Автор: преподаватель первой квалификационной категории Карчанова А.Н.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МКОУ СОШ №8 г.Шадринска

Методические указания

для подготовки к экзамену

По «Истории России»

Для учащихся 9- х классов

Автор: преподаватель первой квалификационной категории Карчанова А.Н.

Шадринск,2013

ВВЕДЕНИЕ

Данные методические указания предназначены для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы изучающих курс «История России». Изучение этого курса в школе осуществляется в соответствии с новым государственным стандартом. Курс рассчитан на углубленное и подробное рассмотрение всех основных аспектов российской истории. В ходе обучения учащиеся слушают курс «История России», которые являются основой их теоретической подготовки, а также систематически выполняют домашние задания. Итогом изучения курса «История России» является экзамен, во выбору по результатам которого выставляется оценка, идущая в аттестат.

Самостоятельная подготовка учащихся к экзамену является одной из важнейших форм учебного процесса. В данных методических указаниях содержатся рекомендации для подготовки к экзамену по истории России, – приводятся правила проведения экзамена, формулировки экзаменационных вопросов, раскрывается методика правильных ответов. Также даются общее содержание курса «История России» словарь исторических терминов и хронология исторических событий. Наконец, в методических указаниях имеется достаточно обширный библиографический список, позволяющий обучающимся подобрать весь необходимый материал – исторические документы, монографическую, учебную и справочную литературу. Большую помощь в подготовке к экзамену окажет консультации проводимые учителем, на которых можно задать интересующие вопросы, разобрать сложные и проблемные вопросы.

 

О ПРИМЕРНЫХ БИЛЕТАХ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА

ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВИВШИХ ПЕРЕХОД

НА НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

от 18 января 2007 г. № 01-14/08-01

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки информирует о том, что подготовлены новые комплекты примерных билетов по 14 предметам федерального базисного учебного плана для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Новые комплекты экзаменационных билетов разработаны для общеобразовательных учреждений, осуществивших переход на новый государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Они позволят проводить государственную (итоговую) аттестацию выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений с учетом установленных требований к уровню подготовки учащихся.

Каждый экзаменационный комплект по предмету содержит не менее 20 билетов. При необходимости билеты дополняются практико-ориентированными заданиями. Один из вопросов выявляет не только овладение содержанием данной предметной области, но и сформированность предметной компетентности, т.е. способности выпускников к практическому применению знаний и умений.

К экзаменационным билетам по всем предметам разработаны краткие пояснительные записки. В них разъясняется принципиальная разница между старыми и новыми примерными билетами, составленными с учетом государственного образовательного стандарта 2004 года, поясняются особенности проведения устного экзамена по предмету, указывается примерное время, отводимое на подготовку выпускника к ответу, даются разъяснения по использованию предложенного экзаменационного материала при разработке экзаменационных билетов на уровне общеобразовательного учреждения, описываются подходы к оцениванию ответа выпускника, носящие рекомендательный характер. В пояснительной записке также дается характеристика структуры экзаменационного билета в целом, комментируется специфика первого, второго и третьего вопросов билета, в общем виде формулируются подходы к оцениванию устного ответа выпускника и выставлению отметки за экзамен по пятибалльной системе. В комплекты примерных билетов по каждому предмету включаются рекомендации по оцениванию ответа выпускника, предлагаются критерии оценивания с учетом разных типов вопросов и заданий.

Общеобразовательным учреждениям, не перешедшим на новый государственный образовательный стандарт, для проведения итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в устной форме рекомендуются примерные экзаменационные билеты, опубликованные в предыдущие годы (например, в журнале «Вестник образования», издательство «Просвещение»*, и на сайте журнала www.vestnik.edu.ru).

Билеты всех предложенных комплектов носят примерный характер. Общеобразовательное учреждение имеет право внести в экзаменационный материал изменения, учитывающие региональный компонент, особенности программы, по которой строилось обучение: частично заменить вопросы, дополнить другими заданиями.

