ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ Западной Европы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ Западной Европы

XVII-XVIII вв.

 

Методическое пособие для студентов III курса специальности

031401.65 «Культурология»

 

Самара

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

Самарского государственного университета

 

 

Ответственный редактор: профессор В.Я. Мачнев

 

Методическое пособие по Истории культуры Западной Европы содержит программу курса, планы семинарских занятий и рекомендации по самостоятельной работе студентов обучающихся по специальности «Культурология».

 

 

Составитель: к.и.н., доцент С.В. Польской

Рецензент: д.и.н., профессор, директор Ю.П.Аншаков

 

 

 

 

I. Общие положения

В данном методическом пособии представлена программа лекционного курса, тематика семинарских занятий, указания для самостоятельной работы студентов. Курс «История культуры XVII-XVIII вв.» является частью курса «Истории культуры» и призван ввести студента в проблематику изучения культуры раннего Нового времени, и в тоже время, познакомить его с многообразием явлений европейской культуры данной эпохи.

Логика курса предполагает изучения материала по пути выявления общих тенденций, типологии стилистических и идейных течений в лекционном курсе, а затем конкретизации выявленных тенденций в рассмотрении культуры отдельных европейских регионов в XVII-XVIII вв. на семинарских занятиях. Учитывая ограниченное количество аудиторных часов для глубокого изучения сложного материала, важнейшее внимание уделяется самостоятельной работе студентов. В частности ряд тем вынесенных на самостоятельное изучение студентов, они предполагают более подробное знакомство с выдающимися памятниками литературы, изобразительного искусства и музыки XVII-XVIII вв. Самостоятельное изучение достижений искусства поможет студентам не только глубже проникнуть в духовный мир человека прошлого, но и позволит восстановить особенности мировоззрения и внешний облик ушедшей эпохи. Для проверки самостоятельной работы студентов предусмотрены коллоквиумы по литературе, музыке и изобразительному искусству.

 

Рекомендации студенту по освоению программы учебной дисциплины

Работа студента в течение семестра предполагает активное участие в различных видах занятий: лекциях, семинарах, коллоквиумах. Каждый тип занятия предполагает различные методы работы и подготовки.

Лекция – является основой для дальнейшего изучения и проработки материала курса. Абсолютно очевидно, что лекционный материал не может дать всей информации, но лекции являться незаменимым подспорьем в работе студента, это своеобразный проводник, навигатор в море фактического и теоретического материала. Поэтому лекция требует такой же активной работы студента, он должен понять общий курс, выстроить логику изучаемого материала, попытаться понять ключевые проблемы и при возникновении затруднений обязательно задать вопросы преподавателю. Ведь задачи лекции состоят не только в обозрении основных проблем и фактов курса, но и в консультировании преподавателя. На лекции студент имеет возможность поставить вопросы, выяснить точку зрения преподавателя, прояснить непонятые факты. Поэтому студент не должен уподобляться стенографисту, пытаясь, все записать, его главная задача – понять материал, в случае непонимания - уточнить и спросить преподавателя, и, наконец, зафиксировать основные факты.

Семинарское занятие фактически является отчетом студента по изучению определенного раздела дисциплины. Результатом каждого занятия является оценка работы студента по разделу. Семинарские занятия предполагают доклады студентов по заявленной проблематике. Каждый студент должен сделать минимум один доклад на семинарском занятии. Все темы докладов связаны с крупнейшими деятелями культуры раннего Нового времени и требуют, не только рассказа об их значении, но и сравнительного анализа их деятельности, выявления схожих, присущих эпохе черт и индивидуальных различий. При подготовке к семинару необходимо знать каждый вопрос плана семинара, уметь четко формулировать ответы на предложенные вопросы и быть знакомым минимум с двумя текстами из литературы к семинару. Желательно подготовить к семинарам краткий конспект одного из источников. В тоже время студенты должны готовить список вопросов по проблеме, которые они могут задать преподавателю. Сообщения и доклады студента на семинаре оцениваются преподавателем, так же как дополнения и вопросы по докладам. На каждом семинарском занятии предполагается проведение теста или контрольной работы. В случае получения неудовлетворительной оценки по семинару студент должен отчитаться по каждому вопросу семинара, предоставив преподавателю письменный конспект и ответив на вопросы по нему.

Коллоквиумы по литературе, изобразительному искусству и музыке XVII-XVIII вв., позволяют проконтролировать самостоятельную работу студента по изучению величайших достижений эпохи. При подготовке к коллоквиуму по литературе студент должен внимательно прочесть литературное произведение, написать аннотацию и зафиксировать свои впечатления. При изучении живописных и музыкальных произведений следует обратить внимание на характерные черты стиля, образов и техники художника и музыканта, которые позволяют отличить его творения от работ его современников. Поэтому желательно составлять письменные аннотации и на произведения музыки и живописи, в которых следует фиксировать не только данные о создателе и сюжетах его произведения, но и свои замечания и наблюдения о характерных индивидуальных чертах его произведений.

