Тематика индивидуальных проектов и методические указания по их написанию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ»

 

Составитель: д.ф.н., проф. Павлова О.А.

 

 

Журналистика 42.03.02.

2 КУРС, 3 СЕМЕСТР

 

 

Направленность: Журналистика и медийный бизнес

 

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

Форма обучения: очная

 

КРАСНОДАР 2016


 

Оглавление

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 3

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 8

Список стихотворений для заучивания наизусть. 25

СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПРОЧТЕНИЯ.. 26

3.3. Список публицистических текстов для обязательного прочтения. 29

Список терминов для теоретического коллоквиума. 31

 


 

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Промежуточный контроль включает в себя следующие виды заданий:

1) теоретический коллоквиум,

2) тестовые опросы,

3) итоговый тренинг с творческими заданиями,

4) участие в круглом столе,

5) участие в студенческой конференции,

6) участие в ролевой игре,

7) выступления на практических занятиях.

Основными формами промежуточного (рубежного) контроля знаний студентов являются активная работа на практически занятиях, проводимых в рамках преподавания данной дисциплины преимущественно в интерактивной форме. Данный вид работы позволяет оценить степень владения теоретическими знаниями, умение организовать самостоятельную работу с источниками, а также формирование у студентов практических навыков исследовательской работы.

Итоговые требования к уровню освоения курса изложены в вопросах к экзамену. Экзамен может быть поставлен автоматически при условии соблюдения четырёх требований:

1) регулярное посещение лекционных и практических занятий;

2) активная работа на практических занятиях;

3) сдача теоретического коллоквиума;

4) успешное написание (не менее 80% правильных ответов) промежуточного тестирования).

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

все виды работ по освоению курса – овладение теоретическим материалом лекций, подготовка к занятиям в интерактивной форме и к классическим семинарам, подготовка к итоговой аттестации – проходят благодаря самостоятельной работе студента, организуемой и управляемой преподавателем через фонд оценочных средств, являющийся учебно-методической основой любого курса.

Но в любом фонде оценочных средств наличествуют задания, выступающие своеобразными «маркерами» активности и ответственности студента, овладевающего профессиональными компетенциями через самостоятельное выполнение индивидуальных проектов. В рамках курса «Теория коммуникации» в такой функции выступают индивидуальный проект и реферат. Именно при помощи этих заданий преподаватель осуществляет контроль над самостоятельной работой студента.

Тематика индивидуальных проектов и методические указания по их написанию

1. Связь теории коммуникации и лингвистики.

2. Теория коммуникации и герменевтика.

3. Теория коммуникации и логика.

4. Соотношение понятий «коммуникация – информация – смысл».

5. Модель коммуникации Р. Лассвелла.

6. Математическая модель коммуникации Шеннона и Уивера.

7. Модель Джорджа Гербнера.

8. Социально-психологическая модель Теодора Ньюкомба.

9. Интегральная (обобщенная) модель Б. Вестли и М. Маклина.

10. Трансакционная модель коммуникации.

11. Коммуникативная компетентность личности.

12. Постиндустриальное общество Дэниела Белла.

13. Постмодернисты и Юрген Хабермас.

14. Типология социально-коммуникативных технологий.

15. Коммуникативная личность: сущность и содержание.

16. Типология социально-коммуникативных технологий.

17. Коммуникативные барьеры.

18. Технические, «человеческие», социокультурные барьеры.

19. Сущность, структура и функции социально- коммуникативных технологий.

20. Языковая личность.

 

Методические указания к написанию индивидуальных проектов

§ Для индивидуального проекта студент выбирает один из предложенных выше вопросов и раскрывает его на 5–7 страницах печатного текста.

§ Необходимо помнить, что на один вопрос могут претендовать не более двух студентов.

§ Требования к оформлению печатного текста: шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14 кегль, межстрочный интервал – 1,5; поля: слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху и снизу – 20 мм; инициалы и фамилия автора пишутся в правом верхнем углу жирным курсивом, название работы печатается прописными буквами жирным шрифтом по центру без сокращений.

§ На базе данного текста создается презентация объемом от 15 до 20 слайдов.

§ Защита индивидуального проекта проходит в форме собеседования по презентации и является одним из условий допуска к экзамену.

Список рекомендуемой литературы

1. Адаир Д. Эффективная коммуникация. М., 2003.