Общеобразовательное учреждение может разработать собственные экзаменационные материалы для проведения устных экзаменов по выбору.

Руководитель В.А. БОЛОТОВ

 

* «Вестник образования». – 2005. – № 4; 2006. – № 4.

 

ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОДРЕРЖАНИЮ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РОССИИ»

Примерные экзаменационные билеты соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236), а также федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ

Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089).

Экзаменационные билеты охватывают содержание курса истории России с древности до современности. Вопросы и требования к ответам ориентированы на базовые знания и умения учащихся. Таким образом, билеты могут использоваться независимо от учебников, по которым велось преподавание.

Экзамен по истории проводится по выбору учащихся. Ответы на все вопросы экзаменационных билетов даются в устной форме.

Количество билетов в комплекте определяется образовательным учреждением, проводящим экзамен. Однако ввиду необходимости нормализации нагрузки выпускников в период сдачи экзаменов рекомендуется, чтобы количество экзаменационных билетов не превышало 24 билетов (в то же время желательно, чтобы их было не менее 18).

Предлагаемые билеты отличаются от традиционных билетов устного экзамена по истории тем, что содержат типологически разные вопросы, каждый из которых позволяет проверить и оценить определенные стороны подготовки учащихся. В билеты включается также практическое задание для работы с историческим текстом, проверяющее умения анализировать текст, применять знания.

Билеты рассчитаны на комплексную проверку подготовки выпускников 9 классов в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

В число проверяемых элементов подготовки входят:

• знание важнейших дат, фактов, понятий и терминов;

• понимание причинно-следственной обусловленности исторических событий, их места в ряду (контексте) исторических явлений и процессов;

• умения составлять историческое описание (рассказ), систематизировать факты, соотносить единичный факт (событие) и общее явление или процесс, проводить сравнение событий и явлений, объяснять их причины и следствия, извлекать информацию из исторических текстов (источников).

С учетом того что ранние периоды отечественной истории изучаются в 6–7 классах, то есть за несколько лет до экзамена, установлено следующее общее соотношение вопросов в билетах: одна половина вопросов касается истории с древности до конца XIX века, другая половина – истории ХХ века (изучаемой в 9 классе). Поскольку проверка по периодам до начала XX века носит отсроченный характер, вопросы по ним формулируются укрупненно, касаются наиболее значительных событий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

Билет № 1

1. Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность.

2. К какому периоду истории России относятся названия РСДРП, октябристы, кадеты, эсеры? На какие две группы их можно разделить? Объясните, чем отличались эти группы.

3. Работа с источником.

Билет № 2

1. Борьба Руси против внешней агрессии в XIII веке.

2. Сравните развитие культуры в СССР в 1945–1953 гг. и в период «оттепели», назовите общие черты и различия.

3. Работа с источником.

Билет № 3

1. Культура Руси в XIV–XVI вв.

2. С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «отруб», «хутор», «Крестьянский банк»? Объясните их значение.

3. Работа с источником.

Билет № 4

1. Объединение русских земель вокруг Москвы и образование единого Российского государства в XIV–XV вв.

2. С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «приватизация», «либерализация цен», «шоковая терапия»? Объясните их значение.

3. Работа с источником.

Билет № 5

1. Преобразования Петра I: содержание, итоги.

2. Сравните внешнюю политику СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг. и в 1970-е гг. Объясните, что было общим и в чем заключались различия.

3. Работа с источником.

Билет № 6

1. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

2. К какому периоду (периодам) истории России относится понятие «многопартийность»? Объясните, с какими событиями, процессами оно связано.

3. Работа с источником.

Билет № 7

1. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.: задачи, основные направления, итоги.

2. К какому периоду отечественной истории относятся понятия «реабилитация», «совнархоз», «освоение целины»? Объясните, какие характерные черты этого периода они отражали.

3. Работа с источником.

 

Билет № 8

1. Культура и общественная мысль России во второй половине XVIII в.