Допуск к итоговому контролю предполагает учет работы студентов на семинарских занятиях и результаты коллоквиума. Студенты, не имеющие задолженности по курсу, допускаются к экзамену. Экзамен сдается на основе вопросов к итоговому контролю знаний студента по курсу.

 

 

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел I.

Тема 5. Литература и театр XVII века

Барокко и классицизм – ведущие литературные течения эпохи. Литература барокко и ее характерные черты. Манифесты классицистов и нормы классицистической литературы.

Итальянская литература XVII века. Джамбатисто Марино и маринизм. Особенности барочной поэзии. Прием concetti. О. Ринучини и А. Стриджо – создатели первых музыкальных драм. Образный мир поэзии барокко. А. Тассони и критика маринистов. «Аркадия» и ее представители (Д. Гравина, Б. Менцини, Д. Цаппи). Дж. Гравина и классицистический идеал в итальянской литературе. Проза и публицистика (Т.Боккалини, Т. Кампанелла, Д. Базиле).

Испанская литература XVII века. Лопе де Вега и испанский театр. Основные жанры. Луис де Гонгора и гонгоризм. Культисты и консептисты. Франсиско де Кеведо. Проза испанского барокко: роман и его разновидности. Луис де Гевара и его «Хромой бес». Бальтасар Грасиан и аллегорико-философский роман. Жанровое разнообразие испанского театра. Педро Кальдерон де ла Барка и барочный театр.

Французская литература XVII века. Литература барокко во Франции: прециозная литература и вольнодумная поэзия. Александр Арди и жанр трагикомедии. Прециозные салоны и литература: поэзия Венсана Вуатюра, романы Оноре д’Юрфе и Мадлен де Скюдери. «Либертены» и «либертинаж» (Теофиль де Вио, Сирано де Бержерак, А. де Сент-Аман и др.). Бытописательный роман (Ш.Сорель, П.Скарон, А. Фюретьер). Классицизм и официальная литературная политика. Учреждение «Французской академии». «Бессмертные» и реформа французского языка. Драматургия классицизма: П.Корнель, Ж.Расин и Ж.Б.Мольер. Классицистические трагедия и комедия. Поэты классицизма Ж. де Лафонтен и Н.Буало. Проза второй половины XVII века: публицистика (Б. Паскаль, Ж. Боссэ), эпистолярный жанр (М. де Севинье), философский афоризм (Ф. де Ларошфуко и Ж. де Лабрюйер), психологический (М. де Лафайет) и воспитательный (Ф. де Фенелон) роман.

Немецкая литература XVII века. Влияние Тридцатилетней войны на трагическое мироощущение немецкой литературы. Барочная поэзия Германии: жанры и направления. Силезкая школа. «Слово утешения среди бедствий войны» Мартина Опица и неостоицизм. Сонеты П. Флеминга. Андреас Грифиус – крупнейший немецкий поэт и драматург барокко. Немецкий театр барокко. Развитие барочного романа в Германии: придворно-исторический (Лоэнштейн, Антон Ульрих герцог Брауншвейгский, Циглер) и сатирико-дидактический роман (И.М. Мошерош, Ганс Гриммельсгаузен, К. Рейтер). «Симплициссимус» Г.Я.К.Гриммельсгаузена и его значение.

Английская литература XVII века. Английская поэзия барокко. Джон Донн и «метафизическая школа» (Джордж Херберт, Эндрю Марвелл и др.). Публицистика эпохи Революции (Дж.Лильберн, Д.Уинстенли, Дж.Гаррингтон, Т.Гоббс). Джон Мильтон и значение его творчества. Литература эпохи Реставрации. «Путь паломника» Джона Беньяна. Театр Реставрации: особенности и противоречия. Драматургия Джона Драйдена и Уильяма Конгрива.

 

Раздел II.

Тема 13. Литература и театр эпохи Просвещения.

Борьба идей в художественной литературе эпохи Просвещения. Стилистические направления в литературе: классицизм и его разновидности, рококо и «галантный стиль», просветительский реализм, сентиментализм и предромантизм.

Английская литература XVIII века. Английское Просвещение и рождение просветительской журналистики. «Зритель» и «Опекун» как прообраз журналистики эпохи (Дж.Аддисон, Р.Стил, Дж.Свифт). Английский классицизм и философская поэзия А. Поупа. Даниэль Дефо и формирование современного романа. Просветительская публицистика в творчестве Джонатана Свифта. Генри Филдинг и английский роман зрелого Просвещение. Нравоучительные романы Самюэля Ричардсона. Зарождение и развитие английского сентиментализма: от элегической поэзии к сентиментальному роману (Д. Томсон, Э. Юнг, Т.Грей, О. Голдсмит, Г. Макензи, Л. Стерн). Поэзия Роберта Бернса. Английский театр XVIII века: крах классицистической трагедии, развитие мещанской драмы и комедии. Творчество Ричарда Шеридана. «Оссианизм» и формирование предромантизма в английской поэзии второй половины XVIII века. «Готическая» литература и «роман ужасов».