2. Баркер А. Как улучшить навыки общения. СПб., 2003.

3. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. СПб., 2000.

4. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. СПб., 2011.

5. Гиблин Л. Как обрести уверенность и силу в отношениях с людьми. Минск, 2003.

6. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник для вузов. М., 2001.

7. Гойхман О.Я. Научно-практические проблемы обучения речевой коммуникации студентов-нефилологов сервисных специальностей. М., 2000.

8. Лаундес Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. М., 2002.

9. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001.

10. Шейнов В.П. Искусство убеждать. М., 2000.

Тематика рефератов и методические рекомендации к их написанию

1. Язык и речь.

2. Функции языка и речи.

3. Речь и мышление.

4. Речевая деятельность.

5. Формы и типы речевой коммуникации.

6. Виды речевой деятельности.

7. Разновидности национального языка и функциональные стили речи.

8. Язык и общество.

9. Общенародный язык и его разновидности.

10. Речевая норма и культура речи.

11. Технология продуцирования письменной речи.

12. Структура монолога.

13. Мастерство монологической речи.

14. Виды диалогов и стратегия достижения согласия в устной речи.

15. Этика речевой коммуникации.

16. Речевые тактики в речевой коммуникации.

17. Психолингвистические аспекты речевой коммуникации.

18. Основные типы коммуникабельности людей.

19. Эго-состояния и речевое общение.

20. Невербальные средства общения.

21. Манипулирование в средствах массовой информации.

22. Имиджевые коммуникации в контексте массовых коммуникаций.

23. Приемы формирования стереотипов и установок в пропаганде.

24. Убеждающее воздействие в массовых коммуникациях.

25. Коммуникативные технологии формирования имиджа и репутации политического деятеля.

26. Информационно-психологическое воздействия в СМИ и PR-технологиях.

27. Методы изучения аудитории с позиций решения различных коммуникационных задач.

28. Стереотипизация как условие осуществления массовой коммуникации.

29. Массовая коммуникация как фактор регулирования массового поведения.

30. Особенности межличностного общения и массовая коммуникация.

31. Понятие эффективности массовой коммуникации. Барьеры массовой коммуникации.

32. Способы привлечения и удержания внимания в массовой коммуникации.

33. Запоминание как цель массовой коммуникации.

34. Условия понимания сообщения в массовой коммуникации.

35. Создание имиджа медиаперсоны.

36. Имидж события.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар № 1

Семинар № 2 (круглый стол)

Семинар № 3

Семинар № 4

Семинар № 5–6

Семинар № 7

Семинар № 8

Семинар № 9

Содержание коммуникации. Семиотика языка

1.Содержание и средства речевой коммуникации.

2. Понятие и типология знака.

3. Синтактика, семантика, прагматика как основные отношения знаков.

4. Общение как социально-психологическая и коммуникационная категория. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.

Литература:

Основная:

1. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: учеб. пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2006.

2. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.

3. Основытеории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2003.

4. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.

5. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации: учеб. пособие. М.: Рефл-бук, 2003.

6. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2002.

Дополнительная:

7. Соколов А.В. Общая теория коммуникации. [Электронный ресурс]: http://evartist.narod.ru/text16/074.htm (дата обращения: 17.05.2016).

8. Виды и типы коммуникаций /Языки программирования. [Электронный ресурс]: http://life-prog.ru/1_27253_lektsiya--vidi-i-tipi-kommunikatsii.html (дата обращения: 17.05.2016).

Семинар № 12 (практикум)

Практика убедительной речи

Проанализируйте русские пословицы о языке, речи, общении. Сделайте вывод о характере речевого идеала русского народа, написав двухминутную речь по выбранной пословице. Учитывайте тот факт, что данную речь придется произнести по памяти.

 

Перо всегда смелее языка.

Семинар № 13

Ролевая игра «Дебаты»

Дебаты – это обсуждение какой-либо значимой проблемы с формулированием различных точек зрения на нее. Важнейшая особенность дебатов заключается в том, что в их ходе не спорят, а высказывают свою точку зрения, приводя аргументы, выслушивают оппонента, не перебивая, задают оппоненту вопросы только на выяснение его позиции, не вступая с ним в спор.