2. Сравните периоды восстановления хозяйства России, СССР после Гражданской войны и после Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Объясните, в чем заключались общие черты и различия.

3. Работа с источником.

 

Билет № 9

1. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии.

2. К какому периоду отечественной истории относятся понятия «гласность», «политический плюрализм», «парад суверенитетов»? Объясните, какие черты, процессы этого периода отражали названные понятия.

3. Работа с источником.

Билет № 10

1. Движение декабристов: предпосылки возникновения, участники, цели, основные выступления, значение.

2. Что означает понятие «коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны»? Объясните, с какими событиями на фронтах и в тылу оно было связано.

3. Работа с источником.

Билет № 11

1. Общественные движения в России в 70–90-е гг. XIX в.: организации, участники, деятельность.

2. С каким событием отечественной истории1920–1930-х гг. связаны понятия «автономизация», «федеральное устройство»? Объясните, какие позиции партийных руководителей они отражали.

3. Работа с источником.

Билет № 12

1. Модернизация в России в начале ХХ в.: основные направления, особенности.

2. С каким периодом отечественной истории связаны понятия «Избранная рада», «опричнина»? Объясните, какой политический курс отражало каждое из этих понятий.

3. Работа с источником.

Билет № 13

1. Революция 1905–1907 гг. в России: причины, основные события, итоги.

2. К какому периоду отечественной истории относится появление понятий «всероссийский рынок», «мануфактуры», «Новоторговый устав»? Объясните, с какими процессами они были связаны.

3. Работа с источником.

Билет № 14

1. Революционные события 1917 г. в России от Февраля к Октябрю: основные события, их участники, итоги.

2. С событиями какой из войн XVIII в. связаны названия Нарва, Лесная, Полтава, Гангут? Раскройте место и значение каждого из этих событий в истории войны.

3. Работа с источником.

Билет № 15

1. Гражданская война 1918–1920 гг. в России: причины, участники, итоги.

2. Объясните, как менялся характер внутренней политики Александра I в первой и второй половине его царствования. В чем это выразилось?

3. Работа с источником.

Билет № 16

1. Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике: причины введения, основные мероприятия и результаты нэпа.

2. Когда в истории России происходили дворцовые перевороты? Объясните, к каким последствиям они привели.

3. Работа с источником.

Билет № 17

1. Общественно-политическая жизнь в СССР в 1920–1930-е гг.

2. С какими событиями в истории России связаны понятия «самозванец», «семибоярщина», «тушинский вор»? Объясните, чем эти события были вызваны.

3. Работа с источником.

Билет № 18

1. Основные направления и события внешней политики СССР в 1920–1930-е гг.

2. Объясните, почему XVII в. отечественной истории был назван «бунташным». Какие события дали основание для этого названия?

3. Работа с источником.

Билет № 19

1. Индустриализация в СССР: причины, особенности проведения, итоги.

2. Сравните взгляды славянофилов и западников на пути развития России. Объясните, в чем заключались основные различия.

3. Работа с источником.

Билет № 20

1. Великая Отечественная война: основные этапы, события, причины победы советского народа.

2. С какими событиями отечественной истории связаны понятия «выкупные платежи», «отрезки», «уставные грамоты», «временнообязанные крестьяне»? Объясните, как они характеризуют эти события.

3. Работа с источником.

Билет № 21

1. СССР в 1945–1953 гг.: основные направления и события внутренней

и внешней политики.

2. К какому периоду отечественной истории относится понятие «золотой век русской культуры»? Творчество каких деятелей культуры дало основание для этого названия?

3. Работа с источником.

Билет № 22

1. «Оттепель» в СССР: изменения в политической, социально-экономической жизни, культуре. Итоги «оттепели».

2. Сравните политический строй Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли в XIII–XIV вв. Объясните, в чем заключались основные различия.

3. Работа с источником.