Французская литература XVIII века. Итоги эстетических баталий «Великого века». Франсуа де Фенелон и значение «Телемака». Роман и театр раннего просвещения: А.-Р. Лесаж, П. Мариво, А. Прево и др. Черты «рококо» во французской литературе. «Персидские письма» Ш.Л. Монтескье. Творчество Вольтера: театр, поэзия, публицистика и философская проза. Влияние Вольтера и значение его идей в развитии европейской культуры. Просветители и их противники и критики (Фрерон, Палиссо и др.). Энциклопедисты. Дени Дидро – писатель и философ. Репутация Дидро и публикация его сочинений. Жан-Жак Руссо и идеи руссоизма. Трактаты Руссо и их влияние на художественные сочинения. Новаторство Руссо в его важнейших сочинениях: эпистолярный роман «Юлия, или Новая Элоиза», педагогический роман «Эмиль» и автобиографическая «Исповедь». Рецепция современников творчества Руссо и его значение. Сентиментализм во французской литературе: С.Мерсье, Ж.-А. Бернарден де Сен-Пьер, П.Шадерло де Лакло. Пьер Бомарше и его драматическая трилогия о Фигаро. Поэзия конца века: Э.Парни и А.Шенье.

Итальянская литература XVIII века. «Аркадия» и ее влияние на развитие итальянской литературы в XVIII веке: Д. Гравина, А. Дзено, П. Ролли. Пьетро Метастазио и его грандиозных успех. Драма и поэзия в оперных либретто Метастазио. Итальянское просвещение: Ф. Альгаротти, Ч. Бекария, Дж. Парини и др. Венецианский театр середины XVIII века: бытовые комедии Карло Гольдони и комедии-сказки Карло Гоцци. Просветительский реализм комедий К. Гольдони. Творчество Витторио Альфьери и тенденции предромантизма в итальянской литературе.

Немецкая литература XVIII века. Ранее немецкое просвещение: Г.В. Лейбниц, С. Пуфендорф, И.Х. Готшед, Х.Ф. Геллерт. Барочная поэзия и ее кризис. Становление новой немецкой литературы и творчество Готхольда Эфраима Лессинга. Античное наследие в творчестве И.И. Винкельмана и Х.М. Виланда. Поэзия Ф.Г. Клопштока. И.Г. Гердер и его идеи о развитии человечества. Движение «Бури и натиска» и «штюрмеры» (Ф.М. Клингер, Я.М.Р. Ленц, Г.А. Бюргер, К. Ф. Д. Шубарт и др.). Иоганн Вольфганг Гете и этапы его творчества: от «штюрмерского» сентиментализма («Вертер») к Веймарскому классицизму («Фауст») Драматургия Фридриха Шиллера и ее значение.

 

III. Семинарские занятия

 

СЕМИНАР 1

Научная революция и культура нового времени

1. Галилео Галилей и Блез Паскаль: наука и религия в эпоху барокко

2. Френсис Бэкон и Рене Декарт: у истоков новой философии

3. Исаак Ньютон и Готфрид Вильгельм Лейбниц: жизненный путь ученого и научное сообщество

 

Источники

Бэкон Ф. Сочинения. Т. 1-2. М., 1977-1978.

Галилей Г. Избранные труды в двух томах. М., 1964.

Галилей Г. Пробирных дел мастер. М., 1987.

Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и франц. Сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова. М.: Мысль, 1989.

Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х тт. Т.1-4. М., 1982-1989.

Ньютон И. Замечания на книгу пророка Даниила и Апокалипсис св. Иоанна. Пг., 1915.

Ньютон И. Математические начала натуральной философии / Перевод с латинского и примечания А.Н. Крылова. М., 1989

Паскаль Блез. Мысли. Малые сочинения. Письма. М., 2003.

 

Литература

Герье В. И. Лейбниц и его век: Отношения Лейбница к России и Петру Великому. СПб., 2008

Дмитриев И.С. Увещание Галилея. СПб., 2006.

Карцев В. П. Ньютон. М., 1987. (Серия «Жизнь замечательных людей»).

Кефели И. Ф. История науки и техники. СПб., 1995.

Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М.: Наука, 1987.

Кобзарев И. Ю. Ньютон и его время. М., 1978.

Кузнецов Б. Г. Галилео Галилей. М.: Наука, 1964.

Кузнецов Б. Г. Ньютон. М.: Мысль, 1982.

Ляткер Я. А. Декарт. М.: Мысль, 1975.

Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М., 1993.

Матвиевская Г. П. Рене Декарт, 1596-1650. М.: Наука, 1976.

Михаленко Ю.П. Фрэнсис Бэкон и его учение. М., 1975.

Нарский И.С. Готфрид Лейбниц. М.: Мысль, 1972

Погребысский И. Б. Готфрид Вильгельм Лейбниц. М., 1971.

Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон. М.: Мысль, 1974.

Тарасов Б. Н. Паскаль. М., 1979, 1982, 2006. (серия «Жизнь замечательных людей»).

Фишер К. История новой философии: Готфрид Вильгельм Лейбниц: Его жизнь, сочинения и учение. М., 2005.

