история искусств. Т. 4: Искусство 17-18 веков. М.,1963.

Гилберт К., Кун Г. История эстетики: В 2 т. / Кузнецов В.В., Тихомиров И.С. (пер. с англ.). 2-е изд. М., 2000. Т.1-2.

Грубер Р. История музыкальной культуры. Т. 2. Ч. 1. М., 1953.

Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. М., 2002.

Дасса Ф. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 гг. М., 2002.

Де ла Барт Ф. Французский классицизм в литературе и искусстве. Киев, 1903.

Державин К.Н. Театр Французской революции 1789-1799. Л., 1932.

Длугач Т.Б.Подвиг здравого смысла. М., 1995.

Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI–XVIII вв. Л., 1960

Елистратова А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

Иоффе И.И. Мистерия и опера (немецкое искусство XVI-XVII вв.). Л., 1937.

Искусство 17 века: Италия, Испания, Фландрия. М.,1988.

История английской литературы. Т. 1. М.-Л., 1945.

История в Энциклопедии Дидро и Даламбера. М., 1974.

История всемирной литературы: В 9 т. М., 1987. Т. 4-5.

История Европы. Т. 4. М., 1994.

История зарубежного театра. Ч.1. М., 1981.

История зарубежной литературы XVIII века. М., 1984.

История искусства зарубежных стран. М., 1964.

История немецкой литературы. Т. 1. М., 1962.

История политических и правовых учений XVII-XVIII веков. М.,1989.

История французской литературы. М.-Л., 1946. Т.1.

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Эстетические учения XVII - XVIII вв. М., 1964. Т. 2.

История эстетической мысли в 6-ти т. Т.2. М., 1985.

Каптерева Т. Быков В. Искусство Франции XVII века. М., 1969.

Кенигсбергер, Гельмут. Европа раннего Нового времени, 1500-1789. М., 2006.

Конен В. Генри Перселл и опера. М., 1983.

Конен В. От Люлли до наших дней. М., 1967.

Кузнецов В. Н. и др. Западноевропейская философия XYIII века. М., 1986.

Лазарев В.Н. Портрет в европейском искусстве XVII века. М.-Л., 1937.

Ливанова Т.В. Музыка и живопись в Италии XVII-XVIII вв. (некоторые сопоставления) // Искусство Запада. М., 1971.

Лившиц Н. Зернов Б. Воронихина Л. Искусство XVIII века. М., 1966

Лившиц Н.А., Каганэ Л.Л., Применко Н.С. Искусство XVII века. М., 1964.

Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М.,1980.

Лихачев Д.С. Поэзия садов. Л., 1982.

Лобанова М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994.

Мир Просвещения. Исторический словарь. М., 2003

Михайлов А. В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика. М., 1994.

Мокульский С. Хрестоматия по истории западноевропейского театра. М., 1953.

Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века. Очерки. М., 1983.

Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М., 1995.

Морозов А. А., Софронова Л. А. Эмблематика и ее место в искусстве барокко // Славянское барокко. М., 1979.

Морозов А.А. Проблема европейского барокко // Вопросы литературы. 1968. № 12. С.111-126.

Морозов А.А. Симплицимус и его автор. Л., 1984

Музыкальная эстетика стран Западной Европы XYII-XYIII веков. М.,1971.

Обломиевский Д.Д. Литература Французской революции 1789-1794. М.,1964.

Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. Очерки. М., 1968.

Ортега-и-Гассет Х. Воля к барокко // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970.

Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1974

Ренессанс. Барокко. Классицизм. М.,1966.

Розеншильдт К. История зарубежной музыки. М., 1978

Ротенберг Е. Искусство Голландии XVII века. М., 1971.

Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1971.

Ступников И.В. Английский театр. Конец XVII- начало XVIII вв. Л., 1986.

Токвиль А. де. Старый порядок и Революция. М., 1997.

Тураев С.В. От Просвещения к романтизму. М., 1983.

Французское Просвещение и революция. М., 1989.

Фромантен Э. Старые мастера. М., 1966.

Хейзинга Й. Игровое содержание барокко // Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.

Художественная культура XVIII века. Материалы научной конференции. М., 1974.

Шартье Р. Культурные истоки Французской революции. М., 2001.

Шоню П. Цивилизация классической Европы. Екатеринбург, 2005.

Шоню П. Цивилизация Просвещения. Екатеринбург, 2008.

Штейн А.Л. Литература испанского барокко. М., 1983.

 

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 238.