 

 

ТЕКСТЫ К ТРЕТЬЕМУ ЗАДАНИЮ

Отрывки из исторических источников, работ историков и задания к ним включаются в качестве третьего вопроса в экзаменационные билеты непосредственно перед экзаменом. При этом следует избегать дублирования исторических сюжетов с первым и вторым вопросами. Количество приводимых ниже отрывков больше, чем число билетов, что позволит сделать лучший выбор текстов.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ

 

 

Билет №1.

1. Древняя Русь в 9 – начале 12в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность.

2. К какому периоду истории относятся названия РСДРП, октябристы, кадеты, эсеры? На какие две группы их можно разделить? Объясните, чем отличались эти группы.

3. Работа с источником.

 

1. Древняя Русь в 9-начале 12 веков прошла период от возникновения государства до расцвета раннефеодального государства Киевской Руси и начала периода феодальной раздробленности. Точной даты основания древнерусского государства нет, приблизительно в конце 9 века или можно считать такой датой 882 год когда Олег объединил под своей властью Новгород и Киев, два тогда главных города Руси. Первые русские князья были варягами, так называли на Руси норманнов – жителей Скандинавии которые отправлялись в дальние походы. Им к ним и обратились славяне с просьбой помочь в обороне своих земель. Ясно, что государство возникло не из-за прихода варягов, а в силу внутренних причин, прежде всего разложения родового строя у славян. Пришедшие варяги хоть и составили верхушку русского общества, но довольно быстро восприняли и славянский язык и обычаи местного населения. Деятельность первых русских князей можно условно разделить на два этапа: первый: этап расширения территории государства и укрепления княжеской власти, кроме того дальние походы с целью обогащения. Именно, это было главным в княжение Олега (882-911гг), Игоря (911-945), Ольги (945-957) и её сына Святослава (957-972). В это время дружины киевских князей неоднократно вторгались в Византию и одерживали победы над войсками императоров, возвращаясь с богатой добычей. А князь Олег в знак своей победы над Византией даже прибил свой щит на врата Царьграда. На втором этапе главными задачами стали: укрепление власти князей и оборона внешних границ от нападений кочевников : печенегов и половцев. Именно, с этой целью Князь Владимир. Прозванный в народе Красное Солнышко, принял в 988 году христианство, что не только укрепило великокняжескую власть. Но и значительно повысило культурный уровень Руси и её международный престиж. При его сыне Ярославе Мудром, прозвали за тягу к знаниям, Киевская Русь стала одним из сильнейших государств Европы. На третьем этапе русское государство вступило в период феодальной раздробленности, сыновья и внуки Ярослава Мудрого воевали между собой за власть. Этим воспользовались внешние враги русского государства: половцы, которые начали беспрепятственно нападать на русские земли. Усиление русского государство произошло в начале 12 века в княжение Владимира Мономаха, который прекратил усобицы и на Руси наступил период расцвета Древнерусского государства. Но после его смерти усобицы продолжились и Киевская Русь окончательно распалась на ряд независимых княжеств.

 

2. Эти названия относятся к началу 20 века. Это названия политических партий, которые возникли в это время. РСДРП – Российская социал-демократическая рабочая партия (в 1903 году разделилась на партию большевиков во главе с Лениным и меньшевиков, которых возглавил Мартов), октябристы – партия 17 октября либеральная партия, возникшая в 1905 году, объединяла представителей крупной буржуазии, выступала за реформы при сохранении царской власти, лидер Родзянко. Кадеты, так называли партию конституционных демократов, которая объединяла представителей мелкой и средней буржуазии и выступала за реформы и введение в стране конституции, руководил ее профессор истории Милюков. Эсеры – социалисты-революционеры, партия выступавшая за свержение существующего строя методом революции. Для борьбы использовали метод террора. Руководил партией Чернов.

 

3. Я думаю, что это отрывок из «Повести временных лет» - летописи написанной монахом Нестором о жизни Древнерусского государства, первого исторического труда на Руси, на это указывает и стиль изложения и применение старославянских слов.

 

 

Билет № 2.