Хал, Хеллман. Ньютон против Лейбница: Битва титанов // Великие противостояния в науке. Десять самых захватывающих диспутов. Глава 3. М.: «Диалектика», 2007.

Хеллман, Хал. Великие противостояния в науке. Десять самых захватывающих диспутов - Глава 1. Урбан VIII против Галилея: Неравная схватка. М., 2007.

Шмутцер Э., Шютц В. Галилео Галилей. М., 1987.

Штекли А. Галилей. М., 1972.

 

СЕМИНАР 2

стиль Барокко в художественной жизни европы XVII века

1. Микеланджело Караваджо и Лоренцо Бернини: контрреформация и католическое барокко

2. Питер Пауль Рубенс и Рембрандт ван Рейн: два полюса барочной живописи в Нидерландах

3. Джон Донн и Педро Кальдерон: поэзия и драма барокко

4. Клаудио Монтеверди и Арканджело Корелли: создатели новых музыкальных форм

 

Источники

Джон Донн. Стихотворения. Английская лирика первой половины XVII века. Сост., общая редакция А. Н. Горбунова . М., 1989.

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Эстетические учения XVII - XVIII вв. М., 1964. Т. 2.

Кальдерон. Драмы. В 2-х книгах. М., 1989.

Колесо фортуны: Из европейской поэзии XVII века / Составление и подготовка текста А.В. Парина и А.Г. Мурик; Комментарии О.В. Смолицкой и А.В. Парина. М., 1989 Европейская поэзия XVII века. М.: Художественная литература, 1977 («Библиотека всемирной литературы»).

Лоренцо Бернини. Воспоминания современников. М., 1965.

Микеланджело да Караваджо. Документы. Воспоминания современников. М., 1975.

Мастера искусства об искусстве. Т. 3. М., 1965.

Музыкальная эстетика стран Западной Европы XVII-XVIII вв. М.,1971.

Рубенс Питер Пауль. Письма. Документы. Суждения современников. М., 1976.

 

Литература

Iberica. Кальдерон и мировая культура. Л., 1986.

Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М.,1967.

Базен Э. Барокко и рококо. М., 2000.

Балашов Н. И. Испанская классическая драма в сравнительно-литературном и текстологическом аспектах. М., 1975.

Балашов Н. И. Религиозно-философская драма Кальдерона и идейные основы барокко в Испании // XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969.

Балашов Н.И. Испанская классическая драма. М., 1975.

Брунов Н.И. Рим. Архитектура эпохи барокко. М., 1937.

Бунин А.В. Саваренская Т.Ф. Истории градостроительного искусства. Т.1. М.,1979.

Варшавская М.Я. Рубенс. М., 1958

Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. СПб., 1994. Введение. (С. 15-26)

Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. Исследование сущности и становления стиля барокко в Италии. СПб., 2004.

Випер Б.Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII-XVIII вв. М., 1966.

Виппер Б.Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. М., 1962.

Виппер Ю. Б. Поэзия барокко и классицизма // Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история. (О западноевропейских литературах XVI - первой половины XIX века). - М., 1990. - С. 79-10

Всеобщая история архитектуры. Т. 7. М., 1969.

Всеобщая история искусств. Т. 4: Искусство 17-18 веков. М.,1963.

Гилберт К., Кун Г. История эстетики: В 2 т. Кузнецов В.В., Тихомиров И.С. (пер. с англ.). 2-е изд. М., 2000. Т.1. - Т. 2.

Голенищев-Кутузов И.Н. Барокко и его теоретики // XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969.

Горбунов А. Н. Джон Донн и английская поэзия 16-17 вв. М., 1993

Грубер Р. История музыкальной культуры. Т. 2. Ч. 1. М., 1953.

Дасса Ф. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 гг. М., 2002.

Дмитриева Н.Е. Краткая история искусств, в II т. М., 1975.

Егорова К.С. Портрет в творчестве Рембрандта. М., 1975.

Знамеровская Т.П. Микеланджело да Караваджо. М., 1955.

Искусство 17 века: Италия, Испания, Фландрия. М.,1988.

Испанская эстетика: Ренессанс. Барокко. Просвещение / Сост., вступ. ст. А.Л. Штейна. М.: Искусство, 1977

Конен В.Д. Монтеверди. Москва, 1971.

Кузнецов К. Ямпольский И. Арканджело Корелли. М., 1953.

Кучиньская А. Голенищев-Кутузов И.Н. Барокко // История эстетической мысли в 6-ти т. Т.2. М., 1985.

Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Т. 1. М., 1983

Ливанова Т.В. Музыка и живопись в Италии XVII-XVIII вв. (некоторые сопоставления) // Искусство Запада. М., 1971.

Лившиц Н.А., Каганэ Л.Л., Применко Н.С. Искусство XVII века. М., 1964.

Лобанова М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994.

Макуренкова С. А. Джон Донн: поэтика и риторика. М., 1994

Михайлов А.В. Проблема стиля и этапы развития литературы Нового времени // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982.

Михайлов А. В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика. М., 1994.