Команды выступают с заранее подготовленными тезисами или проводится жеребьевка и команды определяют тезис, который они будут защищать, по жребию. Дебаты открывает первая команда. Капитан первой команды, выходя на трибуну, заявляет тезис своей команды, который потом записывается на доске. Аналогично поступает вторая команда. Дебаты записываются на видеокамеру, а затем анализируются.

Примерные темы для дебатов:

Способна ли тюрьма исправить?

Нужна ли смертная казнь?

Непобедима ли коррупция?

Должна ли земля быть частной собственностью?

Приносят ли деньги счастье?

Надо ли бороться с курением в обществе?

Должно ли образование быть платным?

Литература:

Основная:

1. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: учеб. пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2006.

2. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.

3. Основытеории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2003.

Дополнительная:

4. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.

5. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации: учеб. пособие. М.: Рефл-бук, 2003.

6. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2002.

Семинар № 14

Теоретический коллоквиум

Проходит в форме собеседования по терминам, предложенным в списке терминов теоретического коллоквиума.

Семинар № 15-16

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ»

 

Составитель: д.ф.н., проф. Павлова О.А.

 

 

Журналистика 42.03.02.

2 КУРС, 3 СЕМЕСТР

 

 

Направленность: Журналистика и медийный бизнес

 

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

Форма обучения: очная

 

КРАСНОДАР 2016


 

Оглавление

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 3

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 8

Список стихотворений для заучивания наизусть. 25

СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПРОЧТЕНИЯ.. 26

3.3. Список публицистических текстов для обязательного прочтения. 29

Список терминов для теоретического коллоквиума. 31

 


 

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Промежуточный контроль включает в себя следующие виды заданий:

1) теоретический коллоквиум,

2) тестовые опросы,

3) итоговый тренинг с творческими заданиями,

4) участие в круглом столе,

5) участие в студенческой конференции,

6) участие в ролевой игре,

7) выступления на практических занятиях.

Основными формами промежуточного (рубежного) контроля знаний студентов являются активная работа на практически занятиях, проводимых в рамках преподавания данной дисциплины преимущественно в интерактивной форме. Данный вид работы позволяет оценить степень владения теоретическими знаниями, умение организовать самостоятельную работу с источниками, а также формирование у студентов практических навыков исследовательской работы.

Итоговые требования к уровню освоения курса изложены в вопросах к экзамену. Экзамен может быть поставлен автоматически при условии соблюдения четырёх требований:

1) регулярное посещение лекционных и практических занятий;

2) активная работа на практических занятиях;

3) сдача теоретического коллоквиума;

4) успешное написание (не менее 80% правильных ответов) промежуточного тестирования).

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

все виды работ по освоению курса – овладение теоретическим материалом лекций, подготовка к занятиям в интерактивной форме и к классическим семинарам, подготовка к итоговой аттестации – проходят благодаря самостоятельной работе студента, организуемой и управляемой преподавателем через фонд оценочных средств, являющийся учебно-методической основой любого курса.

Но в любом фонде оценочных средств наличествуют задания, выступающие своеобразными «маркерами» активности и ответственности студента, овладевающего профессиональными компетенциями через самостоятельное выполнение индивидуальных проектов. В рамках курса «Теория коммуникации» в такой функции выступают индивидуальный проект и реферат. Именно при помощи этих заданий преподаватель осуществляет контроль над самостоятельной работой студента.

Тематика индивидуальных проектов и методические указания по их написанию

1. Связь теории коммуникации и лингвистики.

2. Теория коммуникации и герменевтика.

3. Теория коммуникации и логика.

4. Соотношение понятий «коммуникация – информация – смысл».

5. Модель коммуникации Р. Лассвелла.

6. Математическая модель коммуникации Шеннона и Уивера.

7. Модель Джорджа Гербнера.

8. Социально-психологическая модель Теодора Ньюкомба.

9. Интегральная (обобщенная) модель Б. Вестли и М. Маклина.

10. Трансакционная модель коммуникации.

11. Коммуникативная компетентность личности.

12. Постиндустриальное общество Дэниела Белла.

13. Постмодернисты и Юрген Хабермас.

14. Типология социально-коммуникативных технологий.

15. Коммуникативная личность: сущность и содержание.

16. Типология социально-коммуникативных технологий.

17. Коммуникативные барьеры.

18. Технические, «человеческие», социокультурные барьеры.

19. Сущность, структура и функции социально- коммуникативных технологий.

20. Языковая личность.

 





Дата: 2016-10-02, просмотров: 173.