1. Борьба Руси против внешней агрессии в 13 веке.

2. Сравните развитие культуры в СССР в 1945-1953гг. и в период «оттепели», назовите общие черты и отличия.

3. Работа с источником.

 

1. 13 век стал страшным веком для русских земель, может из-за цифры? Но Руси пришлось в 13 веке перенести два страшнейших удара: с Востока на Русь обрушились монголо-татары, а с Запада на русские земли напали крестоносцы (немецкие, датские и шведские рыцари, которые хотели поработить Северо-Западные русские земли. Монголо-татыры, возглавляемые внуком Чингис-хана, ханом Батыем в 1236 году начали поход на Русь. У Батыя было не только сильное и многочисленное войско (100-150 тысяч человек), но он воспользовался и междоусобной враждой между нашими князьями. Князья не объединились перед лицом опасности, каждый поодиночке защищал свое княжество, силы были не равны и не смотря на героизм русских воинов и мирных жителей, которые вышли защищать свои города, Русь потерпела поражение. За пять лет с 1236 по 1242 годы практически все русские княжества, за исключением Новгородского были захвачены и разграблены монголами, тысячи людей погибли, разрушили города. Сожгли деревни, тысячи людей были угнаны в рабство. Наступил один из самых тяжелых периодов в истории нашего государства – монголо-татарское иго. Русь выплачивала ежегодно монголам огромную дань, кто не мог платить, того угоняли в рабство. Монголо-татарское иго продолжалось до 1480 года, когда при Иване 3 оно было свергнуто. Именно из-за монголо-татарского ига началось наше отставание от Европы. Не меньшую опасность представляли и крестоносцы, которые в 1240 – шведы, а в 1242 году – немцы напали на Новгород. Но в Новгороде княжил в это время Александр Невский так его прозвали за победу над шведами в Невской битве в 1240 году. Ему удалось сплотить людей вокруг себя и дать достойный отпор агрессорам. Немцы были разгромлены в Ледовом побоище в 1242 году. После этого рыцари больше не рисковали нападать на русские земли. За свою деятельность Александр Невский был причислен к лику святых Русской православной церковью.

 

2. В эти два периода нашей истории в развитии культуры произошли значительные изменения: 1946- 1953 гг. стали временем наиболее жесткого, а порой и жестокого контроля за деятелями культуры со стороны государства и лично Сталина, гонениям подвергались многие деятели культуры: Ахматова, Зощенко, Шостакович, Вавилов. В науке господствовал академик Лысенко, который в угоду Сталину преследовал ученых. Именно в это время были сфабрикованы «ленинградское» дело и «дело врачей» - они были направлены прежде всего против творческой интеллигенции, окончательно был захлопнут «железный занавес», советские люди не имели возможности ничего знать о жизни на Западе. Со смертью Сталина и приходом к власти Хрущева в развитии культуры произошли значительные изменения: был ослаблен, правд не полностью контроль за деятелями культуры со стороны партии, у деятелей культуры появилась возможность сказать правду, но правда только о времени Сталина, критиковать настоящее запрещали, цензура продолжала существовать и тех кто нарушал запреты также наказывали: пример дело Пастернака, гонения на Солженицына, но все равно после сталинского диктата на культуру дышать стало легче, легче стало творить, и это время и стало время движения вперед нашей культуры, Нобелевская премия Пастернаку за его роман «доктор Живаго», правда руководство страны запретило ему ее получать. Успехи в космонавтике и полет Гагарина, триумф в мире фильма «Летят журавли» Калатозова и «Чистое небо» Чухрая, успехи нашего балета.

 

3. В летописи идет речь о Ледовом побоище, сражении новгородского войска против немецких рыцарей в апреле 1242 года на льду Чудского озера.

 

 

Билет №3.

1. Культура Руси в 14-16вв.

2. С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «отруб», «хутор», Крестьянский банк? Объясните их значение.

3. Работа с источником.