Мокульский С. Хрестоматия по истории западноевропейского театра. М., 1953.

Морозов А. А., Софронова Л. А. Эмблематика и ее место в искусстве барокко // Славянское барокко. М., 1979.

Морозов А.А. Проблема европейского барокко // Вопросы литературы. 1968. № 12. С.111-126.

Муратов П.П. Образы Италии. М., 1994. Т. II. Рим. Барокко.

Нестеров А. В. Фортуна и лира: Некоторые аспекты английской поэзии конца XVI - начала XVII вв., СПб., 2005.

Ортега-и-Гассет Х. Воля к барокко // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Педро Кальдерон де ла Барка. Библиографический указатель. Сост. В. Г. Гинько. М., 2006.

Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1974

Розеншильдт К. История зарубежной музыки. М., 1978

Ротенберг Е. Искусство Голландии XVII века. М., 1971.

Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1971.

Силюнас В. Стиль жизни и стили искусства (Испанский театр маньеризма и барокко). СПб., 2000.

Скудина Г. Клаудио Монтеверди: Орфей из Кремоны. Москва, 1998.

Софронова Л. А. Человек и картина мира в поэтике барокко и романтизма // Человек в контексте культуры. М., 1995.

Томашевский Н.Б. Испанский театр Золотого века // Испанский театр. М., 1969.

Фромантен Э. Старые мастера. М., 1966.

Хейзинга Й. Игровое содержание барокко // Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.

Чечот И. Барокко как культурологическое понятие // Барокко в славянских культурах. М: Наука, 1982

Шайтанов И.О. Барокко и классицизм: картина мира // Литература. 2000. N8.

Штейн А.Л. Литература испанского барокко. М., 1983.

Якимович А.К. Бернини и Борромини. Становление двух типов художественного сознания барокко // Искусство Западной Европы и Византии. М., 1978.

 

СЕМИНАР 3

французский классицизм XVII века

 

1. Пьер Корнель и Жан Расин: значение трагедии в театре классицизма

2. Маркиза де Лафайет и герцог де Ларошфуко: светский салон и психологическая проза классицизма

3. Луи Лево и Жан Ардуэн-Мансар: создание дворцово-паркового ансамбля Версаля

4. Никола Пуссен и Клод Лоррен: жанровая живопись классицизма

5. Ж.Б.Мольер и Ж.Б.Люлли: слово и музыка в классицистическом театре

 

Источники

Бельгард Ж.Б. Образцы разговоров для учтивых людей // Неклюдова М.С. Искусство частной жизни: век Людовика XIV. М., 2008.

Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Эстетические учения XVII - XVIII вв. М., 1964. Т. 2.

Ларошфуко Ф. Мемуары. Максимы. Л., 1971.

Лафайет М.М. Сочинения. М., 2007.

Лафайет М.М. Портрет госпожи де Севинье, выполненный графиней де Лафайет // Неклюдова М.С. Искусство частной жизни: век Людовика XIV. М., 2008.

Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М.,1980.

Мольер Ж.-Б. Полное собрание сочинений в трех томах. Т.1-3. М., 1985-87.

Музыкальная эстетика стран Западной Европы XVII-XVIII веков. М.,1971.

Спор о древних и новых. М., 1985

Театр французского классицизма. М., 1970.

 

Литература

Аникст А.А. Драматургия и театр Франции 17 века //Искусство 17 века: Голландия, Франция, Англия, Германия.М.,1995.

Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М.,1967.

Блюш Ф. Людовик XIV. М., 1998.

Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.

Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.

Боссан Ф. Людовик XIV. Король-артист. М., 2002.

Бояджиев Г.Н. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967.

Брянцева В.Н. Французский клавесинизм. СПб., 2000.

Булгаков М. Жизнь господина де Мольера. М., 1962.

Булычева А.В. Сады Армиды: музыкальный театр французского барокко. М., 2004.

Всеобщая история архитектуры. Т. 7. М., 1969.

Всеобщая история искусств. Т. 4: Искусство 17-18 веков. М.,1963.

Грубер Р. История музыкальной культуры. Т. 2. Ч. 1. М., 1953.

Де ла Барт Ф. Французский классицизм в литературе и искусстве. Киев, 1903.

Дмитриева Н.Е. Краткая история искусств, в II т. М., 1975.

Жирмунская Н.А. Трагедии Расина // Расин Ж. Трагедии. Л. 1977.

Золотов Ю.К. Пуссен. М., 1988.

История всемирной литературы: В 9 т. М., 1987. Т. 4.

История искусства зарубежных стран. - М., 1964.

История французской литературы. М.-Л., 1946. Т.1.

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Эстетические учения XVII - XVIII вв. М., 1964. Т. 2. Эстетика французского классицизма (С. 201-253)

История эстетической мысли в 6-ти т. Т.2. М., 1985.

Кадышев В. Расин. М., 1990.

Каптерева Т. Быков В. Искусство Франции XVII века. М., 1969.

Козлова Н.П. Вступительная статья // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М.,1980.

Конен В. От Люлли к классической симфонии // От Люлли до наших дней. М., 1967.

