По объему выполненной работы ставится оценка.
Рекомендуемая литература
1. Кацман, М.М Электрические машины : учебник / М.М.Кацман. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 421-432с.
2. Китаев В.Е., Корхов Ю.М. Свирин В.К. Электрические машины.– М.: Высшая школа. 1978.- 14-21, 61-73, 88-98с.
3. Справочник по электрическим машинам / Под ред. Кацман М.М. – М.: Академия, 2005.- 285-366с.
Интернет-ресурсы:
Сайт технической литературы http://elmech.mpei.ac.ru/em/EM/EM_cont_0.htm
Лабораторный практикум http://elmech.mpei.ac.ru/EM/Seminar/Seminar_0.htm
Сайт технической литературы http://model.exponenta.ru/electro/contents.htm
http://www.emna.ru/katalog/tran/tran_maslo.htm
Практическая работа №5
Тема 1.1 Электрические машины
Название: «Расчет двигателя постоянного тока».
Цель работы: Получить практические навыки расчета электрических параметров двигателя постоянного тока.
Задачи:
- образовательная: по окончании практической работы обучающийся должен
уметь – самостоятельно рассчитывать параметры двигателя постоянного тока (ОК3);
- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК2).
- развивающая: развивать у обучающихся умения делать выводы, применять имеющиеся знания на практике (ОК3).
- воспитательная: воспитывать уважение к труду, интерес к своей профессии (ОК1).
Количество часов на выполнение- 2 часа.
Оснащение: инструктивные карты; счетно-вычислительная техника.
Задание
Электродвигатель постоянного тока серии П параллельного возбуждения характеризуется номинальными данными (табл. 1): напряжением питающей сети , мощностью на валу , частотой вращения якоря , током . Сопротивление цепи якоря двигателя Ом. При расчетах током возбуждения электродвигателя пренебречь. Определить кпд двигателя при номинальной нагрузке, сопротивление пускового реостата, ограничивающего ток при пуске электродвигателя до значения . Рассчитать и построить в единой системе координат искусственную и естественную механические характеристики при .
Исходные данные
Таблица 1
Вариант | Величины | ||||
, В | , кВт | , об/мин | , А | a | |
1,1 | |||||
2,5 | 1,1 | ||||
2,5 | 14,2 | 1,1 | |||
3,7 | 1,2 | ||||
4,5 | 1,2 | ||||
5,6 | 1,2 | ||||
5,8 | 1,3 | ||||
1,3 | |||||
1,4 | |||||
1,5 | |||||
1,6 | |||||
1,7 | |||||
1,8 | |||||
1,9 | |||||
1,1 | |||||
2,5 | 14,5 | 1,2 | |||
2,5 | 14,6 | 1,1 | |||
3,7 | 1,5 | ||||
4,5 | 1,3 | ||||
5,6 | 1,6 | ||||
5,7 | 1,4 | ||||
1,4 | |||||
1,7 | |||||
1,2 |
2. Предварительная подготовка
Машина может работать двигателем, если к обмотке ее якоря подвести постоянный ток от внешнего источника.
Двигатель постоянного тока с электромагнитным возбуждением был создан в России акад. Б. С. Якоби в 1834 г., который назвал его магнитной машиной.
Рис. 1 Электромагнитная схема двухполюсной машины постоянного тока (а) и эквивалентная схема ее обмотки якоря (б): 1 — обмотка возбуждения; 2 — главные полюсы; 3 — якорь; 4 — обмотка якоря; 5 — щетки; 6 — корпус (станина) |
На обмотку возбуждения подается напряжение постоянного тока для образования магнитного потока. Его направление определяется правилом правой руки.
Через четки и коллектор подается напряжение на обмотку якоря. По обмоткам якоря потечет ток якоря. Проводники с током якоря находятся в магнитном поле индуктора, при этом на проводники обмотки якоря будут действовать электромагнитные силы, их направление определяется правилом левой руки)
Эти силы создают электромагнитный момент Мэ, якорь машины придет во вращение и будет развивать механическую мощность. Момент МЭ при этом является движущим и действует в направлении вращения. Электрическая энергия, поступающая из сети превращается в механическую и машина работает электродвигателем.
Проводники обмотки якоря двигателя вращаются в магнитном поле, обмотки якоря при вращении пересекаются магнитным полем индуктора и поэтому в обмотке якоря двигателя тоже индуктируется э. д. с. Еа. Ее направление определяют правилом правой руки. Вдвигателе э. д. с. якоря Еа направлена против тока IЯ, и приложенного к зажимам якоря напряжения Ua. Поэтому э. д. с. якоря двигателя называется противоЭДС (встречной).
- падение напряжения в обмотках якоря.
ЭДС, наводимая в якоре, меньше напряжения на его зажимах на величину падения напряжения в обмотках якоря.
При взаимодействии тока Iя. с магнитным полем индуктора возникает электромагнитный вращающий момент
где CM - коэффициент, зависящий от конструкции двигателя.
На рис. 2 изображен схематично двигатель постоянного тока, выделен проводник якорной обмотки.
Ток в проводнике направлен от нас. Направление электромагнитного вращающего момента определится по правилу левой руки. Якорь вращается против часовой стрелки. В проводниках якорной обмотки индуцируется ЭДС, направление которой определяется правилом правой руки. Эта ЭДС направлена встречно току якоря, ее называют противо-ЭДС.
Рис. 2
В установившемся режиме электромагнитный вращающий момент Мэм уравновешивается противодействующим тормозным моментом М2 механизма, приводимого во вращение.
На рис. 3 показана схема замещения якорной обмотки двигателя. ЭДС направлена встречно току якоря. В соответствии со вторым законом Кирхгофа ,
откуда
.
Это уравнение называется основным уравнением двигателя.
Рис.3
Из основного уравнения двигателя можно получить формулы:
Магнитный поток Ф зависит от тока возбуждения Iв, создаваемого в обмотке возбуждения. Из формулы видно, что частоту вращения двигателя постоянного тока n2 можно регулировать следующими способами:
1. изменением тока возбуждения с помощью реостата в цепи обмотки возбуждения;
2. изменением тока возбуждения с помощью реостата в цепи обмотки возбуждения;
3. изменением напряжения U на зажимах якорной обмотки.
Чтобы изменить направление вращения двигателя на обратное (реверсировать двигатель), необходимо изменить направление тока в обмотке якоря или индуктора.
Для определения электромагнитного момента, развиваемого двигателем, можно пользоваться формулой: . В этой формуле магнитный поток выражается в веберах (Вб), ток якоря в амперах (А), тогда момент получается в ньютон-метрах (нм).
Дата: 2016-10-02, просмотров: 244.