3. Речь в летописной повести идет о Куликовской битве. Куликовская битва (1380г) произошла у впадении Непрядвы в Дон, упоминается имя Мамая, который руководил войсками монголов в Куликовской битве. Итак. Это Куликовская битва.

 

Билет №4.

1. Объединение русских земель вокруг Москвы и образование единого Российского государства в 14-15 вв.

2. С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «приватизация», «либерализация цен», «шоковая терапия»? Объясните их значение.

3. Работа с источником.

 

1. В 14 веке русские земли продолжали находиться под игом монголо-татаров. Русские земли выплачивали Золотой Орде дань, золотоордынские ханы выдавали ярлык, грамоту на княжение Владимирское, что означало старшинство среди других князей. Именно, в начале 14 века в борьбу за ярлык на Великое Владимирское княжение вступает Москва. Возвышению Москвы способствовали такие причины:

1) выгода географического положения (Москва была удалена от степи и сюда редко доходили золотоордынские отряды);

2) Москва находилась на пересечении торговых путей;

3) В Москву была перенесена резиденция русских митрополитов, Москва становится духовным центром;

4) Мудрая политика московских князей.

Усиление московского княжества происходит в княжение Ивана Калиты, калита – прозвище, означающее кошель с деньгами. Именно. Иван Калита (1325-1340гг) сумел победить главного соперника за первенство над русскими землями Тверское княжество, ему же удалось различными способами накопить значительное количество денег, (Он добился права от Золотой Орды собирать дань со всех русских земель, часть дани оставлял себе, на нее приобретал новые земли, укреплял Москву как крепость, усиливал войско). В княжение Дмитрия Донского (1359-1389гг) Москва бросила открытый вызов Орде и войско Дмитрия Донского одержало победу над Мамаем в Куликовской битве в 1380 году, правда освободиться от ига Золотой Орды тогда не удалось. В начале 15 века и его середине объединительный процесс замедлился из-за междоусобной войны за власть между московскими князьями. Процесс объединения русских земель завершился при Иване 3, когда русские земли сумели освободиться и от ига Золотой Орды (1480г) и было подавлено сопротивление Новгородского княжества, не желавшего присоединения к Москве. Именно, в это время Московское княжество объединило большинство русских земель и стало называться Российским государством. Были изданы единые законы, единое войско, начался экономический и культурный подъем, резко возросла военная мощь страны.

 

2. Эти понятия связаны с начальным этапом в истории современной России. В 1991 году после распада СССР, вновь возродилось российское государство. Руководители государства: президент Ельцин, глава правительства Гайдар и их окружение задумали и провели в кратчайшие сроки реформы для перевода российской экономики на рыночные рельсы. На первом этапе была осуществлена либерализация цен, что означает, что государство перестало контролировать цены, теперь цена устанавливалась рынком. 1 января 1992 года. Либерализация цен привела к их небывалому росту, даже сами реформаторы не ожидали, что цены вырастут в 40-50 раз. Приватизация собственности – это передача государственной собственности в частные руки. Этим процессом руководил Чубайс, проводил приватизацию в кратчайшие сроки. В основном наиболее ценные предприятия оказались в руках госчиновников и криминала. Простое население ничего не получило. Реформы проведенные в течение года с небольшим резко снизили уровень жизни население, инфляция уничтожила вклады и сбережения, появились миллионы безработных, экономика оказалась в кризисном состояние. Это было названо «шоковой терапией», далеко не все смогли пережить этот шок, хотя и нельзя отрицать, что именно благодаря этим реформам были заложены основы рыночной экономики, которую сегодня Россия небезуспешно развивает.

 

3. В этом документе Карамзин говорит о Сергии Радонежском. Я это установил потому, что именно, Сергей Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву против Мамая, и в наглядность дал ему и двух монахов Пересвета и Ослябу. Кстати Пересвет, который отличался небывалой силой в начале сражения сражался с монгольским богатырем Челубеем.

 

 

Билет №5.