Конен В.Д. Музыка Франции 17 века // Искусство 17 века: Голландия, Франция, Англия, Германия. М.,1995.

Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Т. 1-2. М., 1983

Лившиц Н.А., Каганэ Л.Л., Применко Н.С. Искусство XVII века. М., 1964.

Лихачев Д.С. Поэзия садов. Л., 1982.

Мастера искусства об искусстве. Т. 3-4. М., 1965.

Мокульский С. Хрестоматия по истории западноевропейского театра. М., 1953.

Неклюдова М.С. Искусство частной жизни: век Людовика XIV. М., 2008.

Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. Очерки. М., 1968.

Прокофьев В.Н. Изобразительное искусство Франции 17 века //Искусство 17 века: Голландия, Франция, Англия, Германия. М.,1995.

Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1974

Розеншильдт К. История зарубежной музыки. М., 1978

Роллан Р. Заметки о Люлли // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. Вып. 3. М., 1988.

Роллан Р. Опера в 17 веке во Франции // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. Вып. 2. М., 1987.

Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1971.

Сигал Н.А. Пьер Корнель. М., 1957.

Смирнов А.А. Классицизм как культурная парадигма // Барокко и классицизм в истории мировой культуры: Материалы Международной научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск 17. СПб., 2001. (INT)

Шайтанов И. Барокко и классицизм: картина мира // Литература. 2000. № 8.

Шайтанов И.О. Французский классицизм // Литература. 2001. №4 (на сайте: http://lit.1september.ru/article).

Якимович А.К. Архитектура Франции 17 века //Искусство 17 века: Голландия, Франция, Англия, Германия. М.,1995.

Якимович А.К. Классицизм эпохи Пуссена. Основы и принципы // Советское искусствознание ’78 (1). М., 1978.

 

СЕМИНАР 4

просветители и просвещение

 

1. Джон Локк и Уильям Хогарт: проблема воспитания в английском Просвещении

2. Вольтер и Жан-Жак Руссо: конфликт просветителей и его причины

3. Дени́ Дидро́ и Жан Лерон Д’Аламбе́р: энциклопедисты и «Энциклопедия»

4. Маркиз де Кондорсе́ и Иоганн Готфрид Гердер: история и прогресс человеческого разума

 

Источники

Вольтер. Бог и люди: Статьи, памфлеты, письма. М., 1961. Т. 1-2.

Вольтер. Философские повести. М., 1978.

Вольтер. Философские сочинения. М., 1989.

Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. М., 1974.

Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. (Серия «Памятники исторической мысли») М., 1977

Гердер И. Г. Избранные сочинения. М.; Л. 1959

Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1980.

Дидро. Сочинения в двух томах. Т.1-2. М., 1986-1991

История в Энциклопедии Дидро и Даламбера. М., 1974.

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Эстетические учения XVII - XVIII вв. М., 1964. Т. 2.

Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? (1784) // Кант И. Соч. в 6-ти т. Т. 6. М., 1966.

Кондорсе, Ж.-А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.-Л., 1936

Локк Дж. Мысли о воспитании // Сочинения: В 3 т. Т.3. М., 1988

Локк Дж. Сочинения: В 3 т. Т.1-3. М., 1985-1988

Руссо Ж.Ж. Избранные сочинения. М., 1961. Т. 1-3.

Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1968.

Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера. М., 1994.

Французские просветители XVIII века о религии. М., 1960.

Хогарт У. Анализ красоты. М., 1987

 

Литература

Артамонов С.Д. Вольтер. М., 1954.

Асмус В.Ф. Жан-Жак Руссо // Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М., 1984.

Бадентэр, Э., Бадентэр, Р. Кондорсе (1743-1794). Ученый в политике. Вступ. ст., сокращ. пер. с фр. О. В. Захаровой. М., 2000.

Бахмутский В.Я. Полемика Вольтера и Руссо // Вопросы философии. 1959, № 7.

Век Просвещения. М., 2006

Век Просвещения. М.-Париж, 1970.

Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976.

Виппер Р.Ю. Общественные учения и исторические теории XVIII и XIX веков в связи с

Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. М., 1958; М., 1977.

Герман М. Ю. Уильям Хогарт и его время. Л., 1977.

Гильберт К. Кун Г. История эстетики. М., 1960.

Гулыга А. В. Гердер. М., 1975.

Дарнтон Р. Философы постигают древо знания: эпистемологическая стратегия «Энциклопедии» // Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. М., 2002.

Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980.

Державин К.Н. Вольтер. М., 1946.

Длугач Т.Б. Дени Дидро. М., 1975.

Добровольский В. А, Д'Аламбер. М., 1968

Ж.-Ж. Руссо: pro et contra. СПб., 2005

Занин С.В. Общественный идеал Жан-Жака Руссо и французское Просвещение XVIII века. СПб., 2007

История Европы. Т. 4. М., 1994. Часть 3. Гл. 5. Европейское Просвещение.

История политических и правовых учений XVII-XVIII веков. М.,1989.

Казарин А.И. Учение Дидро о государстве и праве. М., 1960.

Кузнецов В. Н. Французский материализм XVIII века. М., 1981.

Кузнецов В. Н., Мееровский Б. В., Грязнов А. Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1983.

Кузнецов В.Н. Вольтер и философия французского Просвещения XVIII в. М., 1965.

Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978.

Лабутина Т.Л. Культура и власть в эпоху Просвещения. М. 2005.

Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII века // Эпоха просвещения: Из истории

международных связей русской литературы. Л., 1967.

Мир Просвещения. Исторический словарь. М., 2003

Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века. Очерки. М., 1983.

Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М., 1995.

Общественно-политическая мысль европейского Просвещения / Под ред. Н.М. Мещеряковой. М., 2002

Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1993.

Очерки по истории руссоизма на Западе. М., 1912.

Просветительское движение в Англии. М., 1991

Розанов М.Н. Очерк истории французской литературы эпохи Просвещения. М., 1916.

Рокэн Ф. Движение общественной мысли во Франции в XVIII веке (1715-1789 гг.). СПб., 1902

Роланд-Гольст Г. Жан-Жак Руссо: Его жизнь и сочинения. М., 1923.

Сиволап И.И. Социальные идеи Вольтера. М., 1978.

Соколов В.В. Вольтер. М., 1956.

Токвиль А. де. Каким образом в середине XVIII столетия литераторы сделались во Франции самыми влиятельными политиками и что из этого вышло // Новое литературное обозрение. 1994. №9.

Французское Просвещение и революция. М., 1989.

Фуко М. Что такое Просвещение (любое издание)

Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика Просвещения. М.-СПб., 1997.

Художественная культура XVIII века. Материалы научной конференции. М., 1974.

Шайтанов И.О. Сентиментализм // Литература. 2002. № 3. (на сайте: http://lit.1september.ru/article).

Шартье Р. Культурные истоки Французской революции. М., 2001.

 

 

СЕМИНАР 5

публицистика и литература эпохи просвещения

 

1. Даниэль Дефо и Джонатан Свифт: Робинзон и Гулливер как человек нового века

2. Шарль-Луи Монтескье и Лоренс Стерн: «человек путешествующий» эпохи Просвещения

3. Карло Гольдони и Карло Гоцци: венецианский театр и вкусы века

4. Иоганн Вольфганг Гёте и Фридрих Шиллер: поэзия и проза «Бури и Натиска»

5. Пьер Бомарше и Пьер Шодерло де Лакло: театр и литература накануне революции

 

Источники

Англия в памфлете. Английская публицистическая проза начала XVIII века / Сост., предисл., коммент. И.О. Шайтанова. М., 1987.

Бомарше П. О. Драматические произведения. Мемуары. М., 1971. (БВЛ).

Бомарше. Избранные произведения в двух томах. Т.1-2. М., 1966.

Гете И. В. Собрание сочинений: В 10 т. М., 1975-1980

Гёте И.В. Об искусстве / Сост., вступ. ст. А.В. Гулыги. М., 1975.

Гёте И.В. Поэзия и правда / Вступ. ст. Н.Вильмонта. М., 1969.

Гёте И.В. Страдания юного Вертера / Изд. подгот. Г.В. Стадников. М., 1999 (ЛП).

Гёте И.В. Фауст / Пер. Б.Пастернака.

Гёте И.В., Шиллер Ф. Переписка: В 2 т. / Вступ. ст. А.А. Аникста. М., 1988.

Гольдони К. Комедии, тт. 1–2. Л. М., 1959

Гольдони К. Комедии. Гоцци К. Сказки для театра. В. Альфьери В. Трагедии. М., 1971.

Гольдони К. Мемуары Карло Гольдони, содержащие историю его жизни и его театра, тт. 1–2. Л., 1933

Гоцци К. Сказки для театра / Вступ. ст. Н.Томашевского. М., 1989.

Дефо Д. Дальнейшие приключения Робинзона Крузо. М., 1996.

Дефо Д. Избранное. М., 1971

Дефо Д. Робинзон Крузо / Сост., вступ. ст., коммент. К.Н. Атаровой. М., 1990.

Монтескье Ш. О Духе законов // Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

Монтескье Ш. Персидские письма. М., 1956.

Свифт Дж. Избранное / Сост., коммент. В.Рака и И.Чекалова. Л., 1987.

Свифт Дж. Памфлеты / Под ред. М.П. Алексеева и Е.И. Клименко. М., 1955.

Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии. М., 1968.

Шиллер Ф. Собрание сочинений. Т. 1-7. М., 1955-1959.

Шиллер Ф. Собрание сочинений. Т. 1-8. М.; Л., 1937-1950

Шодерло де Лакло. Опасные связи. М.; Л., 1965. (ЛП).

Эккерман И.П. Разговоры с Гёте. М., 1986.

 

Литература

Азаркин Н.М. Монтескье. М., 1988.

Аникст А. А. Творческий путь Гете. М., 1986.

Аникст А.А. Гёте и Фауст: От замысла к завершению. М., 1983.

Артамонов С. Д. Бомарше. Очерк жизни и творчества. М., 1960.

Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1963.

Атарова К. Н. Лоренс Стерн и его "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии". М., 1988.

Баскин М.П. Монтескье. М., 1965.

Век Просвещения. М.-Париж, 1970.

Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. М., 1977.

Вульф Лари. Изобретая Восточную Европу: Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М., 2003

Гачев Д. И. Эстетические взгляды Дидро. М., 1961.

Грандель Ф. Бомарше. Перевод с французского Л. Зониной и Л. Лунгиной. М., 1985

Де Санктис Ф. История итальянской литературы. М., 1964. Т. II.

Елистратова А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

Жирмунский В.М. Гёте в русской литературе. 2-е изд. Л., 1981.

Жирмунский В.М. Период “Бури и натиска” // Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972. С. 277–408.

История западноевропейского театра / Под ред. С. С. Мокульского. М., 1957. Т. 2.

История немецкой литературы. М., 1963. Т. 2.

Конради К.О. Гёте: Жизнь и творчество: В 2 т. М., 1987.

Ланштейн П. Жизнь Шиллера. М., 1984.

Левидов М.Ю. Путешествие в некоторые отдалённые страны… М., 1939 (М., 1986).

Либинзон З. Е. «Коварство и любовь» Ф. Шиллера. М., 1969.

Либинзон З. Е. Шиллер. М., 1975

Лозинская Л. Фридрих Шиллер. М., 1960.

Лозинская Л. Я. Ф. Шиллер. М., 1960.

Мокульский С. С. Бомарше. Л.-М., 1957.

Муравьёв В. Джонатан Свифт. М., 1968.

Неустроев В. П. Немецкая литература эпохи Просвещения. М., 1958.

Пинский Л. Ренессанс. Барокко. Просвещение: Статьи. Лекции. М.: РГГУ, 2002.

Реизов Б. Итальянская литература XVIII века. Л., 1966.

Реизов Б.Г. К.Гольдони, 1707-1793. Л. -М., 1957

Томашевский Н. Итальянский театр XVIII века // К. Гольдони. Комедии. К. Гоцци. Сказки для театра. В. Альфьери. Трагедии. М.: Художественная литература, 1971.

Урнов Д. Дефо. М., 1990.

Урнов Д. Робинзон и Гулливер. Судьба двух литературных героев. М., 1973.

Финкельштейн Е. Бомарше. Л.; М., 1957.

Чечельницкая Г. Я. Шиллер. М.; Л., 1959.

Шайтанов И.О. Плоды Просвещения: Гёте // Литература. 2001. № 44.

Шайтанов И.О. Мыслящая муза: «Открытие природы» в поэзии XVIII в. М., 1989

Шайтанов И.О. Роман эпохи Просвещения // Литература. 2001. №28. (на сайте: http://lit.1september.ru/2001/28/3.htm)

 

 

СЕМИНАР 6

художественные стили и искусство XVIIi века

 

1. Антуан Ватто и Франсуа Буше: нюансы «галантной» живописи рококо

2. Жан Батист Симеон Шарден и Жак-Луи Давид: художественное обращение к реалиям века

3. Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле: «architecture parlante», утопизм и новаторские идеи в архитектуре

4. Иоганн-Себастьян Бах и Вольфганг Амадей Моцарт: отличия музыкальной эстетики барокко и классицизма

 

Источники

Дидро Д. Салоны. Т.1-2. М., 1989.

Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха (Сборник, перевод с немецкого, составитель Ханс Йоахим Шульце). М.: Музыка, 1980

Леду, Клод-Николя. Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству. Том 1 / Под общ. Ред. А.А.Барабанова. Екатеринбург, 2003.

Мастера искусства об искусстве. Т. 3-4. М., 1967.

 

Литература

Аберт Г. Моцарт: Пер. с нем. М., 1978-85. Т. 1-4. Ч. 1-2.

Аркин Д.Е. Образы архитектуры и скульптуры. М., 1990

Бенуа А. Н. История живописи всех времен и народов. СПб., 1914. Т. 4.

Березина В. Н. Ж. Л. Давид. Л., 1963

Брянцева В.Ф. Ж.Ф. Рамо и французская музыкальная культура XVIII века. М., 1983.

Век Просвещения. М.-Париж, 1970.

Виппер Б. Р. Английское искусство. М., 1945.

Всеобщая история архитектуры : в 12 т. / гл. ред. Н. В. Баранов. Т. 7. М., 1969.

Всеобщая история искусств. Т. 4: Искусство 17-18 веков. М.,1963.

Герман М.Ю. Антуан Ватто. М., 2010.

Гильберт К. Кун Г. История эстетики. М., 1960.

Друскин М. С. Иоганн Себастьян Бах. М., 1982.

Друскин М. С. Пассионы и мессы Иоганна Себастьяна Баха. М.: Музыка, 1976.

Золотов Ю. К. Жан Батист Симеон Шарден. М., 1962;

Золотов Ю. Н. Французский портрет XVIII века. М., 1968.

Зо

Дата: 2016-10-02, просмотров: 243.