1. Преобразования Петра 1: содержание, итоги.

2. Сравните внешнюю политику СССР в середине 1950-х середине1960-х гг и в 1970 гг. Объясните, что было общим и в чем заключались различия.

3. Работа с источником.

 

1. Петр 1 вошел в историю России как царь реформатор. При нем (1672-1725гг) были осуществлены важнейшие преобразования, которые позволили России преодолеть отставание от ведущих стран Европы, Россия при Петре Великом, так его называли большинство современников и помомков, сама стала великой державой. Удалось выполнить главную внешнеполитическую задачу: «прорубить окно в Европу», то есть получить выход к Балтийскому морю. Отставание России от Европы в допетровское время было связано прежде всего с тем, что ведущие западные страны уже встали на путь Капитализма и рынка, в России же продолжали господствовать феодальные отношения. «Нет промышленности, нет торговли, нет флота, нет регулярной армии» - так характеризовалось положение России до Петра 1. Все эти задачи были решены в кратчайшие сроки, в царствование Петра 1:

1) в ходе Северной войны со Швецией Россия вышла к Балтийскому морю и завоевала Прибалтику;

2) была создана методом рекрутских наборов регулярная армия, причем она стала одной из сильнейших в Европе;

3) был создан военно-морской флот, один из лучших в мире;

4) была создана собственная промышленность, Россия стала вывозить товаров больше, чем ввозила;

5) фактически было преодолено отставание от европейских стран.

В тоже время, нельзя не отметить и отрицательные черты правления Петра 1: резко усилился гнет на назшие сословия (возросли налоги и повинности), реформы потребовали неимоверного напряжения сил и колоссальных жертв. Кроме того реформы проводились в рамках старых феодальных отношений. Что и без того ухудшало жизнь народа.

Но не смотря на издержки реформ, именно реформы Петра 1 позволили России сделать огромный рывок вперед в своем развитии.

 

2. Внешняя политика этих двух периодов имеет очень много общих черт. В это время Советский Союз находился в состоянии «холодной войны» с США. То есть это был период острейшего противостояния: в экономике, политике, культуре и даже спорте. Каждая из двух сверхдержав хотела распространить свое влияние по всему миру. СССР после второй мировой войны удалось создать социалистическую систему государств, которым с одной стороны оказывалась огромная экономическая помощь, но в обмен на это они практически были лишены самостоятельности в политике. Малейшее проявление, которой подавлялось силой Венгрия –1956г, Чехословакия –1968г. В начале 60гг СССР потерял монополию в мировом коммунистическом движении, на роль лидера в нем стал претендовать Китай.

Но были и существенные различия если на первом этапе было жесточайшее противостояние, которое в ходе Карибского кризиса чуть было не привело к ядерной войне, то в 70гг наметился процесс нормализации отношений с Западом, были решены многие спорные вопросы, начался переговорный процесс по сокращению вооружений вообще и ядерных в частности. Поэтому этот период и был назван периодом разрядки международной напряженности. Несколько меняется и отношение к развивающимся странам, если ранее помощь оказывалась всем подряд. То теперь ее получали только те страны, которые выбирал социалистический путь развития. Но в целом, не смотря на некоторые изменения курс на противостояние со странами Запада сохранялся.

 

3. Я думаю, в этом документе говорится о царе Иване Грозном (1531-1584гг) Я это установил, по слову опричнина, именно такую систему мер предпринял для усиления своей власти Иван Грозный (1565-1572гг), а также по способам борьбы со своими противниками.

 

Билет №6.

1. Просвещенный абсолютизм Екатерины 2.

2. К какому периоду истории России относится понятие «многопартийность»? Объясните, с какими событиями, процессами оно связано.

3. Работа с источником.

 

1. Правление Екатерины 2 названо «просвещенным абсолютизмом», так Екатерина 2 в рамках старых феодальных отношений пыталась начать процесс модернизации России. Екатерина взошла на престол в 1762 году в результате государственного переворота, свергнув своего мужа Петра 3, правила она в течение 34 лет. Её внутренняя политика как сказано выше имела двойственный характер: с одной стороны она всячески развивала феодальные отношения, неимоверно выросли льготы и привилегии дворянства. Дворянство было поставлено в исключительное положение, права дворянства расширялись (1762 – Указ о расширении привилегий дворянства, 1783г – «Ода вольности дворянства). Не даром время правления Екатерины названо «золотым веком российского дворянства». На ряду с этим Екатерина, будучи довольно одаренным государственным деятелем, не могла не понимать. Что без внедрения новых рыночных отношений. Без развития промышленности, сельского хозяйства и торговли Россия не сможет конкурировать с ведущими странами Европы. Поэтому и был сделан ряд попыток реформирования, но в рамках старой феодально-крепостнической системы, что и обрекало ее начинания на неудачу.

 

2. Понятие многопартийности можно отнести сразу к двум периодам в истории нашего государства. Первый – начало 20 века. Когда в результате царского манифеста 17 октября 1905 года в России разрешалась деятельность политических партий. Это привело к формированию трех лагерей партий: революционного (большевики, меньшевики, эсеры), либерального (кадеты и октябристы) и монархического. После Октябрьской революции в стране утвердилась однопартийная политическая система, когда власть целиком и полностью предлежала партии коммунистов. Возвращение к многопартийной системе произошло во время перестройки в СССР, после 1988 года, окончательно многопартийная политическая система утвердилась в 90гг 20 века уже в современной России и существует и до настоящего времени, хотя с началом 21 века, большинство партий 90гг потеряли авторитет у населения, и реальной поддержкой населения пользуется вновь только одна партия «Единая Россия».

 

3. В этом документе говорится о событиях формирования единого русского государства вокруг Москвы. Так как в документе говорится о вече, то это означает, что речь идет о Новгороде и нежелании новгородских князей присоединяться к Москве. Там упоминается литовский князь Казимир, значит речь идет о событиях 14 века, предшествовавших присоединению Новгорода к Москве. В военном противостоянии Новгород проиграл. Многие бояре были переселены, и даже вечевой колокол был вывезен в Москву.

 

Билет №7.

1. Внешняя политика Российской империи во второй половине 18 века: задачи, основные направления, итоги.

2. К какому периоду отечественной истории относятся понятия «реабилитация», «совнархоз», «освоение целины»? Объясните, какие характерные черты они отражали.

3. Работа с источником.

 

1. Вторая половина 18 в. ознаменовалась в России правлением 4 императоров: Елизаветы Петровны 1741-1761гг, Петра 3 – 1761-762гг, Екатерины 2 – 1762-1796гг, Павла 1 1796-1801гг. Наиболее значительный вклад в решение внешнеполитических задач был внесен в царствование Екатерины 2. Основными задачами внешней политики стали:

- завоевание Причерноморья и выхода к Черному морю (задача была решена в ходе двух русско-турецких войн 1768-1774гг, 1787-1791гг. Входе этих войн проявился талант полководцев Суворова Александра Васильевича, Румянцева, Потемкина, Орловых, адиралов Спиридова и Ушакова).

- расширение границ Российской империи на Запад ( эта задача была выполнена в ходе трех разделов Речи Посполитой (Польши), в которых Россия вернула себе территории Западной Украины и Западной Белоруссии и избавилась от опасного соседа на Западе)

- расширение русских границ на Востоке (добровольно в состав России вошли земли казахов, были установлены границы России на Дальнем Востоке, Россия утвердилась на Аляске)

- установление взаимоотношений с США ( Россия стремясь ослабить своего противника Англию помогла Соединенным Штатам в войне за независимость)

Таким образом Екатерина 2 продолжив политику Петра 1, окончательно превратила Россию в одну из сильнейших держав мира, решив успешно все внешнеполитические задачи.

 

2. Эти понятия относятся к периоду правления Никиты Сергеевича Хрущева.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 180.